доклад "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории"

  • Работа в классе
  • docx
  • 04.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эффективность самостоятельной работы доказывается исследованиями и практикой учителей – предметников. Такой вид деятельности значительно повышает сокращает время изучения учебного материала, объем и качество усваиваемых знаний, учит учащихся добывать знания самим из разных источников , прочность и готовность их практического использования. Учитель выступает в роли консультанта, наставника, а не источника готовой информации для ученика.Эффективность самостоятельной работы доказывается исследованиями и практикой учителей – предметников. Такой вид деятельности значительно повышает сокращает время изучения учебного материала, объем и качество усваиваемых знаний, учит учащихся добывать знания самим из разных источников , прочность и готовность их практического использования. Учитель выступает в роли консультанта, наставника, а не источника готовой информации для ученика.
Иконка файла материала самостоятельная работа.docx
Организация самостоятельной работы на уроках истории.     « Если ученик в школе не научится                    сам ничего творить,  то в жизни он  всегда  будет подражать, копировать».                                                                                                               Л.Н. Толстой                Система обновления содержания образования включает в себя  развитие навыков и умений самостоятельной работы учащихся на уроке и  внеурочное время. Самостоятельная работа учащихся является как при  изучении нового материала, так и при закреплении, является необходимым  звеном учебного процесса. Эффективность самостоятельной работы  доказывается исследованиями и практикой учителей – предметников. Такой  вид деятельности значительно повышает сокращает время изучения учебного  материала, объем и качество усваиваемых знаний,  учит учащихся добывать  знания самим из разных источников , прочность и готовность их  практического использования. Учитель выступает в роли консультанта,  наставника, а не источника готовой информации для ученика.    Изучение усвоения нового материала учащимися, проблема активизации  познавательной деятельности на уроке, педагоги и психологи начали  заниматься в 50­е гг x x века. Можно перечислить авторов : Голант Е.Я.,  Данилов М.А., Менчинская Н.А., Огородников И.Т. и др. Так например, в  институте Академии педагогических наук СССР функционировали  специальные лаборатории по  исследованию вопросов развития  самостоятельности и познавательной активности учащимися в процессе  обучения.     Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, – это такая  работа, которая выполняется учащимися индивидуально по заданию учителя,  в запланированное время.    Самостоятельная работа ученика включает следующие виды деятельности­  работа с текстом учебника или дополнительной литературы, историческим  словарем, анализ исторического документа, карты или картины, схемы и  диаграммы, заполнение таблиц, схем и составление кластеров, работа с  карточкой и т.д.       Зачастую самостоятельная работа на уроке, до внедрения обновленного  содержания  образования,  носила фронтальный  характер. Не секрет,восприятие учебного материала у каждого ребенка происходит  индивидуально, с различной быстротой и в соответствии психологическими  особенностями, что  самостоятельная работа ученика находится в  зависимости от его познавательных умений и навыков, поэтому следует  составлять задания для ученика в целях развития индивидуальных  способностей, с учетом роста возможностей. Процесс мышления учащегося  при усвоении знаний, также зависит от того насколько он владеет  рациональными приемами умственной деятельности.          Ну, а если смотреть с позиции конечного  результата, то качество  выполненной работы учащегося, полностью зависит от характера руководства  учителем. Н.К. Крупская, придавала большое значение самостоятельному  овладению знаниями и предлагала учителям подробно инструктировать  учеников перед выполнением самостоятельной работы. «…Необходим, самый тщательный инструктаж ребят, как им  выполнять задания. Задавать не просто «отселева доселева», а учить, как наилучшим образом, в наиболее краткий  срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что  обратить особое внимание. …Нужно, чтобы ученику была понятна цель  задания и эта цель воодушевляла его. Тогда он может с увлечением проделать очень много неинтересной, но нужной работы.      … Как сделать самое обычное задание интересным – это зависит от  искусства учителя. Как правило, самое интересное – это то задание, которое  максимально развивает самодеятельность ребенка, будит его мысль».1              1.На стадии вызова, в начале урока, на основе прочитанного мною,  эпиграфа урока или отрывка из литературного произведения, ученики  выводят тему урока. Например: 8 класс , история Казахстана «Пришли  ойраты в милый край» ­ тема «Казахско – джунгарские войны» и составляют  задачи и цели урока. Таким образом, учащиеся столкнувшись с проблемным  заданием, опираются на имеющиеся у них знания. Одновременно идет  интеграция предметов – история Казахстана и казахская литература. Такая  работа занимает немного времени, что позволяет оптимизировать учебную  деятельность на уроке.             2. Так как материал параграфа в учебнике излагается достаточно  полно и если он не вызывает затруднений  для восприятия и осмысления  учащимися, то можно ограничиться изложением введения к теме, провести  инструктаж по отобранным видам деятельности (работа с учебником,  историческим документом или другим письменным источником, анализ  1 Крупская Н.К. Пед. Сочинения в 10-ти томах, с. 511,514,515видеоролика, фрагмента кинофильма, просмотр презентации и др.). Задания  должны содержать конкретные действия: назвать или записать, составить план или опорный конспект, рассказать, на что обратить внимание при изучении  материала. В таких случаях можно применить стратегии «Инсерт», «Плюс –  минус ­ интересно», кластер, Концептуальная таблица  и т.п. Стратегии  развития критического мышления развивают у учащихся рациональные  способы умственного труда.                    