Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
doc
география
6 кл—9 кл
01.03.2018
Каждый учитель знает, что урок нужно начинать с обозначения целей урока. Но прийти и сказать, например, что сегодня темой нашего урока будет «Мировой океан», это довольно скучно, так что рука ученика, лежащая на клавиатуре телефона, там и останется и, скорей всего, нажмет кнопку, а вот если учителю таинственным голосом, не спеша, начать рассказывать историю «Титаника», потерпевшего крушение в этом самом океане, то внимание учеников останется прикованным к педагогу.
Урок географии без творчества нет учителя.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение основная
общеобразовательная школа №6
«Урок географии: без творчества
нет учителя».
Кузнецова М.И
учитель географии
г.Чехов Едва ли есть высшее из
наслаждений,
как наслаждение творить.
Н. Гоголь
Без творчества нет учителя… Нельзя не согласиться с этой фразой, по моему
мнению, точно отражающей суть педагогического труда. Ведь кто он, настоящий учитель?
Он творец! Творец! И не только своих уроков, он творец детских душ, постоянно
находящийся в поиске того, при помощи чего он сможет свой достаточно тяжелый труд
превратить в работу, приносящую радость всем: и ему, учителю, и ученикам. Достоевский
сказал: «Творчество неотделимо от человека и составляет с ним целое. Оно так же законно
в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок…» Я думаю, эти слова
справедливо можно отнести к учителю…
Как же создается урок творческий, на котором ученики будут не спать, не мечтать
и не играть тайком в телефоны?
Как сделать так, чтобы занятие не только вооружало учащихся знаниями и
умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы все, что происходит на
уроке, вызывало у детей искренний интерес, увлеченность, формировало их творческое
сознание? Мой ответ – необходимо всегда продумать его структуру и особенно начало
занятия.
Каждый учитель знает, что урок нужно начинать с обозначения целей урока. Но
прийти и сказать, например, что сегодня темой нашего урока будет «Мировой океан», это
довольно скучно, так что рука ученика, лежащая на клавиатуре телефона, там и останется
и, скорей всего, нажмет кнопку, а вот если учителю таинственным голосом, не спеша,
начать рассказывать историю «Титаника», потерпевшего крушение в этом самом океане, то
внимание учеников останется прикованным к педагогу. А можно еще перед началом урока
зайти в класс с запиской в «найденной в море» бутылке (которую 2 часа конструировал
дома, украшая водорослями и ракушками) и попросить учеников расшифровать фразу…
Конечно, невозможно каждый раз из кожи лезть, чтобы придумать изюминку
«завязки действия», но достаточно часто это получается. И это может быть не только
проблемный вопрос, с которого начинается разговор с учащимися, это может быть история или просто даже байка из жизни, это могут быть слова одного из великих или высказывание
одного из литературных персонажей.
А извозчики – то на что ж? – восклицает госпожа Простакова в комедии Фонвизина
«Недоросль»…Этот вопрос я задаю детям, и вот уже разворачивается дискуссия, во время
которой обсуждается и материал занятия.
Можно и подругому… Главное, продолжать хотеть испытывать наслаждение
творить свой урок и передавать этот свой заряд мальчишкам и девчонкам…
Тут и рукотворные вулканы помогут, и макеты гор, и флюгеры, и осадкомеры…
Какие потрясающие вещи делают ребята, готовясь к урокам географии! Главное –
похвалить каждого и найти в его работе то, что достойно этой похвалы… Вот где
проявляется оно, то самое драгоценное творчество, которое заставляет детей забыть об
Интернете и мультфильмах. Он, этот маленький человек, живет своим произведением, а
значит, он духовно развивается…
Что еще помогает сделать урок подобным произведению искусства?
Конечно, разнообразные формы урока. Вот, например, уроки – исследования, проблемные
уроки, уроки в виде игры, викторины. К сожалению, в наше время довольно узок кругозор
у многих школьников, и им трудно на пальцах объяснить, как выглядит какаду, кто такой
аборриген, как происходит круговорот воды в природе. И тут уж никуда не деться без тех
самых компьютерных технологий, благодаря которым ученик может перенестись и на берег
океана, и в пустыню, и подняться на самую высокую вершину. Карта на большом экране!
Яркая, четкая, с движущейся по ней стрелкой – что может более наглядно заставить детей
представить материал занятия!
Кроме того, мне кажется, использование метапредметных связей только украшает
урок, насыщает его, поэтому связь с уроками биологии, химии, физики, истории должна по
возможности как можно чаще прослеживаться на уроках географии. И еще… мне нравится
превращать детей в писателей, сочиняющих сказки, стихи, загадки о равнинах и горах,
морях и океанах, о разных городах и придумывающих рассказы о топографических
знаках…А почему бы не писать периодически орфографические диктанты, например, по
теме: «Географические названия», а успехами учеников делиться с учителем русского
языка и литературы?
И почему бы не учить на уроках географии ребят умению задавать (правильно!)
