Доклад на тему "Новое содержание старых форм на уроках физкультуры".

  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • Семинары
  • doc
  • 16.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Трудности сегодняшнего развития системы образования во многом определяются недостаточным пониманием со стороны практиков школы основ тех преобразований, которые реализуются в обществе в настоящее время. Часто можно слышать такие упреки в адрес ученых: «Вновь что-то напридумали!», «И для чего это надо?», «А разве раньше было плохо?» и т. п. Отсюда становится ясным, что многих учителей физической культуры устраивает ранее сложившаяся система образования и их педагогическая деятельность в рамках этой системы. Все знакомо! Все отработано! Голова не болит!
Иконка файла материала 1НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.doc
Новое содержание старых форм на уроках физкультуры. Учитель физкультуры: Гурова З.Н. Трудности сегодняшнего развития системы образования во многом  определяются недостаточным пониманием со стороны практиков школы  основ тех преобразований, которые реализуются в обществе в настоящее  время.  Часто можно слышать такие упреки в адрес ученых: «Вновь что­то  напридумали!», «И для чего это надо?», «А разве раньше было плохо?» и  т. п. Отсюда становится ясным, что многих учителей физической культуры  устраивает ранее сложившаяся система образования и их педагогическая  деятельность в рамках этой системы. Все знакомо! Все отработано! Голова не болит! А теперь, если встать на позиции не учителя, а на позиции школьника,  взглянуть на те перспективы, которые ожидают его по окончании школы,  на те практически сложившиеся социальные реалии, в которых он  окажется. Документ «Стратегия и модернизация содержания  образования», в этом документе говорится: «В качестве главной цели  стратегии модернизации образования рассматривается обеспечение  готовности молодых людей, окончивших школу, нести личную  ответственность за собственное благополучие и благополучие общества».  Что стоит за этими словами? Во­первых, государство отказывается быть  «нянькой» для наших выпускников. Если раньше и плохого и хорошего  выпускника государство обеспечивало либо дальнейшим образованием,  либо обязательным устройством на работу, то теперь выпускник сам  должен устроить свою дальнейшую жизнь. И устроить ее так, чтобы  самому не остаться голодным и не оставить «голодным» государство. Это  значит, что школьное образование в своей содержательной основе  должно обеспечивать высокий уровень образованности и творческой  самостоятельности школьников, создавать условия формирования их  личности с соответствующими качественными свойствами. Во­вторых, это  складывающаяся для выпускников школ объективная реальность в  возможности трудоустройства. Попадая на рынок труда, не всякий  выпускник, и не только школы, но и вуза, будет востребован. Ведь уже  сегодня мы имеем проблему лишних людей, т. е. безработных, среди  которых львиная доля выпускников школ, которые по уровню своей  образованности не смогли поступить ни в вузы, ни на работу. Значит,  существующее образование при условии его сохранения будет ежегодно  продуцировать лишних для общества молодых людей и тем самым  формировать агрессивную среду «невостребованных» граждан, способных нести дестабилизацию самому обществу. Следовательно, нужно такоеобразование, которое бы раскрывало и формировало индивидуальные  способности школьников, ориентировало бы их на качественное овладение знаниями, развивало самостоятельность в мышлении и творчестве,  позволяло активно включаться в существующие и вновь создаваемые  социальные институты. В­третьих, переход общества в новую социальную  формацию требовал от человека новых качественных свойств, новых форм общения и взаимодействия, выдвинул новые социальные образцы и  ценности, которые существующее образование не формировало и не  развивало. Но более того, необходимо сформировать нового гражданина,  патриота своей Родины, способного противостоять и бороться с  негативными явлениями, имеющими быть в сегодняшнем обществе. В  качестве примера вспомните слова бывшего мэра Москвы Гавриила  Попова: «В Москве будут жить только богатые люди!» И действительно  так и случилось. Около 10 процентов жителей Москвы купаются в роскоши, т. е. богато живут, а остальные, находящиеся за чертой бедности, –  вымирают. Забота о ближнем, как непреходящая ценность общества,  предстает пороком, а честность, порядочность и принципиальность –  недостатками, поскольку обладателю этих качеств нет перспектив стать  богатым. Обман и спекуляция интегрируются сегодня как образец  предприимчивости, рэкет и взяточничество – в деловитость, а люди с  этими новыми социальными качествами «выносятся» в качестве образцов  «новых русских», могущих богато жить в Москве. И что самое главное, не  для новых русских, а для 90 процентов старых русских в этих условиях  проблема здоровья становится одной из самых сложных в разрешении. А  ведь о своем благополучии, а значит, и о здоровье, они должны сами  беспокоиться. Таким образом, проблема развития основ образования есть не выдумка  ученых и специалистов, а есть реальность, которую необходимо успешно  разрешать. И успешность этого разрешения будет во многом определяться  тем, насколько учителя в своей профессиональной деятельности будут  идти в русле сегодняшней модернизации образования, идти от  школьников, их сегодняшних и завтрашних