Доклад : Формирование УУД на логопедических занятиях
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
дефектология +1
Взрослым
17.08.2018
В докладе теоретические основы УУД,СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию, упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану, этапы самопроверки, образец карты самонаблюдения.
Формирование УУД на лог занят.docx
Формирование УУД на логопедических занятиях.
Учитель – логопед Серебрякова Г.П.
Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения
метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения,
вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной
систематической работы по их внедрению в школьное обучение не
производилось. Стихийность развития УУД находит отражение в острых
проблемах школьного обучения: в несформированности учебно-
познавательных мотивов, трудностях произвольной регуляции учебной
деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий и
т.п. Концепция развития универсальных учебных действий, которая является
составной частью Федерального государственного стандарта начального
общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное
формирование универсальных учебных действий ключевым условием
повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-
исторических условиях развития общества.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает
умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность
способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной
работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений, включая организацию этого процесса.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения
учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа
мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить
четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также
действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию
учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект
поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной
деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование,
прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том
числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и
решение проблемы. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и
учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение
слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте
усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости
от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся
раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И
коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной
школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются
интегративными характеристиками образовательного процесса.
Учащиеся ОВЗ , которые начинают заниматься на логопункте
общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических
особенностей , затрудняющих формирование у них УУД .
СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ
СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-
ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
1. Недостаточное понимание учебных
заданий указаний, инструкций учителя.
2. Трудности овладения учебными
понятиями, терминами.
3. Трудности формирования и
формулирования собственных мыслей в
пpoцессе учебной работы
4. Недостаточное развитие связной
речи.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная
наблюдательность по отношению к
языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие
способности к переключению.
4. Недостаточное развитие
словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к
запоминанию преимущественно
словесного материала.
6. Недостаточное развитие
самоконтроля, преимущественно в
области языковых явлений.
7. Недостаточная
сформированность произвольности
в общении и деятельности.
Исходя из данных особенностей детей с ОВЗ, перед учителем – логопедом
наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению
общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития
предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и
формирования этих учебных умений. Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы
осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В.
Ястребовой (1984, 1999).
I.1 Развитие и совершенствование
психологических предпосылок к
обучению:
1) устойчивости внимания;
2) наблюдательности (особенно к языковым
явлениям);
3) способности к запоминанию;
4) способности к переключению;
5) навыков и приемов самоконтроля;
6) познавательной активности;
7) произвольности общения и поведения;
II.1 Развитие и совершенствование
коммуникативной готовности к
обучению:
1) умение внимательно слушать и слышать
учителя - логопеда, не переключаясь на
посторонние воздействия; подч В рамках
данного подхода коррекционно –
воспитательная работа (развитие и
совершенствование психологических и
коммуникативных предпосылок к обучению,
формирование полноценных учебных и
коммуникативных умений и навыков,
адекватных ситуации учебной
деятельности) занимает такое же важное
место, как и преодоление отклонений
речевого развития детей и создание
предпосылок для устранения пробелов в
знании программного материала,
обусловленных отставанием в развитии
устной речи детей инять свои действия его
инструкциям и замечаниям (т.е. занять
позицию ученика);
2) умения понять и принять учебную задачу,
поставленную в вербальной форме;
3) умения свободно владеть вербальными
средствами общения в целях четкого
восприятия, удержания и сосредоточенного
выполнения учебной задачи в соответствии
с полученной инструкцией;
4) умения целенаправленно и
последовательно (в соответствии с
заданием, инструкцией) выполнять учебные
действия и адекватно реагировать на
контроль и оценки со стороны учителя –
логопеда
Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го
направления предусматривает в большей мере формированиерегулятивных
УУД, содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии
речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о
формировании познавательных учебных действий.
В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается
развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению
Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных
УУД .
Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что
выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя,
когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано
как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью
кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с
несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно
реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой,
четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает
ученика, который умеет учиться.
1. «Объясните домовёнку Кузе» Логопед дает ученикам какое-то задание.
Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из
испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для
Кузи.
т их алгоритмы.
1. «Расскажи о звуке по плану-схеме»
Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям
предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены
цветными символами.
2. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной
инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры,
соответствующие порядку выполнения действий.
