ДОКЛАД на тему: «Семья в системе воспитательных институтов»

  • Педсоветы
  • Работа с родителями
  • docx
  • 24.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семья в системе воспитательных институтов. Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необ¬ходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Нужно, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом. Целью семьи можно считать обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных, художественных, образовательных). Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную или психологическую, репродуктивную, воспитательную. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Первая задача родителей – найти общее решение,
Иконка файла материала ДОКЛАД на тему.docx
ДОКЛАД на  тему: «Семья в  системе  воспитательн ых  институтов» [Введите имя автора]Семья в системе воспитательных институтов. Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью,  самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя  ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе  выработал человека. Нужно, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни  руководствоваться этим идеалом. Целью семьи можно считать  обучение: гигиене, бытовым умениям,  культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию  способностей (спортивных, художественных, образовательных). Функция семьи ­ это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует  отнести: экономическую, хозяйственно­бытовую, рекреативную или психологическую, репродуктивную,  воспитательную. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в  основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода.  Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя  вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными  примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.  Первая задача  родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на  компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один  родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.  Вторая задача  ­  сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е.  обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь  сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая  решение, должны на первое место ставить  не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для  ребенка. В общении у взрослых и детей  вырабатываются принципы общения: 1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Роль семьи в становлении личности. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная  ею система  воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или  менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя  допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4  типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат,  опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат  в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства  (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.  Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей  воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и  нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия  приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение,  угрозы своими: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже  если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные  качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка,  систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, ­ все это ведёт кпроблемам в формировании его личности.   Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом  удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких­либо забот, усилий и трудностей,  принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре  воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и  ограждение его от трудностей. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к реальной  жизни. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека –  заботу, ограждение  от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность,  инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих  проблем семьи.    Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже  целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой  «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа  взаимоотношений  лежит пассивность родителей как воспитателей.    Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье предполагает общие цели и задачи совместной  деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где  ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится  группой высокого уровня развития – коллективом.  Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания. Существует 3 стиля  семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустический. При демократическом стиле  прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». При авторитарном стиле родителями  навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». При попустическом стиле ребенок  предоставляется сам себе. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно  обращаемся в тяжелую минуту жизни. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна,  безусловна, безгранична. Родительская любовь ­ источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком ­ это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в  воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями  дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.  Основа для сохранения контакта ­ искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни  ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание  понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего  человека. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда  говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду  некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Главное в установлении диалога ­ это  совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении  совместных действий. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы,  происходит подлинный диалог.  Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в  установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Равенство позиций означает признание активной  роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда  активный субъект самовоспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителейпостоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.  Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и  родителями называется принятием ребенка. Под принятием понимается признание права ребенка на  присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей.  Принимать ребенка ­ значит утверждать неповторимое существование  именно этого человека, со всеми  свойственными ему качествами. Родители должны понимать, что каждое негативное высказывание, каким  бы справедливым по сути оно ни было, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает  уверенность в родительской любви. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от  своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия ­ это не «люблю, потому что ты ­ хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». Контакт  с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит  шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами.  В процессе воспитания закладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые  проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их  достижения. Сложности семейного воспитания связаны с деятельностью массовой информации, с формируемыми кино, прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется подражать, считать идеалом, быть в чем­ то похожим. Так, хулиганы, антигерои, наркоманы, в фильмах и компьютерных играх воспринимаются как  наблюдаемые в жизни. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей  последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок  находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность  ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности  ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.  Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него  в семье людей ­ матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит  его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может  потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное  влияние семьи на воспитание ребенка  необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы,  имеющие воспитательное значение: 1.принимать активное участие в жизни семьи; 2.всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 3.интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать  развивать свои умения и таланты; 4.не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 5.иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 6.уважать право ребенка на собственное мнение; 7.уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру,  который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 8.с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и  самосовершенствоваться.