Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 144
Принята на заседании методического
(педагогического) совета от «___» _______ 20____г.
протокол № __________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 144
___________ Л.Г. Ловчикова
«___»___________ 2019г.
Городок детства
(Образовательно-оздоровительная программа лагеря с дневным пребыванием для детей)
от 6,5-15 лет)
Автор: Отливан Е.В., старшая вожатая,
первой квалифицированной категории
2019 г.
Оглавление 1. Актуальность программы |
Стр. 3 |
2. Цель и задачи программы |
5 |
3. Ожидаемые результаты |
6 |
4. Концепция (принципы реализации программы, идеи, теоретические основания, формы и методы воспитательной работы, технологии) |
6 |
5. Основное содержание программы смены (ход реализации программы смены; план-сетка смены) |
9 |
6. Управление оздоровительно-образовательной программой (самоуправление взрослых, система обратной связи, система мотивации и стимулирования; детское самоуправление) |
13 |
7. Условия реализации программы (кадровое обеспечение программы, информационно-методическое обеспечение, ресурсное обеспечение программы) |
16 |
8. Оценка качества реализуемой программы (система показателей и параметров оценки результатов решения педагогических задач) |
19 |
9. Факторы риска |
19 |
10. Достигнутые результаты (после реализации программы). Соотнесение планируемых и реальных результатов. |
20 |
11. Список использованной литературы
|
21 |
1. Актуальность программы
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством;
- воспитание нравственной составляющей личности, формирование ценностного отношения к общечеловеческой культуре, основанное на принципах природосообразности, сотрудничества, деятельности.
Ведущим направлением воспитательной работы этой лагерной смены будет нравственное, экологическое воспитание, также предполагается широко использовать здоровьесберегающие технологии.
Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание тренировочных с игровыми развлекательными и познавательными мероприятиями. Особое место отведено мероприятиям, посвященным формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам.
При оптимальной организации жизнедеятельности лагеря в сочетании с оздоровительным и развивающим потенциалом окружающей среды становится возможным создание условий для оздоровления, формирования и развития личности. Одним из важных направлений в реализации программы лагеря является вовлечение в его деятельность детей «группы риска» из социально – незащищенных, малообеспеченных семей. Эффективной является работа, построенная в форме игры - квеста.
Модифицированная - это программа, созданная на основе другой, уже реализованной программы. В предшествующую программу вносят авторские обоснованные изменения.
Анализ реализованных ранее образовательной организацией программ показал, что проводимые воспитательные мероприятия в лагере рассчитаны в основном на развитие творческого потенциала детей и не направлены на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, направлена на воспитание у детей нравственных чувств, убеждений, этического сознания, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Направленность программы: нравственное, физкультурно - оздоровительное, содержательно – досуговое, гражданско- патриотическое воспитание.
Программа «Город детства» ЛДП «Трям (Здравствуйте!)» рассчитана на обучающихся школы, преимущественного младшего и среднего школьного возраста.
Приоритет при зачислении в лагерь имеют дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей, дети-инвалиды.
Существенной характеристикой вышеперечисленных категорий детей является аффективный компонент – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое ожиданием неуспеха от предстоящей деятельности или ситуации необходимости установления контактов с окружающими людьми. Затруднения в контактах с другими людьми накладывают отпечаток на внутренний мир ребенка.
1 смена 45 человек, 16 бесплатников.
2 смена 25 человек, 9 бесплатников.
Смена |
Возраст |
Пол |
Состояние здоровья |
Социальный статус |
1 смена |
|
|
|
|
2 смена |
|
|
|
|
2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы:
1. обучение умениям организации своей деятельности в оздоровительном лагере;
2. вовлечение ребят в познавательную деятельность, самоуправление;
3. формирование знаний о культурном поведении, санитарно-гигиенической культуре;
4. создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей;
5. развитие самостоятельности, активности, потребности в саморазвитие, самопознание детей;
6. приобщение к базовым национальным ценностям: основные моральные ценности, нравственные установки, укрепление ценностно-смысловой сферы личности.
3. Ожидаемые результаты
1. Укрепление здоровья детей через:
· соблюдение режима питания;
· витаминизацию организма;
· закаливание организма;
· организацию игр и мероприятий на свежем воздухе.
12. Воспитание нравственности и культуры поведения через:
· получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
· занятия физкультурой и спортом;
· укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
· развитие творческих способностей;
· формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
· формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира;
· укрепление чувства патриотизма.
