Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Оценка 4.8
Лекции +1
doc
технология
Взрослым
26.08.2017
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: при реализации программы новых стандартов обучения, к которой мы пришли, каждый учащийся не только может, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности.
Доклад проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся.doc
Проблемное обучение как технология
формирования познавательной активности
учащихся.
Мышление начинается с проблемной ситуации. С.Л.
Рубинштейн.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время -
явление не только закономерное, но и необходимое. И это
понятно: при реализации программы новых стандартов
обучения, к которой мы пришли, каждый учащийся не только
может, но и должен работать так, чтобы использовать все
возможности собственной личности. Одной из проблем,
волнующей всех, является вопрос, как развить у ребенка
устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в
самостоятельном поиске. Ребенку должна нравиться его
деятельность, и она должна быть ему доступна. Если
ученики на каждом уроке имеют возможность решать
посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в
их деятельность интерес. Эти задачи должны носить
проблемный характер. Решение той или иной проблемной
ситуации на уроке способствует активизации
познавательной деятельности учащихся.
Актуальность технологии проблемного обучения
заключается еще и в том, что сегодня нужны люди,
способные решать проблемы, находить неординарные,
творческие решения возникающих противоречий. А
следовательно, необходимо уже в школьные годы научить
учащихся самостоятельной работе при решении проблемных
ситуаций. Такие уроки способствуют также развитию устной
речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают
интерес к предмету.
Задачи проблемного обучения: - учить мыслить логично,
научно, творчески; - сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать
не просто знания, а знания-убеждения; - содействовать
формированию прочных знаний; - воздействовать на
эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства,
как уверенность в своих силах, удовлетворение от
напряженной умственной деятельности; - формировать
элементарные навыки поисковой и исследовательской
деятельности; - формировать и развивать положительное
отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и
к учению вообще.
Курс технологии в школе вмещает в себя очень большой
объем знаний из технологических процессов, моделирования,
конструирования и т.п. Все это не только необходимо дать
детям в теоретическом виде, но и отработать практические
умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом
виде: познакомить с правилами, привести примеры, но можно
пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать
свои силы в умении увидеть закономерность. Для этого,
необходимо научить детей понимать, с какой целью они
выполняют то или иное задание и каких результатов могут
добиться.
Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику
почувствовать свою значимость. Учителю необходимо
научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы,
обобщать и применять знания это способствует подведению
учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не
получать их в готовом виде.
Что такое проблемная ситуация? Это ситуация, в которой
есть выбор из двух или более возможностей.
Проблемная ситуация возникает в том случае, если -для осмысления чего-либо у учащихся не хватает
имеющихся знаний или известных им способов действия,
-если есть необходимость использовать ранее усвоенные
знания в новых практических условиях,
- и если обнаруживается несоответствие между житейскими
и научными знаниями.
Проблемная ситуация обеспечивает постоянную активность
учащихся, выражается в поиске несоответствий, в
собственной постановке новых вопросов и проблем. Наша
задача заключается в том, чтобы содержание
теоретических и практических занятий не навязывало бы
ученику чужие решения и ответы, а заставляло его
размышлять и находить самому ответы на поставленные
вопросы.
Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке,
ученики не отправляются в «самостоятельное плавание».
Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность. Научить
всех всему быстро нереально, необходима длительная и
кропотливая работа с учетом индивидуальных особенностей
детей и оказания им дифференцированной помощи в
преодолении трудностей.
При постановке задачи перед учениками учитель
спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и
смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно.
Даже если ученики однозначно отказываются от принятия
самостоятельных решений, учитель должен постараться
путем логических вопросов подвести учащихся к выводу, не
давая готовых знаний сразу.
В основе проблемного обучения стоит постановка учителем
или самими учащимися проблемы, которая может носить как
практический, так и теоретический характер. При решении проблемных задач на уроках технологии ученик
должен обязательно интегрировать те знания, которые
получены им в различных предметах. Для того чтобы
проблемные ситуации носили развивающий характер, они
должны отвечать определенным требованиям:
1. На занятиях по технологии проблемы должны иметь
практическую направленность, то есть в качестве сюжета
должны выступать реальные объекты.
2. Условия поставленной задачи должны соответствовать
реальным жизненным ситуациям, которые происходили или
могут произойти на практике, результаты решения задачи
должны соответствовать параметрам действующих
процессов или объектов.
Решение поставленной проблемы осуществляется
учащимися индивидуально или (чаще) в группах. При этом
урок строится по алгоритмам поискового обучения.
Алгоритм решения таких проблемных ситуаций как правило
следующий:
1.Ученик должен внимательно познакомиться с проблемой и
охарактеризовать ее.
