Доклад: «Социально-педагогическая деятельность с семьей».

  • docx
  • 01.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ШАХ. 5 Доклад.docx

 

 

                Доклад: «Социально-педагогическая деятельность с семьей».

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, так как именно в семье рождается чувство преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему. Психологически благоприятная семейная атмосфера и эмоционально насыщенная жизнь в школе играют большую роль в воспитании учащегося. Они создают предпосылки для развития интеллекта ребенка и его духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому так важно взаимодействие родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания.

По роду своей деятельности, мы, социальные педагоги, сталкиваемся с ошибками в семейном воспитании, работаем с разными категориями семей и семьями, переживающими разные периоды развития. Это семьи, имеющие младших школьников и детей дошкольников, семьи подростков и имеющие взрослых детей, семьи, требующие повышенного внимания и нуждающиеся в особой помощи: неполные семьи, малоимущие, многодетные, имеющие детей-инвалидов, опекаемых детей, неблагополучные семьи группы риска, в которых традиции семейного воспитания частично утрачены и имеются проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье.

Работая в данном направлении, мы столкнулись с необходимостью упорядочения направления и форм работы с семьей, результатом данного поиска явилась разработка программы "Семейная академия", которая реализуется в школе на протяжении многих лет. Программа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, повышении социально-психолого-педагогической грамотности родителей. Предусматривает два направления деятельности:

  • коррекционно-профилактическое;
  • информационно-просветительское.

Коррекционно-профилактическое направление предусматривает индивидуальное взаимодействие с различными категориями семей. Индивидуальная работа с ребенком, родителями занимает ведущее место в деятельности социального педагога. В арсенале специалиста имеются технологии индивидуального взаимодействия со всем окружением ребенка, и в первую очередь с семьей. Социальный педагог выявляет проблемы в развитии ребенка и ищет пути их коррекции. Логика взаимодействия с семьей ребенка включает в себя анализ причин возникшей проблемы и оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье. Родители консультируются по вопросам воспитания, правового, духовно-нравственного развития ребенка. Консультации носят не только педагогический, но и социальный характер.

Социальный педагог проводит с родителями различных категорий первичное социальное консультирование на которых, в зависимости от запроса, предоставляет информацию о мерах социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа семьям с детьми, либо возможности оказания материальной поддержки в рамках школы (Фонд всеобуча и бесплатное питание ребенка).

Деятельность социального педагога строится на принципах социального партнерства: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, обязательность и, ответственность сторон. От того, насколько успешно социальный педагог взаимодействует с специалистами различных социальных центров, зависит успешность разрешения проблемной ситуации в семье.

Информационно-просветительское направление предусматривает педагогическое просвещение родителей.

При проведение тематических общешкольных и классных родительских собраниях с родителями рассматриваются вопросы духовно-нравственного, правового, гражданского и патриотического воспитания детей. Родителям предлагаются различные формы работы:

  • индивидуальные консультации по различным проблемам, эта форма работы наиболее продуктивна, так как рассматривается конкретная ситуация и предлагаются адресные рекомендации
  • социально-психолого-педагогический совет (СППС), в работе которого мы принимаем активное участие. В процессе рассмотрения проблемы учащегося вырабатывается алгоритм оказания социально-психолого-педагогической поддержки ребенку.
  • лектории, круглые столы с привлечением специалистов школы и города, деловые игры. Данные виды деятельности позволяют родителям находиться не только в роли слушателя, но и активного участника обсуждения предложенной темы.
  • тематические родительские собрания, проходят - 1 раз в четверть, на которых поднимаются вопросы воспитания детей, происходит диалог на уровне классного коллектива;
  • ежегодно в марте проводится "День открытых дверей", в рамках этого мероприятия организуется родительская конференция;
  • два раза в год проходят круглые столы, где рассматриваются наиболее актуальные вопросы воспитания детей, на встречи приглашаются специалисты городских учреждений.