При составлении календарно­тематического планирования ,  учителю необходимо предварительно нужно познакомиться с требованиями  программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную  литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов,  темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее  продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить  пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.  Современные требования к учителю – формирование функциональной  грамотности учащихся.                      Планируя самостоятельную работу необходимо: 1.Предусматривать ее место в структуре урока. 2.Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности  своих учеников, а также сложности изучаемого материала. 3.Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении  самостоятельной работы. 4.Определить форму заданий. 5.Установить оптимальную длительность работы. 6.Подбирать соответствующий дидактический материал. 7.Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ  учеников.             Требования к организации самостоятельной работы на уроке 1.Ставим конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения. 2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить  от одного уровня сложности к другому. 3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача ­ развитие познавательных  способностей, инициативы и творчества ученика.Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить: 1.По методу самостоятельной работы учащихся:  ­наблюдение; ­ упражнение; ­работа с текстом учебника. 2.По звеньям учебного процесса: задания на восприятие с целью изучения нового материала; задания на применение знаний и формирование умений; задания на закрепление и повторение учебного материала; задания на обобщение учебного материала. 3.По характеру познавательной деятельности:  воспроизводящий по образцу; реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной  активности школьников; эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в  нестандартные ситуации; творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания.  Один из самых эффективных средств формирования творческой личности. 4.По характеру руководства: подробные инструкции; краткие инструкции. 5.По форме организации самостоятельные работы можно разделить на: ­ индивидуальные; ­ фронтальные; ­ групповые; ­ парные. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня  сформированности учебной  деятельности  и  возможностей  каждого   ребенка. Если задание простое и посильно для  всех, оно дается  всей группе,и  каждый  выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны  быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны  содержать задания разной трудности.       В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: 1.Работа с книгой ( рисунок, график, поиск ответа на вопрос,  конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким  параграфам, работа с первоисточниками). 2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные  упражнения). 3.Решение задач и выполнение практических работ. 4.Различные проверочные  самостоятельные работы (сочинения, диктанты,  изложения, контрольные работы). 5.Доклады и рефераты. 6.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и  экскурсиях. 7.Домашние лабораторные опыты и наблюдения. 8.Техническое моделирование и конструирование.         3.На своих уроках, развивая критическое мышление ученика, с помощью   стратегии развития критического мышления учащихся, Таксономии Блума,  реализуя приемы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, стараюсь придать  творческий характер для самостоятельной работы.  Опыт показал, что  учащиеся лучше понимают и усваивают учебный материал при объяснении  напарника или работы группы, например, прочитав учебный материал и  выполнив индивидуальные задания, группа А делегирует одного  представителя в группу Б, с составленным постером или презентацией.  Делегат или делегаты выступают с защитой. Группа Б выслушав делегатов,  предлагает дополнения или рекомендации. Делегаты вернувшись в свою  группу, озвучивают мнение группы Б для остальных учащихся группы, на  основе услышанного принимается единый вывод. Группа оценивает мнение и  вклад каждого, кто работал сегодня на уроке в составе группы.   3. Для организации самостоятельной работы на уроке истории, мною собран  материал и оформлена папка «Памятки». Материал содержит алгоритмы  работы с определенным видом деятельности. Например:Логическая система характеристики крестьянской войны 1. Причины и характер  крестьянской войны / восстания/: ­ социально­ экономические  противоречия; ­ положение различных классов и классовых групп и их потребности; ­ рост активности различных классов и классовых групп; их требования и  программные цели. 2. Движущие силы и ход крестьянской войны: ­ важные события в ходе крестьянской войны, роль в них различных  классовых сил; ­ взаимоотношения между различными классовыми силами в ходе войны. 3. Причины поражения  крестьянской войны: ­ ограниченность целей / программы/ и действия участников  крестьянской  войны/ восстания/:, обусловленная их социально­ экономическим  положением; ­ неравенство в соотношении сил, материально­ техническом оснащенности и  военной организации сторон. 4. Значение  крестьянской войны / восстания/: ­ воздействие войны на различные классы и классовые группы; ­ последствия войны для  социально­ экономического и политического  развития страны;   Разбор 4: А) восстание как следствие гнета /  описание положения крестьян и  ремесленников/; Б) Разнородность социального состава восставших; В) Общность положения ремесленников и крестьян, поскольку речь идет о  « Бедняках» и одновременно  их отличии от положения рабов. Каждый этап деятельности на уроке регламентируется по времени. После  выполнения работы, спикер выступает перед классом, с защитой. 4. Итог урока подводится рефлексией и разными видами формативного  оценивания. Например: «Лист оценивания», «Лесенка успеха», «Маршрутный  лист», «Экран успеваемости» и т.п.Правильная  организация  самостоятельной работы на уроках  служит   эффективным  средством  формирования  личности школьников, прививает  дисциплину, формирует  веру в себя и повышает самооценку

Посмотрите также