2.Ему необходимо выяснить, какие данные имеются и какие
можно взять дополнительно, исходя из поставленной
проблемы.
3.Если необходимо далее подготовить технический рисунок,
эскиз или чертеж.
4.Далее учащиеся выдвигают несколько гипотез или путей
решения задачи и оценить вероятность получения
результата по каждой из них.
5.Выбрав путь, учащиеся подбирают дополнительный
материал, используя при этом учебники, справочную
литературу и т.д.
6.Далее при необходимости выполняются расчеты. 7.Затем выполняется практическое задание.
8. В заключении учащиеся должны оценить реалистичность и
практическую значимость результатов.
Проблемное обучение может использоваться как элемент
урока, а может на его основе быть организовано изучение
целой темы или даже учебного предмета.
Так например, новый учебник по технологии для 5 класса
весь построен на проблемных ситуациях и ученик по ним
должен выполнить 4 творческих проекта за год.
Первая проблемная ситуация.
Но проблемное обучение может быть использовано и как
элемент урока.
Изложение учебного материала методом проблемного
рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что
преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает,
обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление
обучающихся, делая его более активным и творческим.
Методические приёмы в этом случае для создания
проблемных ситуаций следующие: - подвести школьников к
противоречию и предложить им самим найти способ его
решения; - «столкнуть противоречия» в практической
деятельности; - изложить различные точки зрения на один и
тот же вопрос; - предложить классу рассмотреть проблему с
различных позиций; - побуждать школьников делать
сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять
факты; - ставить конкретные вопросы, направленные на
обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения; - предложить проблемные теоретические и
практические задания. - поставить проблемные задачи
(например, с недостаточными, избыточными или заведомо
ошибочными данными, с неопределённостью в постановке
вопроса, с ограниченным временем решения).
Эффективная проблема должна вызывать интерес у
учеников, мотивировать их на более глубокое понимание
понятий, которые были представлены. Она должна
соотносить предмет с реальной жизнью, так чтобы ученики
были заинтересованы в решении проблемы. - Хорошая
проблема требует от учеников принятия решений или
суждений, основанных на фактах, информации, логике или
взаимосвязи. Обучающиеся должны обосновать все решения
и привести все причины с точки зрения изучаемого ими
материала или более широких знаний. Проблема должна
стимулировать учеников на выявление необходимых
обобщений, важной информации, шагов и процедур,
необходимых для ее решения. - Хорошая проблема – та, для
решения которой обязательно сотрудничество всех членов
В данном случае этапы разрешения проблемных ситуаций
следующие.
Во-первых, формулировка гипотез (эти гипотезы учитель
должен предвидеть, подсказать, чтобы сориентироваться на
дальнейший ход урока). Среди всех гипотез одна должна
быть обязательно правильная.
Во-вторых, решение проблемной ситуации (через беседу,
побуждая ребенка активизировать ранее полученные знания,
через работу с технической литературой, с учебником, через
передачу новых сведений учителем, через практические
действия ребенка и т.д.).
В-третьих, проверка решения проблемной ситуации - через
новые знания выполнить первоначальное задание. Оценка
работы учащихся в проблемном обучении - Оценка работы проводится в микрогруппах, может быть индивидуальной
или группы в целом
Этапы работы по разработке уроков
1 этап. Подготовительный. Анализ содержания программы,
отбор темы, на которых использование технологии
проблемного обучения даст положительный эффект
(машиноведение, материаловедение, кулинария, элементы
домашней экономики и т.д.).
2 этап. Разработка проблемной ситуации. Этот этап самый
сложный, так как готовых проблемных ситуаций для уроков
технологии в литературных источниках нет.
3 этап. Целеполагание. Четко прописываются все
дидактические цели.
4. Формы работы, обучения. Исходя из целей урока,
определяются формы работы с классом (индивидуальная,
парная, групповая и т.д.) и формы обучения (беседа,
лабораторная работа, практический показ и т.д.).
Мой опыт в реализации технологии. Урок в 5 классе Раздел
«Кулинария», тема «Физиология питания.
1. В середине урока проблемная ситуация: столкновение
мнений ученых (подойдя к вопросу о режиме питания). Одна
часть ученых говорит: "Кушать необходимо тогда, когда
хочется", другая: "Кушать необходимо строго по режиму".
Задать обучающимся вопрос: "Кто прав? А может у вас свое
мнение на этот счет?" Обучающиеся выдвигают различные
гипотезы. Через беседу они должны прийти к выводу:
каждый человек делает свой выбор о времени и
необходимости принятия пищи, но должен помнить важное -
чрезмерно частое потребление калорийной пищи, также как
и чрезмерный перерыв в приеме пищи, может привести к
заболеваниям.
