Данный доклад - презентация работы учителей ИЗО и технологии по введению в школе интегрированных уроков творческого плана. Такие уроки дают детям опыт использования знаний из различных областей на одном занятии при выполнении проблемных задач. У школьников формируется осознание целостности окружающего мира. Дети познают алгоритм создания изделий от эскиза до готового продукта, приобретают навыки рисования , проектирования , производства. Такие уроки имеют огромную значимость для развития творческого потенциала учащихся. в докладе приведен пример интегрированного урока по изучению и изготовлению бурятского орнамента.
В теоретической части урока проводится знакомство с символикой, смысловым наполнением узоров - ИЗО; способы переноса рисунка, изменения его размеров, технологии выполнения из различных материалов - технология.
В практической части проводится выполнение орнамента.
В заключительной части - мини- выставка с защитой работ учащихся.
Доклад Интеграция предметов ИЗО и технологии...doc
«Интеграция предметов ИЗО и технологии – как средство организации учебнопознавательной
Доклад презентация
деятельности и развития творческих способностей учащихся в проектной деятельности ».
Учитель изобразительного искусства:
Леонтьева Ольга Федоровна
Учитель технологии:
Федорова Наталья Константиновна
Актуальность этой темы вытекает из Концепции современного образования и трактуется как одно из
важных условий эффективности образовательного процесса на формирование компетентной личности,
способной к жизнедеятельности и самоопределению.
Цель: целостное гармоничное развитие личности, формирование общих способностей, эрудиции
школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе
его субъектного опыта.
Задачи:
обеспечивать высокий уровень знаний учеников, умение самостоятельно приобретать и применять их
на практике;
вовлекать каждого школьника в активный учебновоспитательный процесс;
создавать условия для поисковой и исследовательской деятельности, развивать практическое
мышление; обеспечивать возможность самопознания;
воспитывать культуру труда, коллективизм, человечность и милосердие, духовность, культуру
поведения и бесконфликтного общения, бережное отношение к окружающему миру;
сотрудничать с родителями и другими учреждениями, влияющими на интеллектуальное развитие детей
и на их воспитание.
Добиться этой цели помогают интегрированные уроки.
Интегрированные уроки – объемная, многоуровневая, многомерная структура, позволяющая
проектировать множественность видов искусства и использовать обширный материал из различных областей
знания. Это выход учебных и педагогических проблем за рамки предметнопрофессиональных,
узкоизобразительных, искусствоведческих. Целенаправленная и систематическая работа интегрированного
преподавания позволяет мыслить, создавать, действовать, формировать представление о мире как о целостной
и гармоничной структуре.
Главным принципом интегрированных уроков является оптимизм и гуманизм.
Деятельность школьников на таких уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на
плоскости и в объёме, декоративная и конструктивная работа, обсуждение работ товарищей, результатов
собственного, коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного
наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам…
Благодаря интегрированному преподаванию, в сознании детей формируется более объективная и
всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания
легче обнаруживают свой прикладной характер. И мы, учителя, поновому видим и раскрываем свой предмет,
яснее осознавая его соотношение с другими науками.
Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать. Точно
также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно
прикладного искусства. Для практических работ программа ИЗО предлагает: художественное проектирование
различных инструментов и приспособлений, предметов быта; разработку проектов сувениров; и так далее, то
есть то что, содержит раздел «Проект» программы технология.
Немало взаимодополняющих тем в разделе ИЗО: «Декоративноприкладное искусство в жизни
человека». Например, создание творческой композиции для вышивки с выбором любой техники вышивки,
сочетанием различных приемов.
На уроках изобразительного искусства разрабатывается эскиз с последующим представлением на
уроке технология.
На таких уроках существуют такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели
обучения. Для изобразительного искусства и технологии этими связующими полями можно считать в первую
очередь искусство и культуру, развитие художественно творческой деятельности детей. Чтобы воплотить замысел интеграции, достичь поставленной цели, необходимо разработать
соответствующую технологию обучения.
Основное звено всей работы урок, который могут вести два учителя, но может и один. Роль второго
тогда будет состоять в совместной разработке системы уроков, в постановке целей и задач, в подготовке
занятий, активизируя тем самым в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин.
С учетом того или иного распределения обязанности между учителями и учениками интегрированные
уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные; при этом используются все методы
обучения беседа, лекция, семинар, практикум, консультация.
