Доклад к педсовету на тему: "Активные формы обучения на уроках химии и биологии"
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.04.2019
Активные формы обучения на уроках химии и биологии.
«Хороших методов существует столько, сколько
существует хороших учителей»
Д.Пойя
Стремительно развивающееся современное общество ставит перед школой все новые и новые задачи. Одной из таковых является внедрение активных образовательных технологий в процесс обучения. Учитель при этом становится не передатчиком информации, а выполняет роль ведущего процессом обучения, основанном на взаимодействии между участниками образовательного процесса.
Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. К ним относятся
1. проблемные лекции,
2.обучающие алгоритмы,
3.анализ конкретных ситуаций,
4. деловые игры,
5. тематические дискуссии,
6. способы развития мыслительных способностей, интереса к учебной работе, творчества, инициативы.
доклад.docx
Доклад на тему:
«Активные формы обучения на уроках
химии и биологии»
учитель химии и биологии
Лепесбаева С.К. Активные формы обучения на уроках химии и биологии.
20182019 уч. год
«Хороших методов существует столько, сколько
существует хороших учителей»
Д.Пойя
Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма
Стремительно развивающееся современное общество ставит перед школой
все новые и новые задачи. Одной из таковых является внедрение активных
образовательных технологий в процесс обучения. Учитель при этом
становится не передатчиком информации, а выполняет роль ведущего
процессом обучения, основанном на взаимодействии между участниками
образовательного процесса.
разнообразен. К ним относятся
1. проблемные лекции,
2.обучающие алгоритмы,
3.анализ конкретных ситуаций,
4. деловые игры,
5. тематические дискуссии,
6. способы развития мыслительных способностей, интереса к учебной работе,
творчества, инициативы.
Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин цели
занятия, уровня знаний учеников, от внешних условий, творчества учителя.
Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно
достигнуть при использовании многих методов. В своей практике применяю
такие активные методы, как:
Дискуссия на уроке
При изучении химии в 7 классе учащимся предлагается задание:
1. Заполни таблицу
Польза химии. Вред химии
2. Сделай вывод о значении химии в жизни человека
Например, при изучении темы «Теории происхождения жизни на земле»
задаю проблемный вопрос – Откуда и каким образом появились первые живые
организмы на нашей планете?
Дискуссия, проведенная по определенным правилам, напрямую влияет на
уровень активизации обучения и учит ребят учиться.
При проведении деловой игры «Оперативное совещание по загрязнению
воды», планируемый результат: закрепить знания о свойствах воды, охране Активность учащихся проявляется ярко,
При подаче материала в такой форме усваивается около 90%
носит
окружающей среды, развить творческие способности, практические навыки,
формировать исследовательские навыки.
информации.
продолжительный характер и «заставляет их быть активными»
Оживляют урок различные командные соревнования. Кроме
активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную
нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей. Я использую
викторины на уроках химии и биологии. При изучении темы «Физические
свойства металлов» провожу викторину «Самый, самый…» (самый тяжелый
или самый легкий металл, самый твердый или самый мягкий металл). В
разделах по биологии, таких как «Опорнодвигательная или кровеносная
системы» и др. использую викторину «Сандар сөйлейді» (например,
количество костей (220) и суставов (230) или состав крови).
Мозговой штурм — специализированный метод групповой работы,
направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое
мышление каждого участника. Мозговой штурм может быть индивидуальным,
парным или групповым. Например: "Что произойдет, если на Земле исчезнут
все бактерии?"
Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать
сказку на тему…, составить кроссворд, синквейн и др.;
Пример задания:
Познакомив учащихся со способами распространения плодов и семян,
предлагаю учащимся сыграть в игру «Растеряхи в растительном мире». По
картинке составить маленькие сказки, где главными героями являются
растениярастеряхи, разными способами теряющие свои семена, и кто им
помогает в этом. После изучения разделов по химии, например, «Щелочные
металлы» в качестве домашнего задания задаю написание сказки.
Прием «Инсерт». Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем
определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием.
Дополняю работу заданием составить вопросы, расширяющие знания (прямые
ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной
информации), а также вопросы проблемного характера. Провожу конкурсы на
лучший вопрос 2ой и 3ей категории. Такой метод как самостоятельная
работа с учебником может быть репродуктивным.
Пример задания:
1) Нервная система действует как интегративная система, связывая в
одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других
регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Нервную систему
подразделяют на два вида — центральную и периферическую.