4. Концепция оздоровительно-образовательной программы
Принцип гуманности предполагает признание личности ребенка высшей ценностью, безоценочное отношение к ребенку как суверенной личности, доверия к возможностям и способностям ребенка.
Принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности, создание благоприятных условий для самореализации, самораскрытия.
Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора детьми и взрослыми форм деятельности, для поддержания инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию взрослых и детей.
Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения ребенка к саморазвитию, самосовершенствованию, предоставления личности ребенка свободы и творчества.
Принцип мотивации деятельности предполагает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность, наличие цели - доступной, понятной, осознанной; доверие ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
Принцип включения детей и подростков в реальные социально-значимые отношения предполагает создание возможностей переключения в рамках смены и текущего дня с одного вида деятельности на другой, вовлечение детей в различные виды социально-значимой деятельности, соответствие уровня социальных отношений, в которые включается ребенок, его возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря использовались следующие идеи:
Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие нравственности ребёнка, культуры поведения и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками, поэтому использована классификация методов обучения, воспитания и досуговой деятельности Ю.К. Бабанскиого, который подразделяет все методы на четыре основных группы:
1.методы формирования сознания личности ребенка;
2.методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
3.методы стимулирования поведения и деятельности;
4.методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.
Формы воспитательной работы в лагере дневного пребывания используются по классификации, предложенной Е.В. Титовой. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.
Мероприятия — это события, занятия, ситуации в группе, организуемые воспитателем или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.
Дела- это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.
Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
5. Основное содержание программы смены
I этап Подготовительный
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к смене.
Деятельностью этого этапа является:
· проведение совещаний при заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
· издание приказа по школе о проведении летней кампании;
· разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Трям! (Здравствуйте!)»;
· подготовка методического материала для работников лагеря;
· отбор и обучение кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап Организационный
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
· встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
· запуск программы «Городок детства»;
· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря
· проведение инструктажей.
III этап Практический
Основной деятельностью этого этапа является:
· реализация основной идеи смены;
· вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
· работа творческих мастерских.
IV этап Аналитический
Основной задачей этого этапа является:
· подведение итогов смены;
· выработка перспектив деятельности организации;
· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие нравственности ребёнка, культуры поведения и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. К вопросу воспитания культуры поведения у детей педагогика обращалась с древних времен. Как подчеркивал А. С. Макаренко, «культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать. И кое-как говорить…».
Компоненты понятия культуры поведения: культура речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка); культура общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки - дома или в общественных местах, от цели общения - деловое, личное и т.д.) культура внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой); бытовая культура (воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)
План-сетка смены
Дата |
Содержание |
Место проведения |
Исполнитель |
Отметка о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Дела организационного этапа |
||||
4 июня |
1.Орг. мероприятия по приёму и распределению детей по отрядам. 2.Игровая программа 3.Оформление отрядных уголков и уголка лагеря. 4.Инструктаж по ТБ. 5.Открытие лагерной смены «Трям! Здравствуйте!». |
Актовый зал, отрядные комнаты |
Начальник лагеря, старший воспитатель, воспитатели |
|
5 июня |
1. Экологический калейдоскоп Операция «Уют». 2.Тренинг «знакомство» 3.Анкетирование (на входе) |
Школьный двор, отрядные комнаты |
Начальник лагеря, старший воспитатель, воспитатели |
|
II. Дела основного этапа |
||||
6 июня |
1.Пушкинский бал |
Актовый зал |
старший воспитатель |
|
7 июня |
1. Театральная мозаика |
Отрядные комнаты |
Воспитатели, вожатые |
|
8 июня |
1. Всемирный день океанов |
Актовый зал |
воспитатели |
|
9 июня |
1. Я рисую белым мелом |
Школьный двор |
Воспитатели, вожатые |
|
13 июня |
1. Юмористический альманах |
Музей |
Воспитатели |
|
14 июня |
1. Люблю березку русскую |
Пожарная часть |
|
|
15 июня |
1. Всемирный день ветра |
Актовый зал |
Воспитатели, вожатые |
|
18 июня |
1. Космически полет к звездам |
Отрядные комнаты Территория школы |
Воспитатели, вожатые |
|
19 июня |
1. Всемирный день футбола |
Отрядные комнаты |
Воспитатели, вожатые |
|
20 июня |
1. Международный день цветка |
Территория школы |
Воспитатели |
|
21 июня |
1. Наши верные друзья |
Отрядные комнаты |
воспитатели |
|
22 июня |
1. Мы говорим нашим дедам: «Спасибо!» |
ДК «Восход» |
воспитатели |
|
25 июня |
1. Волшебный сюрприз |
Отрядные комнаты |
воспитатели |
|
26 июня |
1. В гости к индейцам |
Территория школы |
Воспитатели, вожатые |
|
|
|
Отрядные комнаты |
Воспитатели, вожатые |
|
27 июня |
1. Ловись, ловись, рыбка |
Отрядные комнаты |
Воспитатели, вожатые |
|
28 июня |
1. Закрытие смены «Расстаются друзья» |
|
Воспитатели, вожатые, начальник лагеря |
|
Дела заключительного этапа |
||||
|
Диагностика уровня сплоченности коллектива
|
Отрядные комнаты |
Воспитатели, начальник лагеря |
|
6. Управление оздоровительно-образовательной программой
Для организации работы по реализации программы смены:
- проводятся ежедневные планерки руководителя лагеря, воспитателей;
- составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
- проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
- сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
- проводятся инструктажи по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней).