Такой урок всегда имеет высокую эффективность и значимость.
Контрольные уроки по курсу проходят как защита творческих работ (проектов). Одно из
обязательных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы
учащихся, потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала. Поэтому мы тратим
достаточно много времени для обучения школьников методике и технике выполнения творческих работ,
отбора материала и так далее.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший, учит ее находить».
А. Дистервег.
Приведем пример интегрированного урока, который мы проводили (учитель изобразительного искусства и
технологии).
Тема урока:
«БУРЯТСКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ»
Орнамент это музыка.
Ряды его линий в чудеснейших и
весьма тонких распределениях
похожи на мелодию
какойто одной вечной песни.
С. Есенин
Цели: Обучающая ознакомить с краткой историей возникновения орнамента, изучить виды орнаментов,
научиться выполнять орнаменты и переводить их на бумагу и на ткань.
Развивающая – развивать эстетическое мышление; раскрывать творческие способности.
Воспитывающая – способствовать воспитанию вкуса, интереса к истории, хранить традиции.
Тип урока: Усвоение новых знаний; применение их при выполнении практической работы; экспертирование
результатов.
Методыобучения: Объяснительно иллюстративный, поисковый, элементы проблемного изложения;
практическая работа.
Оснащенность:
1. Карточки с ключевыми понятиями;
2. Виды орнаментов;
3. Материалы, инструменты, приспособления для показа техники перевода рисунка;
4. Карточки эскизы.
Интеграция: изобразительное искусство, технология, история.
Ключевые компетенции:
•
•
•
Способность выполнять несложный геометрический, растительный орнамент;
Выполнять орнамент на листах в клетку для вышивки, вязания;
Выполнять орнамент для лоскутной пластики, вышивки и т. д.
Ход занятия:
1. Организационная часть;
2. Основная часть исходная информация познавательные сведения;
2.1 Учитель ИЗО: Беседа: Человек и природа; Знакомство с символическим выражением стихий воды, огня, земли, воздуха на примере украшения одежды,
внутреннего убранства юрты, снаряжения коня, орудия производства.
Первоначальный смысл орнамента как знака, символа, включающего в себя все магическое, поэтическое
содержание мира.
Основные группы древнейших мотивов геометрического орнамента, означавшие землю, воду, солнце,
молнию, человека, дерево:
линия
солярные знаки
символы плодородия
спираль, меандр;
астральные знаки, звезды.
2.2 Учитель технологии:
Понятие композиции;
Увеличение и уменьшение рисунка
Способы перевода рисунка на бумагу
Способы перевода рисунка на ткань
Техника выполнения
3. Практическая работа
4. Итог урока
Предмет исследования: Символика бурятского орнамента
Объект исследования: Бурятский орнамент на предметах быта, одежде и украшениях
2. Основная часть: Учитель ИЗО: Беседа
Бурятия имеет давние традиции орнаментальное декоративное искусства. Все это входило в украшение
одежды, внутренние убранство юрты, снаряжения коня, орудие производства. Бурятские мастера славиться
искусными мастерами художественной обработки металла, вышивки, резьба по дереву, росписи. Сочетание
узоров делает органическую связь и красоту ярких красок
Орнамент отражает гармонию окружающую природу Байкала и Забайкалья и его красочность узоров.
Основные элементы узора солнце, луна, облако и т.д. Это как песня бурятского мастера, о его жизненном
укладе, о природе, и о народе, которому он создает эту красоту. Бурятский орнамент глубоко национален
это сочетание графики и цвета .
Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали,
завитки, перекрестья, круги, ромбы. Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были
связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и
ветер.
Ребята, самый известный в Бурятии художник, который придумывает и рисует бурятские орнаменты
это Лубсан Доржиев, его живопись очень индивидуальна и неповторима. Известность к художнику пришла не
сразу. Л. Доржиев, не имея академического образования, долгое время показывал свои работы на выставках
самодеятельного искусства. Лишь в 1988 году прошла его первая персональная выставка (70 лет), через два
года его приняли в Союз художников, а еще через год ему было присвоено звание народного художника
Бурятии. Художник работал в разных жанрах живописипейзаже, портрете, жанровой живописи и конечно же
писал многочисленные орнаменты. Для орнаментов мастера характерно разнообразие композиций, мотивов,
цветовых решений. Автор создал на сегодняшний день несколько сотен композиций, написанных на картоне
темперой.
