КГКП «Ясли сад № 11» г. Павлодара
Доклад
Тема: Социально - психологические характеристики личности
Выполнила: Кадочникова Н.А
Содержание
Введение………………………………………………………………….…....3
1. Социальная психология личности…………………………………………4
1.1 Понятие личности…………………………………………………………4
2. Социально-психологическая характеристика личности…………………5
Литература…………………………………………………………………....10
2
Введение
Несколько поколений социальных психологов сформировалось под влиянием социально-психологических теорий, изложенных во многих учебниках различных авторов. По мере возникновения благоприятных социально-политических условий социально-психологическая теория из мифологии, стала превращаться в науку как таковую. Но преодолеть кризис в области социально-психологической теории оказалось непросто. Дело в том, что здесь невозможно ограничиться отказом от одних принципов, теорий, терминов и переходом к использованию других. Кризис связан с глубинными процессами в обществе, с закостеневшим менталитетом. Поэтому необходимо изменение взглядов на жизнь и отношение к человеку, понимание его ценности.
Социальную психологию как направление научного знания могут создать те, кто знают действительность не теоретически, изнутри. Нельзя в современных социальных условиях исходить из сложившихся в прошлом теоретических схем. При этом нужно понять и то, почему социологизируется социально-психологическая теория. В настоящее время не обойтись без анализа тех факторов, зачастую социологических, которые определяют содержание социально-психологических явлений. Когда произойдет смена социальных институтов, сложится новая система отношений, утвердится новый образ жизни, тогда наступит время для более тонкого и конкретного социально-психологического анализа. Пока обстоятельства позволяют создать лишь «каркас» социально-психологической теории, адекватного сегодняшней действительности. Одновременно надо освободить социально-психологическую теорию об идеологии и наполнить ее соответствующим содержанием. Несостоятельным оказались многие принципы, так называемые научные школы, получившие свою известность в прошлом в результате политических спекуляций. Так получилось, что из поля зрения теории социальной психологии выпал ряд явлений, без учета которых нельзя понять ни общество, ни личность
Без тесной связи с теорией невозможно нормальное развитие прикладных направлений социальной психологии. Сегодня, как никогда, общество нуждается в социально-психологических знаниях. При этом следует подчеркнуть, что только тогда, когда будет создана капитальная, научно фондированная и по-настоящему практичная социально-психологическая теория, она сможет быть серьезным подспорьем в решении жизненно важных проблем.
3
1. Социальная психология личности
1.1 Понятие личности
Социальная психология изучает личность, проблемы формирования и социализации личности, ее положение в группе и в системе общения.
Понятие «личность» раскрывает социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.
Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию. Быть личностью – значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
Личность (в узком смысле) – это субъект решения проблем, выбора, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы, это субъект культуры. Личность может проявляться там, где человек сталкивается с проблемами, конфликтами. Человек еще не личность, если не способен самостоятельно решать жизненные проблемы и нести за свои решения и поступки ответственность.
4
Свобода личности, или свобода выбора, воли, определяется возможностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечением. «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям» (М. Шелер).
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и групп. Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни. Социальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.
Итак, общественно-экономическая формация формирует данную социальную среду, порождающую той или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения. Следовательно, общественно-экономическая формация – социальная среда – образ жизни – личность – таков принципиальный путь формирования личности.
Различие людей между собой многопланово: это и различия убеждений и интересов, знаний и опыта, способной и умений, темперамента и характера. И тем не менее, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям: у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы. К.К. Платонов, указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятие «личность», «индивид», «индивидуальность», дает следующее определение личности. Личность – это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания.
Согласно мнению Е.В. Шороховой, в основе социально-психологического понимания личности лежат характеристики социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь.
2.Социально-психологическая характеристика личности
Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные,
5
гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о
самоактуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я – концепцию»), экзистенциальные. Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установки Д.Н. Узнадзе, дистанционную теорию личности , структуру личности К.К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности. Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.
Личность понятие многообразное. Исследователи в это понятие вкладывают самое различное содержание. Однако можно выделить два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания*, другие делают упор на социальное свойство индивида как на «совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения». Оба подхода акцентируют внимание на содержательной стороне понятия «личность», представляющей собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. «Для психологии, — отмечает Е.В. Шорохова, — личность — это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения»
Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности — отец, мать, сын, начальник, руководитель и т. п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат на поверхности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истинное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к отцу как к главе семейства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения и исследования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей.
