Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»
Оценка 4.6

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Оценка 4.6
Документация
docx
администрации
Взрослым
27.02.2019
Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»
В последнее десятилетие аналитики образования слово «качество» повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний. Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.
доклад к педсовету февраль2027-2018г.docx
Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий» /2017­2018учебный год/ Джамалутдинова С.М., заместитель директора по УВР. учитель русского языка и литературы Единственный путь, ведущий к знанию­ деятельность.                                                                                                                                Бернард Шоу   В последнее десятилетие аналитики образования слово «качество» повторяют чаще  других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными  учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и  бескорыстного распространения знаний.   Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное  слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного  переосмысления ценностей и целей в новом контексте.    Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не  только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.  Повышение качества образования –одна из основных задач, декларируемых Концепцией  модернизации российского образования.  В качестве условий достижения «нового современного качества дошкольного, общего и  профессионального образования» определены: *введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного  базисного учебного плана; *оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся; *обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения; *использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития  личности; *введение профильного обучения в старшей школе; *развитие дистанционного образования; *государственная поддержка школ для одаренных детей; *создание эффективной государственно­общественной системы экспертизы и контроля  качества учебной литературы; *создание государственной системы оценки качества образования и др.; Так что же такое «Хорошее качество образования»? Для учащихся хорошее качество образования связано в первую очередь: *с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем  может поступить в ВУЗ; *с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; *с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов; *с глубокими прочными знаниями по всем предметам.  Для родителей хорошее качество образования связано: *с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти  свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; *со знанием предметов. с хорош м оснащением школы, с профессионализмом педагогов; *с умением учащихся применить полученные знания в жизни, с умением педагога увлечь  детей своим предметом.  Для учителей хорошее качество образования связано: *с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных  вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно; *с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; *со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и  потребности детей, где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания,  где есть творческие педагоги и мудрое руководство; * с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет  свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.   Как же повысить качество образования? Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:  качество образовательной программы;  качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном  процессе;  качества потенциала обучающихся;  качества средств образовательного процесса (материально­технической, лабораторно –экспериментальной базы, учебно­методического обеспечения, учебных кабинетов);  качества управления образовательными системами и процессами. Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через  использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в  виртуальное пространство с использованием современных средств обучения­ интерактивной доски. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в  формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог  должен быть готов использовать средства информатизации и информационные  технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы  формировать информационную культуру у учащихся, учитель м сам должен обладать такой культурой.   Как стремительно меняется современный мир!  Не успели учителя, ученики и их  родители привыкнуть к новым информационным технологиям в образовании, как  заговорили о технологиях информационных. Пока разбирались в чем отличие,  осваивали и определяли, как лучше использовать новые возможности, в школах  появились новые интерактивные технические средства, использование которых в  обучении представляется существенным шагом вперед.   Использование интерактивных досок в классе способно преобразит формат  преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и  привлекательным.  Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные  функции доски. Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам,  так и учащимся.   Возможности для учителей:  экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное  объяснение материала;  позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места класса;  создает определенную гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх  любых приложений и веб–ресурсов;  позволяет учителям сохранить и распечатывать изображения на доске, включая  любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и  сил, а также упрощая проверку усвоенного материала, позволяет использовать  различные стили  обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным  ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;  возможности доски, как наглядного пособия качественно нового уровня с  возможностями анимации мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к  рассматриваемому материалу;  использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуации и  возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини­ исследования;  вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный  рост. Возможности для учащихся:  предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития  личных и социальных навыков, коммуникативных навыков;  всё, что ученик напишет, автоматически сохранится в памяти, так что спустя время  письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например,  объективность выставления оценок;  появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала),возрастает уверенность  в себе ,  можно заранее или на уроке подготовить собственный материал. Исследования показали, что работа с интерактивными досками действительно  помогает в учебе. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала  учащимися. Они признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее,  чем просто   с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход  помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.  Интерактивную доску можно использовать на многих уроках:  Обучение младших школьников может стать привлекательным и захватывающим.  Интерактивная доска призвана вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Высокое разрешение цветовых изображений на экране привлекательны для детей, помогут учителю «оживить» урок. Представьте возможности: Математика –кубики,  монетки в сочетании с библиотекой фотографий магазинов и продуктовых товаров,  математика становится отношением к повседневной жизни учащихся.  Грамотность –  использование персонажей  из сказки или детского стишка или красочных пейзажей  для  работы с учащимися. Пример: Посмотрите на слайд и скажите, что на ней изображено? (печка, пушка). Составим схему слов ПЕЧКА, ПУШКА на слоги; поставь ударение. Чем похожи схемы?  Чем отличаются?  при изучении физики интерактивный экран позволит ясно представить, например, как электрическая   энергия   при   определенных   условиях   переходит   в   механическую, тепловую, световую, химическую, магнитную;  пи изучении английского языка скрыть слова в тексте. Обсудить с учащимися, какие по   их   мнению   слова   скрыты   и   открыть   их.   Использование   звукозаписей   через интерактивный экран во время показа текста на экран предоставляются возможность учащимся чтения и практики прослушивания одновременно.  Фотографии из истории прошлого в полном объёме цвета можно легко отображать на экран.  на географии можно отобразить любую карту легко и быстро, увеличить, уменьшить её, нанести маркером любые значки: где добываются полезные ископаемые.  на уроке русского языка школьник пишет текст на доске маркером, учитель или ученик проверяют, красным цветом исправляет ошибки, выставляет отметку и сохраняет текст в компьютерной папке ребенка. К нему всегда можно вернуться.  на уроке биологии можно виртуально препарировать лягушку или просто показать как происходит опыление при изучении темы «Размножение и развитие растений».  на   химии   увидеть   все   «последствия»   химических   реакций,   вплоть   до   виртуального взрыва, не используя опасные реактивы. Чисто и эстетично.  В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:   развивающее обучение;  проблемное обучение;  развитие критического мышления;  технология «Метод проектов»;  дифференцированный подход к обучению;  создание ситуации успеха на работе;  информационные технологии; Использование   данных   технологий   на   уроках   имеют   большие   преимущества.   Учебный процесс   становится   для   учащихся   интересным,   что   повышает   активность   учащихся. Развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается   качество   и   прочность   полученных   знаний.   Развиваются   исследовательские навыки   и   умения.   Формируются   аналитические   способности   учащихся.   Параллельно   с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств,   формирование лидерских качеств личности.  Что же такое «инновационное обучение» и в чем его особенности?   