Эффективность самостоятельной работы доказывается исследованиями и практикой учителей – предметников. Такой вид деятельности значительно повышает сокращает время изучения учебного материала, объем и качество усваиваемых знаний, учит учащихся добывать знания самим из разных источников , прочность и готовность их практического использования. Учитель выступает в роли консультанта, наставника, а не источника готовой информации для ученика.Эффективность самостоятельной работы доказывается исследованиями и практикой учителей – предметников. Такой вид деятельности значительно повышает сокращает время изучения учебного материала, объем и качество усваиваемых знаний, учит учащихся добывать знания самим из разных источников , прочность и готовность их практического использования. Учитель выступает в роли консультанта, наставника, а не источника готовой информации для ученика.
Организация самостоятельной работы на уроках истории.
« Если ученик в школе не научится
сам ничего творить, то в жизни он
всегда будет подражать, копировать».
Л.Н. Толстой
Система обновления содержания образования включает в себя
развитие навыков и умений самостоятельной работы учащихся на уроке и
внеурочное время. Самостоятельная работа учащихся является как при
изучении нового материала, так и при закреплении, является необходимым
звеном учебного процесса. Эффективность самостоятельной работы
доказывается исследованиями и практикой учителей – предметников. Такой
вид деятельности значительно повышает сокращает время изучения учебного
материала, объем и качество усваиваемых знаний, учит учащихся добывать
знания самим из разных источников , прочность и готовность их
практического использования. Учитель выступает в роли консультанта,
наставника, а не источника готовой информации для ученика.
Изучение усвоения нового материала учащимися, проблема активизации
познавательной деятельности на уроке, педагоги и психологи начали
заниматься в 50е гг x x века. Можно перечислить авторов : Голант Е.Я.,
Данилов М.А., Менчинская Н.А., Огородников И.Т. и др. Так например, в
институте Академии педагогических наук СССР функционировали
специальные лаборатории по исследованию вопросов развития
самостоятельности и познавательной активности учащимися в процессе
обучения.
Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, – это такая
работа, которая выполняется учащимися индивидуально по заданию учителя,
в запланированное время.
Самостоятельная работа ученика включает следующие виды деятельности
работа с текстом учебника или дополнительной литературы, историческим
словарем, анализ исторического документа, карты или картины, схемы и
диаграммы, заполнение таблиц, схем и составление кластеров, работа с
карточкой и т.д.
Зачастую самостоятельная работа на уроке, до внедрения обновленного
содержания образования, носила фронтальный характер. Не секрет,восприятие учебного материала у каждого ребенка происходит
индивидуально, с различной быстротой и в соответствии психологическими
особенностями, что самостоятельная работа ученика находится в
зависимости от его познавательных умений и навыков, поэтому следует
составлять задания для ученика в целях развития индивидуальных
способностей, с учетом роста возможностей. Процесс мышления учащегося
при усвоении знаний, также зависит от того насколько он владеет
рациональными приемами умственной деятельности.
Ну, а если смотреть с позиции конечного результата, то качество
выполненной работы учащегося, полностью зависит от характера руководства
учителем. Н.К. Крупская, придавала большое значение самостоятельному
овладению знаниями и предлагала учителям подробно инструктировать
учеников перед выполнением самостоятельной работы. «…Необходим, самый
тщательный инструктаж ребят, как им выполнять задания. Задавать не просто
«отселева доселева», а учить, как наилучшим образом, в наиболее краткий
срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что
обратить особое внимание. …Нужно, чтобы ученику была понятна цель
задания и эта цель воодушевляла его. Тогда он может с увлечением проделать
очень много неинтересной, но нужной работы.
… Как сделать самое обычное задание интересным – это зависит от
искусства учителя. Как правило, самое интересное – это то задание, которое
максимально развивает самодеятельность ребенка, будит его мысль».1
1.На стадии вызова, в начале урока, на основе прочитанного мною,
эпиграфа урока или отрывка из литературного произведения, ученики
выводят тему урока. Например: 8 класс , история Казахстана «Пришли
ойраты в милый край» тема «Казахско – джунгарские войны» и составляют
задачи и цели урока. Таким образом, учащиеся столкнувшись с проблемным
заданием, опираются на имеющиеся у них знания. Одновременно идет
интеграция предметов – история Казахстана и казахская литература. Такая
работа занимает немного времени, что позволяет оптимизировать учебную
деятельность на уроке.
2. Так как материал параграфа в учебнике излагается достаточно
полно и если он не вызывает затруднений для восприятия и осмысления
учащимися, то можно ограничиться изложением введения к теме, провести
инструктаж по отобранным видам деятельности (работа с учебником,
историческим документом или другим письменным источником, анализ
1 Крупская Н.К. Пед. Сочинения в 10-ти томах, с. 511,514,515видеоролика, фрагмента кинофильма, просмотр презентации и др.). Задания
должны содержать конкретные действия: назвать или записать, составить план
или опорный конспект, рассказать, на что обратить внимание при изучении
материала. В таких случаях можно применить стратегии «Инсерт», «Плюс –
минус интересно», кластер, Концептуальная таблица и т.п. Стратегии
развития критического мышления развивают у учащихся рациональные
способы умственного труда.