вопросы, конструируя различные их типы и не предлагать им составлять тестовые задания,
но только не к уроку, а, например, к игре эрудитов или телешоу. Такие задания развивают способности понимать, рассуждать, логически аргументировать, находить закономерности
в явлениях и изменениях объектов, кроме того, позволяют проверить знания учеников о
соотношении между различными предметами, свойствами, знание порядка, алгоритма
действий. Самые интересные задания можно потом использовать на уроках – играх …
Между прочим, ребятам нравится готовить доклады на темы, которые еще только
предстоит изучать. У них есть возможность проявить самостоятельность, подбирая
материал, понимая, что главное требование к работе – это чтобы интересно было всем.
Шаблонно, нудно, монотонно – НЕ ПРИНИМАЕТСЯ!!!
А географические КВНы, клубы путешественников, викторины…
А еще на занятиях можно разыгрывать сценки: «Интервью со знаменитыми
путешественниками и мореплавателями», «Разговор двух горных вершин» или «Жалобы
полезных ископаемых» и другие…
…Говоря о творчестве на уроке, нельзя останавливаться только на его, скажем так,
творческой оболочке – интересной форме, видах работы и т.д. Творчество учителя состоит
еще и в том, чтобы влиять на своих учеников, формировать их характеры. Ведь, например,
рассказывая на уроках об открытиях, сделанных путешественниками, я заставляю ребят
задуматься над тем, какие черты характера помогли известным исследователям добиться
своей мечты, прийти к цели…Да, география, да, разговор о климате и природных поясах, о
полезных ископаемых и реках… Но за всем этим стоит человек, и на моих уроках должен
тоже формироваться ЧЕЛОВЕК, творческий, думающий, неравнодушный…
…Ж.Ренар сказал: «Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества»
Мне кажется, это про меня… Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №6
«Опыт, проблемы и перспективы
внедрения ФГОС в процессе обуения
школьников географии»
Кузнецова М.И
учитель географии г.Чехов
Чтобы достичь успехов в применении новых ФГОС2 мне кажется нужно встать на
место ученика. Чем живет сегодняшний ученик? Наше время очень сильно отличается от
того времени, которое было 510 лет назад. В любую свободную минуту ученик стремится
к играм (на компьютере, телефоне, планшете), чаты, видео просмотры на Youtube… Из
всемирной паутины льётся огромный поток информации порой лучшей информации и
видео, которые более интересны ученику чем урок географии…
Символом нашей эпохи становится слово – ИНТЕРЕСНО
Конечно, очень трудно с этим тягаться, но тягаться можно и нужно!
В условиях реализации ФГОС ООО к современному образованию сегодня
предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы
ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы,
применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя −
научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как
умение учиться [1]. Концепция обновления содержания образования, ставит перед нами
задачу формирования личности, ориентированной на саморазвитие, самообразование,
самореализацию.
Третий год я участвую в реализации новых образовательных стандартов в обучении
географии. За это время стало очевидным, что изменилась роль учителя, новая позиция,
новое отношение к педагогической деятельности. И если так можно выразится у
современного учителя – новая система координат – новое мышление. Это требует не
только изменений в соответствии с запросами общества образовательных программ, но и
активного применения различных педагогических технологий.
На мой взгляд, проектная деятельность становится столь востребованной в
современной школе также благодаря универсальности этой технологии. Выпускник
должен научиться: • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение,
постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме [2].
Метод проектов обеспечивает заявленный в Стандарте второго поколения
деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать перевод
обучающегося
саморазвития.
режим
в
Остановлюсь на тех проектах, которые активно применяю в своей практике.
Практикоориентированный проект используется мною в урочной деятельности.
Данный проект предполагает получение продукта, который можно в дальнейшем
использовать в работе. В качестве примера приведу урокпроект «Вехи великих
географических открытий». В начале урока выявляется проблема, связанная с трудностью
выбора «Какие открытия можно считать самыми главными в открытии и освоении
материков?», определяются цели и задачи. Учащимся предлагается решить проблему с
помощью проектной работы по созданию «Ленты времени». Работа организуется по
группам. Каждая группа исследует главные результаты великих географических открытий.
В процессе выполнения заданий составляется лента времени: путешествия каменного века,
путешествия морских народов, открытие «Нового Света», пути в Индию, Австралии,
Антарктиды.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателя.
Учитель выступает консультантом,
организатором познавательной
партнером,
деятельности своих учеников. Таким образом, метод проектов тесно связан с педагогикой
сотрудничества. Школьники активно включаются в информационные проекты. Например,
при изучении темы «Горные породы» в 6 классе был предложен исследовательский проект
по теме «Откуда берутся горные породы и минералы и почему они так разнообразны?»
Проект создавался с целью выяснить, откуда берутся горные породы и минералы и причины их разнообразия на Земле. В ходе работы были проведены миниисследования
горных пород различными методами по следующим параметрам: внешние признаки,
плотность, твердость. Конечным продуктом стала презентация, по материалам которой
прошла защита проекта.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры и предоставляют
широкий простор для различных видов деятельности. Такие проекты можно использовать
как в урочной, так и во внеклассной работе. Они могут быть коллективными и
индивидуальными. Продуктом таких проектов может стать любая творческая работа.
