Доклад
На тему «Энциклопедия коллективных творческих дел»
Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
На тему «Энциклопедия коллективных творческих дел»
Доклад
Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь
старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая
борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе
педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними
и впереди них.
Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об
окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы,
все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и
радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает
воспитателей и воспитанников.
Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих
людях, о далеких друзьях.
Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и
старшими товарищами как их общая забота.
Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой
совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что
творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается,
планируется, оценивается... Оно творческое еще и потому, что не может
превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных
вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица
жизни!
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по
характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план:
трудовой или общественнополитической,
познавательной или
художественноэстетической,
или
организаторской.
Но в каждом КТД решается целый «веер» (А. С.
Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских,
демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят,
самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и
окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным
опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие
человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти
нравственно и духовно.
спортивнооздоровительнойКТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой,
творчеством и дружбой, мечтой и радостью жизни и в то же время основное
воспитательное средство
Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего
поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтомуто
в каждом из таких дел – гибкая форма и богатое, разнообразное содержание,
нестандартные варианты.
В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу
через трудтворчество. В центре внимания воспитателей – освоение трудовой
культуры, развитие нравственного отношения к труду, материальным
богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые
нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать
или своими силами, или помогая другим людям.
Цель трудовых КТД – обогатить знания ребят об окружающем, выработать
взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать
стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также
умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях,
работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.
Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с
другими видами общественно ценной практики
Суть познавательных КТД – открытие мира на радость и пользу друг другу,
близким и далеким людям. Здесь на первый план выступает развитие у
школьников гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые
недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в
коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательных КТД –
формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного,
действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к
книге, учению, различным средствам самообразования. Познавательные КТД
обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких
качеств личности,
непознанного,
целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность,
пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость,
душевная щедрость. Осознавая и воплощая замысел экспедиций в мир
разгаданных и неразгаданных тайн, школьники вместе со взрослыми и под их
руководством применяют (закрепляют, расширяют и углубляют) знания,
умения и навыки, полученные ими в учебной работе по всем предметам
гуманитарного и естественноматематического циклов,
а также
как стремление к познанию,приобретенные с помощью самостоятельного чтения, полученные из
интернета и телевидения, в повседневном общении со сверстниками и
взрослыми.
Ребята начинают интересоваться событиями общественно
политической жизни, увлекаются искусством, примеряют на себя различные
профессии, стремятся проникнуть в «тайны» здоровья и человеческой
психики.
Все это работает на становление духовных потребностей,
расширение культурного кругозора, интеллектуальное развитие.
Художественные КТД самых разнообразных вариантов позволяют
целенаправленно развивать художественноэстетические вкусы детей и
взрослых; укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность
открывать прекрасное другим людям; пробуждают желание испробовать себя
в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство
души; обогащают внутренний мир человека. Создавая и воплощая замысел
своих художественных обозрений, в которых соединяются драматизация и
стихи, различные виды изобразительного творчества, пение, музыка и танцы,
школьники применяют (и закрепляют, расширяют, углубляют) знания, умения
и навыки, полученные на уроках чтения, литературы, искусства, а также во
внеклассных и внешкольных занятиях – коллективных и индивидуальных. И
применяют тем успешнее, чем полнее и глубже подкрепляют художественный
опыт идейнонравственным (содержание художественных обозрений),
трудовым
познавательным,
творческим.
(предметнохудожественное творчество),
Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных КТД
заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к
спортивнооздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе
как здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне.
Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость,
находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и
дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической
культуре происходит одновременно с общественнополитическим и
умственным (содержание дел), нравственным (взаимоотношения участников)
и художественноэстетическим (оформление, характер действий) развитием.
Вывод
Любое практическое дело – трудовое, познавательное, художественное,
спортивное, общественнополитическое – становится коллективным и
творческим только в живой совместной организаторской деятельности.Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие
цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах
сотрудничества и сотворчества