Задачи и формы психологической помощи
Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации.
Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.
Можно выделить основные задачи психологической помощи:
1. Задачи, связанные с личностью клиента. Первой из таких предметных перспектив, несомненно становится личность. Задачи которые человек стремиться решить: самоопределения (идентичности), выбора (принятия решения), самосознавания (личностной рефлексии); совладания с критической (кризисной) ситуацией и т.п.; Едва ли не самым существенным моментом здесь является то, что цели и задачи зачастую определяются самим клиентом.
2. Задачи, связанные непосредственно с процессом оказания психологической помощи. Где самостоятельными задачами являются: установление отношений доверия и принятия; обеспечение надлежащей динамики рабочих отношений, ведущей к осознанию и возможному разрешению психологических проблем клиента; проработка или, наоборот, снятие психологических защит; Самостоятельными задачами становятся определение форм и техник ведения начального интервью, сроков совместной работы и способов завершения психологической помощи.
3. Третья группа задач относится к психологической помощи сообществу. Основные и возможные задачи: адекватная ориентировка в ситуации, идентификация и локализация (при необходимости) конфликта; снятие социально-психологической напряженности, помощь в ценностно-смысловой переориентации группы; повышение (при необходимости) сплоченности и помощь в определении лидера.
4. Задачи, затрагивающие личность психолога. Совершенно особые задачи, стоящие перед профессионалом,— это задачи, которые касаются уже не непосредственно процесса психологической помощи: задачи, относящиеся к его (профессионала) собственному личностному развитию и благополучию, к его профессиональному мастерству. Недостаточная проработанность личностных проблем (фрустрированных или нереалистичных потребностей, фантазий, страхов, конфликтов, защит, ценностных смыслов, самооценок, мотивов и т.п.) И недостаточная профессиональная (техническая и теоретическая) подготовка легко могут вместо психологической помощи травмировать как клиента, так и консультанта и добавить к неразрешенным проблемам психогенные расстройства.
Основными формами психологической помощи являются следующие:
1. Психопрофилактика (предупреждение).
2. Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары).
3. Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).
4. Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).
5. Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.
6. Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).
7. Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).
Также виды психологической помощи можно разделить на: психологическое консультирование; психологическая коррекция; кризисное вмешательство; психологическая реабилитация; психологический тренинг.
Психологическая коррекция
Термин «психологическая коррекция» появился в 70-ых годах прошлого века. Он обозначает точечное психологическое воздействие на конкретные психологические структуры с целью обеспечения полноценной жизнедеятельности человека и его личностного развития. Любопытна история рождения данного термина. В то время набирала популярность психотерапия, в особенности — групповая. В этой связи особую актуальность приобретал вопрос и праве психолога осуществлять психотерапевтическую деятельность, которая, как известно, является прерогативой человека с высшим медицинским образованием. Чтобы преодолеть эти юридические коллизии и был введен термин «психологическая коррекция». Как показала практика, психологи оказались едва ли не больше психотерапевтов подготовлены к такого рода деятельности, в особенности — к групповым занятиям. Отличие психологической коррекции от психотерапии состоит в ее более широком диапазоне использования: она находит применение не только в медицине, но и в педагогике и некоторых других отраслях. Кроме термина «психологическая коррекция» существует понятие психологическое вмешательство». Оно также предполагает целенаправленное воздействие психолога на своего клиента. И психологическое вмешательство и психологическая коррекцияприменяются в различных сферах деятельности. И одно, и второе решает задачи лечения, профилактики и реабилитации. Резюмируя, следует признать абсолютную близость (если не идентичность) психологической коррекции, психологического вмешательства и психотерапии.
Психологическое консультирование
Этот вид деятельности психолога направлен, прежде всего, на оптимизацию психической активности человека, выводу его психики из негативных состояний, помощь в затруднительных ситуациях и в вопросах самовоспитания. Консультирование может быть организовано на базе школы, организации, в семейном кругу. Психологическое консультирование по своей сущности и используемым методам очень близко к психотерапии. Разделительная черта здесь лежит в исходных предпосылках и ожидаемом результате, т.е. в том, от какой печки «пляшет» специалист и чего он хочет добиться: психолог сфокусирован на мобилизации имеющихся у пациента ресурсов, а психотерапевт нацелен на перемены в его личности. Оба этих вида деятельности являются, по своей сути, звеньями одной и той же цепи: психолог объясняет, консультирует, информирует, а психотерапевт подбирает необходимые методы коррекции при дефиците у пациента собственных ресурсов.
Четкой дифференциации между психологическим консультированием и психотерапией нет. Обычно в дискуссиях на эту тему фигурирует аргумент об отсутствии в психологическом консультировании медицинской составляющей. Но он легко опровергается широким использованием оного в медицине, например, у пациентов с соматическими болезнями, у беременных женщин и т.д. Таким образом, оба вышеназванных метода, используя психологические инструменты воздействия, осуществляют терапевтические, профилактические и реабилитационные функции. Психологическое консультирование и психотерапия имеют практически идентичные цели (достижение положительных сдвигов в бихевиоральной и эмоциональной личностных сферах), базируются на одних и тех же научных разработках и осуществляются специалистами соответствующей квалификации (отличие здесь лишь в необходимости наличия у психотерапевта диплома об окончании медицинского ВУЗа, чего нет у психолога).
В зависимости от теоретического «фундамента» (психодинамический, гуманистический, бихевиоральный).
Психологическое консультирование может решать следующие задачи:
Психологический тренинг
Целями психологического тренинга являются:
Отличием психологического тренинга от психотерапии является отсутствие медицинской составляющей. Характерными особенностями, выделяющими его из общего ряда психологических методов, являются: выраженный акцент на саморазвитие участников процесса, относительно постоянный состав группы, создание в группе атмосферы раскрепощения и психологического комфорта, использование активных методов групповой терапии, вербализованная рефлексия.
Психологический тренинг позволяет добиваться множества разнонаправленных целей. Для этого психолог, ведущий группу или занимающийся индивидуальным тренингом, изучает психологические закономерности и особенности поведения своего подопечного (подопечных), ищет эффективные способы внутригруппового и внешнего взаимодействия, развивает самосознание своих клиентов, исследует их конкретные проблемы, всячески содействует реализации их творческого потенциала и личностному совершенствованию. Благодаря этому улучшается психоэмоциональный статус клиента, предупреждается развитие депрессий, облегчается общение с окружающими, улучшается общее самочувствие и физическое здоровье, приходит ощущение полного психического комфорта и собственной успешности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.