ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Активные методы обучения на занятиях по экономическим дисциплинам»
Оценка 4.9

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Активные методы обучения на занятиях по экономическим дисциплинам»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
технология
Взрослым
06.11.2017
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Активные методы обучения на занятиях по экономическим дисциплинам»
Учебно-познавательная деятельность – многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивной может быть совместная деятельность преподавателя и студента (студент – студент; преподаватель – преподаватель). При активном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.Активные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении экономических задач.
Доклад Активные методы обучения.docx

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ  НАРОДНОЙ  РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ  «АМВРОСИЕВКСКИЙ  ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

НА ТЕМУ: «Активные методы обучения на занятиях по экономическим дисциплинам»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил преподаватель

высшей категории                                           Запорожцева Наталия Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

Амвросиевка - 2017

Уважаемые коллеги!

Активизация познавательной деятельности учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения.

Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с учащимся, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Учебно-познавательная деятельность – многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивной может быть совместная деятельность преподавателя и студента (студент – студент; преподаватель – преподаватель).

При активном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Активные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении экономических задач. В настоящее время целесообразно применять ряд активных методов обучения, активизирующих деятельность учащихся. Среди них выделяют следующие:

1.   Проблемное обучение

2.   Игровые формы обучения

3.   Дискуссия

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Можно указать следующие общие функции проблемного обучения на занятиях по экономическим дисциплинам:

-     усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

-     развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

-     формирование диалектического мышления учащихся;

-     формирование всесторонне развитой личности.

Таким образом, структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий, в сочетании с традиционным, и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками развитие всей совокупности чувств и разума, мышления учащегося и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.

В своей деятельности я широко использую игровой метод, который занимает достойное положение в процессе профессиональной подготовки работников и повышения их кадрового потенциала. Игровые технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации.

Понятие «игровая педагогическая технология» включает группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра – это форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом по разработанному сценарию и правилам на основе целенаправленной организованной деятельности учащихся и изначально мотивирована на успех, максимально опирается на самоорганизацию обучаемых, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.

В последнее время деловые имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений.

Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки слушателей:

-     на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе;

-     усвоение больших объемов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач;

-     формирование объективной самооценки обучаемых;

-     возможность к адекватному анализу реальной производственной ситуации;

-     развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.

Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. Применительно к учебному процессу в игре осваивается опыт практический (овладение способами решения профессиональных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях).

Итак, деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Деловая игра имеет свои особенности, обуславливающие её преимущества по сравнению с традиционными методами обучения.

Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются со­четание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики, обеспечение психо­логической защищенности участников.

Чтобы дискуссия была эффективной, участникам необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, или полученные ранее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, или опирающиеся на информацию, изложенную во время занятий.

По сравнению с распространенной в обучении лекционно-семинарской формой обучения дискуссия имеет ряд преимуществ.

Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний. Хотя лекция является более экономичным способом передачи знаний, дискуссия может иметь гораздо более долгосрочный эффект, особенно в случаях, когда обсуждаемый материал идет вразрез с установками некоторых членов группы либо включает неприятные или спорные вопросы. Активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки.

Во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся.

Активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе. Как правило, дискуссии подразумевают высокий уровень вовлеченности группы, но почти всегда имеются участники, которые проявляют пассивность, не желая присоединиться к обсуждению. Однако если группа, тема и вопросы тщательно подобраны, то отдельным участникам становится очень трудно уклониться и не внести свой вклад в дискуссию.

Обратная связь с обучающимися. Дискуссия обеспечивает видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы, и не требует применения более формальных методов оценки. Она также предоставляет членам группы шанс проверить свои убеждения и установки, подвергая их испыта­нию.

Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи:

-     обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирования проблемы;

-     моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы;

-     демонстрация, характерная для большинства проблем мно­гозначности возможных решений.

Поскольку именно наличие системного подхода отличает дискуссию от простой беседы, необходима тщательная подготовка дискуссии.

Невозможно заранее запланировать все аспекты дискуссии, но можно предусмотреть ее основные этапы и ключевые моменты.

Основные шаги при подготовке к дискуссии:

1.   выбрать и сформулировать тему (она должна иметь проблемный характер, содержать в себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки взрослой аудитории) и состав участников;

2.   определить содержание и продолжительность дискуссии, основные проблемы и вопросы для обсуждения;

3.   подобрать литературу, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Для выяснения мнений по всем вопросам должно быть выделено достаточное количество времени, однако не настолько большое, чтобы группа успела потерять всякий интерес к обсуждаемой проблеме. Любые временные рамки должны четко оговариваться перед началом дискуссии;

4.   сформулировать цель дискуссии: заключается ли она в достижении некоего консенсуса, выработке рекомендаций или это просто рассмотрение предмета дискуссии с различных сторон;

5.   продумать основные способы и вопросы для контроля за ходом и направлением дискуссии, подведения промежуточных итогов, поддержания и стимулирования активности участников;

6.   определить способы фиксации предложенных идей и необходимое для этого оборудование.

 

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Уважаемые коллеги! Активизация познавательной деятельности учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения

Уважаемые коллеги! Активизация познавательной деятельности учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена…

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена…

В своей деятельности я широко использую игровой метод, который занимает достойное положение в процессе профессиональной подготовки работников и повышения их кадрового потенциала

В своей деятельности я широко использую игровой метод, который занимает достойное положение в процессе профессиональной подготовки работников и повышения их кадрового потенциала

Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта

Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта

Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний

Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний

Поскольку именно наличие системного подхода отличает дискуссию от простой беседы, необходима тщательная подготовка дискуссии

Поскольку именно наличие системного подхода отличает дискуссию от простой беседы, необходима тщательная подготовка дискуссии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017