Доклад "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"
Оценка 4.9
Работа в классе
doc
география
9 кл
02.10.2017
В докладе проанализированы формы обучения, методы и приёмы, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний учеников коррекционной школы VIII вида, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности, проводить систематическую работу над формированием представлений и понятий, и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Подробнее автор останавливается на работе по созданию ассоциативного ряда при составлении дидактических картинок очертаний государств и составлению визитных карточек при изучении государств Европы в 9 классе коррекционной школы VIII вида.Текст доклада на тему "Активизация познавательной деятельности на уроке географии
Доклад Активизация познавательной деятельности на уроке географии.doc
Активизация познавательной деятельности на уроке географии
учитель географии
коррекционной школы VIII вида
Тушина А.А.
Формирование познавательных интересов и активизация личности –
процессы взаимообусловленные.
Познавательный интерес порождает
активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет
познавательный интерес.
Изучив методологические основы познавательной деятельности
учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы активизации
познавательной активности на уроках географии. Работа над этой проблемой
побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют
повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают
распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности, проводить
систематическую работу над формированием представлений и понятий, и на
этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я
убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной
деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством
активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной
проблемой.
Исследовав и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я
активно направила свою деятельность на развитие и формирование
познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей
системы учебной и воспитательной работы.
Начальный этап процесса усвоения географических знаний детей с
интеллектуальными нарушениями – зрительное и слуховое восприятие
отдельных природных понятий и явлений. С этой целью для каждого урока я
стараюсь подбирать такие задания, которые способствовали бы более активному
восприятию материала. Например, при изучении темы по охране животного и
растительного мира (7 класс), помимо картин природы, обязательных для
целостного восприятия темы, использую и звуковой фон – пение птиц, звуки
леса, луга, шум моря и т.п. Неоценимую помощь оказывают и видеоэпизоды на
уроке с использованием видеофильмов по теме.
Предметное восприятие невозможно без узнавания объекта как
определенного предмета. Следовательно, восприятие у детей с ограниченными
возможностями здоровья является предметным, то есть они в обычных условиях
узнают знакомые им предметы. Поэтому считаю обязательным практически на
каждом уроке использовать возможность предметной детализации. К примеру,
при изучении тем о государствах материка Евразия (8 класс) при знакомстве с традициями и достопримечательностями отдельных государств приношу на
урок предметы, вещи, картинки, связанные с материалом урока. Говоря о
странах Балтии, обязательно показываю камень янтаря, отталкиваясь от
отдельной детали к целой теме производства украшений, особенностей морского
побережья, песчаных дюн и т.п. И тогда для ученика уже вырисовывается более
полная картина изучаемого.
Один из важнейших моментов активизации восприятия – использование
учителями знаний, полученных детьми ранее. Учащиеся с ограниченными
возможностями здоровья в процессе практических работ, наблюдений
подмечают внешние, незначительные признаки. Цель учителя – научить детей
видеть наиболее важные, существенные черты, характеризующие предметные
явления. Для этого на каждом уроке мы ведем заполнение календаря погоды, в
конце каждого месяца делаем несложные выводы о колебаниях температуры
(самая высокая температура – самая низкая), об облачности, которая
преобладала в течение месяца, о характере осадков, ветре и других природных
явлениях. Эта работа помогает детям представить себя немножко
исследователями, развивает в них наблюдательность и предметную зоркость.
Также на каждом уроке использую материал из народного календаря, обращая
внимание на народные приметы на конкретный день. И тогда для учеников
каждый день становится особенным, непохожим на другой, а если
предоставляется возможность проверить примету, то всегда это маленькое
открытие, удивление, которое, без сомнения, способствует активизации
внимания на уроке географии. Наблюдения, которые мы делаем с учащимися на
экскурсиях, об изменениях в природе, как меняется знакомый уголок в парке
со сменой времен года, оказывают также неоценимую помощь для активизации
познавательной активности.
Опыт показывает, что для правильного воспроизведения школьником с
интеллектуальными нарушениями географического объекта в условиях
кратковременного предъявления, необходимо многократное его восприятие.
Поэтому на моих уроках постоянно используются такие виды активизации
познавательной деятельности, как игры «Третий лишний», викторины,
географические лото на основе уже изученного материала, что способствует
многократному воспроизведению важной информации.
Представления о предметах и явлениях природы у детей с
интеллектуальными нарушениями ограничены. Дети не знают многих предметов,
часто представления у них смутны, бедны по содержанию или даже
неправильны. Как же образовать в сознании школьников отчетливые
представления о географическом объекте? Конечно, на уроках географии этому,
прежде всего, способствует работа с глобусом (а они имеются на парте у
каждого ученика) и картой. Только с помощью карты может быть установлен
такой характерный признак любого объекта, как географическое положение,
всевозможные пространственные связи как внутри данной территории, так и
между нею и другими. Я стараюсь научить детей выделять в предметах или явлениях их признаки и свойства, затем для расширения представления
сравнивать признаки и свойства нескольких предметов и явлений, выявляя в них
наиболее существенные особенности. Такую работу провожу в виде
«Путешествия по глобусу», которое является обязательным этапом каждого
урока, особенно в 8 классе при изучении материков и океанов, а также
государств Евразии. Один из учащихся работает у доски с большим глобусом
или физической картой полушарий, а остальные – на местах под контролем
учителя. Интересно проходит играсоревнование «Кто быстрее найдет
географический объект», когда у доски работают двое учеников, имеется
«судья» соревнований из числа одноклассников, который подсчитывает очки, а
затем торжественно объявляет победителя. В это время все учащиеся ищут на
местах географический объект или на карте в атласе учебника, или на глобусе.
