Трудности сегодняшнего развития системы образования во многом определяются недостаточным пониманием со стороны практиков школы основ тех преобразований, которые реализуются в обществе в настоящее время. Часто можно слышать такие упреки в адрес ученых: «Вновь что-то напридумали!», «И для чего это надо?», «А разве раньше было плохо?» и т. п. Отсюда становится ясным, что многих учителей физической культуры устраивает ранее сложившаяся система образования и их педагогическая деятельность в рамках этой системы. Все знакомо! Все отработано! Голова не болит!
Новое содержание старых форм на уроках
физкультуры.
Учитель физкультуры: Гурова З.Н.
Трудности сегодняшнего развития системы образования во многом
определяются недостаточным пониманием со стороны практиков школы
основ тех преобразований, которые реализуются в обществе в настоящее
время. Часто можно слышать такие упреки в адрес ученых: «Вновь чтото
напридумали!», «И для чего это надо?», «А разве раньше было плохо?» и
т. п. Отсюда становится ясным, что многих учителей физической культуры
устраивает ранее сложившаяся система образования и их педагогическая
деятельность в рамках этой системы. Все знакомо! Все отработано! Голова
не болит!
А теперь, если встать на позиции не учителя, а на позиции школьника,
взглянуть на те перспективы, которые ожидают его по окончании школы,
на те практически сложившиеся социальные реалии, в которых он
окажется. Документ «Стратегия и модернизация содержания
образования», в этом документе говорится: «В качестве главной цели
стратегии модернизации образования рассматривается обеспечение
готовности молодых людей, окончивших школу, нести личную
ответственность за собственное благополучие и благополучие общества».
Что стоит за этими словами? Вопервых, государство отказывается быть
«нянькой» для наших выпускников. Если раньше и плохого и хорошего
выпускника государство обеспечивало либо дальнейшим образованием,
либо обязательным устройством на работу, то теперь выпускник сам
должен устроить свою дальнейшую жизнь. И устроить ее так, чтобы
самому не остаться голодным и не оставить «голодным» государство. Это
значит, что школьное образование в своей содержательной основе
должно обеспечивать высокий уровень образованности и творческой
самостоятельности школьников, создавать условия формирования их
личности с соответствующими качественными свойствами. Вовторых, это
складывающаяся для выпускников школ объективная реальность в
возможности трудоустройства. Попадая на рынок труда, не всякий
выпускник, и не только школы, но и вуза, будет востребован. Ведь уже
сегодня мы имеем проблему лишних людей, т. е. безработных, среди
которых львиная доля выпускников школ, которые по уровню своей
образованности не смогли поступить ни в вузы, ни на работу. Значит,
существующее образование при условии его сохранения будет ежегодно
продуцировать лишних для общества молодых людей и тем самым
формировать агрессивную среду «невостребованных» граждан, способных
нести дестабилизацию самому обществу. Следовательно, нужно такоеобразование, которое бы раскрывало и формировало индивидуальные
способности школьников, ориентировало бы их на качественное овладение
знаниями, развивало самостоятельность в мышлении и творчестве,
позволяло активно включаться в существующие и вновь создаваемые
социальные институты. Втретьих, переход общества в новую социальную
формацию требовал от человека новых качественных свойств, новых форм
общения и взаимодействия, выдвинул новые социальные образцы и
ценности, которые существующее образование не формировало и не
развивало. Но более того, необходимо сформировать нового гражданина,
патриота своей Родины, способного противостоять и бороться с
негативными явлениями, имеющими быть в сегодняшнем обществе. В
качестве примера вспомните слова бывшего мэра Москвы Гавриила
Попова: «В Москве будут жить только богатые люди!» И действительно
так и случилось. Около 10 процентов жителей Москвы купаются в роскоши,
т. е. богато живут, а остальные, находящиеся за чертой бедности, –
вымирают. Забота о ближнем, как непреходящая ценность общества,
предстает пороком, а честность, порядочность и принципиальность –
недостатками, поскольку обладателю этих качеств нет перспектив стать
богатым. Обман и спекуляция интегрируются сегодня как образец
предприимчивости, рэкет и взяточничество – в деловитость, а люди с
этими новыми социальными качествами «выносятся» в качестве образцов
«новых русских», могущих богато жить в Москве. И что самое главное, не
для новых русских, а для 90 процентов старых русских в этих условиях
проблема здоровья становится одной из самых сложных в разрешении. А
ведь о своем благополучии, а значит, и о здоровье, они должны сами
беспокоиться.
Таким образом, проблема развития основ образования есть не выдумка
ученых и специалистов, а есть реальность, которую необходимо успешно
разрешать. И успешность этого разрешения будет во многом определяться
тем, насколько учителя в своей профессиональной деятельности будут
идти в русле сегодняшней модернизации образования, идти от
школьников, их сегодняшних и завтрашних проблем, последующих
перспектив собственного определения и нахождения своего места в
жизни.