Это межличностные роли.
В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое «официальное» положение, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.
6
Важность названного феномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства собственного достоинства. Люди с развитым чувством собственного достоинства отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутренними конфликтами, подавляют склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства собственного достоинства обладают противоположными качествам. У тех и у других в связи с этим формируются специфические качества самосознания.
Самосознание— это прежде всего осознание себя в качестве устойчивой, более или менее определенной единицы, сохраняющей свою независимость и целостность в различных ситуациях. Самосознание — это образ «Я», установка по отношению к самому себе. Каждый человек, если у него нормально функционирует самознание, в какой-то степени осознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он отказывается от этого полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой уровень самосознания, вводит в действие механизмы психологической защиты. «Идея «психологической защиты», — пишет В.Ф. Бассин, — отразила совершенно реальную и важную сторону психической деятельности... Психологическая защита является нормальным, постоянно применяемым психологическим механизмом На формирование личности оказывают влияние как деловые, так и личные отношения. Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, сотрудники кафедры и т.п.), называется малой группой. Наиболее развитая социальная группа — коллектив.
Основное назначение социальной группы — целенаправленное регулирование межличностных отношений для реализации интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношениях не только с другим индивидом, но и с множеством членов группы.
Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в соответствии с его общественным статусом называется социальной ролью. Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдельные свойства личности.
В своей микросреде человек вступает в непосредственные личные контакты, возникают межличностные отношения, которые зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от их социального статуса. Люди часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью (от лат. слова con-formis — подобный). Чем выше степень единства в группе, тем выше требования конформности, тем меньше вероятность отклонений.
Человек усваивает ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим к нему окружением, с которым он контактирует.
7
И если в нем преобладают мнения, позиции и представления, противоречащие нормам морали и права, то, разделяя их, индивид вступает в конфликт с обществом и законом. Так, совместная преступная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в одиночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, подвергается быстрой десоциализации.
Социальные нормы являются важнейшими средствами социального воздействия на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности.
В процессе деятельности, общения и взаимодействий в обществе и группах у личности вырабатывается нормативно-ценностная система — особое психологическое образование — важнейший компонент внутреннего мира личности, интегративная система внутренних регуляторов поведения человека. Формирование этой системы — основное направление социального развития личности как специфического в психологическом плане процесса становления гражданина.
Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентации и других психологических свойств и качеств. Социально-правовая активность проявляется как способ самоактуализации личности, реализации ее внутреннего социально-политического и нравственного потенциала.
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются безличные (социальные) и межличностные роли. Взаимодействия друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например учителя, банкира, следователя, матери, люди остаются личностями. Любая социальная роль всегда оставляет для исполнителя возможность проявить свою индивидуальность. Вследствие этого социальные отношения становятся межличностными.
В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).
(Оно )Ид, это основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей добра и зла, не знает морали.
Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется требованием реальности. Эта часть личности отвечает за
8
произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия.
Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.
Персона – это то, какими мы представляем себя миру: характер, который мы принимаем, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.
Эго – это центр сознания, он создает ощущение последовательности в нашей сознательной жизни.
Тень – центр личного бессознательного, в котором сосредоточен
материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как
несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.
Анима и Анимус – идеальные бессознательные структуры, отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под влиянием этих архетипов.
Самость – центральный архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целостность, которая и есть самость.
Трансакцией называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человекe) или трансакционного реакцией.
9
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003. (стр. 27)
2. Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002. (стр. 15)
3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации М.,1999. (стр. 9)
4. Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии //Психол. журн. 1996 Т. 17 № 1, С 110-128. (стр. 6)
5. Донцов А.И. Психология коллектива М., 2001. (стр. 48)
6. Дубовская Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой группы М., 1991. (стр. 72)
7. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение Л., 2004. (стр. 51)
8. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 2003. (стр. 23)
9. Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999. (стр. 17)
10. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова М. Наука, 2000. (стр. 36)
11. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности теорет.методолог. аспект Л., 2003. (стр. 29)
12. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1999. (стр. 31)
13. Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 2001. (стр. 24)
14. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001. (стр. 9)
15. Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1999. (стр. 78)
16. Социально-психологическое исследование межнациональных отношений / Под ред. П.Н. Шихирева. М.,2005. (стр. 125)
10
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.