Рабочая программа Школа безопасности

  • Документация
  • docx
  • 27.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа Школа безопасности 4-5 класс
Иконка файла материала Рабочая программа Школа безопасности.docx

МКУ Управление образования МР Чишминский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования Дом пионеров и школьников

МР Чишминский район Республики Башкортостан

 

 

Принята на заседании                                                      Утверждаю:

методического  совета                                                     Директор ДП и Ш

от "__" ______________ 20__ г.                                      __________Илюшкина Ф.Ф.

Протокол N ___________________                                "__" ______________ 20__ г.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-педагогической направленности

"Школа безопасности"

Возраст обучающихся: 10-11 лет

Срок реализации: 7 месяцев

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Исламова Марьям Газинуровна,

Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р. п.Чишмы – 2019

Пояснительная записка

Актуальность программы. В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Школа безопасности».

Рабочая программа учебного предмета «Школа безопасности» для 4-5 классов составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

Программа рассчитана для 4-5 классов – 112 часов в год, 4 часа в неделю

Цели и задачи:

Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья

Задачи:

  •  Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.
  • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

• формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные результаты:

• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

• формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

• умения оказывать первую медицинскую помощь;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Основные принципы реализации программы – научная обоснованность, доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.

Целевая аудитория: 4-5 классы

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:

-биология -физическая культура –литература -ОБЖ

Программа предусматривает проведение занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 занятия. Продолжительность одного занятия – 45 мин., перерыв – 15 мин.

Срок реализации – 7 месяцев.

Возраст детей – 10-11 лет.

На занятия принимаются все желающие заниматься дети без специального отбора.

Проектная наполняемость учебной группы:

-не менее 12 человек – 1-ый год обучения.

Деятельность включает проведение экскурсий, лекций, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов, и т.д.

Деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Формы занятий: групповая работа, экскурсии, беседы, викторины, коллективные творческие дела, трудовые дела.

Формы контроля:1. Наблюдение; 2. Тестирование; 3. Беседа; 4. Проектная деятельность.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

•        вести устный диалог на заданную тему;

•        участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

•        участвовать в работе конференций, чтений.

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Школа безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Таким образом, в результате изучения учебного курса «Школа безопасности»: Учащиеся смогут научаться:

- раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание;

- проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

- знать влияние факторов риска на здоровье человека.

- описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;

- прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;

- приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;

- аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью;

- смогут обеспечивать уход за телом и жилищем;

- взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);

- находить необходимую информацию на различных видах носителей;

- смогут презентовать результаты собственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Тема раздела, занятия

Кол-во часов

1

Дорожно-транспортная безопасность

50

2

Основы комплексной безопасности

16

3

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни

16

4

Основы здорового образа жизни

16

5

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

7

Строевые приёмы в движении и на месте.

6

 

Итого

112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Сроки

Теория

Практика

Итого

1

Вводная беседа. Понятие предмета. Техника безопасности. Цели, задачи кружка «Школа безопасности». Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).

1

 

1

Октябрь

 

Дорожно-транспортная безопасность

14

35

49

Октябрь-декабрь

2

История Правил дорожного движения. Развитие Правил дорожного движения.

1

 

 

Октябрь

3

Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

 

1

 

Октябрь

4

Информация о первом светофоре, автотранспорте.

1

 

 

Октябрь

5

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

 

1

 

Октябрь

6

Информация о первом велосипеде, дорожных знаках.

1

 

 

Октябрь

7

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства». Участие в конкурсах по правилам ДД.

 

1

 

Октябрь

8

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров.

1

 

 

Октябрь

9

Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

1

 

 

Октябрь

10

ПДД для пешеходов - движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

1

 

 

Октябрь

11

Разработка викторины по ПДД в уголок.

 

1

 

Октябрь

12

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов.

1

 

 

Октябрь

13

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

 

1

 

Октябрь

14

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги.

1

 

 

Октябрь

15

Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь Дом-школа-дом».

 

1

 

Октябрь

16

Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков.

1

 

 

Октябрь

17

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

 

1

 

Ноябрь

18

Овладение практическими навыками выполнения ПДД.

 

1

 

Ноябрь

19

Предупредительные сигналы, подаваемые водителем велосипеда при движении.

1

 

 

Ноябрь

20

Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия отдельно ( змейка, восьмерка, качели, перестановка предмета).

