Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».
Оценка 4.8

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
doc
география
6 кл—9 кл
01.03.2018
Доклад на тему: «Урок географии: без творчества  нет учителя».
Каждый учитель знает, что урок нужно начинать с обозначения целей урока. Но прийти и сказать, например, что сегодня темой нашего урока будет «Мировой океан», это довольно скучно, так что рука ученика, лежащая на клавиатуре телефона, там и останется и, скорей всего, нажмет кнопку, а вот если учителю таинственным голосом, не спеша, начать рассказывать историю «Титаника», потерпевшего крушение в этом самом океане, то внимание учеников останется прикованным к педагогу.
Урок географии без творчества нет учителя.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №6 «Урок географии: без творчества  нет учителя». Кузнецова М.И учитель географии г.Чехов Едва   ли   есть   высшее   из наслаждений,  как наслаждение творить.                                          Н. Гоголь Без   творчества   нет   учителя…   Нельзя   не   согласиться   с   этой   фразой,   по   моему мнению, точно отражающей суть педагогического труда. Ведь кто он, настоящий учитель? Он   творец!   Тво­рец!   И   не   только   своих   уроков,   он   творец     детских   душ,   постоянно находящийся в поиске того, при помощи чего он сможет свой достаточно тяжелый труд превратить в работу, приносящую радость всем: и ему, учителю, и ученикам. Достоевский сказал: «Творчество неотделимо от человека и составляет с ним целое. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок…» Я думаю, эти слова справедливо можно отнести к учителю… Как же создается урок творческий, на котором ученики  будут не спать, не мечтать и не играть тайком в телефоны?  Как   сделать   так,   чтобы   занятие   не   только   вооружало   учащихся   знаниями   и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, увлеченность, формировало их творческое сознание? Мой ответ – необходимо всегда продумать его структуру и особенно ­ начало занятия.  Каждый учитель знает, что урок нужно начинать с обозначения целей урока. Но прийти и сказать, например, что сегодня темой нашего урока будет «Мировой океан», это довольно скучно, так что рука ученика, лежащая на клавиатуре телефона, там и останется и, скорей всего, нажмет кнопку, а вот если учителю таинственным голосом, не спеша, начать рассказывать историю «Титаника», потерпевшего крушение в этом самом океане, то внимание учеников останется прикованным к педагогу. А можно еще  перед началом урока зайти в класс с запиской в «найденной в море» бутылке (которую 2 часа конструировал дома, украшая водорослями и ракушками) и попросить учеников расшифровать фразу…  Конечно,   невозможно   каждый   раз   из   кожи   лезть,   чтобы   придумать   изюминку «завязки действия», но достаточно часто это получается. И это может быть не только проблемный вопрос, с которого начинается разговор с учащимися, это может быть история или просто даже байка из жизни, это могут быть слова одного из великих или высказывание одного из литературных персонажей.  ­А извозчики – то на что ж? – восклицает госпожа Простакова в комедии Фонвизина «Недоросль»…Этот вопрос я задаю детям, и вот уже разворачивается дискуссия, во время которой обсуждается и материал занятия. Можно   и   по­другому…   Главное,   продолжать   хотеть   испытывать   наслаждение творить свой урок и передавать этот свой заряд мальчишкам и девчонкам… Тут и рукотворные вулканы помогут, и макеты гор, и флюгеры, и осадкомеры… Какие   потрясающие   вещи   делают   ребята,   готовясь   к   урокам   географии!   Главное   – похвалить   каждого   и   найти   в   его   работе   то,   что   достойно   этой   похвалы…   Вот   где проявляется оно, то самое драгоценное творчество, которое заставляет детей забыть об Интернете и мультфильмах. Он, этот маленький человек, живет своим произведением, а значит, он духовно развивается… Что еще помогает сделать урок подобным произведению искусства? Конечно, разнообразные формы урока. Вот, например, уроки – исследования, проблемные уроки, уроки в виде игры, викторины. К сожалению, в наше время довольно узок кругозор у многих школьников, и им трудно на пальцах объяснить, как выглядит какаду, кто такой аборриген, как происходит круговорот воды в природе. И тут уж никуда не деться без тех самых компьютерных технологий, благодаря которым ученик может перенестись и на берег океана, и в пустыню, и подняться на самую высокую вершину. Карта на большом экране! Яркая, четкая, с движущейся по ней стрелкой – что может более наглядно заставить детей представить материал занятия! Кроме того, мне кажется, использование метапредметных связей только украшает урок, насыщает его, поэтому связь с уроками биологии, химии, физики,  истории должна по возможности как можно чаще прослеживаться на уроках географии. И еще… мне нравится превращать детей в писателей, сочиняющих сказки, стихи, загадки о равнинах и горах, морях   и   океанах,   о   разных   городах   и   придумывающих   рассказы   о   топографических знаках…А почему бы не писать периодически орфографические диктанты, например, по теме: «Географические названия», а успехами учеников   делиться с учителем русского языка и литературы? И почему бы не учить на уроках географии ребят умению задавать   (правильно!) вопросы, конструируя различные их типы и не предлагать им  составлять тестовые задания, но только не к уроку, а, например, к игре эрудитов или телешоу.  