Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"
Оценка 4.9

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
технология
5 кл
30.03.2018
Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"
Данный доклад - презентация работы учителей ИЗО и технологии по введению в школе интегрированных уроков творческого плана. Такие уроки дают детям опыт использования знаний из различных областей на одном занятии при выполнении проблемных задач. У школьников формируется осознание целостности окружающего мира. Дети познают алгоритм создания изделий от эскиза до готового продукта, приобретают навыки рисования , проектирования , производства. Такие уроки имеют огромную значимость для развития творческого потенциала учащихся. в докладе приведен пример интегрированного урока по изучению и изготовлению бурятского орнамента. В теоретической части урока проводится знакомство с символикой, смысловым наполнением узоров - ИЗО; способы переноса рисунка, изменения его размеров, технологии выполнения из различных материалов - технология. В практической части проводится выполнение орнамента. В заключительной части - мини- выставка с защитой работ учащихся.
Доклад Интеграция предметов ИЗО и технологии...doc
«Интеграция предметов ИЗО и технологии – как средство организации учебно­познавательной Доклад ­ презентация деятельности и развития творческих способностей учащихся в проектной деятельности ». Учитель изобразительного искусства:  Леонтьева Ольга Федоровна Учитель технологии:  Федорова Наталья Константиновна ­ ­ ­ ­ Актуальность этой темы вытекает из Концепции современного образования и трактуется как одно из важных   условий   эффективности   образовательного   процесса   на   формирование   компетентной   личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению. Цель:  целостное   гармоничное   развитие   личности,   формирование   общих   способностей,   эрудиции школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его субъектного опыта. Задачи: обеспечивать высокий уровень знаний учеников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике; вовлекать каждого  школьника в активный учебно­воспитательный процесс; создавать   условия   для   поисковой   и   исследовательской   деятельности,   развивать   практическое мышление; обеспечивать возможность самопознания; воспитывать   культуру   труда,   коллективизм,     человечность   и   милосердие,   духовность,   культуру поведения и бесконфликтного общения, бережное отношение к окружающему миру; сотрудничать с родителями и другими учреждениями, влияющими на интеллектуальное развитие детей и на их воспитание. Добиться этой цели помогают интегрированные уроки. Интегрированные   уроки   –   объемная,   многоуровневая,   многомерная   структура,   позволяющая проектировать множественность видов искусства и использовать обширный материал из различных областей знания.   Это   выход   учебных   и   педагогических   проблем   за   рамки   предметно­профессиональных, узкоизобразительных,   искусствоведческих.   Целенаправленная   и   систематическая   работа   интегрированного преподавания позволяет мыслить, создавать, действовать, формировать представление о мире как о целостной и гармоничной структуре. Главным принципом интегрированных уроков  является оптимизм и гуманизм. Деятельность школьников на  таких уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме, декоративная и конструктивная работа, обсуждение работ товарищей, результатов собственного, коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;   изучение художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам… Благодаря   интегрированному   преподаванию,   в   сознании   детей   формируется   более   объективная   и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И мы, учителя, по­новому видим и раскрываем свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать. Точно также   необходимо   знание   теоретических   основ   рисунка,   цветоведения,   композиции,   декоративно   ­ прикладного искусства. Для практических работ программа ИЗО предлагает: художественное проектирование различных инструментов и приспособлений, предметов быта; разработку проектов сувениров; и так далее, то есть то что, содержит раздел «Проект» программы технология. Немало   взаимодополняющих   тем   в   разделе   ИЗО:   «Декоративно­прикладное   искусство   в   жизни человека». Например, создание творческой композиции для вышивки с выбором любой техники вышивки, сочетанием различных приемов. На   уроках   изобразительного   искусства   разрабатывается   эскиз   с   последующим   представлением   на уроке технология. На таких уроках существуют такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели  обучения. Для изобразительного искусства и технологии этими связующими полями можно считать в первую  очередь искусство и культуру, развитие художественно ­ творческой деятельности детей. Чтобы   воплотить   замысел   интеграции,   достичь   поставленной   цели,   необходимо   разработать соответствующую технологию обучения. Основное звено всей работы ­ урок, который могут вести два учителя, но может и один. Роль второго тогда будет состоять в совместной разработке системы уроков, в постановке целей и задач, в подготовке занятий, активизируя тем самым в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин. С учетом того или иного распределения обязанности между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные; при этом используются все методы обучения ­ беседа, лекция, семинар, практикум, консультация.  