1

 

 

Ноябрь

21

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

 

1

 

Ноябрь

22

 

Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».

Крупные страховые компании. Страховой полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности.

2

 

 

Ноябрь

 

23

Решение билетов для закрепления полученных знаний.

 

1

 

Ноябрь

24

Первая помощь при ДТП. Значение первой доврачебной помощи и правила ее оказания. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

1

 

 

Ноябрь

25

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

 

1

 

Ноябрь

26

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.  Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему

 

1

 

Ноябрь

27

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

 

1

 

Ноябрь

28

Раны, их виды, оказание первой помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

 

1

 

Ноябрь

29

Оказание первой помощи при кровотечении.

 

1

 

Ноябрь

30

Ожоги, степени ожогов. Обморожение. Оказание первой помощи.  Виды повязок и способы их наложения.

 

1

 

Ноябрь

31

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при ожогах, обморожении.

 

1

 

Ноябрь

32

Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

 

1

 

Декабрь

33

Оказание первой помощи при обмороке, солнечном и тепловом ударе.

 

1

 

Декабрь

34

Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.

 

4

 

Декабрь

35

Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

 

2

 

Декабрь

36

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.

 

4

 

Декабрь

37

Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

 

2

 

Декабрь

38

Конкурс плакатов по Безопасности дорожного движения.

 

2

 

Декабрь

39

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

 

2

 

Январь

 

Основы комплексной безопасности

7

9

16

Январь

40

Основы комплексной безопасности. Защита от чрезвычайных ситуаций.

1

 

 

Январь

41

Характеристика природных явлений. Опасные ситуации природных явлений.

1

 

 

Январь

42

Причины возникновения и возможные последствия ЧС природного характера.

1

 

 

Январь

43

Правила безопасного поведения при ЧС природного характера

1

 

 

Январь

44

Наводнения. Виды и причины. Защита от последствий наводнений.

1

 

 

Январь

45

Природные пожары. Лесные и торфяные пожары.

1

 

 

Январь

46

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

1

 

 

Январь

47

Выступление в классах по пропаганде ЧС.

 

3

 

Январь

48

Участие в конкурсе плакатов и рисунков по пожарной безопасности.

 

2

 

Январь

49

Участие в олимпиаде по ЧС.

 

2

 

Январь

50

Проведение конкурса сочинений «Есть такая профессия–пожарный».

 

2

 

Февраль

 

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.

8

8

16

Февраль

51

Среда обитания человека, его безопасность.

1

 

 

Февраль

52

Особенности жизнеобеспечения жилища.

1

 

 

Февраль

53

Безопасное поведение в бытовых  бытовых  ситуациях.

1

 

 

Февраль

54

Безопасность в повседневной жизни

2

 

 

Февраль

55

Обеспечение личной безопасности дома.

1

 

 

Февраль

56

Особенности природных условий в городе и в селе.

1

 

 

Февраль

57

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

1

 

 

Февраль

58

Разработка викторины по теме «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни» в уголок.

 

2

 

Февраль

59

Решение задач, карточек по теме «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни»

 

2

 

Февраль

60

Выступление в классах по пропаганде опасных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

 

4

 

Февраль

Март

 

Основы здорового образа жизни.

8

8

16

Март

61

О здоровом образе жизни.

1

 

 

Март

62

Двигательная активность и закаливание организма- необходимые условия укрепления здоровья.

2

 

 

Март

63

Рациональное питание. Гигиена питания.

1

 

 

Март

64

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

 

 

Март

65

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

1

 

 

Март

66

Основные составляющие здорового образа жизни.

1

 

 

Март

67

О здоровом образе жизни.

1

 

 

Март

68

Выступление в классах по пропаганде ЗОЖ.

 

4

 

Март

69

Участие в конкурсе плакатов и рисунков по теме ЗОЖ.

 

2

 

Март

70

Участие в олимпиаде по ЗОЖ.

 

2

 

Апрель

 

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3

5

8

Апрель

71

Первая помощь при различных видах повреждений.

1

 

 

Апрель

72

Первая помощь при различных видах повреждений. (практические занятия)

 

1

 

Апрель

73

Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах.

1

 

 

Апрель

74

Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах.(практические занятия)

 

1

 

Апрель

75

Первая помощь при отравлении угарным газом.

1

 

 

Апрель

76

Первая помощь при отравлении угарным газом.(практические занятия)

 

1

 

Апрель

77

Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи.