2) В начале урока выдвигается проблемная ситуация:
столкновение с фактами, для объяснения которых у
обучающихся недостаточно опыта. Обучающимся на предыдущем уроке дано домашнее задание: «Составьте
меню вашей семьи на день». Вопрос учителя: "У вас сегодня
нашлись силы прийти в школу, значит, вы вчера не голодали,
ели. А правильно ли вы питались?" Затруднения, вызванные
вопросом, разрешаются изучением новой темы о составе
пищи и анализом состава пищи меню своей семьи.
Обучающиеся должны прийти к выводу: если в меню семьи
было достаточно белков, жиров, углеводов, витаминов и т.д.,
то семья и я питался правильно. Если в семье, например,
преимущественно использовали пищу, насыщенную
углеводами (конфеты, булочки), то это увлечение может
привести к нарушению обмена веществ, к полноте...
3.Раздел «Конструирование и моделирование плечевых
изделий», тема «Силуэт и стиль в одежде. Требования,
предъявляемые к одежде», 7 класс В начале урока создаём
проблемную ситуацию: столкновение мнений. Две группы
разделились во мнении, одна группа согласна с
высказыванием художника-модельера: «Мода проходит,
стиль остаётся», другая группа не согласна. В ходе урока
разрешаются вопросы: - Следуем ли мы законам моды? –
Существуют ли законы для самой моды? Учащиеся на уроке в
ходе беседы (наводящих вопросов) сами дают
характеристику понятия «силуэт», определяют виды
силуэтов. Также дают характеристики для стилей в одежде,
закрепляют знания, определяя виды стилей. Учащиеся сами
находят соответствия требованиям, предъявляемым к
одежде, в ходе урока высказываются о своих предпочтениях
в одежде, а так же о важности соответствия одежды её
назначению. В конце урока все были согласны с
высказыванием модельера, цитата которого прозвучала в
начале урока.
4. Тема «Моделирование горловины ночной сорочки», 7 класс
В начале урока создаётся проблемная ситуация:
столкновение с фактом (демонстрация), для объяснения
которого у обучающихся недостаточно опыта. Учитель
утверждает, что если мы раскроим и сошьем сорочку по данной выкройке (основе), то мы не сможем надеть ее через
голову (демонстрация заранее отшитого образца на ком-
нибудь из обучающихся или на кукле, если образец отшит
именно на нее). -Что делать? Обучающиеся предлагают
выполнить застежку на пуговицы, на тесьму "молния", заново
построить выкройку, вырез сделать глубже ножницами,
вырез сделать глубже и шире на выкройке и т.д. Последнее
высказывание - сигнал для изучения новой темы. Проверяем
гипотезы, отвергаем неверные; объясняем, почему.
5.Например, ставить перед учащимися проблемную задачу.
Почему платье определённого фасона нельзя изготавливать
из любой ткани? Или при изучении зрительных иллюзий в
одежде поставить задачу подобрать фасон юбки, платья,
брюк для нестандартной фигуры с целью скрыть недостатки
и подчеркнуть достоинства. Каждый из нас обладает
определёнными пропорциями в фигуре. Уметь правильно
подобрать одежду для того или иного типа фигуры очень
важно. На таких занятиях всегда будет интереснее. Решать
подобные проблемы ведь приходиться всем в повседневной
жизни. При раскладке и раскрое изделий перед учащимися
также можно поставить много проблемных ситуаций.
Например, что может произойти, если платье раскроить не
по долевой, а по поперечной или косой нити и почему
некоторые модели кроят именно по косому направлению
нитей?
6. Раздел «Домашняя экономика», тема «Свойства товаров»,
8 класс Проблемные ситуации: сравнение, сопоставление,
противопоставление противоречивых мнений самих учащихся. В начале урока учитель, не называя тему,
обращается к девочке, у которой скоро день рождения: «Аня!
У тебя скоро день рождения (все удивлены моей
осведомленностью и нестандартностью ситуации - урок
начался, учитель говорит об отвлеченном). К тебе
собираются твои подруги. Они хотят купить тебе подарок, но
так при этом спорят и ссорятся, что мне пришлось
вмешаться. Одна предлагает тебе купить дорогие духи,
которые ей очень нравятся, другая - книгу, которую потом
хочет взять у тебя почитать, третья - торт, который всегда
есть в магазине и не надо утомляться в поисках подарка.
