Доклад на тему: "Ориентация на успех". Выступление на методсовете.

  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • Семинары
  • docx
  • 15.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учителя, у которых отсутству¬ет любовь к детям, профессионально непригод¬ны. Многие молодые учителя, у которых не все ладится на работе, кто столкнул¬ся с трудностями и конфликтными ситуациями, испытал раздражение, гнев и даже неприязнь к своим самым непослушным воспитанникам, мо¬гут воспринять приведенные выше слова как при¬говор себе, своей педагогической деятельности. Но не нужно спешить!
Иконка файла материала Доклад. Ориентация на успех.docx
Учитель физической культуры МБОУ ТСОШ №3 Гурова З.Н.                                          «Ориентация на успех»    Учителя, у которых отсутствует любовь к детям, профессионально непригодны. Многие молодые учителя, у которых не все ладится на работе, кто столкнулся с  трудностями и конфликтными ситуациями, испытал раздражение, гнев и даже неприязнь  к своим самым непослушным воспитанникам, могут воспринять приведенные выше слова  как приговор себе, своей педагогической деятельности. Но не нужно спешить! Любовь —  чувство индивидуальное и у всех возникает по­разному. У одних — с первого взгляда, у  других (и таких большинство) — в результате длительного общения, совместно  пережитых радостей и огорчений. Только тогда люди становятся по­настоящему  близкими друг другу. Но чтобы такое чувство возникло, необходимо одно обязательное условие: учитель  должен обладать общечеловеческими, гуманными качествами, прирожденным тактом.  Прирожденное чувство такта не позволит учителю унизить ребенка, подскажет ему, как  поступить. Однако одних природных задатков недостаточно, чтобы быть учителем­мастером.  Любовь к детям не заменит профессионального мастерства. Необходим еще и целый ряд  других качеств, и прежде всего тех, которые учитель стремится сформировать и развить у ребенка. Поэтому в первую очередь он должен развивать эти прекрасные качества в  самом себе. «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может  развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым,  воспитанным и образованным», — писал А. Дистервег. "Учитель должен понимать ту ответственность, которую возложила на него его  профессия, все время помнить о том, какое влияние окажут на детей его слова и  поступки. Дети крайне восприимчивы к фальши. Расхождение слов учителя с его делами,  поступками оказывает разрушающее действие на душу ребенка. Если учитель требует,  чтобы ребята были дисциплинированными, то и сам он должен показать им в этом  образец. Если педагог занимается нравственным воспитанием детей, он должен иметь  возвышенную душу. Только тогда он сможет других направлять по правильному пути,  пробудить в них стремление к истине и добру, добиться высшего развития задатков и сил  воспитанников. Учитель должен быть прежде всего личностью, служить примером для учеников. Только  уважаемый ими учитель способен оказывать на них огромное влияние. Стремление  заслужить уважение учащихся, стать для них личностью, достойной подражания,  накладывает отпечаток на весь образ жизни учителя, незаметно формирует его характер,  заставляет работать над собой. Только духовно богатая личность может воздействовать  на душу воспитанника, обращаться к его сердцу, чувствам, воле, пробуждать готовность к стремлениям и действиям, образовывать характер. По выражению А. Дистервега, «дух  сообщается духу». «Поистине, чтобы создать человека, нужно самому быть отцом, или больше чем челове­ ком». — писал Ж. Ж. Руссо. Его мысли перекликаются с убеждением Н. А. Добролюбова, который считал, что учитель должен служить идеалом для учеников. Юность вообщело, не может не увлечь своей деятельностью и учащихся.  склонна к идеализации. Учитель же постоянно находится в поле зрения учащихся.  Любимому учителю начинают подражать, копировать манеру его поведения, жесты,  мимику. Об этом следует помнить и следить за своим поведением. Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. И все же  существуют такие черты характера, присутствие которых обязательно для овладения  педагогической профессией, педагогической культурой. Это доброжелательность и  уважение к окружающим, искренность, терпимость, тактичность и чуткость. Учитель не  может состояться, если он не обладает любовью к детям, у него нет профессионального  интереса, оптимизма, стремления к самосовершенствованию, интеллигентности.  «Корень  всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в  забвении учителем того, что урок — это совместный труд детей и педагога, что успех  этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые  складываются между преподавателем и учащимися».  