При составлении календарнотематического планирования ,
учителю необходимо предварительно нужно познакомиться с требованиями
программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную
литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов,
темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее
продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить
пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.
Современные требования к учителю – формирование функциональной
грамотности учащихся.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
1.Предусматривать ее место в структуре урока.
2.Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности
своих учеников, а также сложности изучаемого материала.
3.Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении
самостоятельной работы.
4.Определить форму заданий.
5.Установить оптимальную длительность работы.
6.Подбирать соответствующий дидактический материал.
7.Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ
учеников.
Требования к организации самостоятельной работы на уроке
1.Ставим конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить
от одного уровня сложности к другому.
3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача развитие познавательных
способностей, инициативы и творчества ученика.Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:
1.По методу самостоятельной работы учащихся:
наблюдение;
упражнение;
работа с текстом учебника.
2.По звеньям учебного процесса:
задания на восприятие с целью изучения нового материала;
задания на применение знаний и формирование умений;
задания на закрепление и повторение учебного материала;
задания на обобщение учебного материала.
3.По характеру познавательной деятельности:
воспроизводящий по образцу;
реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной
активности школьников;
эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в
нестандартные ситуации;
творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания.
Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.
4.По характеру руководства:
подробные инструкции;
краткие инструкции.
5.По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:
индивидуальные;
фронтальные;
групповые;
парные.
Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня
сформированности учебной деятельности и возможностей каждого
ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе,и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны
быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны
содержать задания разной трудности.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
1.Работа с книгой ( рисунок, график, поиск ответа на вопрос,
конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким
параграфам, работа с первоисточниками).
2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные
упражнения).
3.Решение задач и выполнение практических работ.
4.Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты,
изложения, контрольные работы).
5.Доклады и рефераты.
6.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и
экскурсиях.
7.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8.Техническое моделирование и конструирование.
3.На своих уроках, развивая критическое мышление ученика, с помощью
стратегии развития критического мышления учащихся, Таксономии Блума,
реализуя приемы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, стараюсь придать
творческий характер для самостоятельной работы. Опыт показал, что
учащиеся лучше понимают и усваивают учебный материал при объяснении
напарника или работы группы, например, прочитав учебный материал и
выполнив индивидуальные задания, группа А делегирует одного
представителя в группу Б, с составленным постером или презентацией.
Делегат или делегаты выступают с защитой. Группа Б выслушав делегатов,
предлагает дополнения или рекомендации. Делегаты вернувшись в свою
группу, озвучивают мнение группы Б для остальных учащихся группы, на
основе услышанного принимается единый вывод. Группа оценивает мнение и
вклад каждого, кто работал сегодня на уроке в составе группы.
3. Для организации самостоятельной работы на уроке истории, мною собран
материал и оформлена папка «Памятки». Материал содержит алгоритмы
работы с определенным видом деятельности. Например:Логическая система характеристики крестьянской войны
1.
Причины и характер крестьянской войны / восстания/:
социально экономические противоречия;
положение различных классов и классовых групп и их потребности;
рост активности различных классов и классовых групп; их требования и
программные цели.
2. Движущие силы и ход крестьянской войны:
важные события в ходе крестьянской войны, роль в них различных
классовых сил;
взаимоотношения между различными классовыми силами в ходе войны.
3. Причины поражения крестьянской войны:
ограниченность целей / программы/ и действия участников крестьянской
войны/ восстания/:, обусловленная их социально экономическим
положением;
неравенство в соотношении сил, материально техническом оснащенности и
военной организации сторон.
4. Значение крестьянской войны / восстания/:
воздействие войны на различные классы и классовые группы;
последствия войны для социально экономического и политического
развития страны;
Разбор 4:
А) восстание как следствие гнета / описание положения крестьян и
ремесленников/;
Б) Разнородность социального состава восставших;
В) Общность положения ремесленников и крестьян, поскольку речь идет о
« Бедняках» и одновременно их отличии от положения рабов.
Каждый этап деятельности на уроке регламентируется по времени. После
выполнения работы, спикер выступает перед классом, с защитой.
4. Итог урока подводится рефлексией и разными видами формативного
оценивания. Например: «Лист оценивания», «Лесенка успеха», «Маршрутный
лист», «Экран успеваемости» и т.п.Правильная организация самостоятельной работы на уроках служит
эффективным средством формирования личности школьников, прививает
дисциплину, формирует веру в себя и повышает самооценку