 

1

 

Апрель

78

Решение задач, карточек по теме «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи».

 

1

 

Апрель

 

Строевые приёмы в движении и на месте.

 

6

6

Апрель

79

Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Отставить»

 

2

 

Апрель

80

Повороты на месте

 

1

 

Апрель

81

Движение в одну колонну.

 

1

 

Апрель

82

Движение  в две, три колонны.

 

1

 

Апрель

83

Выход из строя , подход к начальнику, возвращение в строй.

 

1

 

Апрель

Итого

 

41

71

112

 

 

Содержание программы

 

1. Введение в образовательную программу кружка.

Теория. Цели, задачи кружка «Школа безопасности». Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).

Практика. Оформление уголка «Школа безопасности».

 

2. Дорожно-транспортная безопасность

Теория. Правила поведения на улицах и дорогах. Участники дорожного движения. Знание дорожных знаков. Основные элементы улично-дорожной сети. Опасные места для пешеходов.

2.1. История правил дорожного движения.

Теория. История Правил дорожного движения. Развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.

Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства». Участие в конкурсах по правилам ДД.

 

2.2. Изучение правил дорожного движения.

Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и  пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние  велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации.   Значение отдельных дорожных знаков.

 Практика. Решение задач, карточек по ПДД. Проведение школьного конкурса «Памятка пешеходу». Участие в конкурсах по правилам ДД. Разработка викторины по ПДД в уголок. Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь Дом-школа-дом».

2.3. Овладение практическими навыками выполнения ПДД.

Теория. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем велосипеда при движении. Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия отдельно.

Препятствия:

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

Практика. Составление маршрута велосипедиста. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

2.4 Вопросы страхования

Теория. Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».

Крупные страховые компании. Страховой полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности.

Практика. Решение билетов для закрепления полученных знаний.

 

2.4. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи.  Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Обморожение. Оказание первой помощи.

Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

 

2.5. Традиционно-массовые мероприятия

Практика. Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.

Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Конкурс плакатов по Безопасности дорожного движения.

Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

 

3. Основы комплексной безопасности

Теория. Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Основные причины возрастания потребности современного человека в общении с природой; особенности поведения человека в природной среде для обеспечения личной безопасности; активный туризм – наиболее эффективный способ общения человека с природой.

Безопасность на водоёмах Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)

Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. 

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.  Ответственность несовершеннолетних за   антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

3.1. Традиционно-массовые мероприятия

Практика. Выступление в классах по пропаганде ЧС. Участие в конкурсе плакатов и рисунков по пожарной безопасности. Участие в олимпиаде по ЧС. Проведение конкурса сочинений «Есть такая профессия–пожарный».

 

4.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.

Теория. Среда обитания человека, его безопасность. Особенности жизнеобеспечения жилища. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Безопасность в повседневной жизни. Обеспечение личной безопасности дома. Особенности природных условий в городе и в селе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Раскрыть значение питания в жизнедеятельности организма, сформировать представление о гигиене питания, о необходимости правильной обработки пищи, как необходимое условие не только сохранения витаминов и других полезных веществ, но защита организма от паразитических червей, научиться составлять меню с учетом требований рационального питания и правильного распределения количества пищи в течение дня.

Практика. Разработка викторины по теме «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни» в уголок. Решение задач, карточек по теме «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни». Выступление в классах по пропаганде опасных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

 

5. Основы здорового образа жизни

Теория. Раскрыть понятие “здорового образа жизни”, его составляющих, раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия дляорганизма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

Практика. Выступление в классах по пропаганде ЗОЖ. Участие в конкурсе плакатов и рисунков по теме ЗОЖ. Участие в олимпиаде по ЗОЖ.

 

6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Теория. Формировать представление о травмах, значении принципов оказании первой медицинской помощи, постепенности и систематичности в закаливающих процедурах, познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на организм и здоровья человека.

Практика. Оказание первой медицинской помощи.

Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

7. Строевые приёмы в движении и на месте.

Практика. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Отставить». Повороты на месте. Движение в одну колонну. Движение  в две, три колонны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение.

Формы и методы работы.

В объединении «Школа безопасности» основные формы работы индивидуальная и групповая. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что педагог имеет непосредственный контакт с детьми и всегда может исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ребенка и его познавательные возможности.

Групповое обучение предполагает работу педагога с группой детей. Преимущество, прежде всего, во времени, т.е. в производительности обучения.