Инновационное   обучение   (от   английского   слова   –innovation­нововведение)­новый подход   к   обучению,   включающий   в   себя   личностный   подход,   фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество   образования,   более   эффективно   использовать   учебное   время   и   снижать   долю репродуктивной   деятельности   учащихся   за   счет   снижения   времени,   отведенного   на выполнение   домашнего   задания.   Основными   образовательными   технологиями,   которые можно положить в основу изучения химии, биологии и географии  являются: 1. 2. 3. 4. Технология проблемного обучения – это создание в учебной деятельности проблемных   ситуаций и   организация   активной   самостоятельной деятельности  учащихся  по   их  разрешению,  в  результате  чего  происходит творческое   овладение   знаниями,   умениями,   навыками,   развиваются мыслительные способности. Информационно­коммуникационные   технологии–   это   изменение   и неограниченное   обогащение   содержания   образования,   использование интегрированных   курсов,   доступ   в   интернет,   интерактивные   методы обучения, дистанционное взаимодействие. Технология   разноуровневого   обучения–   даёт   учителю   возможность помогать   слабому,   уделять   внимание   сильному.   При   данной   технологии реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в рамках своих возможностей, повышается уровень мотивации ученья. Технология проектных методов обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, 5. 6.                 10.                11.                более   осознанно   подходить   к   профессиональному   и   социальному самоопределению. Технология   исследовательских   методов   в   обучении  дает   возможность учащимся   самостоятельно   пополнять   свои   знания,   глубоко   вникать   в изучаемую   проблему   и   предполагать   пути   ее   решения,   что   важно   при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.  Лекциооно­семинарская   система  используется   в   основном   в   старшей школе,   т.к.   это   помогает   учащимся   подготовиться   к   сдаче   экзаменов   и обучению   в   ВУЗах.   Она   дает   возможность   сконцентрировать   материал   в блоки   и   преподносить   его   как   единое   целое,   а   контроль   проводить   по предварительной подготовке учащихся. Однако данной технологией нельзя злоупотреблять,   так   как   может   сделать   образовательный   процесс малоэффективным:   скучным   для   учащихся,   что   понижает   мотивацию   к обучению.   Кроме   того,   большие   объёмы   информации   не   успевают осмысливаться, а потому плохо запоминаются учащимися. Однако в качестве периодического   применения   данная   технология   допустима   в   современной школе, особенно в сочетании с семинарами на проблемную тематику, когда ученики могут актуализировать и применить полученные знания и умения.  Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые,   деловые   и   другие   виды   обучающих   игр.   Эта   технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование   определенных   умений   и   навыков,   необходимых   в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.  Технология обучения в сотрудничестве    (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода   в том, чтобы идти не от учебного   предмета,  а  от   ребенка   к   предмету,  идти   от   тех   возможностей, которыми   располагает   ребенок,   применять   психолого­педагогические диагностики личности.  Здоровьесберегающие   технологии  Использование   данных   технологий позволяют   равномерно   во   время   урока   распределять   различные   виды заданий,   чередовать   мыслительную   деятельность   с   физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.  Система   инновационной   оценки   «портфолио»  ­   это   формирование персонифицированного   учета   достижений   ученика   как   инструмента педагогической   поддержки   социального   самоопределения,   определения траектории индивидуального развития личности.  Технология   дистанционного   обучения  становится   всё   более   и   более актуальной   в   современных   школах,   особенно   с   введение   инклюзивного образования. Эта технология уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или тех учащихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки. Элементы данной технологии можно использовать и для дистанционного общения учителя с учениками при 7.                 8.                 9. 12.                задания   выполнении   домашнего   (индивидуально­консультативная дистанционная   методика),   при   работе   над   проектом,   а   так   же   для полноценного обучения при временной нетрудоспособности учеников.  Технология   модульного   обучения  обеспечивает   индивидуализацию обучения:   по   содержанию   обучения,   по   темпу   усвоения,   по   уровню самостоятельности,   по   методам   и   способам   учения,   по   способам контроля и самоконтроля. Это лишь часть существующих педагогических технологий. Однако уже применение выше   названных   в   различных   сочетаниях   ощутимо   повышает   качество   обучения   и эффективность образовательного процесса. А теперь немного подробнее о некоторых педагогических технологиях.    