Доклад на тему "Практическое использование симуляционных технологий в преподавании профессиональных модулей".
Оценка 5
Мероприятия
doc
естествознание
Взрослым
04.08.2019
Доклад на тему "Практическое использование симуляционных технологий в преподавании профессиональных модулей" заслушан на методическом совете колледжа. Целью данного выступления являлась систематизация материала о проблеме как таковой в сфере среднего медицинского образования так и в рамках МОМК№5. Были рассмотрены 5 этапов симуляционного обучения. Доклад сопровождала презентация.
ПРАКТИЧЕСКОЕ Исимуляция.doc
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОНИЙ В ПРЕПОДИВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
МОДУЛЕЙ
ГПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №5»;
преподаватель ПМ высшей категории Квасова Екатерина Робертовна
Как сказал древний мыслитель и философ Китая Конфуций: «Я слышу и я забываю, я вижу
и я запоминаю, я делаю и я понимаю!»
Профессии, связанные с риском для здоровья и жизни людей, требуют качественно нового
подхода к вопросам приобретения практических навыков!
ФГОС третьего поколения предусматривает повышение качества подготовки специалистов
среднего звена через различные виды деятельности и формирование в процессе обучения
общих и профессиональных компетенций.
Поэтому, возникает педагогическая проблема о смещении ориентиров с суммы усвоенной
информации на готовность будущего специалиста действовать в различных ситуациях,
способность быстро принимать решения и безупречно выполнять необходимые действия в
своей профессиональной деятельности.
Моделирование обстановки рабочего места и наличие фантомов и симуляторов,
позволяющих отработать практические действия как индивидуальные, так и групповые,
являются важным звеном в формировании психологической и моторной готовности
обучающихся к работе с будущим пациентом.
В переводе с латинского simulatio – видимость, притворство –
создание видимости болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим
данным заболеванием, или же имитация какоголибо физического процесса при помощи
искусственной системы (механической, компьютерной).
В настоящее время использование технологий симуляционного обучения обязательно для
программ среднего образования в том числе, должно предшествовать практике, что и
утверждено законодательно. При разработке симуляционного обучения следует
руководствоваться нормативными документами:
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 августа 2013 г. N585н
•
•
«Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным
образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в
оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности»
«…к участию в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической
деятельности допускаются обучающиеся: имеющие практические навыки участия в
оказании медицинской помощи гражданам, в том числе приобретенные на моделях
(симуляторах) профессиональной деятельности, и (или) в фармацевтической
деятельности…»
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года №323ФЗ
•
«Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» практическая
подготовка специалистов обеспечивается путем их участия в осуществлении
медицинской деятельности под контролем работников образовательных
организаций.
Пациент должен быть проинформирован, и он вправе отказаться от участия
обучающихся в оказании ему медицинской помощи.
• По данным Института Медицины США от врачебных ошибок гибнет до 98.000 человек
ежегодно.
По данным Росздравнадзора в России число жертв врачебных ошибок – 50.000 в год!
Для сравнения: в автокатастрофах гибнет 35.000. Шанс погибнуть в авиакатастрофе: 1 на
10.000.000. Шанс умереть от врачебной ошибки: 1 на 300. В Англии в гражданской
авиации: 1 симулятор на 300 пилотов, в здравоохранении: 1 симулятор на 7300 врачей.
Для сравнения: в России 1 симулятор – на 23.000 врачей.
К достоинствам симуляционного обучения можно отнести: отсутствие вреда для пациента,
возможность исправить ошибки, минимум тревожности студента при выполнении
манипуляции, выработка автоматизма выполнения. Из недостатков следует отметить:
дороговизну оборудования недостаточное количество манекенов в наличии.
Технология симуляционного обучения состоит из пяти этапов
1 этап. Проведение исходного тестирования. Для входного тестирования обучающиеся
самостоятельно готовятся по материалам теоретических и практических занятий с
использованием других источников информации. Преподавателями сформирован банк
тестовых заданий для тестирования обучающихся. Исходное тестирование позволяет
определить уровень подготовки обучающихся, и помогает скорректировать проведение
предстоящего брифинга.