При изучении материала приводятся исторические справки или примеры из литературы, журналов, фотографий. При более углубленном изучении материала предусмотрено посещение библиотеки, музея, где можно открыть для себя что-то новое, интересное.

Для закрепления изучаемого материала, расширения кругозора предусмотрены экскурсии, походы.

В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:

1.     Развивающее обучение.

По своей специфике процесс обучения в объединении имеет развивающий характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей.

Каждое учебное занятие обеспечивает интеллектуальное и социальное развитие личности, направлено на подготовку детей к самостоятельной «взрослой» жизни.

2.     Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Цель технологии личностно-ориентированного развивающего обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

3.     Проблемное обучение.

Использование технологии исследовательского (проблемного) обучения предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность детей по их разрешению, в результате чего они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. 

Методические приемы создания проблемных ситуаций следующие:

На занятиях используются следующие формы проблемного обучения:

- проблемное изложение учебного материала в режиме лекции;

- частичнопоисковая деятельность при выполнении эксперимента, в ходе семинаров;

- самостоятельная исследовательская деятельность, когда дети самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем педагога.

4. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.

Дифференциация обучения - форма организации учебной деятельности детей, при которой учитываются их склонности, интересы и способности, которые проявились.

На занятиях используется внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням способностей и навыков работы. Дети объединяются в подгруппы так же по интересам.

Технология индивидуализации обучения– такая технология обучения, прикоторой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ребенка, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию, что гарантирует успех в обучении.

5.     Информационно-коммуникативные технологии

Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео).

Основные направления использования ИКТ в учебном процессе:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

 2) проведение виртуальных практических работ с использованием обучающих программ;

 3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, практические работы);

4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

5) самостоятельная работа детей (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы);

6) тренировка конкретных способностей ребенка (внимание, память, мышление и т.д.).

6. Технологии  сотрудничества

Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

-превращение педагогики знания в педагогику развития личности;

-в центре всей образовательной системы – личность ребенка;

-гуманистическая ориентация образования;

-развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;

-сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.

7. Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать детей, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить ребенку высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

При реализации программы необходимы следующие информационные материалы:

 -журналы, энциклопедии, книги, фотографии.

Материально-техническое обеспечение:

На группу из 10-15 человек требуется: помещение с необходимым количеством столов и стульев, мультимедийный проектор, писчая доска, дорожные знаки, тематические плакаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Для педагога:

1.     Коструб А.А., Медицинский справочник туриста.  -М 1997

2.     Основы безопасности в пешем походе. – М., 1983

3.     .Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003 №1-12

4.     Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.

5.     Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.

6.     Поторочина Е. А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 4 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).

7.     Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 4 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.

8.     Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.

9.     Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 4 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 2012.

10. Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.

 

Для учащихся:

1.     Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 5 класса. – М., Просвещение, 2012.

2.     Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.

3.     Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.

4.     Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.

5.     Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.

6.     Справочник лекарственных растений. - М., 1999.

7.     Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.

8.     Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998

9.     Аппенянский А.И., Физическая тренировка в туризме. – М.,1989

10.  Бубнов В.Г., Основы медицинских знаний.- М., 1999

11.  Энциклопедия -  Я познаю мир «Природа». – АСТРЕЛЬ., М., -2002

 

 

 

МКУ Управление образования МР Чишминский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования Дом пионеров и школьников

МР Чишминский район Республики Башкортостан

 

 

Принята на заседании                                                      Утверждаю:

методического  совета                                                     Директор ДП и Ш

от "__" ______________ 20__ г.                                      __________Илюшкина Ф.Ф.

Протокол N ___________________                                "__" ______________ 20__ г.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

"Художественная роспись. Графика"

У объединений ИЗО, ДПИ, вокал, театр, танцы – художественная направленность

Лидер, ЮИД, Юные пожарные, журналистика – социально-педагогическая.

Компьютерные, столярные, НТМ – техническая

Эколог, исследователь, химия, физика, математика – естественнонаучная.

Краеведение, туризм – туристско-краеведческая направленность.

Возраст обучающихся: 11 - 14 лет (напишите возраст детей вашего объединения)

Срок реализации: 7 месяцев (для всех)

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Иванов Иван Иванович,

Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

р.п.Чишмы., 2019

 

Учебно-тематический план

 

Наименование темы

Количество часов

Срок

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

112

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)

Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.

Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др.

Эстафета. Спортивные игры.