У каждого учителя своя дорога, свои методы и свои наработки. Основным направлением учителя   биологии,   как   преподавателя   естественнонаучного   цикла,   должно   быть практикоориентированное   обучение.   На   мой   взгляд,   самую   важную   и   запоминающуюся информацию ученики добывают своими руками. И необходимо стараться, по возможности, давать   им   на   каждом   уроке   возможность   реализовывать   свои   творческие   и исследовательские   задатки,   что   существенно   повышает   мотивацию   изучения   моего предмета и повышает качество обучения.     Современная   школа   должна   стать   передовой   площадкой   в   части   информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом   современного   информационного   общества.   Без   применения   информационно­ коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение,   широко   внедряющее   в   образовательный   процесс   организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального   увеличения   темпов   и   объемов   усвоения   знаний   и   качества   подготовки специалистов.   Таким   образом,   информационно­коммуникационные   технологии   и технология   дистанционного   обучения   позволяют   сделать   школьное   обучение   более доступным,   наглядным,   интересным   и   материальным,   сближая   его   с   практической деятельностью учеников, повышая их самостоятельность и позволяя полнее реализовать творческие способности.      Введение   модульной   технологии   в   образовательный   процесс   нужно   осуществлять постепенно.   Можно   сочетать   традиционную   классно­урочную   систему   (технология объяснительно­иллюстративного   обучения)   с   модульной.   А   ещё   лучше,   как   показала практика,   начинать   с   внедрения   в   образовательный   процесс   элементов   модульного обучения, сочетая их с игровыми или проектными методиками, и лишь затем переходить на построение модулей. Технология   разноуровневого   обучения   позволяет   осуществить   в   действии индивидуализацию   обучения   и   практически   снять   ситуацию   неуспешности,   поскольку определяет   изначально   определённый   минимум   знаний,   умений   и   навыков,   которыми ученик должен овладеть, а далее работает принцип «от каждого по способностям», что позволяет   слабому   ученику   освоить   базу,   а   сильному   реализовать   свои   творческие способности и предметные интересы, что в рамках нового ФГОСа является основой для становления личностных характеристик ученика. Проектное   обучение   является   той   педагогической   технологией,   которая   в   большей степени,   чем   многие   другие   отвечает   требованиям   профильного   обучения   и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять способность: 1) к   осмыслению   своей   деятельности   с   позиций   ценностного   подхода:   социального, личностного,   связанного   с   познавательным   интересом,   с   жизненными   и профессиональными планами;  2) к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;  3) к самообразованию и самоорганизации;  4) к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;  5) видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;  6) делать выбор и принимать решения [5].  В   арсенале   инновационных   педагогических   средств   и   методов   особое   место   занимает исследовательская   деятельность.   Она   позволяет   заложить   фундамент   знаний,   умений   и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.  С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу как в системе урочной, так и во внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность развить   свой   интеллект   в   самостоятельной   творческой   деятельности,   с   учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный  интерес, учит   общению   со   сверстниками   и   единомышленниками,   дает   возможность   принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.  Однако, не смотря на все сложности их внедрения в образовательный процесс и на титанический труд, который предстоит учителю, пока данные технологии и приживутся в школах, результаты будут стоить потраченных сил и времени. Ведь главная радость для учителя – это его успешный ученик, в котором воплощаются все его идеи и стремления. И чем более успешными и развитыми будут наши ученики, тем большее удовлетворение от своей работы мы получим.   При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяю на своих уроках следующие приемы: 1)опорный конспект; 2)мозговая атака; 3)групповая дискуссия; 4)синквейн; 5)эссе; 6)ключевые термины; 7)работа с тестами; 8)дидактические игры; Остановлюсь лишь на некоторых из их. Эссе­жанр   критики   и   публицистики,   свободная   трактовка   какой–либо   литературной, философской, моральной и социальной проблемы. Небольшое письменное задание обычно на   стадии   рефлексии.   Главное   правило   свободного   письма­не   останавливаться,   не перечитывать, не исправлять. 5­ти минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы   помочь   учащимся   подытожить   свои   знания   по   изученной   теме.   Для   учителя­это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать. Что они узнали по новой теме; 2) 2)задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.     