Доклад на тему "Технологии программированного обучения."
Оценка 4.7

Доклад на тему "Технологии программированного обучения."

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
07.11.2018
Доклад на тему "Технологии программированного обучения."
Доклад содержит все основные сведения о программированном обучении,ведется небольшой экскурс в историю .Основными целевыми ориентациями являются: 1. Улучшение всех свойств обучающей системы: научности, доступности, систематичности, диаг-ностичности. 2. Эффективное обучение на основе научно разработанной программы. 3. Создание гибкой технологии, наилучшим образом учитывающей индивидуальные данные ре-бенка. 4. Создание адаптирующихся (самонастраивающихся) программ обучения.
Технологии программированного обучения.doc
ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара» Доклад  на тему: «Технологии программированного обучения»                                              Выполнила: Карелина Т.А. Программированное обучение возникло в начале 50­х годов XX века, когда американский  психолог Беррес Скиннер (1904­1990) предложил повысить эффективность усвоения материала,  построив его как последовательную программу подачи порций информации и контроля за их  усвоением. Впоследствии Н.А.Краудер разработал разветвленные программы, которые в  зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для  самостоятельной работы. России разработчиками и пропагандистами программированного обучения были А.И.Берг,  В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина. Идеи программированного обучения лежат в основе многих  образовательных и, в частности, новых информационных (компьютерных) технологий. Программированное обучение включает в себя: самостоятельную работу обучаемых над  программированным учебным материалом в условиях объективного контроля; технологию пошагового  (порционного) изучения материала с контролем каждой порции; технологию обучения, использующую  обучающую «программу», т.е. разветвленную последовательность порций материала. Наряду с термином программированное обучение применяется термин программное обучение,  обозначающий процесс, в котором применяется какая­либо программа. Целевые ориентации 1. Улучшение всех свойств обучающей системы: научности, доступности, систематичности,  диагностичности. 2. Эффективное обучение на основе научно разработанной программы. 3. Создание гибкой технологии, наилучшим образом учитывающей индивидуальные данные ребенка. 4. Создание адаптирующихся (самонастраивающихся) программ обучения. Концептуальные основы Б.Ф.Скиннер, создатель линейного программирования, опирался на бихевиористическую  психологию, согласно которой он рассматривал обучение по принципу  «стимул — реакция — подкрепление», что означает: ученику предъявляется материал, он действует с  ним, действия оцениваются, это дает эффективное усвоение. Теоретическую основу современного  программированного обучения составляют психологические теории усвоения, кибернетика и теория  учебной деятельности. Программированное обучение — управляемое усвоение программированного  учебного материала с помощью обучающего устройства (программированного учебника,  электромеханического устройства или компьютера). Программированный учебный материал  представляет собой серию небольших порций учебной информации (кадров, файлов, шагов, скринов),  предъявляемых учащемуся в определенной логической последовательности. Главная идея  программированного обучения — управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью  обучающей программы. Разработка современных программ обучения основывается на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина — Н.Ф.Талызиной, в которой выделены три  элемента: ориентировочная основа действий (ООД); исполнительные действия (ИД); коррекционно­ контрольные действия (ККД). Принципы программированного обучения (по В. П. Беспалько, Ч. Куписевичу) 1. Принцип деления материала на малые части (шаги). Главное понятие программированного  обучения — обучающая программа. Ее понимают как последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или действий. Шаг программы состоит из трех  частей: а) дозы информации об изучаемом знании, действии; б) задания — операции по работе с  информацией, по ее усвоению; в) контрольного задания (обратная связь) и указания о повторении  упражнений или переходе к следующему шагу. Программировать обучение — значит разбивать текст,  информацию на шаги, делать программированные тексты. 2. Принцип обратной связи вытекает из кибернетической теории построения преобразований  информации (управляющих систем) и требует цикличной организации системы управления учебным  процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача  информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому (прямая связь),  но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь). Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу — основу  технологии программированного обучения. 3. Принцип индивидуального темпа в обучении. Третий принцип программированного обучения  исходит из того, что работа учащихся по программе строго индивидуальна, возникает естественное  требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся  возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее  благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей  информации.  4. Принцип адаптации. Управляющая программа должна приспосабливаться к индивидуальным  способностям ребенка, организовывать поддержку, подсказку, применять наводящие вопросы и т.д. Это  требует использования специальных средств для работы с программированными учебными материалами,  моделирующими с любой полнотой деятельность педагогов в процессе обучения. Виды обучающих программ 1. Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки  учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда  просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную  информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию  (см. схему). 