Детское самоуправление
![]() |
Облачный сбор – высший законодательный орган детского самоуправления. Принимает жизненно важные решения, программы планы. Собирается 2 раза в смену.
Облачный совет – высший исполнительный детский орган самоуправления. Решает текущие вопросы, планирует, организует работу дня, координирует работу всех служб лагеря.
Облачный капитан – командир отряда, выбирается среди жителей, представляет их интересы в Облачном совете, информирует жителей о делах лагеря, организует, контролирует деятельность жителей.
Облачный досуг – постоянно действующая творческая группа, разрабатывает, организует и проводит конкретное общее дело лагеря, разрабатывает задания, подводит итоги.
Облачная пресса – постоянно действующая творческая группа, собирает информацию, освещает ежедневно жизнь лагеря, ведет летопись.
Облачный спорт-центр – постоянно действующая творческая группа, организует время здоровья: проводит ежедневные 5-минутки безопасности, спортивные соревнования и мероприятия, контролирует спортивный инвентарь.
Облачный порядок – постоянно действующая творческая группа, организует конкурсы чистоты и порядка, контролирует чистоту в игровых комнатах и отрядных помещениях, осуществляет дисциплинарное поощрение и взыскание, формирует «Авральную команду».
Система мотивации и стимулирования
Лагерная смена проводится в рамках квеста-игры.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают маленькие ромашки – красные, синие и желтые (в зависимости от результатов дня), кроме этого в сюжете квеста-игры Ежик, Медвежонок и Заяц дают ежедневные задания, в процессе выполнения которых ребята находят часть высказывания о культуре поведения. Чтобы его собрать надо проявить себя, собрать как можно больше «ромашек» и получить большую ромашку для отряда. Задача смены: прочитать высказывание.
Система обратной связи
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в сказочном уголке прикрепляя дубовые листья к стволу дуба:
отличный день – зелёный листик,
хороший день – салатный листик,
просто день – жёлтый листик,
неудачный день – коричневый листик.
В конце лагерной смены выигравший отряд получает сладкий приз, жители отрядов получают грамоты и сюрпризы.
Кроме этого:
- собеседование с родителями;
- телефонные консультации;
- обсуждение итогов работы каждого дня на методическом объединении воспитателей.
7.Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
· начальник лагеря,
· педагог-психолог,
· педагоги дополнительного образования (кружковая работа).
Кураторы отрядов:
· воспитатели отрядов (из числа педагогов школы)
Все воспитатели являются педагогами со стажем педагогической работы более одного года и имеющие первую квалификационную категорию. Обладают большим опытом работы с детьми и практику работы в летних оздоровительных лагерях.
· Медицинский работник: 1 человек;
· Работники кухни: 3 человека;
· Технический персонал: 1 человек.
Информационно-методическое обеспечение программы
Чтобы программа была реализована в полном объеме, создано её информационно – методическое обеспечение:
· Разработана и собрана нормативно – правовая документация, регламентирующая деятельность лагеря.
· Разработаны должностные инструкции и инструкции по ТБ, ППБ, правилам безопасности проведения массовых мероприятий, проведения экскурсий, организации выхода и транспортировки детей и т.д.
