Материал предназначен для проведения лекций и практических семинаров для молодых педагогов и студентов. А также можно применять в практической деятельности на уроках в условиях ФГОС. Материал содержит теоретическое содержание и применен из источников методической литературы для преподавания в школе по любым учебным предметам.
            
        
        
        
                    
                
                    Мамаева Светлана Сергеевна
учитель начальных классов 
МАОУ СОШ № 23 г. Екатеринбург
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: 
«СИСТЕМНОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО» 
Понятие системнодеятельностного подхода и его цели
Системнодеятельностный подход — это организация процесса обучения, в котором главное место 
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной 
деятельности школьника.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их 
сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими 
учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала 
заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель 
должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения 
проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Главная цель системнодеятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у 
человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.
Системнодеятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через 
развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, 
использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети 
Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, 
ученик – ученик, ученик – группа).
В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не 
только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и 
жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.
Основные принципы системнодеятельностного подхода
Системнодеятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения 
определенных принципов:
∙ деятельности;
∙ системности;
∙ минимакса;
∙ психологического комфорта;
∙ вариативности;
∙ творчества.
Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для 
успешного обучения и развития.1.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а
добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и 
принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует 
активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, 
общеучебных умений.
2. Принцип системности означает, что у ребенка должно быть сформировано 
обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе  самом себе), о роли
и месте науки в системе наук.
3. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому 
обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и 
обеспечивает его усвоение на уровне социальнобезопасного минимума 
(государственного стандарта знаний).
4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие 
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке 
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики 
сотрудничества.
5. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного 
мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, 
формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору 
оптимального варианта.
6. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое 
начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта 
творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить 
решение нестандартных задач.
                
                
                                                                        
                                 
                            
                                                    
                                