Доклад для воспитателей ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников"
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
экология
Детсад
24.01.2018
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений. Это не просто дань «модному» направлению, а необходимость, диктуемая временем. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой многочисленные социально-экологические проблемы, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека.
Природа.docx
Природа – это богатейшая кладовая,
неоценимое богатство для интеллектуального,
нравственного и речевого развития ребёнка.
В. А. Сухомлинский
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в
дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из
приоритетных в воспитательнообразовательной деятельности дошкольных
учреждений. Это не просто дань «модному» направлению, а необходимость,
диктуемая временем. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия
изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой
многочисленные социальноэкологические проблемы, одна из которых
– воспитание экологически грамотного человека.
Это сложная, но решаемая задача. Ведь экологическое образование,
начальной ступенью которого является дошкольное детство, предполагает
непрерывный процесс обучения, воспитания,
развития личности на
протяжении всей жизни.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного
педагогического воздействия у детей можно сформировать
начала экологической культуры – осознанноправильного отношения к
явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их
непосредственное окружение в этот период жизни, а также позитивное
отношение к себе и другим людям.
Цель нашей деятельности заключается в становлении у детей научно
практическидеятельного
эмоциональнонравственного,
познавательного,
отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи, стоящие перед воспитателями, имеют несколько направлений:
оздоровительные:
– охранять и укреплять здоровье детей;
– учить их правильно взаимодействовать с природой;
– формировать умение рационально использовать природные ресурсы
для гармоничного развития личности.
образовательные:
– формировать и развивать элементарные экологические знания;
– систематизировать знания о живой и неживой природе;
– учить понимать причинноследственные связи внутри природного
комплекса;
– формировать умение решать экологические задачи;
– развивать воображение.
воспитательные: – формировать эмоциональнодоброжелательное отношение к живой
природе;
– воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа;
– формировать представление об экологических проблемах своего
– формировать представление о себе, как жителе Земли.
развивающие:
– развитие трудовых умений и навыков;
– развитие эстетических представлений.
Работа коллектива ДОУ по экологическому воспитанию включает в
края;
себя:
профессиональная подготовка педагогов;
создание экологической развивающей среды в ДОУ;
экологическое просвещение родителей;
экологизация различных видов деятельности дошкольников.
Основными направлениями работы ДОУ по экологическому
воспитанию являются:
• познавательноразвлекательное;
• практическое;
• исследовательское;
• природоохранное.
Основополагающими принципами работы воспитателей нашего
детского сада по экологическому воспитанию являются:
Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает
использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при
знакомстве с миром природы.
Принцип наглядности. На занятиях используется наглядный и
раздаточный материал – как для всей группы, так и для подгруппы, а так же
индивидуально каждому ребенку.
Принцип регионального компонента – изучение природы родного края.
Принцип научности и доступности понятий – естественнонаучные
знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая
последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их
содержаний.
Принцип «спирали» – дети возвращаются из года в год к одним и тем
же темам по восходящей: от простого к сложному, т. е углубляя и расширяя
свои представления об окружающем мире.
Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе отбор
знаний о природе производиться с учетом цели и задач экологического
образования дошкольников, их возрастных возможностей.
Принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место
индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей. Принцип систематизации и последовательности – занятия проводятся
систематически по разработанному плану, с использованием всех видов
деятельности, в конце года проводится итоговое занятие.
Принцип безопасности – формирование знаний, умений и навыков,
связанных с жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей
поведения в той или иной ситуации, формирование активной жизненной
позиции, ориентирующей детей на самостоятельное принятие решений.
Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные
виды деятельности.
Изза небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для
изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно
достичь нужного результата.
Поэтому мы используем принцип интеграции, который позволяет
соединить всю воспитательнообразовательную работу в одно целое.
Таким образом, крупица за крупицей в детские сердца закладывается
гуманное отношение к природе.
Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического
воспитания создает условия для:
познавательного развития ребенка;
экологоэстетического развития;
оздоровления;
формирования нравственных качеств;
формирования экологическиграмотного поведения;
экологизации различных видов деятельности;
экологического просвещения родителей.
Формы работы по экологическому воспитанию:
НОД;
игра;
прогулки;
наблюдения;
опыты и эксперименты;
чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы,
рассказы описание и т. п.;
практическая деятельность в природе (труд, экологические акции,
игровые методы и игра);
практическая работа и поисковая деятельность;
экскурсии;
проектная деятельность;
изобразительная деятельность с отображением природы;
развлечения, вечера досугов;
театрализация (экологические сказки и т. д.);
выставки (детское творчество). Содержание экологического воспитания в нашем детском саду
включают в себя три блока.
1 блок – работа с детьми.
Задача: повышение познавательной активности дошкольников через
экологическое воспитание.
В каждой группе нашего детского сада оборудован уголок природы,
развивающая среда которого соответствует возрастным особенностям детей
от ясельной до подготовительной групп. В этих уголках дети рассматривают
комнатные растения, знакомятся с их строением и условиями, необходимыми
для их роста и развития. Учатся ухаживать за ними: рыхлят землю в горшках,
поливают цветы, протирают листья.
В соответствии с санитарными правилами и нормами, не
допускающими размещение в детском саду аквариумов, животных и птиц,
вместо представителей животного мира в качестве наглядного материала в
групповых комнатах представлены пластмассовые и резиновые фигурки
животных, которые дошкольники могу брать в руки без причинения вреда
своему здоровью.