Учитель, влюбленный в свое де   К такому учителю тянутся дети, заражаясь его энергией и преданностью любимому  предмету. Отношение к ученику как к заинтересованному лицу, как к партнеру по  творчеству делает творческий поиск учителя явлением двусторонним, когда результаты  творчества зависят от обеих сторон: как от учителя, так и от ученика, влияют   на    развитие   личности   того   и   другого. Некоторые учителя строят взаимоотношения с детьми на основе дружеского  расположения, избирая по отношению к ним позицию старшего товарища, друга, более  опытного и знающего, чем они, готового помочь в трудную минуту. Такой способ  общения благоприятен для ребенка, целесообразен в условиях демократичной школы,  гуманизации отношений. Однако дружеское расположение ни в коем случае не должно  перерасти в панибратские отношения с учащимися. Боязнь за свой авторитет, желание показать учащимся разницу в общественном  положении (это свойственно многим молодым учителям) приводят подчас к общению­ дистанции. Если учитель избрал этот стиль взаимоотношений, ему следует соблюдать  меру и попытаться вовремя заметить ту грань удаленности, переступив через которую  люди становятся совершенно чужими друг другу, когда нет ничего общего, такого,чем  можно было бы дорожить, когда отношения сугубо официальные, вынужденные, в силу  определенных обстоятельств.  Наблюдения показывают, что если учитель не умеет увлечь учащихся своим предметом  или другой совместной деятельностью, если у него не ладится с дисциплиной в классе,  если нет навыков в организации деятельности учащихся на уроке, он очень часто  прибегает к такому «испытанному» средству, как общение­устрашение. Это самый легкий (но не самый эффективный!) путь к управлению деятельностью учащихся, к которому  чаще всего приходят начинающие учителя. Общение­устрашение может дать временные  быстрые результаты. Учитель добивается послушания, дисциплины, выполнения опреде­ ленных его требований, но теряет при этом самое дорогое — любовь детей, их  увлеченность предметом, доверие. Стремление же завоевать авторитет и любовь детей, чрезмерное старание учителя быть  хорошим приводят иногда к общению­заигрыванию. Оно противоречит требованиям  педагогической этики и не может быть основой для возникновения истинного  авторитета, создает лишь одну его видимость.Выходит, не так просто установить правильные взаимоотношения с детьми. Многое  зависит от мастерства учителя, от степени владения определенными умениями. Прежде всего учитель должен владеть искусством общения. Только в этом случае он  может научиться общению с детьми. От его умения верно оценивать поступки  школьников, анализировать их поведение, по внешнему поведению детей правильно  разгадывать их внутреннее состояние. Ведь часто за резкостью слов скрывается не  желание нагрубить учителю, а стремление защитить собственное достоинство в глазах  одноклассников, выразить свою обиду на то или иное действие учителя или  несправедливое высказывание. Владение необходимыми навыками общения предполагает умение пользоваться ими в  зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Учитель должен уметь  правильно и достаточно эмоционально откликаться на поведение учащихся и их  состояние. Нередко учитель тратит свои силы и нервы на раздражение по пустякам,  которые не стоят такого пристального его внимания. В то же время естественная  человеческая реакция на события, происходящие в классе, не только уместна, но и  необходима. Бесстрастный учитель, которого ничто не может вывести из себя,  вызывает не уважение, а чаще всего неприязнь. Ребята не прощают ему безразличия к их жизни, равнодушия к классу. Педагогическое общение невозможно без наличия определенных черт характера  учителя. О многих из них мы уже сказали. Добавим еще некоторые.   Это   прежде    всего   общительность, настойчивость в достижении цели, оптимизм и юмор, который  школьники, как правило, высоко ценят в учителе. Учитель, стремящийся к правильному педагогическому общению с учащимися, должен  научиться видеть свои недостатки, отрицательно сказывающиеся на взаимоотношениях  с детьми, и честно признавать ошибки. Полезно ста  вить себя на место ученика и с этой  пози   Важно также иметь в виду, что мнение о ребенке и отношение к нему может быть оши­ бочным. Если сложилось отрицательное представление об ученике, нужно постараться  проявить заинтересованность в его личности, попытаться найти какие­то неизвестные  стороны его жизни, характера, индивидуальные особенности, что­то привлекательное  или хотя бы достойное удивления. И тогда отношение к ребенку невольно изменится. Надо постоянно воспитывать и развивать в себе такие способности и умения, как  выслушивать ребенка до конца, не перебивая и не торопясь высказать собственную  точку зрения; быстро изменять тему беседы, если она не представляет интереса для  учащегося; преодолевать чувство раздражения, если действия ребенка не  соответствуют вашему настроению и планам; быстро улавливать настроение ребенка,  делать общение с учителем приятным для него; анализировать результаты общения. Все эти способности можно сформировать, научившись всматриваться в другого  человека, сопереживать   с    ним,   радоваться   его   успеху. Учитель физической культуры имеет большие, чем другие педагоги, возможности для  контактов с детьми, для воздействия на развитие их личности. И этими возможностями надо умело пользоваться. На уроках педагога­мастера царит доброжелательная, естественная атмосфера,  общение с подростками доверительное, уважительное. К слову учителя ребята  прислушиваются, считаются с его мнением. Если во время игры возникает   ции анализировать свою деятельность.недоразумение между членами команд, решающее слово за учителем. Ему доверяют,  верят, что он в любом конфликте поведет себя справедливо и найдет объективное  решение возникшей ситуации. Обычно каков учитель на уроке, таков он и вне урока. С учителем физической  культуры учащиеся встречаются не только в стенах школы, но и на различных  соревнованиях. И дети видят перед собой не просто учителя, а в первую очередь  человека. Поэтому, хочет этого учитель или нет, он все разно для ребят воспитатель.  