Головной и спинной мозг относится к центральной нервной системе, а все
нервы и нервные окончания, узлы и нервные сплетения, пронизывающие организм, относятся к периферической нервной системе. Центральная
нервная система регулирует деятельность всех органов, тканей, передает
оперативную информацию организму об изменении условий – внешних и
внутренних, анализирует характер и силу раздражения и осуществляет
ответные реакции, при этом корректируя работу эндокринной, сердечно —
сосудистой, костномышечной, дыхательной и других систем.
Периферическая нервная система выполняет функцию проводника между
ними, хотя сама находиться за пределами головного и спинного мозга.
Благодаря своим функциям, она делится на соматическую и вегетативную
нервную систему. Соматическая нервная система охватывает весь кожный
покров и опорнодвигательный аппарат, обеспечивая при этом сенсорную и
моторную функции.
Вегетативная нервная система отвечает за деятельность желез внешней и
внутренней секреции, внутренних органов, состояние лимфатической и
кровеносной системы. Ее функции распространяются на обеспечение
дыхания, кровообращения, пищеварения, размножения, веществ в организме и
его роста в целом.
А. Используя информацию текста, составьте схему:
Б.Проанализируйте информацию текста и напишите к нему 5
вопросов, которые бы начинались со слов «Зачем?», «Почему?»
Практический эксперимент. Правильное сочетание теоретического
материала с организацией опытнопрактической работы, с последующим
обсуждением результатов и выводами учащихся также способствует
активизации учебной деятельности на уроке. При проведении опыта,
наблюдения, эксперимента учащиеся получают практические навыки и
привлекаются к осмыслению материала, усвоению научных понятий,
выявлению причинноследственных связей, биологических закономерностей.
Интересным приемом при проведении лабораторной работы или опыта
является сообщение цели работы без сообщения результата. Я демонстрирую
опыт, затем совместно с учащимися мы пытаемся объяснить полученный
результат. Например, в 7 классе по теме «Признаки химических реакций»
показываю лабораторные опыты с выпадением осадка, изменением
первоначального цвета, выделением газа, образованием теплоты.
Введение новых понятий через создание проблемной ситуации
(работа в «исследовательской лаборатории»)
Работа по созданию шаростержневой модели молекул.
Чем отличаются друг от друга атомы разных видов?
В ваших наборах атомы разных химических элементов отличаются еще и
цветом. Модель атомов водорода – синего цвета, модели атомов кислорода,
больших по размеру – красного цвета.
Состав любого вещества всегда одинаков независимо от способа его
получения. Как же можно выразить состав вещества при помощи химических знаков? Ведь во многих веществах атомы соединяются друг с другом.
Например, газ, который поддерживает горение – кислород – состоит из
молекул. Каждая его молекула состоит из двух атомов кислорода. Зная это,
создайте модель молекулы кислорода.
Давайте запишем химическую формулу кислорода.
А сейчас, в своей исследовательской лаборатории, создайте модель
молекулы воды, зная, что каждая молекула воды состоит из двух атомов
водорода и одного атома кислорода (H2O). Запишем химическую формулу
воды.
Попробуйте объяснить, что обозначает индекс?
O2 ; H2O
индекс
Поместите на поднос отдельно существующие атомы:
три атома водорода (3H)
четыре атома кислорода (4O)
Что в данном случае обозначает коэффициент?
3H ; 4O
коэффициент
Обучение с использованием компьютерных обучающих программ.
Отдельно следует остановиться на этом методе. Использование новых
информационных технологий в курсе биологии и химии значительно
поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из
достоинств применения данной технологии является повышение качества
обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов:
текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы.
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает
время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Метод «Кластер». Цель – развитие творческого мышления через
актуализацию опорных знаний обучающихся. Необходимые материалы:
опорный рисунок, доска, мел. Данный метод эффективно используется
на этапе актуализации опорных знаний.
В результате использования активных методов в химии и биологии
повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию
учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и
практическом их применении. Применение активных методов обучения и
воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как
самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная
активная жизненная позиция. Такие уроки стимулируют познавательный интерес,
вносят разнообразие в учебновоспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих
способностей учеников, а также создают благоприятную психологическую
атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои
способности и возможности. Поэтому выбор активных методов обучения следует
рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии
и химии.
Доклад к педсовету на тему: "Активные формы обучения на уроках химии и биологии"
Доклад к педсовету на тему: "Активные формы обучения на уроках химии и биологии"
Доклад к педсовету на тему: "Активные формы обучения на уроках химии и биологии"
Доклад к педсовету на тему: "Активные формы обучения на уроках химии и биологии"
Доклад к педсовету на тему: "Активные формы обучения на уроках химии и биологии"
Доклад к педсовету на тему: "Активные формы обучения на уроках химии и биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.