1.1. Алгоритм. Пошаговые программы породили  алгоритмизацию обучения — составление учебных  алгоритмов. Алгоритм в дидактике — предписание,  определяющее последовательность умственных и (или)  практических операций по решению задач определенного  класса. Алгоритм является как самостоятельным  средством обучения, так и частью обучающей программы. 1.2. Активизирующий фактор — необходимость  давать ответ, заполняя пробел. Достоинство линейной  программы в том, что ученик обязательно усваивает  материал благодаря малым дозам, непосредственной  проверке и возможности повторения упражнения. Вместе  с тем линейная программа подверглась критике за то, что  Технологические схемы программированного обучения мелкие шаги обучения не позволяют ученику видеть общие цели, достигать цели скачком,  индивидуализировать содержание и темп обучения. Кроме того, выбор ответа из готовых вариантов  ограничивает, по мнению критиков линейного программирования, инициативу и самостоятельность  учащихся. 2. Разветвленное программирование. Критика линейных программ привела к созданию  разветвленных программ. Их создатель Н.А.Краудер считает, что дозы учебного материала должны быть  достаточно большими, поскольку усвоение зависит не от безошибочного пути мелкими шагами, а от  глубокого и всестороннего анализа содержания. Вторая особенность разветвленной  программы — разнообразие вариантов ответа ученика: ученик выбирает правильный ответ в контрольном задании из набора ответов, где есть, кроме правильного, неполные и неверные ответы,  содержащие типичные ошибки. Если ученик выбрал правильный ответ, он переходит к следующему шагу. Если нет, ему разъясняется сущность ошибки, и он получает указание работать с одной из  дополнительных программ в зависимости от сделанной ошибки или вернуться к исходному пункту (см.  схему). Таким образом, разветвленная программа ведет учеников разными путями в зависимости от их  ответов и ошибок. Однако и у нее есть недостатки. Ее критики считают, что выбор ответа провоцирует  ученика угадывать ответы, запоминать и исключать ошибочные, то есть даже разветвленная программа не дает ученику цельного и системного представления о материале. Наконец, обучение по любой из  названных программ, считают критики, имеет характер искусственный и упрощенный, в то время как  учение — очень сложный вид деятельности. 3. Смешанное (комбинированное) программирование — объединение разных видов программ.  Это уже сложные программные продукты, включающие в себя разные дозы и виды информации,  проблемное обучение и алгоритмы в обучении, различные способы ввода ответов обучаемых, разную  степень адаптации обучения к индивидуальным особенностям ученика, возможность индивидуальной и  групповой работы с программой. В последние годы идеи программирования реализуются на новой  технической (компьютерной) основе. 4. Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому  выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к  справочникам, словарям, пособиям и т.д. Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только при  использовании специальных технических средств, в частности компьютера, работающих по программе  поиска оптимального режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия. Средства программированного обучения Средствами программированного обучения могут быть: программированные печатные (бумажные)  пособия, раздаточный материал; электромеханические устройства; компьютерные обучающие средства. Большинство современных учебных пособий, учебников построено по принципу порционной подачи информации, обеспечено контролем (самоконтролем) в виде вопросов, задач, упражнений. В  программированных печатных пособиях учащиеся в зависимости от содержания ответа на контрольные  вопросы отсылаются к различным страницам пособия. В программированном пособии логика предмета  может быть нарушена. Электромеханические устройства подачи порций информации и контрольных материалов  значительно облегчают процесс поиска учащимися нужных материалов. Современные компьютерные средства обучения позволяют создавать сложные электронные  системы обучения, телекоммуникационные сети, которые обладают большими дидактическими  возможностями. В частности, разрабатываются интерактивные программы, в которых обучаемый  работает в диалоговом режиме со сложными информационными системами, базами данных, экспертными системами, выполняющими дидактические функции. Программированный контроль качества усвоения знаний учащимися Особенность программированного контроля — наличие программы контроля, то есть вполне  определенного описания как последовательности, так и специфики каждой контрольной процедуры,  применяемой к учащимся. Основными требованиями к программированному контролю являются: а) наличие программы  контроля; б) систематичность проверок знаний; в) объективность методов контроля. Для объективизации контроля знаний учащихся в программированном контроле используются  тесты различного уровня в виде последовательных батарей, выполненных с заданной надежностью и  валидностью, предъявляемых учащимся на определенное время для решения. Ответы учащихся  сравниваются со стандартизированными данными, после чего подсчитывается коэффициент усвоения  знаний.

Доклад на тему "Технологии программированного обучения."

Доклад на тему "Технологии программированного обучения."

Доклад на тему "Технологии программированного обучения."

Доклад на тему "Технологии программированного обучения."

Доклад на тему "Технологии программированного обучения."

Доклад на тему "Технологии программированного обучения."

Доклад на тему "Технологии программированного обучения."

Доклад на тему "Технологии программированного обучения."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2018