Отечественная педагогика пытается сегодня отработать концепцию
развития образования именно исходя из нужд школьников, проблем,
ожидающих их по окончании школы, перспектив самореализации их как
личности и гражданина. И конечно, идет интенсивная работа по
модернизации основ образования, разработка нового учебного
содержания образовательных областей Базисного плана по предмету
физической культурыЯ бы не хотела, чтобы наша физическая культура оставалась в школьном
образовании лишь как олицетворение процесса физической подготовки и
средства укрепления здоровья школьников. Ведь как показывают
результаты исследований, такая физическая культура не имеет смысла ни
для учеников, ни для преподавателей, ни для государства в целом.
Скажите школьнику: «Занимайся физической культурой и ты будешь
здоровым». В ответ вы услышите: «А разве я больной?» Вышла
экспериментальная программа с углубленным изучением баскетбола, и
многие учителя тут же вынесли из залов спортивный инвентарь и
оборудование. Как результат работы таких учителей – 7–10 школьников
пытаются играть в баскетбол, а остальные сидят на скамейке. Определив,
что человек должен сам добиваться благополучия и сам отвечать за свое
здоровье, государство тут же прикрыло все формы оздоровительной
работы с населением, которая проводилась на базах стадионов,
бассейнов, в коллективах физической культуры. И это не вымысел, а
реальности сегодняшнего дня.
В нашем видении физическая культура это феномен единства развития
физического и духовного в человеке, формирование культуры движений и
культуры тела, это способ жизни и способ развития целостной личности.
История человечества говорит о том, что тело человека было исконно
знаковой его принадлежностью, отражающей его природу и культуру. И
это не только потому, что по телу мы определяем, мужчина это или
женщина, мальчик или взрослый человек, а в первую очередь потому, как
человек владеет своим телом, какие движения и действия он может
выполнять с его помощью, какие формы развития он может ему придавать,
какие физические качества своего тела он может продемонстрировать. В
связи с этим резонно задать вопросы: «Сегодняшний предмет физической
культуры в школе учит школьников заниматься своим телом?», «Проводить
самостоятельные занятия физическими упражнениями по его развитию
исходя из их индивидуальных интересов?», «Формирует культуру
движений?» и т. д.
Сегодня, разрабатывая содержание предмета физической культуры в
школе, мы исходим из следующего триединства условий:
– содержание физической культуры должно удовлетворять интересам
общества во всестороннем физическом развитии личности школьников;
интересам физической культуры как социального явления в ее массовом
развитии и использовании как средства организации здорового образа
жизни человека, укреплении здоровья и поддержании творческого
долголетия; интересам школьников в индивидуальном развитии культуры
собственного тела, возможности с его помощью активно включаться в
разнообразные трудовые, физкультурноспортивные и иные сферы и
культурные мероприятия;– содержание физической культуры должно обеспечивать формирование
знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных
форм занятий, использовании физических упражнений для
целенаправленного развития физических качеств и укрепления здоровья,
двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и
телосложения;
– содержание физической культуры должно формировать
самостоятельность учащихся и их творчество, развивать мышление и
межличностное общение, уважение к себе и окружающим, давать
возможность для самовыражения и содействовать самоопределению.
Таким образом, сегодняшнее содержание образования в области
физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы
вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и чтобы
он был действительно образованным в физической культуре: владел
средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся;
владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья,
повышения функциональных возможностей основных систем организма;
умел организовывать и грамотно проводить занятия физическими
упражнениями не только для себя, но и со своими детьми.
В настоящее время отработана концептуальная модель структуры и
содержания образования в области физической культуры, примерные
программы, учебники, методические рекомендации. В соответствии с новой
концепцией, определяющей область физической культуры как
совокупность форм организации занятий физическими упражнениями,
разрабатывается модель целостного педагогического процесса,
включающая в себя уроки физической культуры и уроки по
общеобразовательным предметам, физкультурнооздоровительные
мероприятия в режиме дня и занятия по типу спортивного часа. Вся эта
работа проводится на базе федеральной экспериментальной площадки
школы № 1748 и московской городской экспериментальной площадки
школы № 1914. Однако интерес к этой экспериментальной работе и
получаемым научнопрактическим результатам у наших учителей
физической культуры и организаторов системы образования низкий.
Уважаемые коллеги! Конечно же, предмет физической культуры
достаточно сложен и неоднозначен по своим образовательным функциям.
Можно сохранять прежнее содержание, можно работать с новым
содержанием. Но результат работы – это школьник.