Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"
Оценка 4.6

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Оценка 4.6
Документация +1
docx
библиотека +1
Взрослым
20.02.2019
Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"
Доклад на городские педагогические чтения по актуальной для школьного библиотекаря теме - приобщения детей к чтению. В докладе ракрываются формы, методы, способы библиотечных уроков. Раскрываются традиционные и нетрадиционные формы урока. Доклад указывает на то? что школьный библиотенкарь является не просто работником библиотеки, но и педагогом.
Рукавишникова С.Г. - зав.библиотекой - копия.docx
«Туған жер. Туған ел. Туған глобал:  ұлттық білім беру жүйесінің бағдарлары»   тақырыбындағы білім беру қызметкерлерінің облыстық педагогикалық оқуларына қатысуға сұраныс  1.   Автордың   толық   аты­жөні,   тегі   (жеке куәлік бойынша) 2. Жұмыс орны, лауазымы 3.   Мамандығы   бойынша   диплом     және жеке куәлік көшірмесі  4. Ғылыми дәрежесі 5. Секциялық жұмыс бағыты  6. Баяндама тақырыбы 7. Байланыс телефондары (ж/т; ұ/т) 8. Электрондық почтасы E­mail: Рукавишникова Светлана  Георгиевна Средняя школа №5 имени  Г.Мусрепова заведующая  библиотекой Удостоверение № 025551652 ИИН 690101403537 Диплом ЖБ­II№0028826  (Атырауский педагогический  институт, учитель истории;  Диплом ППП 1004­ 38(Московская академия  профессиональных  компетенций – педагог­ библиотекарь) Библиотечное дело «Библиотечные уроки в  современной школе 87013960670 [email protected] Библиотечные уроки в современной школе Рукавишникова Светлана Георгиевна город Атырау, средняя школа №5 имени Г.Мусрепова, заведующая библиотекой                                                                      «Читать – это еще ничего не значит;        что читать и как понимать читаемое                                                      – вот в чем главное дело.»                                                                                                            К.Д. Ушинский Введение                        Библиотекарь в школе – это не просто человек, работающий в библиотеке, но и психолог, лекарь, педагог.             Психолог ­потому что, дети приходят к тебе не только за книгами, но за утешением, советом, чтобы поделиться радостью.              Лекарь – потому что ещё первые библиотеки в истории человечества нередко называли «аптеками для души», а библиотекари и целители работали под одной крышей.               И, наконец, педагог. Потому, что каждый день проводишь с детьми, учишь их чему­то новому.               Одной из главных задач школьного библиотекаря является не только обеспечить детей учебниками, но и заинтересовать книгой, увлечь чтением, научить ориентироваться в информационном пространстве.                          Являясь   школьным   библиотекарем   на   протяжении   довольно длительного   времени,   я   пришла   к   выводу,   что   одним   из   действенных   и наиболее   простых   способах   заинтересовать   детей   книгой,   является библиотечный   урок.   Что   это   такое?   Пытаясь   найти   конкретный   ответ   на данный   вопрос,   я   перевернула   весь   интернет,   но   точного   определения   не нашла.   Есть   только   это:   «Библиотечный   урок   ­   это   урок,   включенный   в календарно­тематическое планирование библиотекаря школьной библиотеки и проводимый в помещении библиотеки». К сожалению, в моем случае, это не всегда возможно, поэтому уроки, я чаще всего провожу в классах.               Составляя план на учебный год, всегда отдельным пунктом выделяю темы библиотечных уроков.               Первые годы проводила уроки как в младшем, так и в среднем звене, но при переходе на обновленную систему обучения в среднем звене, из­за большой   загруженности   учащихся,   проводить   библиотечные   уроки   стало проблематично. Поэтому, в настоящее время ограничиваюсь       начальными классами. Уроки провожу раз в месяц, как в библиотеке, так и в классах.              В своем докладе я постаралась раскрыть главные цели библиотечных уроков, их виды и формы. 1. Педагогическая ценность библиотечных уроков Основной   задачей   школьной   библиотеки   является   не   только обеспечить школьников учебниками, но и способствовать заинтересованности школьников чтению. Известно, что в наше оцифрованное время дети больше сидят в интернете за компьютерами и планшетами, в телефонах, чем берут в руки обычную книгу.             Существует множество всевозможных способов   библиотечной работы, с помощью которых можно заинтересовать детей книгой. Это и   ­интерактивные методы (конкурсы, диспуты, конференции) ­   игровые   методы   (те   же   конкурсы,   конференции,   проведенные   в   игровой форме) ­ громкие чтения   ­ буккроссинг  ­ литературные вечера ­ конкурсы чтецов и т.