Например:
2. «Письмо с пропусками» Логопед дает задание: «Я буду диктовать
предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку».
Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить
вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и
переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция
деятельности с учетом меняющейся инструкции.
3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию,
повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко
представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают
выполнять задание. Примеры заданий:
1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.
Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.
2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды
«Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.
Черная цапля циркулем чертила.
Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертеж.
Упражнения, развивающие умение планировать действия по
выполнению учебной инструкции и действовать по плану
Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план,
обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей
планированию.
Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая
последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере
роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и
алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе
логопедической работы дети сами планируют действия, составляю
3. «Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в малые группы
по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для
всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи.
Например:
– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.
Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова,
используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот
алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро
выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его
обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий
алгоритм, нужно ли его дополнить.
Пример алгоритма, составленного учениками:
Как разобрать слово по составу Изменить форму слова → выделить окончание, обозначить.
Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить.
Подобрать однокоренные слова → выделить общую часть слова – корень,
обозначить.
Посмотреть на оставшиеся части слова:
Если есть часть слова перед корнем → это приставка, обозначить.
Если есть часть слова между корнем и окончанием → это суффикс, обозначить.
Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый
самоконтроль
Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять
итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей
необходимо обучать контролю с помощью специальных методов –
планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что
самопроверка дает возможность получить за письменную работу более
высокую отметку.
Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля,
при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них
внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и
недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка,
в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок,
на которых следует сосредоточиться.
Этапы самопроверки:
I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных
с усвоением грамматических норм.
II этап – поиск орфографических ошибок в слове.
III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в
структуре целого предложения.
На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных
приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и
сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может
служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в
половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны
«окошки» для выделения длинного и короткого слова .
1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в
пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед,
допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти,
нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой
ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано.
Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке.
Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.
Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к
использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от
конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому
послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение
неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп
деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4
занятиях подряд.
Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)
Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста
аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень
важный компонент – карточка-памятка Возможность пользоваться карточкой
на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более
эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог
П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в
собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее
отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.
Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).
Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических
ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.
Проверка предложений (III этап самопроверки).
Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется
только памятка.
В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед
отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в
зависимости от типа ошибок).
Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед
указывает слово или предложение, в котором она допущена.
И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с
ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.
Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.
Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать
результаты своей деятельности
Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и
добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому
поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования
у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы
детские достижения.
Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки
достижений и лестница успеха.
Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению,
ученику с дисграфией на уроке русского чаще приходится отмечать свои
неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который
дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой
– вот то, что действительно пригодится в жизни.
Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости,
но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки,
которые им в результате приобретены.
1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия
сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка,
например, такого содержания:
1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по
теме занятия)
оценка от 0 до 5
2) Я старался
оценка от 0 до 5
3) Какую оценку я сам себе поставлю
оценка от 0 до 5
Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его
задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и
умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания;
прогнозировать оценку за выполнение задания.
2. Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что
она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные
проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты
наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают
отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести
итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли?
Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих
результатах только в том случае, если сам этого захочет.
Образец карты самонаблюдения
Дата
Я на занятии
Старался писать без ошибок Проверял свою работу
Следил за осанкой и правильной
посадкой
Работал внимательно
Писал аккуратно, разборчиво
Соблюдал чистоту и порядок в
тетради
Соблюдал дисциплину
Работал активно, поднимал руку
3. «Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного
задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед
просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого
задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если
ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду
работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке . Лесенка успеха
позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое
письмо.
Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, направления
формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные
примеры формирования регулятивных действий, мы можем придти к
следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются
выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных
и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-
развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной
речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и
на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.
Литература:
1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли:
пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
2. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для
логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина
А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся
начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ,
1999.
Доклад : Формирование УУД на логопедических занятиях
Доклад : Формирование УУД на логопедических занятиях
Доклад : Формирование УУД на логопедических занятиях
Доклад : Формирование УУД на логопедических занятиях
Доклад : Формирование УУД на логопедических занятиях
Доклад : Формирование УУД на логопедических занятиях
Доклад : Формирование УУД на логопедических занятиях
Доклад : Формирование УУД на логопедических занятиях
Доклад : Формирование УУД на логопедических занятиях
Доклад : Формирование УУД на логопедических занятиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.