Доклад по теме:"Самостоятельная работа на уроках биологии"
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
биология
7 кл
09.11.2019
Данный доклад представлен из опыта работы учителя биологии на выступление на шмо. В нем представлены именно те способы работы на уроке, которые использует учитель, в том числе как классный руководитель. В работе четко распределено все по группам, для нагляного восприятия
док биол.docx
МКОУ « Белиджинская гимназия №1»
Тема:
«Самостоятельная работа
на уроках биологии»
Из опыта работы учителя предметника
Керемовой Гюльзары якубовны. «Самостоятельная работа на уроках биологии»
Введение
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей совершенствования
эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной
работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик
приобретает знания только в процессе личной самостоятельной деятельности. Как же
эффективнее учить школьников? Задача учителя – не дать знания в готовом виде, а научить
их самостоятельно добывать эти знания. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я, может
быть, запомню, вовлеки меня, и я пойму» (Конфуций, 450 г. до н.э.). Именно учитель
создает условия для самостоятельной работы, обучает учащихся методам и приемам
творческой работы. В результате деятельности самого ребенка происходит овладение им
знаниями, умениями и навыками.
Функции самостоятельной работы
1. Самостоятельное овладение знаниями и умениями, их углубление, закрепление и
повторение.
2. Отработка практических умений и навыков, доведение их до уровня автоматизма,
придание им творческого характера.
3. Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и продолжению
образования.
4. Воспитание у учащихся самостоятельности, познавательной активности,
ответственности, активной жизненной позиции.
5. Развитие мыслительных умений и навыков.
Изучение биологии возможно при использовании активных форм и методов обучения,
где различные виды самостоятельных работ занимают важное место. Прочно и
надолго усваивается то, что добыто собственным трудом. Данный вид работы
сначала вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать
дополнительную литературу, думать, искать, выдвигать гипотезы, то есть в конечном
итоге добывать знания. Учебный материал должен быть доступным для
самостоятельного изучения его учащимися. Самостоятельная работа – это любая
организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной
дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их
осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и
систематизация знаний (Кропотова, 2001). Виды самостоятельной работы
работа с книгой: анализ рисунка, графика, поиск ответа на вопрос, конспектирование,
пересказ, составление плана ответа;
тренировочные упражнения;
решение задач;
* лабораторные и практические работы;
проверочные работы;
доклады, рефераты;
индивидуальные и групповые задания при проведении экскурсий;
домашние лабораторные работы;
наблюдения;
создание презентаций;
выполнение летних заданий;
групповое «написание» книги и др.;
Из опыта использования некоторых видов самостоятельных работ на уроках
биологии
1. «Написание книги»
Этот вид групповой самостоятельной работы мне показался интересным.
Учащиеся заранее получают примерное название будущей книги и её глав, ищут
дополнительный материал, оформляют на листах формата А4 в одинаковом
стиле, делают рисунки или подбирают иллюстрации, а потом защищают публично
свои страницы, все материалы объединяются в одну книгу. Например, книга на
тему «Человек»:
глава 1 «Кто ты, человек?» (стихи, размышления);
глава 2 Гипотезы о происхождении человека;
глава 3 Ископаемые предки человека;
глава 4 Социальные и биологические факторы антропогенеза;
глава 5 Раса, нация и народность;
глава 6 Расизм, социальный дарвинизм. Национальная политика на современном
этапе;
глава 7 Будущее человека (эволюционирует ли современный человек, каким он
будет в будущем?).
2. Выполнение летних заданий, оформление отчета по ним
В конце учебного года ученики получают как традиционные летние задания,
предложенные авторами учебников, так и выходящие за рамки этого списка. В
сентябре на первых уроках они проводят презентации своих работ. Интересными оказались работы, связанные с озеленением города, например,
«Виды растений,
используемых в ландшафтном дизайне города»,
подкрепленных красивыми фотографиями видов. Ученики узнают и
запоминают названия растений, выращиваемых в парках, скверах, клумбах.
3. Организация и проведение лабораторных работ
Данный вид самостоятельной работы предусматривает широкое использование
натуральных объектов – живых растений, гербарного или фиксированного
материала, микропрепаратов и лабораторного оборудования. В рамках
национального проекта «Образование» в наш кабинет поступило все необходимое
оборудование для лабораторных работ и комплекты микропрепаратов. Поэтому
проведение этого вида работ стало намного легче. Инструкции для проведения
работ есть в каждом учебнике. Кроме выполнения традиционных лабораторных
работ сейчас мы можем работать по – новому, т.к. кабинет располагает цифровой
лабораторией «Архимед» и микроскопом Digital Blue QX5, применение
последнего позволяет просматривать изображения объектов исследования с
увеличением 10/60/200 и выводить с экрана монитора через мультимедийный
проектор на большой экран для всего класса. Использование лаборатории
«Архимед» расширило рамки лабораторных работ, это новое поколение
оборудования. Работа с цифровой лабораторией вызывает интерес у учащихся,
формирует навыки исследовательской работы. Также широкое использование она
имеет во внеклассной работе. Используя руководство пользователя, были
разработаны инструктивные карты, с использованием которых проводятся
различные лабораторные работы и демонстрационные эксперименты:
выделительная и терморегуляторная функции кожи;
измерение объема легких;
нарушение кровообращения при перетяжке;
измерение кислотности (водородного показателя рН) различных напитков;
испарение воды растениями разных экологических групп и др.
Виды дидактического материала для проведения самостоятельных работ
1. Тесты
2. Разные виды карточек (карточки – задания, карточки – помощники, разноуровневые
карточки)
Тексты биологических диктантов с пропущенными словами, терминами
3. 4. Листы индивидуальной работы
5. «Немые» рисунки
6. Незаконченные схемы.
Этапы урока на которых используется метод самостоятельной работы
1. Проверка домашнего задания
2. Подготовка к усвоению новых знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление
Использование разных видов самостоятельной деятельности учащихся повышает
качество их знаний, умений и навыков, а также эффективность учебно –
воспитательного процесса.
Доклад по теме:"Самостоятельная работа на уроках биологии"
Доклад по теме:"Самостоятельная работа на уроках биологии"
Доклад по теме:"Самостоятельная работа на уроках биологии"
Доклад по теме:"Самостоятельная работа на уроках биологии"
Доклад по теме:"Самостоятельная работа на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.