д. ­ книжные выставки ­ индивидуальные беседы ­ обсуждение книг  ­ литературный диспут ­ громкие чтения  ­ вечера вопросов и ответов  ­ литературная гостиная           Сегодня наш разговор пойдет о библиотечном уроке.                     Библиотечный   урок  –   основной   вид   деятельности   школьного библиотекаря   по   формированию   информационной   культуры   личности учащегося. Основная роль в проведение библиотечных уроков принадлежит библиотекарям,   которые   с   помощью   этих   уроков   должны   воспитывать независимого библиотечного пользователя.         Педагогическая ценность библиотечных уроков сохраняется и в условиях активного   развития   информационных   технологий.   Многие   учащиеся начальной школы не могут находить необходимую информацию в интернете, а старшеклассники   не   умеют   работать   с   несколькими   источниками, классифицировать   и обрабатывать  данные, не  могут  объединить   несколько источников   в   единое   целое,   что   вызывает   значительные   трудности   при самостоятельном   освоении   дисциплин.     Поэтому,   работа   с   каталогами   и различными   типами   информационных   источников   в   школьной   библиотеке способствует   закреплению   важных   навыков   и   повышает   интерес   к   чтению художественных   произведений,   а   значит   —   способствует   воспитанию уверенных   в   своих   знаниях   будущих   граждан   нашей   страны,   критически мыслящих и способных на творческие поиски.             2. Примерные темы библиотечных уроков          Вводя в годовой план работы библиотечные уроки, надо учитывать в первую   очередь   возраст   детей.   Найти   готовый   материал   в   наше   время   не проблема.   Темы   занятий   для   разных   ступеней   обучения   могут   быть одинаковыми,   но   объем   материала   меняется   в   динамике   от   простого   к сложному, от краткого к подробному.            Я в свой план на 2018­2019 учебный год включила уроки по следующим темам:  1 «Домашняя библиотека» – 3­4 классы 2. «Первое путешествие в библиотеку» – 1 классы 3. «Тайны библиографии» – 3­4 классы 4. «Правила и умение общаться с книгой» – 1­2 классы                           5. «О книге в библиотеке» – 3­4 классы 6. «Газеты и журналы для детей» ­ 3­4 классы 7. «Структура книги» – 2­4 классы 8. «Выбор книги в библиотеке» – 3­4 классы 9. «Справочная литература» – 4 класс. Для учеников среднего звена можно использовать темы:  «Как работать со справочной литературой» ­ 6 класс 1. «Здравствуй, школьная библиотека!» ­ 5 класс 2. «Элементы книги» 3. «Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог». 4. «Записи о прочитанном. Дневник чтения» 3. 4. «Библиотечные каталоги» ­ 7 класс 5. Самостоятельная работа с книгой. – 6­7 класс 6. «Справочно­библиографический аппарат библиотеки» 7. «Книги и её создатели». 8. «Книги по естественным наукам и технике для старших подростков» 9.   «Методы самостоятельной работы с литературой» 3.  Традиционные формы и виды библиотечных уроков       Библиотечный урок, как и обычный предметный может быть представлен несколькими видами и формами – ­   урок­консультация   –   ликвидация   пробелов   по   изученному   материалу   в знаниях учащихся и по развитию их умений ­   урок­беседа – диалоговая форма урока, которая начинается сообщением библиотекаря и продолжается разговором с аудиторией. ­   практическое   занятие   ­  это форма   организации   учебного   процесса, предполагающая   выполнение   учениками   по   заданию   и   под   руководством библиотекаря одной или нескольких практических работ ­     урок   ­   лекция   –   это   урок   на   котором   излагается   значительная   часть теоретического материала изучаемой темы. При проведении библиотечных уроков надо учитывать планир ование учитываем : тпринц ипы форми ровани групп я ответс твенны е место провед ения     количе ство Темати ка Планирование План   уроков,   проводимых   в   школьной   библиотеке, закрепляется при календарно­тематическом планировании. Количество Проводить библиотечные занятия следует не чаще, чем 1 раз в неделю, но не реже, чем 1 раз в четверть. Тематика Могут   быть   тематическими   или   посвященными календарным праздникам, памятным датам. Принципы формирования учебных групп Библиотечные уроки могут организовываться для класса, всей параллели, в отдельных случаях — для школьников разных возрастных групп. Место проведения Ответственные за проведение Хранилище или читальный зал библиотеки, класс Школьный   библиотекарь   или   педработники,   учащиеся старших   классов   при   условии   контроля   со   стороны ответственного педагога. 