Такая работа неизменно вызывает неподдельный интерес всех учеников. Самое
главное – заметить и обязательно похвалить достойных.
Формируя географические представления и понятия, учитель, опираясь
на опыт, наблюдения учащихся, применяет различные наглядные пособия,
выявляющие основные свойства предметов. Помимо уже названных, хочется
отметить еще и изготовление в процессе урока разнообразных макетов,
способствующих коррекции мелкой моторики рук (например, макета природной
зоны тундры или лесной зоны с использованием возможностей аппликации,
лепки из пластилина, рисования и т.п.). Работа с контурными картами по
нанесению природных зон, географических объектов и т.п. также является
хорошим подспорьем для чувственного познания учащимися окружающего мира
и коррекционноразвивающей работы учителя на уроке.
Основываясь на особенностях познавательной деятельности школьников с
интеллектуальными нарушениями, при организации и осуществлении учебно
познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и
самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в
преподавании географии: при изучении политической карты Евразии – визитные
карточки государств; задания, основанные на зрительном сходстве очертаний
государств с общеизвестными предметами с упором на ассоциативный ряд.
Изучив немало литературы по теме, я такого вида работы не встретила, так что
можно назвать это моей находкой или изюминкой.
Сходство очертания Франции с пятиугольником Сходство очертания Италии с сапогом
Сходство очертания Испании с перевернутой шляпой
Остановимся более подробно на таком нетрадиционном методе как
визитная карточка государства. По аналогии с так распространенными
сегодня визитками (физических лиц, юридических лиц и т.п.) составляется
краткая визитная карточка государства. При этом не называется, какое именно
это государство, так как задание учащегося как раз и состоит в том, чтобы в
процессе работы с карточкой определить название страны. В визитной карточке
даются такие основные характеристики государства, как географическое
положение, столица, государственный язык, крупные реки или моря, и, самое
главное, что позволяет расширить кругозор учащихся и активизировать их
внимание, особенности культурной жизни и традиций народа.
Работа с карточкой проходит в несколько этапов:
знакомство с карточкой и ее частичное заполнение на первом уроке
изучения государства с использованием наглядного материала по теме;
повторение сведений из карточки на следующем уроке;
работа с набором карточек для закрепления через несколько уроков после
изучения нескольких тем с конкретными задачами «узнавания» государств и т.п.
Также хочется поделиться и такой находкой: ассоциативное соотношение
территории государства с какимлибо предметом. Надо сказать, что возможностей использования этого вида работы при изучении материала
географии государств Евразии немало. Возьмем для примера Западную Европу.
На карте территория Великобритании похожа на сидящего зайчика, Франция –
на пятиугольник, Германия – на большой раскидистый дуб, Италия – на сапог,
Греция – на краба и т.д. Метод ассоциаций здесь работает как нельзя лучше,
детям становится проще «читать» карту, они с удовольствием «узнают»
государства на карте. Эти предметы изображаются на карточках, которые
постоянно используются на уроках.
Работа с этим видом активизации познавательной деятельности может
быть представлена так:
на первом уроке учащиеся ищут возможное сходство очертаний границ
государства на политической карте с конкретным предметом, отвечая на
вопрос: «На что похожа территория государства?» при помощи учителя, у
которого уже готов ассоциативный ряд. Дети практически всегда принимают
предложение учителя, иногда внося и свои предложения, что способствует
творческому, активному восприятию материала;
на следующем уроке происходит закрепление ассоциативного образа:
название государства – предмет;
на последующих уроках учащиеся работают с набором карточек, отыскивая
государства на карте, при этом необходимо задавать уточняющие вопросы о
столице, соседних государствах и т.д. Возможна также и работа с совмещением
картинки с предметом и визитной карточки государства.
Словом, имеется простор для творчества прежде всего учителя по
использованию конкретных форм и методов работы по изучению государств.
При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей с
ограниченными возможностями здоровья происходит развитие и коррекция
образного, систематического и логического мышления. Использование
нетрадиционных подходов в преподавании географии ведёт к активизации
познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и
закрепляет знания, способствует их осознанному применению.
Системная работа в этом направлении на уроках географии позволила мне
добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, возрос
интерес к изучению географии. Литература
Дьяченко О.М. Пути активизации воображения школьников // Вопр. психол.
1987. № 1. С. 44–51. 17.
Занков Л.В. Проблема обучения и развития и ее исследование //Развитие
учащихся в процессе обучения. – М.: Издво АПН РСФСР, 1963. – С. 768.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:
(Олигофренопедагогика) : учеб. пособие / под ред. Б.П. Пузанова, 4е изд., стер.
– М.: ИЦ Академия, 2008, 272 с.
Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе /Т. И. Пороцкая.
– М. : Просвещение, 1977. – 159 с.
Доклад "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"
Доклад "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"
Доклад "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"
Доклад "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"
Доклад "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"
Доклад "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.