2этап. Брифинг. Преподавателями подготовлен курс мультимедийных презентаций с
видеороликами и схематическими анатомическими моделями с использованием элементов
активного и интерактивного обучения. Этот этап соответствует 1 уровню визуально
вербальной реалистичности. Брифинг проводится с разбором материала и фиксацией
«ключевых» положений.
3 этап. Работа с тренажерами, симуляторами. Первоначально осваивалась работа на
тренажерах и симуляторах различных уровней реалистичности.
Преподавателем проводится демонстрация симуляционного элемента более эффективным
по его мнению способом:
1. Образцовое действие в медленном темпе с объяснениями (для понимания действия),
направленное на правильность выполнения.
2. Образцовое действие в реальном темпе, демонстрируя одновременно скорость и
правильность выполнения.
4 этап. Дебрифинг. Начинается с разбора полученных результатов при работе на
тренажерах и симуляторах. Обучаемые сосредотачиваются на важных аспектах и
обсуждают причинноследственные связи при серии наводящих вопросов преподавателя.
При проведении дебрифинга продолжается обучающий процесс, который помогает
участникам размышлять о пережитом опыте, делать полезные для себя выводы и открытия.
5 этап. Подведение итогов. На заключительном этапе осуществляем индивидуальное
оценивание работы обучаемого, с проведением итогового контроля и заполнения
«Оценочного листа». «Оценочный лист» включает перечень разработанных параметров
профессиональной деятельности по освоению определённого умения.
Преподавая ПМ01 МДК01.01раздел «Здоровье детей»; ПМ02 МДК02.01 «Сестринская
помощь в педиатрии» для специальности 34.02.01 Сестринское дело; ПМ 01МДК 01.03
«Сестринский уход за здоровым новорожденным», ПМ02 МДК 02.04 «Педиатрия» для
специальности 31.02.02 Акушерское дело.
В своей практике при отработке практических навыков и ситуационных заданий я
использую: Визуальные симуляционные технологии классические учебные пособия, электронные
учебники, алгоритмы манипуляций, методические пособия, видеофильмы, презентации
Тактильные: реалистические манекены, фантомы (педиатрические куклы, фантом головы)
Реактивные: манекены низшего класса реалистичности Low Fidelity для отработки СЛР у
новорожденного ребенка (при правильном выполнении манипуляции загорается зеленый
диод при не верном действии – красный)
Иногда приходиться выполнять роль стандартизованного пациента, (это специально
подготовленный человек, чаще всего актер, который предъявляет экзаменуемому
стандартный набор жалоб и симптомов).
И применять гибридные симуляции (это набор разнообразных моделей для воссоздания
процедуры), она подразумевает участие стандартизированного пациента, с которым
взаимодействует практикант тренажера, предназначенного для выполнения одной
требуемой процедуры.
В заключении хотелось отметить, что симуляционное обучение это не альтернатива
«живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и
комфортным для больного и студента, потому что для реализации освоения основных
видов профессиональной деятельности для медицинского работника необходимы не
манекены, а настоящие, реальные пациенты.
Пожелание к преподавателям ПМ и администрации колледжа проводить дальнейшее
совершенствование практической подготовки студентов с привлечением возможностей
тренажеров и симуляционных методик;
с целью оптимизации обучения постоянно расширять ассортимент практических навыков с
учетом наличия муляжей, тренажеров;
создать симуляционный кабинет (центр) практических занятий с наглядными пособиями,
тренажерами, инструментарием и расходными материалами.
Доклад на тему "Практическое использование симуляционных технологий в преподавании профессиональных модулей".
Доклад на тему "Практическое использование симуляционных технологий в преподавании профессиональных модулей".
Доклад на тему "Практическое использование симуляционных технологий в преподавании профессиональных модулей".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.