4. Нестандартные формы библиотечных уроков Модель занятия Особенности проведения Экскурсия Конференция Телемост Дети разделяются на несколько групп, каждая из которых будет выполнять свою роль. «Хозяева» занятия проводят для остальных экскурс по выбранной теме, а гости задают вопросы,   стараются   при   поддержке   педагога   расширить границы обсуждаемой темы. В финале группа экспертов систематизирует   все   ранее   сказанное,   создает   опорные схемы и таблицы, способствующие лучшему запоминанию материала.  Предусматривает масштабную подготовительную работу: дети   предварительно   делятся   на   группы   и   выполняют различные задания (сбор и структуризация информации по теме, поиск лозунгов и крылатых выражений, подготовка плакатов).   В   ходе   занятий   поочередно   выступают «эксперты»,   а   «журналисты»   задают   интересующие вопросы. Тема, рассматриваемая на занятиях такого типа, должна содержать   антагонистичное   сравнение.   Учащиеся разделяются   на   группы,   каждая   из   которых   будет представлять   отдельную   страну,   сферу деятельности. Выступление  групп строиться следующим образом:   сначала   школьники   представляют   блок информации в любой форме, а потом отвечают на вопросы «оппонентов».   эпоху, Викторина Поиск Соревнование Урок­диалог Тема   и   разделы   викторины   оглашаются   заранее,   чтобы учащиеся   имели   возможность   подготовиться   заранее. Класс   делиться   на   группы,   представители   каждой поочередно   выбирают   разделы   и   номера   вопросов. Победит тот, кто наберет наибольшее количество очков. На   протяжении   занятия   учащимися   реализуются различные виды информационно­поисковой деятельности, позволяющие   найти   ответ   на   поставленный   учебный вопрос.   Широта   и   сложность   вопроса   определяется возрастом   и   индивидуальным   уровнем   образовательных достижений класса. На   самом   занятии   или   предварительно   классный коллектив   делиться   на   команды.   Задания   могут   быть известны заранее или выдаваться непосредственно перед их   выполнением.   В   качестве   судьи   выступает   группа педагогов или старшеклассников. Деятельность   выстраивается   вокруг   предопределенной учебной   проблемы,   актуальной   для   всех   участников образовательного   процесса.   Постоянное   создание   и расширение   ситуации   «незнания»,   дополняемое разнородной   информацией,   способствующей   расширения этой самой ситуации, позволяет приобщить к диалогу всех учащихся   —   дети   могут   выдвигать   разные   гипотезы, оспаривать и доказывать их в поиске истины. Деловая игра Модель   используется   для   актуализации   знаний школьников по работе с различными типами официально­ деловых   бумаг   и   проработкой   различных   социальных ситуаций. Информина   по       организованное Это специально мероприятие, обеспечивающее   информирование   пользователей   о содержании   одного   или   группы   изданий,   чаще   как увлекательная   интеллектуальная   игра,   раскрывающая   и закрепляющая   полученные   знания   участников,   часто проводится библиотечно­ библиографических занятий.  закреплению Биржа информационная     Урок,   содействующие   развитию   информационно­ библиографической   эрудиции   читателей,   имитирующее работу   биржи.   Как   известно,   биржа   —   место   оптовой продажи   товаров   по   образцам,   где   брокеры   (маклеры) помогают продать или приобрести товар. Библиотечный «товар» информация об источнике (книге, журнале, газете и   т.   д.).   «Брокеры»   сами   ищут   товар,   изучают   его   и рекламируют   (продают).   Роль   брокеров   выполняют читатели Интернет­ занятие В   качестве   учебных   пособий   используются информационные   ресурсы:   специально   разработанные программы, презентации, ролики. 5. Правила библиотечного урока 1.Всегда помнить о цели урока 2 Определять состояние класса. 3 Библиотекарь должен уметь: ∙ Слышать и слушать; ∙ Не быть закрытым для детей; ∙ Ровно, одинаково относиться ко всем мнениям; ∙ Не пропускать ничего во время работы; ∙ Выслушивать мнения, а не сталкивать; ∙ Не оценивать; ∙Не подавлять активность учеников, но и при этом быть активным участником ∙ Говорить понятно и четко; ∙ Не заниматься агитацией, не выдавать свое мнение за истину. 4 Во время библиотечного урока библиотекарю потребуется умение: ∙ устанавливать контакт с партнером по общению; ∙ отслеживать «состояние контакта» в процессе общения. Ученики во время таких уроков учатся:  ∙   самостоятельно   находить   нужную   им   информацию   в   различных   видах изданий как внутри библиотеки, так и вне ее; ∙ Приобщаются    художественной, справочной, научной и энциклопедической литературе и развивают   навыки самостоятельной работы с ней; ∙ Укрепляют интерес к познанию литературы, окружающего мира и  чтению. 6. Главная цель библиотечных уроков            Главное   цель библиотечного   урока ­   выработать   способность   учащихся самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.                         