Например, при изучении темы «Движения земной коры» в 6 классе с большой мотивацией в
изучении данной темы группой учащихся была представлена модель вулкана с имитацией
выхода лавы из кратера вулкана и выбросом пепла. Особой популярностью при выборе
темы работы у учащихся пользуются «Путешествие к центру Земли», « Загадки мирового
океана», «Я оболочка Земли …», «Исследователь тундры». Практическая значимость
проектной деятельности состоит в формировании умения представлять свою работу.
Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является его защита. При защите
учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, описывают пути
реализации проекта и представляют полученный продукт.
Таким образом, главным результатом проектной деятельности, является развитие
познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои
знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту
необходимую, которую можно использовать в работе [3]. Работая над проектом, каждый
ученик имеет возможность проявить собственную фантазию. Этот метод позволяет решить
проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто
запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на
практике для решения проблем, касающихся жизни.
На примере работы в 5х классах опыт показывает, что усвоение информации именно
на уроках географии вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в
следующем: большой объем информации; неумение работать с информацией;
недостаточное количество наглядных пособий; некоторые темы являются достаточно
сложными. Теперь каждый урок можно провести поновому, увлекая детей, представляя
информацию более наглядно, разнообразно. Благодаря оснащенности кабинета географии
(экран, проектор, Internet) применяю ИКТ [3], которые позволяют мне демонстрировать на уроке: фотографии животных, растений, маршруты великих географических открытий,
географическое представление о материках.
С помощью интерактивной доски можно сравнить различные карты, схемы и таблицы,
провести электронное тестирование, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы,
аудиозаписи «Голоса животных», музыкальное сопровождение при демонстрации фото и
видеоряда. Компьютер использую на всех этапах урока:
этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала
(анимация, видео, звук);
этап усвоения новых знаний (презентация темы урока, таблицы, схемы, анимация);
этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного
характера).
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и
работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.
В своей работе я использую различные виды компьютерных программ. Одна из
наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point, ролики
на Youtube. Тематические презентации, которые представляют собой электронное
сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют
формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество
образования школьников.
Microsoft Power Point можно также использовать и для тестирования. Тесты
позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.
Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить
рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.
Еще одно из направлений использование ИКТ — использование готовых программных
продуктов. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. География» включает
тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые
тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные факты. Материал,
представленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса
школьников.
Благодаря использованию данного материала по предмету у ребят повысилась
мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят
дополнительные материалы к урокам, активно работают, стараются показать свои знания
на уроках. Но еще большую пользу приносят презентации,
которые созданы и
прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно
добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит
правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в
своих знаниях и делать свои выводы. Приобретаемые детьми знания и умения становятся
личностнозначимым приобретением. Одна из моих учениц применяет интересный прием,
дает конфету за правильный вопрос по презентации, это не только придает интерес к
уроку, но также прививает интерес и к предмету.
Показатель динамики достижений школьников — один из основных показателей в
оценке образовательных достижений.
Система внутришкольного мониторинга
образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными
составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы,
фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет
достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных
личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и
предметным содержанием [1]..
В результате работы по внедрению ФГОС по географии в 56 классах могу сделать
определенные выводы:
концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального
государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы
современной образовательной системой;
материальнотехнические возможности школы (использование ИКТ технологий)
позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно,
мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт
общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;
много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной
деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой
информации, интерпретации её, представления своих проектов;
наблюдая за шестиклассниками, дети стали лучше говорить, легче реагировать на
вопросы учителя, вступать в диалог; рассуждать, делать выводы, обосновывать своё
мнение;
работать в паре; показывать навыки самоорганизации в группе,
направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно
оценивает свою деятельность на уроке. Кроме положительных моментов отмечаю проблемы в реализации новых стандартов:
1.0Слабое обеспечение методическим комплексом.
2.0Работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться
и развиваться в сотрудничестве с родителями. Поскольку не все родители еще готовы сотрудничать
с учителем предметником. Необходимо мотивировать и семью школьника в совместной
планомерной работе по подготовке к профильному образованию.
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить,
что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее
оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная,
профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач
стандарта. В успешной реализации цели образования по новому стандарту могут стать новое
сознание, новая позиция, новое
отношение к педагогической деятельности [5].
Литература
1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М. Просвещение
2011г.
2.К.Н.Поливанов. Проектная деятельность школьников. М.Просвещение – 2011г.
3. О.В.Рыбьякова. Информационные технологии на уроках в школе. Издательство Учитель.
Волгоград 2008г.
4.ФГОС. Каталог статей. [Электронный ресурс]/г.Ржев,2012г. Режим доступа: http://rzhev
school 8.ucoz.ru/publ/fgos/fgos/vvedenie_fgos_ooo_opyt_problemy_perspektivy/4510306
Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.