Особенно   перспективным   представляется  метод   проектов,  который   позволит   эффективно   развивать   критическое   мышление,   исследовательские   способности аудитории активизировать её творческую деятельность.     Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.    Существуют несколько классификаций  нестандартных  уроков и множество  их видов: урок­семинар,   урок­лекция,   урок­беседа,   урок–практикум,   урок­экскурсия,   урок­игра, урок­КВН, урок­защита проекта, урок­диспут, урок­конференция, урок­театрализованное представление, урок­путешествие, урок­зачет. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации,   решать   задачи   дифференцированного   обучения,   активизировать   учебную деятельность,   повышает   познавательный   интерес,   способствуют   развитию   критического мышления.   Нетрадиционные   же   уроки   русского   языка   и   литературы   обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивает языковую наблюдательность.   Подсчитано, что в среднем ученик в течение пяти уроков говорит 3­5минут. Я думаю, что учителей эти данные удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки­диспуты, дискуссии. Большая доля при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя, выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма эффективна на уроках литературы.   При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это могут быть и лексический диктант или диктант – кроссворд,   и   комментированное   письмо, предупредительные диктанты.    и   составление   загадок   на   уроке, Лексический словарный диктант. Читается толкование лексического значения слова(лучше не из словаря, а адаптированное учителем), ученики  записывают само слово. Например, для 5класса   подойдет  следующий диктант: Небольшая книжка; хранилище для книг; старый, опытный воин; изображение природы на картине;   человек   одинакового   с   кем   –либо   возраста;   ярко­красный   цвет;   (брошюра, библиотека, ветеран, пейзаж, ровесник, багрняый)итд Другое   действенное   средство–это   дидактические   игры,   способные   вызвать   интерес     к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность повышается.  Последние   годы   довольно   часто   используем       на   своих   уроках   синквейн   как   прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока. Остановлюсь на этом приеме подробно. Синквейн –это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза. Слово   «синквейн»   происходит   от   французского   слова,   которое   означает   пятистрочье. Таким образом , синквейн –это стихотворение , из 5 строк, где:  Первая строка.1слово­понятие или тема(существительное).  Вторая строка. 2слова –описание этого понятия(прилагательное),  Третья строка.3слова­действия(глагол).  Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме(афоризм)  Пятая строка.1слово­синоним, который повторяет  суть темы.  Владимир Дубровский(А.С.Пушкина)  Храбрый, честный  Защищает, мстит. Любит  Владимир никогда не сдается    Благородство К современным педагогическим технологиям относятся: 1.Предметно­ориентированные технологии    К ним относятся  а)технология дифференцированного обучения. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся  одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к  его усвоению. При дифференциации учащихся учителю необходимо опираться на  следующее: общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического  развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать  учебный предмет по тем или иным причинам; интерес ученика  к тому или иному  предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к  той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может ( и  должен)передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется  проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для  организации   деятельности учеников  на целый урок либо  на 15­20 минут в  зависимости от целеустановки. 2)Игровые технологии  «Игра –это  искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности». –писал  В.А.Сухомлинский. Начало любой игры –это, прежде всего, эмоциональная  установка  на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется  мыслительная деятельность  в воображении ребенка. Установку на игру обычно  создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков,  кинофрагментов.   Главным   условием   для   повышения   качества   образования   я   считаю   раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки русского языка и литературы станут такими, то результат будет достигнут. В основе моих уроков ­мотивационный принцип, при подготовке в первую очередь ищу ответы на вопрос: «как сегодня сохранить у учеников желание писать, читать и говорить на русском языке» Структурно уроки отражают возможности четырёх видов деятельности: пишу, говорю, читаю, слушаю. Развитие   речи   (как   и   любое   развитие)   немыслимо   без   свободы   творчества, возможности познать всё богатство родного языка. «Язык неисчерпаем в соединении слов», ­писал А.С.