Исходя из вышеизложенного, можно приходим к выводу, что к проведению библиотечных уроков существуют определенные требования 7. Требования к проведению библиотечного урока              Подготовительный этап занятия  предполагает выбор темы, места и форму проведения занятия. Желательно провести предварительный тестовый опрос   учащихся   с   целью   выявления   уровня   их   подготовки.   Необходимо подобрать и изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал, оформить   книжную   выставку   по   теме,   по   мере   необходимости,   стенды, плакаты,   подобрать   цитаты.   Важной   частью   подготовки   занятия   является составление плана его проведения, где обязательно рассматриваются цели и задачи урока, разрабатывается ход самого урока, его основное содержание, продумываются контрольные вопросы. Кроме этого, необходимо продумать техническое оснащение, подготовить раздаточный материал для практической части урока               Проведение   занятия  –   это   основной   этап   урока.   Технология   его проведения   может   быть   разнообразной   в   зависимости   от   выбора   форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Но, как правило, проводится краткий опрос   учащихся   на   выявление   опорных   знаний,   дается   изложение   нового материала,   выполняется   практическая   работа   на   закрепление   нового материала, проверяется степень усвоения знаний и дается домашнее задание.          Подведение итогов  включает анализ деятельности на уроке, а также оценку   результатов   собственной   деятельности   по   проектированию   и реализации на практике занятия. 8. Итог библиотечного урока        В итоге дети должны научиться:            Ориентироваться в каталожной карточке, пользоваться справочной и энциклопедической литературой, не теряться у книжных полок.       –  Подбирать   самостоятельно  книги   по   теме,  пользоваться   алфавитным каталогом,   картотеками,   подбирать   самостоятельно   дополнительную литературу к занятиям, владеть техникой работы с различными словарями и детскими энциклопедиями.         – Владеть техникой работы с различными словарями, энциклопедиями, уметь пользоваться справочно­библиографическим аппаратом: алфавитным и систематическим   каталогами,   картотекой   газетных   и   журнальных   статей, уметь делать выписки из газет и журналов, систематизировать их, правильно оформлять и использовать в учебной работе, применяет справочный аппарат книги,   использовать   комментарии:   авторские,   переводчика,   редактора, подстрочные, в конце книги, самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения.         – В работе с критической литературой умеет находить ее в каталогах и картотеках, использовать списки литературы внутри книги, владеет техникой работы с периодическими изданиями, владеет методами и формами рекламы литературных   произведений,   самостоятельно   подбирает   литературу   в соответствии со своими индивидуальными планами. Заключение                      В заключении хочу сказать, что тема библиотечных уроков меня интересует с начала трудовой деятельности в школьной библиотеке. Первое открытое   массовое   мероприятие   в   школе,   проведенное   мной   был библиотечный урок на тему "Домашняя   библиотека». В 2016 году я написала статью  «Библиотечные   уроки,   как   один   из   способов   заинтересовать школьников чтением», на основе которой и написан данный доклад. Эта моя статья была опубликована  в ряде электронных СМИ,  и я получила несколько дипломов и свидетельств о публикации и  о подтверждении авторских прав. Содержание 1. Введение                                                                         1 стр. 2. Педагогическая ценность библиотечных уроков               1 стр. 3. Примерные темы                                                           3стр. 4. Традиционные формы и методы библиотечных                 3 стр.       уроков                                                                                5. Нестандартные формы библиотечных уроков             5 стр 6. Правила библиотечного урока                                       7 стр 7. Главная цель библиотечных уроков                             7 стр 8. Требования к проведению библиотечного урока            8 стр 9. Итог библиотечного урока                                            8 стр 10.Заключение                                                                     9 стр Используемый материал:                  Интернетресурсы                               https://yandex.kz/images/search?text=metod_recom­bibliotechnye                       Приложение (презентация к докладу)

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"

Доклад на пдчтения "Бибилиотечные уроки в современной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019