Такие задания развивают способности понимать, рассуждать, логически аргументировать, находить закономерности в явлениях и изменениях объектов, кроме того, позволяют проверить знания учеников о соотношении   между   различными   предметами,   свойствами,   знание   порядка,   алгоритма действий. Самые интересные задания можно потом использовать на уроках – играх … Между прочим, ребятам нравится готовить доклады на темы, которые еще только предстоит   изучать.   У   них   есть   возможность   проявить   самостоятельность,   подбирая материал, понимая, что главное требование к работе – это чтобы интересно было всем. Шаблонно, нудно, монотонно – НЕ ПРИНИМАЕТСЯ!!! А географические КВНы, клубы путешественников, викторины… А   еще   на   занятиях   можно   разыгрывать   сценки:   «Интервью   со   знаменитыми путешественниками и мореплавателями», «Разговор двух горных вершин» или «Жалобы полезных ископаемых» и другие… …Говоря о творчестве на уроке, нельзя останавливаться только на его, скажем так, творческой оболочке – интересной форме, видах работы и т.д. Творчество учителя состоит еще и в том, чтобы  влиять на своих учеников, формировать их характеры. Ведь, например, рассказывая на уроках об открытиях, сделанных путешественниками, я заставляю ребят задуматься над тем, какие черты характера помогли известным исследователям добиться своей мечты, прийти к цели…Да, география, да, разговор о климате и природных поясах, о полезных ископаемых и реках… Но за всем этим стоит человек, и на моих уроках должен тоже формироваться ЧЕЛОВЕК, творческий, думающий, неравнодушный… …Ж.Ренар сказал: «Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества» Мне кажется, это про меня… Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №6  «Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС в процессе обуения школьников географии» Кузнецова М.И учитель географии г.Чехов          Чтобы достичь успехов в применении новых ФГОС­2 мне кажется нужно встать на место ученика. Чем живет сегодняшний ученик? Наше время очень сильно отличается от того времени, которое было 5­10 лет назад. В любую свободную минуту ученик стремится к   играм (на компьютере, телефоне, планшете), чаты, видео просмотры на  Youtube… Из всемирной   паутины   льётся   огромный   поток   информации   порой   лучшей   информации   и видео, которые более интересны ученику чем урок географии… Символом нашей эпохи становится слово – ИНТЕРЕСНО Конечно, очень трудно с этим тягаться, но тягаться можно и нужно! В   условиях   реализации   ФГОС   ООО   к   современному   образованию   сегодня предъявляются   новые   требования,   связанные   с   умением   выпускников   средней   школы ориентироваться   в   потоке   информации,   творчески   решать   возникающие   проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому  задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться [1].  Концепция обновления содержания образования, ставит перед нами задачу   формирования   личности,   ориентированной   на   саморазвитие,   самообразование, самореализацию.         Третий год  я участвую  в реализации  новых образовательных стандартов в обучении географии. За это время стало очевидным, что  изменилась роль учителя,  новая позиция, новое   отношение   к   педагогической   деятельности.   И   если   так   можно   выразится   у современного учителя – новая система  координат – новое мышление.    Это требует не только изменений в соответствии с запросами общества образовательных программ, но и активного применения различных педагогических технологий. На   мой   взгляд,   проектная   деятельность   становится   столь   востребованной   в современной   школе   также   благодаря   универсальности   этой   технологии. Выпускник должен научиться: • планировать   и   выполнять   учебное   исследование   и   учебный   проект,   используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать   и   ставить   вопросы,   ответы   на   которые   могут   быть   получены   путём научного   исследования,   отбирать   адекватные   методы   исследования,   формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать   такие   естественно­научные   методы   и   приёмы,   как   наблюдение, постановка   проблемы,   выдвижение   «хорошей   гипотезы»,   эксперимент,   моделирование, • ясно,   логично   и   точно   излагать   свою   точку   зрения,   использовать   языковые   средства, адекватные обсуждаемой проблеме [2].                  Метод   проектов   обеспечивает   заявленный   в   Стандарте   второго   поколения деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать перевод обучающегося саморазвития. режим   в     Остановлюсь на тех проектах, которые активно применяю в своей практике.                