Пушкин. Научить   этому   искусству   «соединять   слова»   непросто,   но   каждый   учитель   в   своей практике   применяет   множество   приёмов,   чтобы   дать   ребенку   почувствовать   радость творчества и понимания того, что он счастливчик, для которого родным является один из самых богатых языков мира. Чтобы пробудить фантазию, стремление к творчеству, можно  использовать  в своей работе прием Джанни Родари (известно, что какое­то время он был учителем). Его перу принадлежит   книга   «Грамматика   фантазии»,   в   которой   он   рассказывает   о   вовлечении школьников в игру, стараясь развить их фантазию. Например, он вызывал кого­нибудь из учеников к доске и просил написать на ней любое слово. Другой школьник в это время находился за доской и на обратной стороне тоже писал своё слово­какое угодно. Класс замирал   от   ожидания   неожиданного.   Предположим,   ученик   на   видимой   стороне   доски выводил   «пёс».   Когда   же   доску   переворачивали,   все   читали   слово   «шкаф».   «Пес»   и «шкаф», оказавшись рядом, будили воображение детей. Они начинали придумывать разные истории. Что будет, если соединить эти слова, скажем, так: пес со шкафом, шкаф пса, пёс в шкафу и т.д. Чтобы   сделать   более   доступным   и   хорошо   запоминающимся   теоретический   материал, можно   устроит     лексические,   фразеологические   соревнования.   Так   при   изучении   темы «Фразеологизмы»   за   определенное   время   нужно   подобрать   как   можно   больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы (Москва слезам не верит ; Москва не сразу строилась; как   швед   под   Полтавой;   коломенская   верста;   в   огороде   бузина,   а   в   Киеве   дядька; конотопская   ведьма;   во   всю   Ивановскую;   открывать   Америку;   галопом   по   Европам; китайская стена; язык Киева доведет).        А   в   качестве   домашнего   задания   предлагаю   подобрать   фразеологические   обороты,   в которых встречаются имена собственные, объяснив не только их лексическое значение, но и литературный   или   исторический   источник   создания   фразеологизмов,   что   побуждает учащихся работать с фразеологическими словарями. (Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; дамоклов меч; танталовы муки; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели, Емеля, ­твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; филькина грамота; драть, как Сидорову козу; Федот да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата и т.д.) При   подготовке   к   ЕГЭ   сочинение­рассуждение   на   лингвистическую   тему   можно тексты, подобрать помогающие   учащимся   при   написании   собственных   рассуждений.   Например,     текст на доске: О пользе знаков препинания.   Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицания и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили ­ в космосе, на земле или даже в собственной квартире. К концу его жизни остались только одни кавычки. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! (А.Каневский) Осмыслив текст, учащиеся без затруднений могут написать сочинение­рассуждение на тему: «Почему нам нужны знаки препинания?». Ход мысли и система доказательств ясны. На уроках литературы главным остаётся слово писателя, умение анализировать текст художественного произведения. Необходимо приблизить произведение к ученику, показать его   актуальность   для   понимания   наших   современных   проблем.   Так,   энергичный «предприниматель» покупает убыточное имение, намереваясь сделать его прибыльным ­ вот фабула «Вишнёвого сада». Имение продаётся за долги, которые не в состоянии вернуть хозяева. Долги они накопили из­за собственной безалаберности и некомпетентности. Такая узнаваемая   ситуация:   собственность   меняет   хозяев.   Кто   же   наши   несостоятельные владельцы и возможные покупатели? Как и почему меняется Лопахин после покупки сада? Что   будет   с   вишнёвым   садом?   Возможно   ли   его   спасти?   Ваши   способы   спасения   этой красоты и России? («Вся Россия ­ наш сад»). И пусть эти проекты, которые выдвигают ребята, несовершенны, а во многом наивны и спорны, главное ­ разбудить мысль, заставить размышлять. На   уроках   литературы   используются   разные   формы   для   развития   творческих способностей: это и создание собственных былин, рассказов, сказок, написание сочинений в форме   дневниковых   записей   от   лица   героев,   индивидуально   подобранные   темы, учитывающие способности каждого. Хочется напомнить о несомненной связи между практической грамотностью человека и его образованием, всесторонним интеллектуальным развитием. Наша задача ­ дать ученику возможность  такого развития, создать условия, воспитать человека, любящего мудрость написанного слова, помочь становлению свободной, гуманно мыслящей личности.  Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Достоинства   использования   ИКТ   можно   свести   к   двум   группам:   техническим   и дидактическим.   Техническими   достоинствами   являются   быстрота,   оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков ­ создание эффекта присутствия ("Я это   видел!"),   у   обучающихся   появляется   ощущение   подлинности,   реальности   событий, интерес,   желание   узнать   и   увидеть   больше.   