В доступном для детей месте в уголках природы размещены детские
книги о природе, обучающие карточки, на которых изображен мир флоры и
фауны, а в старшей и подготовительной группах – гербарии, коллекции
камней, семян.
В уголках природы на подоконниках расположились миниогороды.
Зимой здесь растет зеленый лук, а весной – цветочная и огородная рассада, за
которым ухаживают дошкольники старшей и подготовительной групп
и воспитатели. В течение лета дети всех возрастных групп имеют возможность
наблюдать за развитием и ростом этих растений.
Благодаря природному уголку в детском саду дети получают базовое
представление о мире растений, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить
логически, заботиться, сопереживать.
Большую роль в экологическом воспитании детей нашего
дошкольного учреждения играют наблюдения за природой. Это сложная
познавательная деятельность дошкольника,
с помощью которой у
ребенка развиваются: восприятие, мышление, речь, устойчивое внимание,
умение видеть и понимать природные явления и связь между ними, а также
вырабатываются
сопоставления
увиденного, воспитывается стремление сохранять и оберегать природный мир,
видеть и ценить его красоту, следовать доступным экологическим правилам в
деятельности и поведении. Наблюдения осуществляются во время прогулок,
на которых у дошкольников формируются представления о сезонных
изменениях в природе (продолжительность дня, погода, изменения в жизни
растений и животных, труд людей, о свойствах воды, снега, песка, льда, земли.
В осенний период на участке дети собирают листья рябины, клена, дуба,
сравнения
навыки
и каштана, березы, сравнивают их по форме и цвету, составляют гербарий,
который оказывает большую помощь в распознавании пород деревьев. С
наступлением
с
воспитателями подкармливают оставшихся на зимовку птиц, насыпая корм в
кормушки, развешенные по всей территории детского сада, наблюдают за
повадками пернатых, учатся распознавать птиц, сравнивать их.
холодов дошкольники
совместно
В нашем детском саду в образовательной деятельности
по экологическому воспитанию регулярно используется художественная
литература о животных и растениях, которая расширяет круг представлений о
природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к
родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в
простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о
различных явлениях природы. Чтение этих произведений сопровождается
просмотром иллюстраций, которые помогают детям лучше понять и
представить то, о чем повествуется в рассказе, сказке, стихотворении. Многие
явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после
прочтения воспитателем художественной литературы,
проведённых на
участке и в уголке природы наблюдений становятся для них более
понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше.
Дети просят воспитателей ответить на волнующие вопросы. Всё это делает
работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.
Огромный интерес в нашем детском саду дошкольники проявляют к
исследовательской работе, поэтому в образовательном процессе большое
место отведено опытам и экспериментам, которые осуществляются в рамках
проектной деятельности и строятся на основе имеющихся у детей
представлений, полученных во время наблюдений и труда.
Опыты проводятся в старших группах, а в младшей и средней
используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается
причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти
к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и
качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их
изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей
познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность,
мыслительную деятельность.
В ознакомлении с природой особое место в нашем детском саду
занимают соответствующие возрасту дидактические игры, такие как
"Пищевые цепочки водоёма", "С чем нельзя в лес ходить?" и другие. Решая
задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять
отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать,
классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся
рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание,
память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно
объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых
условиях,
активизируют разнообразные умственные процессы,
способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность
детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать
изменения отдельных внешних признаков.
Для накопления эмоциональноположительного опыта общения с
природой воспитатели проводят экологические праздники и развлечения,
ставят сказки на экологическую тему. Роль этих мероприятий заключается в
осознании ребенком доступных его пониманию экологических проблем, в
сочувствии и желании помочь героям решить возникшую проблемную
ситуацию.
Воспитатели обращаются к экологической теме и во время проведения
комплексных занятий по рисованию, аппликации, лепке. Такие занятия
учат дошкольников видеть и понимать прекрасное в окружающем мире,
побуждают к нравственноэстетическим переживаниям,
развивают
воображение, формируют навыки, помогающие передавать в работах свое
видение красоты природы.
2 блок – работа с родителями.
Задача: повышение культуры и уровня экологического воспитания
родителей.
Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться
главная задача – воспитание человека, экологически грамотного. Для этого в
детском саду воспитатели проводят с родителями беседы, консультации,
оформляют тематические выставки, проводят природоохранные акции,
направленные на сохранение объектов природы, экологические конкурсы,
родительские собрания, экологические праздники.
Совместно с родителями мы часто проводим такие мероприятия:
1) конкурс «Осенние фантазии» (изготовление поделок из
природного материала);
2) «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в
зимнее время);
3) «Чистое утро» (уборка территории).
Такие мероприятия способствуют эмоциональному, психологическому
сближению родителей и детей, дают им уникальную возможность проявить
себя, сформировать положительное отношение к природе.
3 блок – работа с социальным окружением.
Задачи:
расширение
обогащение
представления детей о разнообразии природного мира; развитие
любознательности; формировать представление об экологических проблемах
своего края; учить детей правильно взаимодействовать с природой.
кругозора дошкольников; Результат проделанной воспитателями работы по экологическому
воспитанию дошкольников нашего детского сада таков:
• сформированы первоначальные основы экологической культуры у
детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и
явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в
умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои
впечатления через различные виды деятельности.
Доклад для воспитателей ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников"
Доклад для воспитателей ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников"
Доклад для воспитателей ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников"
Доклад для воспитателей ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников"
Доклад для воспитателей ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников"
Доклад для воспитателей ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников"
Доклад для воспитателей ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.