Извини, что я раскрываю секрет, но как-то надо помирить
девочек, что тебе из этого подарить?" На что Аня отвечает (с
девочкой можно заранее договориться об этой фразе): "Мне
этого ничего не надо». Учитель обращается к классу с
вопросом, почему Аня отказалась от всего? Учащиеся поняли,
что это игровая ситуация, выдвигают гипотезы, одна из
которых обязательно выйдет на то, что покупая подарки
(товары), необходимо учитывать их свойства (это и есть тема
урока). В данном случае, Ане не нужны духи, причем
дорогие, так как этот запах ей знаком и никогда ей не
нравился и ответный дорогой подарок будет ей не по
карману, книга у нее уже есть, а торт не ест из-за диеты.
Девочки же предлагали купить подарок, исходя из
собственных вкусов и интересов, а не из интересов
именинницы. Свойства товара вообще не брали во внимание.
7.Раздел «Профессиональное самоопределение», тема «Роль
психических процессов в профессиональной деятельности»,
10 класс Проблемная ситуация: типичные ошибки
обучающихся. В начале урока предлагается из четырех
вариантов ярких профессий выбрать понравившуюся и
разделиться, таким образом, на 4 группы (банкир, дипломат,
писатель, режиссер). Предлагается каждому объяснить,
почему он выбрал эту профессию. Дети будут указывать
различные причины, но (возможно) никто так и не выскажет
мысль о том, что "эта профессия соответствует моему
характеру, моей жизненной энергии". Тогда учитель, зная психические и психологические особенности детей, выделяет
яркого представителя, например, холерика, который
записался в "дипломаты" и задает ему вопрос: "Каковы будут
твои действия, если та сторона, с которой ты
договариваешься, никак не принимает твои условия?".
Чистый холерик сразу отреагирует: объявлю войну, брошусь
в драку и т.п. Это поведение для него характерно. Вопрос
всему классу: хорош ли у нас дипломат, который не имеет
никакого терпения и лезет в драку? Далее новая тема о
типах темперамента (анкетирование, обработка
результатов...). Вывод: люди холеричного типа не должны
выбирать профессию дипломата, им лучше быть режиссером,
т.к.... 3.
Заключение В процессе проблемного обучения формируются
и развиваются знания, способности и умения учащихся: -
Способности идентифицировать важные проблемы; более
широкое понимание сущности проблемы и соотношение ее с
различными областями знания. - Процесс аргументации,
включая умения объединения проблем (синтеза),
выдвижение гипотез, критической оценки имеющейся
информации, анализа данных, принятия решений. -
Общеучебные умения, необходимые для становления
обучающегося как самостоятельного субъекта обучения;
ответственность за процесс и результат работы. - Умения по
поиску знаний, необходимые для определения и решения
проблем. - Умения, необходимые для взаимодействия в
малых группах, в том числе умение оценить собственный
прогресс, прогресс других членов группы и группы в целом.
Проблемное обучение способствует активизации учащихся, формирует личности, способные мыслить, находить решения
в различных проблемных ситуациях, систематизировать и
накапливать знания, анализировать и проводить коррекцию.
Постоянная постановка перед обучающимися проблемных
ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед
проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем
дело с творческой личностью, способной к поиску. Тем
самым, войдя в жизнь, обучающийся будет более защищён от
стрессов.
Активизация познавательной деятельности учащихся на
уроках технологии способствует их умственному развитию и
формированию творческого мышления. Использование
отдельных проблемных ситуаций в обучении может в
некоторой степени активизировать процесс усвоения
материала. Важно чтобы в процессе трудового обучения
учащиеся не просто выполняли трудовые задания по готовым
образцам, а стремились вносить в них свои, даже самые
маленькие изменения. Просто необходимо, чтобы ученик
брал под сомнение способ изготовления конструкции
изделия. При таком подходе неизбежно начинается
мыслительная деятельность.
Элементы проблемного обучения можно применять на
каждом занятии и на всех его этапах, если учитель искренне
желает перевести учащихся с позиций пассивного
восприятия знаний на позиции активного их получения. Мы
подчеркнем два очень важных аспекта. Во-первых, от
учителя, и только от него, зависит переход к проблемности
как системе познания. Никто не сможет заставить
преодолеть инерцию, убеждение, что на занятиях по
технологии широкое применение проблемного обучения
невозможно. Необходимо постоянное, а не эпизодическое использование
элементов проблемного обучения. И здесь следует понимать,
что проблемным обучение называют не потому, что весь
материал учащиеся усваивают путем самостоятельного
решения проблем. Нет — имеет место и объяснение учителя,
и решение задач, и выполнение учащимися упражнений.
И закончить свои размышления мне бы хотелось словами:-
«Умение выбрать надлежащий прием для своего случая, —
говорил своим ученикам К. А. Тимирязев, — всегда остается
делом личной находчивости, личного искусства, Это-то и
составляет область того, что должно разуметь под практикой
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Доклад "Проблемное обучение как технология формирования познавательной активности учащихся".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.