Внедрение   ИКТ   в   мою   практику осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам; работа с ресурсами   Интернет;   использование   готовых   обучающих   программ;   разработка   и использование собственных авторских программ. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения ­ это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить   следующие   задачи:   усиление   интенсивности   урока;   повышение   мотивации учащихся;  мониторинг   их  достижений.  Трудно   представить   себе  современный   урок  без использования ИКТ. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: 1. Для обозначения темы урока. 2. В   начале   урока   с   помощью   вопросов   по   изучаемой   теме,   создавая   проблемную ситуацию. 3. Как   сопровождение   объяснения   учителя   (презентации,  формулы,   схемы,  рисунки, видеофрагменты и т.д.) 4. Для контроля учащихся. Подготовка   подобных   уроков   требует   еще   более   тщательной   подготовки,   чем   в обычном   режиме.   Составляя   урок   с   использованием   ИКТ,   необходимо   продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой   экран.   Степень   и   время   мультимедийной   поддержки   урока   могут   быть различными:   от   нескольких   минут   до   полного   цикла.   Как   писал   великий   педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать   картинки,   и   класс   заговорит,   а   главное,   заговорит   свободно...».   Слайды презентации, вызывают эмоциональный отклик, даже у безразличных или расторможенных детей.   Экран   притягивает   внимание,   которого   мы   порой   не   можем   добиться   при фронтальной работе с классом. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» Поэтому необходимо делать одну или две физминутки.   Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить   себе   современную   школу.   Уроки   с   использованием   ИКТ   становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы ­ это,   на   мой   взгляд,   является   одним   из   важных   результатов   инновационной   работы   в практике работы учителя начальных классов.  Деловая игра. Пути повышения качества образования в школе.   Каждый   учитель   хочет,   чтобы   его   уроки   были   интересными,   увлекательными, запоминающими. Ещё в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения, но преобладало иное мнение, что учение ­ это тяжёлый труд, предполагающее естественное принуждение.   Сам   термин   «дидактические   игры»   впервые   ввели   Ф.Фребель   и   М. Монтессори. В России только в 60­е годы начала распространяться формула «Учение с увлечением», пропагандируемая . Игру относят к практическому методу обучения. Чтобы применять игру на уроке необходимо знать структуру организации игры, классификацию игровой деятельности, методику организации дидактических игр. Существуют определённые требования к организации дидактических игр: 1. Игра   ­   форма   деятельности   учащихся,   в   которой   осознаётся   окружающий   мир, открывается простор для личной активности и творчества. 2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры. 3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры. Требования к подбору игр следующие: 1. Игры   должны   соответствовать   изучаемому   материалу   и   строится   с   учётом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 2. Игры   должны   соответствовать   определённым   учебно­воспитательным   задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 3. Игры должны базироваться на определённом дидактическом материале и методике его применения. Выделяют следующие виды дидактических игр: 1. Игры   ­   упражнения.   Они   совершенствуют   познавательные   способности   учащихся, способствуют   закреплению   учебного   материала,   развивают   умение   применять   его   в новых условиях. Примеры игр­упражнений: кроссворды, ребусы, викторины и т.д. 2. Игры­путешествия.   Эти   игры   способствуют   осмыслению   и   закреплению   учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определённые роли. 4. Игры­соревнования.   Такие   игры   включают   все   виды   дидактических   игр.   Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. Поскольку   в   настоящее   время   интерес   к   дидактической   игре   быстро   растёт,   это приводит   к   увеличению   числа   игр,   а   также   к   их   разнообразию.   Поэтому   возникает потребность в их классификации. Задача классификации ­ навести порядок во множестве различных игр, выделить принципиальные отличительные признаки, характерные для разных групп. Игра ­ настолько многогранное понятие, что говорить об одной   классификационной   модели   просто   невозможно.   Из   всего   многообразия   этих моделей можно выделить: 1. Ролевые игры; 2. Игры с правилами; 3. Комплексные игровые системы (КВН, Брей ­ ринг и т.д.) Также важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры: ­ игры для изучения нового материала; ­ игры для закрепления; ­ игры для проверки знаний; ­ обобщающие игры; ­ релаксационные игры­паузы;   При планировании педагогической работы в определённых случаях важно разделить игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые, массовые. Существует   несколько   психологических   принципов   стимулирования   творческого поведения   учащихся   во   время   игры.   