Практико­ориентированный проект используется мною в урочной деятельности. Данный   проект   предполагает   получение   продукта,   который   можно   в   дальнейшем использовать   в   работе.   В   качестве   примера   приведу   урок­проект   «Вехи   великих географических открытий». В начале урока выявляется проблема, связанная с трудностью выбора   «Какие   открытия   можно   считать   самыми   главными   в   открытии   и   освоении материков?», определяются цели и задачи. Учащимся  предлагается  решить проблему с помощью   проектной   работы   по   созданию     «Ленты   времени».   Работа   организуется   по группам. Каждая группа исследует главные результаты великих географических открытий. В процессе выполнения заданий составляется лента времени: путешествия каменного века, путешествия   морских   народов,   открытие   «Нового   Света»,   пути   в   Индию,   Австралии, Антарктиды.              Проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателя. Учитель   выступает   консультантом,   организатором   познавательной   партнером, деятельности своих учеников. Таким образом, метод проектов тесно связан с педагогикой сотрудничества. Школьники активно включаются в информационные  проекты. Например, при изучении темы «Горные породы» в 6 классе был предложен исследовательский проект по теме «Откуда берутся горные породы и минералы и почему они так разнообразны?» Проект   создавался   с   целью  выяснить,     откуда   берутся   горные   породы   и   минералы   и причины их разнообразия на Земле. В ходе работы были проведены  мини­исследования горных   пород   различными   методами   по   следующим   параметрам:   внешние   признаки, плотность, твердость. Конечным продуктом стала презентация, по материалам  которой прошла защита проекта.           Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры и предоставляют широкий простор для различных видов деятельности. Такие проекты можно использовать как   в   урочной,   так   и   во   внеклассной   работе.   Они   могут   быть   коллективными   и индивидуальными.   Продуктом   таких   проектов   может   стать   любая   творческая   работа. Например, при изучении темы «Движения земной коры» в 6 классе с большой мотивацией в изучении данной темы группой учащихся была представлена модель вулкана с имитацией выхода лавы из кратера вулкана и выбросом пепла. Особой популярностью при выборе темы работы у учащихся пользуются «Путешествие к центру Земли»,  « Загадки мирового океана»,   «Я   оболочка   Земли   …»,   «Исследователь   тундры».   Практическая   значимость проектной   деятельности   состоит   в   формировании   умения   представлять   свою   работу. Поэтому   завершающим   этапом   выполнения   проекта   является   его   защита.   При   защите учащиеся   обосновывают   причины   и   актуальность   выбранной   темы,   описывают   пути реализации проекта и представляют полученный продукт.                Таким образом, главным результатом проектной деятельности, является развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания,   развитие   умений,   позволяющих   в   море   окружающей   информации   находить   ту необходимую, которую можно использовать в работе [3]. Работая над проектом, каждый ученик имеет возможность проявить собственную фантазию. Этот метод  позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. На примере работы в 5­х классах опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках   географии вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем:   большой   объем   информации;   неумение   работать   с   информацией; недостаточное   количество   наглядных   пособий;   некоторые   темы   являются   достаточно сложными. Теперь каждый урок можно провести  по­новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно. Благодаря оснащенности кабинета географии (экран, проектор, Internet) применяю ИКТ [3], которые позволяют мне  демонстрировать на уроке:   фотографии   животных,   растений,   маршруты   великих   географических   открытий, географическое представление о материках.          С помощью интерактивной доски можно сравнить различные  карты, схемы и таблицы, провести электронное тестирование, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы, аудиозаписи «Голоса животных», музыкальное сопровождение при демонстрации фото­ и видеоряда. Компьютер использую  на всех этапах урока:    этап   подготовки   учащихся   к   активному   и   сознательному   усвоению   материала (анимация, видео, звук); этап усвоения новых знаний (презентация темы урока, таблицы, схемы, анимация); этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).          Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.               В своей работе я использую различные виды  компьютерных программ. Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point, ролики на  Youtube.   Тематические   презентации,   которые   представляют   собой   электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования  школьников.               Microsoft   Power   Point   можно   также   использовать   и   для   тестирования.     Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся. Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира. Еще одно из направлений использование ИКТ — использование готовых программных продуктов. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. География» включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые тестовые   задания,   загадки,   видеофрагменты,   занимательные   факты.   Материал, представленный   в   доступной   форме,   способствует   развитию   познавательного   интереса школьников. Благодаря   использованию   данного   материала   по   предмету   у   ребят   повысилась мотивация   к   учению,   они   с   удовольствием   выполняют   домашнее   задание,   готовят дополнительные материалы к   урокам, активно работают, стараются показать свои знания на  уроках. Но   еще   большую   пользу   приносят   презентации,   которые   созданы   и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять   нужную, полезную информацию по   данной проблеме, учит правильно   доносить  информацию   до  слушателей   аудитории,   чувствовать  уверенность  в своих знаниях и делать свои выводы.  Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно­значимым приобретением. Одна из моих учениц применяет интересный прием, дает  конфету  за  правильный   вопрос  по  презентации,  это  не  только   придает   интерес  к уроку, но также прививает интерес и к предмету. Показатель   динамики   достижений   школьников   —  один   из   основных   показателей   в оценке   образовательных   достижений.   Система   внутришкольного   мониторинга образовательных   достижений   (личностных,   метапредметных   и   предметных),   основными составляющими   которой   являются   материалы   стартовой   диагностики   и   материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно   полно   и   всесторонне   оценивать   как   динамику   формирования   отдельных личностных   качеств,   так   и   динамику   овладения   метапредметными   действиями   и предметным содержанием [1]..  В результате работы по внедрению ФГОС по географии в 5­6 классах могу сделать определенные выводы:  концептуальные   идеи   и   прописанные   пути   реализации   федерального государственного   стандарта   второго   поколения   актуальны   и   востребованы современной образовательной системой;  материально­технические   возможности   школы   (использование   ИКТ   технологий) позволяют   организовать   урочную   и   внеурочную   деятельность   эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;  много   внимания   на   уроках   и   внеурочных   занятиях   уделяется   проектной деятельности;   дети   охотно   включаются   в   самостоятельный   поиск   новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;  наблюдая за шестиклассниками, дети стали лучше говорить, легче реагировать на вопросы учителя, вступать в диалог;  рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение;     работать   в   паре;   показывать   навыки   самоорганизации   в   группе, направленной   на   решение   учебной   задачи;   уже   большая   часть   детей   адекватно оценивает свою деятельность на уроке. Кроме положительных моментов отмечаю проблемы в реализации новых стандартов: 1.0Слабое обеспечение методическим комплексом. 2.0Работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна      совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями. Поскольку не все родители еще готовы сотрудничать с   учителем   предметником.   Необходимо   мотивировать   и   семью   школьника   в   совместной планомерной работе по подготовке к профильному образованию.  Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что   никакие,   даже   самые   замечательные,   методические   материалы   и   наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная,   информационная   компетентности   ещё   не   обеспечат   выполнение   задач стандарта.   В   успешной   реализации   цели   образования   по   новому   стандарту   могут   стать   новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности [5].  Литература 1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М. Просвещение ­ 2011г. 2.К.Н.Поливанов. Проектная деятельность школьников. М.Просвещение – 2011г. 3. О.В.Рыбьякова. Информационные технологии на уроках в школе. Издательство Учитель. Волгоград  ­ 2008г. 4.ФГОС. Каталог статей. [Электронный ресурс]/г.Ржев,2012г.­ Режим доступа: http://rzhev­ school 8.ucoz.ru/publ/fgos/fgos/vvedenie_fgos_ooo_opyt_problemy_perspektivy/45­1­0­306

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества  нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества  нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества  нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества  нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества  нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества  нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества  нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества  нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества  нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества  нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества нет учителя».

Доклад на тему: «Урок географии: без творчества  нет учителя».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018