проблем, последующих  перспектив собственного определения и нахождения своего места в  жизни. Отечественная педагогика пытается сегодня отработать концепцию  развития образования именно исходя из нужд школьников, проблем,  ожидающих их по окончании школы, перспектив самореализации их как  личности и гражданина. И конечно, идет интенсивная работа по  модернизации основ образования, разработка нового учебного  содержания образовательных областей Базисного плана по предмету  физической культурыЯ бы не хотела, чтобы наша физическая культура оставалась в школьном  образовании лишь как олицетворение процесса физической подготовки и  средства укрепления здоровья школьников. Ведь как показывают  результаты  исследований, такая физическая культура не имеет смысла ни для учеников, ни для преподавателей, ни для государства в целом.  Скажите школьнику: «Занимайся физической культурой и ты будешь  здоровым». В ответ вы услышите: «А разве я больной?» Вышла  экспериментальная программа с углубленным изучением баскетбола, и  многие учителя тут же вынесли из залов спортивный инвентарь и  оборудование. Как результат работы таких учителей – 7–10 школьников  пытаются играть в баскетбол, а остальные сидят на скамейке. Определив,  что человек должен сам добиваться благополучия и сам отвечать за свое  здоровье, государство тут же прикрыло все формы оздоровительной  работы с населением, которая проводилась на базах стадионов,  бассейнов, в коллективах физической культуры. И это не вымысел, а  реальности сегодняшнего дня. В нашем видении физическая культура это феномен единства развития  физического и духовного в человеке, формирование культуры движений и культуры тела, это способ жизни и способ развития целостной личности.  История человечества говорит о том, что тело человека было исконно  знаковой его принадлежностью, отражающей его природу и культуру. И  это не только потому, что по телу мы определяем, мужчина это или  женщина, мальчик или взрослый человек, а в первую очередь потому, как  человек владеет своим телом, какие движения и действия он может  выполнять с его помощью, какие формы развития он может ему придавать, какие физические качества своего тела он может продемонстрировать. В  связи с этим резонно задать вопросы: «Сегодняшний предмет физической  культуры в школе учит школьников заниматься своим телом?», «Проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями по его развитию  исходя из их индивидуальных интересов?», «Формирует культуру  движений?» и т. д.  Сегодня, разрабатывая содержание предмета физической культуры в  школе, мы исходим из следующего триединства условий: – содержание физической культуры должно удовлетворять интересам  общества во всестороннем физическом развитии личности школьников;  интересам физической культуры как социального явления в ее массовом  развитии и использовании как средства организации здорового образа  жизни человека, укреплении здоровья и поддержании творческого  долголетия; интересам школьников в индивидуальном развитии культуры  собственного тела, возможности с его помощью активно включаться в  разнообразные трудовые, физкультурно­спортивные и иные сферы и  культурные мероприятия;– содержание физической культуры должно обеспечивать формирование  знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных  форм занятий, использовании физических упражнений для  целенаправленного развития физических качеств и укрепления здоровья,  двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и  телосложения; – содержание физической культуры должно формировать  самостоятельность учащихся и их творчество, развивать мышление и  межличностное общение, уважение к себе и окружающим, давать  возможность для самовыражения и содействовать самоопределению. Таким образом, сегодняшнее содержание образования в области  физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы  вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и чтобы  он был действительно образованным в физической культуре: владел  средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся;  владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья,  повышения функциональных возможностей основных систем организма;  умел организовывать и грамотно проводить занятия физическими  упражнениями не только для себя, но и со своими детьми. В настоящее время отработана концептуальная модель структуры и  содержания образования в области физической культуры, примерные  программы, учебники, методические рекомендации. В соответствии с новой концепцией, определяющей область физической культуры как  совокупность форм организации занятий физическими упражнениями,  разрабатывается модель целостного педагогического процесса,  включающая в себя уроки физической культуры и уроки по  общеобразовательным предметам, физкультурно­оздоровительные  мероприятия в режиме дня и занятия по типу спортивного часа. Вся эта  работа проводится на базе федеральной экспериментальной площадки  школы № 1748 и московской городской экспериментальной площадки  школы № 1914. Однако интерес к этой экспериментальной работе и  получаемым научно­практическим результатам у наших учителей  физической культуры и организаторов системы образования низкий. Уважаемые коллеги! Конечно же, предмет физической культуры  достаточно сложен и неоднозначен по своим образовательным функциям.  Можно сохранять прежнее содержание, можно работать с новым  содержанием. Но результат работы – это школьник.