Необходима   доброжелательная,   творческая, непринуждённая   атмосфера   в   классе.   Учителю   следует   подавать   пример   творческого подхода,   воздерживаться   от   оценок   и   критики   творческих   начинаний,   поощрять оригинальные  замыслы   и таким  образом  стремиться  к  созданию  атмосферы «мозгового штурма». Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность,   способствует   творческому   решению   возникающих   проблем.   Тем   самым реализуется творческое партнёрство учителя и учеников. Достоинство такой методики состоит в следующем: 1. Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников ­ внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение; 2. Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; 3. Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям историей: • Историческую   память   учащихся,   в   первую   очередь   на   исторические   факты, явления. • Способность   к   ретроспективному   мышлению,   к   мысленной   реконструкции картины исторического исследования. • Способность к историческому сопереживанию. 4. Игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счёт чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания. 5. Одним   из   главных   достоинств   является   повышение   интереса   к   предмету практически у всех учащихся класса.  Новые   образовательные   стандарты   вводят  новое   направление   оценочной деятельности  –  оценку   личных   достижений.   Для   общества   становится   важным объективировать   личные   достижения   каждого   субъекта   образовательного   процесса: ученика,   учителя,   семьи.   В   стандартах   в   итоговую   оценку   ученика   включается   и накопленная   оценка,   характеризующая   динамику   индивидуальных   образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе. В   качестве   оптимального   способа   организации   накопительной   системы   оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося,   свидетельствующих   о   его   усилиях,   прогрессе   и   достижениях   в   различных областях за определенный период времени. Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения. Выбор типа портфолио зависит от цели его создания. Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и   представлять   ее,   портфолио   позволяет   выйти   на   развитие   интеллектуальных   умений более высокого порядка – умения метакогнитивные. Ученик должен научиться: ­ отбирать и оценивать информацию; ­ точно определять цели, которые он хотел бы достичь; ­ планировать свою деятельность; ­ давать оценки и самооценки; ­ отслеживать собственные ошибки и исправлять их. Применяя данные  технологии в инновационном  обучении,  учитель делает процесс более   полным,   интересным,  насыщенным.   При   пересечении   предметных   областей естественных  наук такая  интеграция  просто  необходима  для  формирования  целостного мировоззрения и мировосприятия обучающихся.  Таким образом, целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря   внедрению   в   профессиональную   деятельность   неизвестных   практике дидактических и воспитательных программ.  Развитие   умения   мотивировать   действия,   самостоятельно   ориентироваться   в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, ­ основные цели инновационной деятельности. Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в   образовании,   поэтому   необходимы     инновационные   педагогические   технологии. Используя их, мы пытаемся  содействовать развитию личности, способной осознавать себя и   свое   место   в   мире,   умеющей   ориентироваться   в   сложных   жизненных   ситуациях   и позитивно решать свои проблемы.   Таким   образом,   используя   инновационные   образовательные   технологии,   удается решить следующие взаимообусловленные проблемы: 1. способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей   ориентироваться   в   сложных   жизненных   ситуациях   и   позитивно   решать   свои проблемы; 2.   изменить   характер   взаимодействия   субъектов   школьной   системы   образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”; 3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса;  4. уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.   Существенным  препятствием на пути применения современных технологий в учебном  процессе является:  Низкая компьютерная грамотность  участников этого процесса.  Отсутствие интерактивных досок в школе. Большинство педагогов вообще не используют новую технику  в учебном процессе, либо используют эпизодически. Но несмотря на это, все выше сказанное подтверждает, что применение интерактивных  досок способствует повышению качества образования путем применения современных  технологий.

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»

Доклад к педсовету на тему : «Пути повышения качества образовательного процесса через использование инновационных технологий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019