· Определены темы педагогических советов, проводимых в течение смены.
· Разработано программное и дидактическое обеспечение работы творческих мастерских.
· Разработана документация по работе лагеря: - график работы персонала, акт о приемке лагеря, режим дня, Договора с родителями,
· Подготовлены журналы инструктажей, журнал посещаемости детьми лагеря.
· Разработаны планы лагерной смены.
· Разработано оформление лагеря и отрядных мест.
Кроме нормативно-правовой базы, грамотно разработанного плана работы, необходимо иметь еще и наглядные материалы.
Цель всего педагогического коллектива – создать такую обстановку, при которой дети не только интересно и с пользой проводят время, но и с удовольствием находятся в стенах учреждения. Для этого каждый педагогический коллектив исходит из своих возможностей, но работа по оформлению лагеря начинается за несколько дней до его открытия и продолжается в течение смены.
Самым важным в работе педагогического и детского коллективов является сохранение жизни и здоровья, поэтому в лагере будут оформлены:
1. Уголок по обеспечению безопасности жизнедеятельности включает в себя:
– правила поведения в лагере;
– памятку для родителей;
– основные причины детского дорожно-транспортного травматизма;
– безопасные маршруты в лагерь и обратно домой;
– сигналы тревоги и действия при экстренной эвакуации из здания;
– опасность обращения с взрывоопасными предметами;
– действия на улице в экстремальной ситуации;
– оказание первой помощи и др.
Далее следует следующая информация:
2. Уголок органа самоуправления лагеря (включает фамилии, имена детей, их обязанности; план работы и др.).
3. Наше настроение («Дерево настроения»).
4. Соревнование.
Наличие методических пособий, библиотечки методической литературы по вопросам организации жизнедеятельности в лагере, разработки сценариев, вопросники диагностик.
Ресурсное обеспечение программы
- финансирование за счет средств Фонда социального страхования, средств местного бюджета;
- спортивный зал;
- школьная библиотека:
- столовая;
- игровая площадка;
- спортивная площадка;
- кабинеты;
- ТСО;
- художественные средства, игры настольные и др.;
- хозяйственный инвентарь;
- канцелярские принадлежности.
8.Оценка качества реализации программы
Для определения уровня результативности программы предполагается использование методик, направленных на измерение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности.
К информационно-констатирующим методам оценивания эффективности реализации программы относятся:
· определение уровня развития детского коллектива и социализированности участников смены ОООД
· наблюдение и анализ взаимодействия детей педагогами,
· определение уровня межличностных отношений,
· анкетирование и письменные отзывы родителей как заказчиков услуг.
Удовлетворенность педагогического состава от участия в программе. Удовлетворенность замеряется через опрос педагогического состава, через обсуждение результатов на педагогическом совете, через готовность продолжать работать в ОООД. Качество организуемой деятельности - оценивается качеством ключевых мероприятий, дел, игр программы. Способ оценки - посещение мероприятий, дел, игр представителями администрации лагеря, методистами или опытными педагогами с последующим анализом с воспитателем или творческой группой педагогов; самоанализ мероприятия, дела или игры представителями творческой группы; оценка игр, дел и мероприятий детьми-участниками; аналитические планерки, совещания.
9. Факторы риска
Фактор риска: низкая активность детей в реализации программы.
Меры профилактики:
Выявление индивидуальных интересов и способностей детей для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.).
Фактор риска: Неблагоприятные погодные условия.
Меры профилактики:
Организация мероприятий согласно тематике смен в двух вариантах (с учетом погодных условий).
Фактор риска: Недостаточная психолого-педагогическая компетентность воспитательского коллектива.
Меры профилактики:
Проведение Инструктивно Методического Сбора (теоретические практические занятия). Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы.
10. Достигнутые результаты (после реализации программы)
11. Список используемой литературы
1. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. - М., 1990.
2. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
3. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. - П., 1988.
4. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980
5. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
6. Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993.
7. Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым. Педагогика детства. Изд. Карапуз, 2009г.
8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ.- М.: Смысл, 1999. — 425 с.
9. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – Питер, 2017г.
10. Титова Е.В. Если знать, как действовать. - М., 1999.
11. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева. - Москва: ВАКО, 2007 г.
12. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
13. Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.
14. Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
15. Нещерет Л.Г. Солнцеворот. Книга для организаторов летнего отдыха. Нижний Новгород 2014.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.