В своей культуре буряты активно используют традиционные орнаменты узоры, основанные на
повторении и чередовании различных элементов. Издавна бурятский орнамент играет роль оберега, талисмана
и благопожелания, им украшают многие вещи, мебель, одежду. Любой такой узор, как сложный, так и
лаконичный, содержит определённый смысл, например, пожелания здоровья, долгих лет жизни,
многочисленного потомства, счастья и богатства. Вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу. Мы с вами уже вспомнили, что орнамент как у бурятского народа, так и на Руси служил не только
украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки,
которые “охраняли” от всякой нечисти.
Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.
Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов
традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное
применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.
Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих
кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.
Узор побурятски звучит так «угалза», помонгольски «хээ угалз»
Основные группы орнамента
Все многообразие орнаментов можно разделить на пять основных групп:
1. Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр"
2. Растительные (листья, цветы, лотос…)
3. Зооморфные ( животные, птицы..)
4. Культовые
Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных,
сетчатопересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.
Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом
изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это
единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки,
является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени.
Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень
почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее
распространенный 10глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п.
Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления
законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор
(набшаhан угалза), цветочный узор (сэсэг угалза) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре
элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.
Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный
символ, известный практически всем народам мира.
Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов
вместе с буддизмом. Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для
национальных эмблем и орнаментов.
Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов
лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет
единый общепринятый характер цветка и листьев.
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и
фантастических животных.
Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых
разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны
изображения животных 12летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание
долголетия, благоденствия. Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза”
(буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамар угалза”
(“носовидный орнамент”).
Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в
основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом
связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу”; Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются
при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов,
существует около 30 вариантов ее изображения.
Культовый орнамент Довольно обширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых
элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятся восемь
жертвоподношений “найман тахил ”: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и
хорло. Было еще несколько видов изображений – “долоон эрдэни”, “гурбан эрдэни”, “зэндэмэни эрдэни” и т.д.
К ламаистской символике относятся хорло, установленный над входом в храм, ганжиры, жалцаны, а
также молитвы – монограммы, имеющие декоративный вид, например, “намжвандан” – молитва Дуйнхор
бурхану.
Символика цвета в орнаменте
Как вы считаете, имеет ли значение выбор цвета в орнаменте? (да).
Какое? (особое значение, поскольку каждый цвет имеет свое обозначение).
Красный цвет – цвет огня, света, тепла, без которых немыслима жизнь на земле. Наши предки полагали, что
этот цвет приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу.
Синий, голубой цвет – цвет неба и воды, он символизирует вечности, бесконечность. Символ верности,
постоянства, честности.
Желтый цвет – цвет золота, твердости и благородства.
Зеленый цвет цвет травы и листьев, цветущей земли –это символ Земли
Оранжевый символизирует ранний восход солнца, возрождение и расцвет.
Черный цвет цвет мрака означает измену, угрозу.
Вывод делают учащиеся: Орнамент это условные знаки, символы, с помощью которых человек
выражает свое отношение к явлениям природы. Общие стилистические признаки орнаментального искусства
определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают
определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный
национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком
принадлежности произведения к данному времени и к данной стране.
В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорнопоэтическое отношение к
миру(солярные знаки: солнечные, знали Земли, Воды, Огня и др.) С течением времени древние орнаментальные
мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, теряли магическое значение, роль оберегов от злых сил,
сохраняя декоративную выразительность.
Работа на доске: учащиеся подбирают карточку с видом орнамента и закрепляют в таблице.
2.2 Учитель технологии объясняет особенности композиции, способы перевода рисунка на бумагу, способы
перевода рисунка на ткань, рассказывает о различных техниках выполнения.
3. Практическая работа:
Сегодня мы мастера, и нам необходимо придумать такой орнамент, который будет отражать в себе
символику форм и цвета Бурятского орнамента. Техника выполнения может быть разной, это работа красками
(витраж, роспись), вышивка и др.
4. Итог урока
Мини выставка работ учащихся: 4. Подведение итогов: мини опрос по пройденной теме.
С каким орнаментом вы сегодня познакомились на уроке?
Чем он отличается от орнамента на Руси?
Что изображено на ваших рисунках?
Цвет подбирали по значению? Какие цвета что означают?
Какие впечатления у вас остались от провиденного урока?
Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"
Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"
Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"
Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"
Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"
Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.