Он воспитывает их своим отношением к жизни, своей искренностью, пониманием  обсуждаемых проблем, высказанным впечатлением о том,   что  увидел,   что  пережил сам, своими советами, рекомендациями, своим примером, отношением к делу.  Равнодушного, формального, грубого, небрежного отношения к себе ребята не  прощают. Не прощают они и такому учителю, который проявлением своих пороков разрушил то  обаяние, какое имел в глазах учеников. Непроизвольно они начинают мстить ему за  разрушенный идеал, за грубо и жестоко растоптанный чистый образ человека, которому они подражали, с которого брали пример. Дети максималистски воспринимают  поведение учителя, не вписывающееся в установленные нравственные рамки. Они  чувствуют себя при этом обманутыми   в   своих   лучших   чувствах,   надеждах. А когда рушится авторитет учителя, рушится и его воспитательная сила. «Как только  нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово  учителя теряет свою силу,— его похвала и порицание не имеют значения, и то, что  прежде охотно и радостно делалось — единственно из любви и уважения к нему,  достигается уже не иначе, как школьной тиранией, наказаниями и принуждениями». Учительская профессия не позволяет поступать бездумно. Всегда нужно думать о том,  как воспримут твой поступок ученики, уметь посмотреть на себя их глазами и  стараться не разрушить тот имидж, который уже сложился под влиянием   совместного  общения,   деятельности. Роль учителя исключительно ответственна. И она накладывает отпечаток на его  личность, незаметно формирует его характер, заставляет работать над собой. Не  только он воспитывает детей, но и дети воспитывают учителя. Ведь воспитание —  процесс двусторонний, где субъект и объект часто меняются местами, где влиянию  подвержены обе взаимодействующие стороны. Поэтому наиболее естественными  взаимоотношениями в школе являются отношения сотрудничества между педагогами и  детьми, отказ от авторитаризма, мелочной опеки или вседозволенности. Взаимное  уважение и взаимная требовательность, товарищеские отношения между учителями и  учащимися — обязательное условие успешного воспитания. Учитель должен уметь  управлять воспитательным процессом. Его место — во главе коллектива учащихся, но  не над ним, а вместе с ним. Когда учитель живет с учащимися одной жизнью, общими  заботами, едиными духовными интересами, и он и дети духовно обогащают друг друга  в процессе совместной учебной и внеклассной деятельности. Продуктом такой  совместной деятельности и демократического воспитания является выработанная  сообща жизненная позиция, которая отражает все стороны школьной (да и не только  школьной) жизни: отношение к моральным ценностям, к труду, в том числе и к  учебному, друг к другу, к окружающим и т. д.Трудно ли осуществлять на практике изложенные выше принципы? Да, трудно, если  они расходятся с жизненными принципами учителя, если они существенно отличаются  от его взглядов и убеждений, если в личной жизни, жизни за пределами школы, он  привык жить по­другому. Ведь ребята остро чувствуют разницу между делами по  обязанности и по велению души. Учитель постоянно проходит испытание на прочность: на честность, порядочность, доброту, милосердие, гуманность... Хорошим учителем,  воспитателем нельзя стать, не будучи хорошим человеком. Учитель, умеющий общаться с детьми, располагать их к себе, всегда вызывает  внимание и у взрослых людей. Так же как и дети, они тянутся к хорошему человеку, с  которым приятно пообщаться, выложить ему свои проблемы, открыть душу. Хороший  учитель не проходит мимо чужой беды, он всегда протягивает людям руку помощи.  Такого учителя узнают на улице даже незнакомые ему люди. Школа накладывает свой особый, присущий только ей отпечаток на личность человека.  Возможно, это печать детства, милого и далекого для тех, кто далек от школы, и  близкого, понятного тем, кто не расстается с ней до глубокой старости. Учитель,  переступив порог школы, попадает в ту особую атмосферу детства, с его законами и  принципами, не адаптировавшись в которой, не пропустив заботы, горести и радости  школьного коллектива через собственное сердце, он оказывается чужим в этой жизни,  непонятым и не признанным «за своего». Такому учителю трудно работать, у него  постоянно возникают конфликты и с ребятами, и с коллегами. И если человек выбрал учительскую профессию, как говорится, навсегда, он должен  при помощи самоанализа своих достоинств и недостатков, стереотипов поведения  вести поиск гармоничного сосуществования с самим собой и с окружающими.  Сознательная работа над собой — это отказ от вредных привычек, от  непривлекательной манеры поведения, манеры говорить и общаться, избавление от  привычки раздражаться по пустякам, от ворчливого и назидательного тона и от  многого другого, мешающего жить и работать. возможно ли изменить себя, свой характер, если учитель уже не зеленый юнец, если он  уже в зрелом возрасте, когда установились черты характера, привычки в поведении,  манеры? И нужно ли это? Непременно нужно. Человек может совершенствоваться всю саою жизнь, и, как говорил Л. Н. Толстой, самообразование и самосовершенствование человека заканчивается  только с его смертью. Нет предела и границ в движении вперед, как не может быть  остановок и в самой жизни.