Такой урок всегда имеет высокую эффективность и значимость. Контрольные   уроки   по   курсу   проходят   как   защита   творческих   работ   (проектов).         Одно   из обязательных   требований   интегрированного   преподавания   –   повышение   роли   самостоятельной   работы учащихся, потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала. Поэтому мы тратим достаточно   много  времени   для   обучения   школьников   методике   и   технике   выполнения   творческих   работ, отбора материала и так далее. «Плохой учитель преподносит истину,  хороший, учит ее находить». А. Дистервег. Приведем пример интегрированного урока, который мы проводили (учитель изобразительного искусства и технологии). Тема урока: «БУРЯТСКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ» Орнамент ­ это музыка.  Ряды его линий в чудеснейших и  весьма тонких распределениях  похожи на мелодию  какой­то одной вечной песни. С. Есенин  Цели:  Обучающая ­ ознакомить  с краткой историей возникновения орнамента, изучить  виды орнаментов, научиться выполнять орнаменты и переводить их на бумагу и на ткань.        Развивающая – развивать эстетическое мышление; раскрывать творческие способности.        Воспитывающая – способствовать воспитанию вкуса, интереса к истории, хранить традиции.   Тип урока: Усвоение новых знаний; применение их при выполнении практической работы; экспертирование результатов. Методы­обучения: Объяснительно ­ иллюстративный, поисковый, элементы проблемного изложения; практическая работа. Оснащенность:  1. Карточки с ключевыми понятиями; 2. Виды орнаментов; 3. Материалы, инструменты, приспособления для показа техники перевода рисунка; 4. Карточки ­ эскизы.  Интеграция: изобразительное искусство, технология, история. Ключевые компетенции:  • • • Способность выполнять несложный геометрический, растительный орнамент; Выполнять орнамент на листах в клетку для вышивки, вязания; Выполнять орнамент для лоскутной пластики, вышивки и т. д.    Ход занятия: 1. Организационная часть; 2. Основная часть ­ исходная информация ­ познавательные сведения; 2.1   Учитель ИЗО: Беседа: Человек и природа; ­ Знакомство с символическим выражением стихий воды, огня, земли, воздуха на примере украшения одежды, внутреннего убранства юрты, снаряжения коня, орудия производства.  ­ Первоначальный смысл орнамента как знака, символа, включающего в себя все магическое, поэтическое содержание мира. ­   Основные   группы   древнейших   мотивов   геометрического   орнамента,   означавшие   землю,   воду,   солнце, молнию, человека, дерево: ­  линия  ­ солярные знаки  ­  символы плодородия  ­  спираль, меандр; ­  астральные знаки, звезды. 2.2 Учитель технологии: ­  Понятие композиции; ­  Увеличение и уменьшение рисунка ­  Способы перевода рисунка  на бумагу ­  Способы перевода рисунка на ткань ­  Техника выполнения 3. Практическая работа 4. Итог урока Предмет исследования: Символика бурятского орнамента Объект исследования: Бурятский орнамент на предметах быта, одежде и украшениях 2. Основная часть: Учитель ИЗО: Беседа Бурятия  имеет давние традиции орнаментальное декоративное искусства. Все это входило в украшение  одежды, внутренние убранство юрты, снаряжения коня, орудие производства. Бурятские мастера славиться  искусными мастерами художественной обработки металла, вышивки, резьба по дереву, росписи. Сочетание   узоров делает органическую связь и красоту ярких красок Орнамент отражает гармонию окружающую природу Байкала и Забайкалья и его красочность узоров.  Основные элементы узора  ­ солнце, луна, облако и т.д. Это как песня бурятского мастера, о его жизненном   укладе,  о природе, и о  народе, которому он создает эту красоту. Бурятский орнамент глубоко национален  это сочетание графики и цвета . Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали,  завитки, перекрестья, круги, ромбы. Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были  связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и  ветер.    Ребята, самый известный в Бурятии художник, который придумывает и рисует бурятские орнаменты это Лубсан Доржиев, его живопись очень индивидуальна и неповторима. Известность к художнику пришла не сразу. Л. Доржиев, не имея академического образования, долгое время показывал свои работы на выставках самодеятельного искусства. Лишь  в 1988 году  прошла его первая персональная выставка (70 лет), через два года его приняли в Союз художников, а еще через год ему было присвоено звание народного художника Бурятии. Художник работал в разных жанрах живописи­пейзаже, портрете, жанровой живописи и конечно же писал многочисленные орнаменты. Для орнаментов мастера характерно разнообразие композиций, мотивов, цветовых решений. Автор создал на сегодняшний день несколько сотен композиций, написанных на картоне темперой.   В   своей   культуре   буряты   активно   используют   традиционные   орнаменты   ­   узоры,   основанные   на повторении и чередовании различных элементов. Издавна бурятский орнамент играет роль оберега, талисмана и   благопожелания,   им   украшают   многие   вещи,   мебель,   одежду.   Любой   такой   узор,   как   сложный,   так   и лаконичный,   содержит   определённый   смысл,   например,   пожелания   здоровья,   долгих   лет   жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. Вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу. Мы с вами уже   вспомнили, что орнамент как у бурятского народа, так и на   Руси служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти. Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.  Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др. Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих  кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири. Узор по­бурятски звучит так «угалза», по­монгольски­ «хээ угалз»   Основные группы орнамента Все многообразие орнаментов можно  разделить на пять основных групп: 1.                  Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр" 2.                  Растительные (листья, цветы, лотос…) 3.                  Зооморфные ( животные, птицы..)  4.                 Культовые Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато­пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.  Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом  изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это  единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки,  является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени. Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее  распространенный 10­глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п.  Растительный   орнамент   отражает важнейшую  ступень  в  познании мира  человеком,  этап  осмысления законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhан угалза), цветочный узор (сэсэг угалза) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре. Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира. Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе   с   буддизмом.   Символизирует   жизнь   и   процветание,   в   некоторых   странах   составляют   основу   для национальных эмблем и орнаментов. Цветок   лотоса   –   обязательный   элемент   буддийской   иконографии.   Различают   несколько   вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев. Зооморфный   орнамент   изображает   стилизованные   фигуры   или   части   фигур   реальных   и фантастических животных. Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых  разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны  изображения животных 12­летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание  долголетия, благоденствия. Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза”  (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамар угалза”  (“носовидный орнамент”). Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в  основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом  связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу”; Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются  при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов,  существует около 30 вариантов ее изображения. Культовый орнамент      Довольно обширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых  элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятся восемь  жертвоподношений “найман тахил ”: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и  хорло. Было еще несколько видов изображений – “долоон эрдэни”, “гурбан эрдэни”, “зэндэмэни эрдэни” и т.д. К ламаистской символике относятся хорло, установленный над входом в храм, ганжиры, жалцаны, а  также молитвы – монограммы, имеющие декоративный вид, например, “намжвандан” – молитва Дуйнхор  бурхану. Символика цвета в орнаменте ­ Как вы считаете,  имеет ли значение выбор цвета в орнаменте? (да). ­ Какое? (особое значение, поскольку каждый цвет имеет свое обозначение). Красный цвет – цвет огня, света, тепла, без которых немыслима жизнь на земле. Наши предки полагали, что  этот цвет приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу. Синий, голубой цвет – цвет неба и воды, он символизирует вечности, бесконечность. Символ верности,  постоянства, честности. Желтый цвет – цвет золота, твердости и благородства. Зеленый цвет ­ цвет травы и листьев, цветущей земли –это символ Земли Оранжевый ­ символизирует ранний восход солнца, возрождение и расцвет. Черный цвет ­ цвет мрака ­ означает измену, угрозу. Вывод   делают  учащиеся:  Орнамент   ­   это   условные   знаки,   символы,   с   помощью   которых   человек выражает свое отношение к явлениям природы. Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются   особенностями   и   традициями   изобразительной   культуры   каждого   народа,   обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране.         В   народном   творчестве   мотивы   орнамента   запечатлели   фольклорно­поэтическое   отношение   к миру(солярные знаки: солнечные, знали Земли, Воды, Огня и др.) С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный  смысл, теряли магическое значение, роль оберегов от злых сил, сохраняя декоративную выразительность.    Работа  на доске:  учащиеся  подбирают  карточку  с  видом орнамента и закрепляют в таблице. 2.2 Учитель технологии объясняет особенности композиции, способы перевода рисунка на бумагу, способы перевода рисунка на ткань, рассказывает о различных техниках выполнения. 3. Практическая работа: Сегодня мы ­ мастера, и нам  необходимо придумать такой орнамент, который будет отражать в себе символику форм и цвета Бурятского орнамента. Техника выполнения может быть разной, это работа красками (витраж, роспись), вышивка и др. 4. Итог урока Мини выставка работ учащихся: 4. Подведение итогов:  мини опрос по пройденной теме. ­ С каким  орнаментом вы сегодня познакомились на уроке? ­ Чем он отличается от орнамента на Руси? ­ Что изображено на ваших рисунках? ­ Цвет подбирали по значению? Какие цвета что означают? ­ Какие впечатления у вас остались от провиденного урока?

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"

Доклад "Интеграция уроков ИЗО и технологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018