Доклад. Работа над формированием лексико-грамматического строя речи

  • Игры
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Перед началом работы над формированием лексико-грамматического строя речи мы ставим перед собой цели: • развитие у детей внимания к морфологическому сос¬таву слов и изменения слов и сочетаний их в предложении; • воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи; • развитие словаря детей преимущественно путём прив¬лечения внимания к способам словообразования, к эмоционально - оценочному значении слов.
Иконка файла материала доклад.doc
Работа над формированием лексико­грамматического строя речи  Перед началом работы над формированием лексико­грамматического строя речи мы ставим перед собой цели:  развитие у детей внимания к морфологическому   составу слов и изменения   слов и сочетаний их в предложении;  воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные  разные   конструкции распространенные   и   сложные   предложения,   употреблять предложений в связной речи;  развитие   словаря   детей   преимущественно   путём   привлечения   внимания   к   способам словообразования, к эмоционально ­ оценочному значении слов.         Задачи коррекционного обучения по данному разделу заключаются  в следующем:  расширять   словарь   детей,   привлекая   их   внимание  к  оттенкам   значения   слов   и некоторым способам словообразования;   активизировать имеющийся у детей словарь;  устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом;   закреплять правильное употребление грамматических категорий.           Раздел лексики мы не будем рассматривать, так как этот раздел взят из пособия «Удивительный   мир   речи»,   который     был   утверждён   на   методическом объединении. Рассмотрим грамматические категории.       К   этому   разделу   относится   изменение   грамматических   форм   слова (формообразование)   и   работа   над   предложением   и   словосочетанием.   Привлечь внимание   детей   к   изменению   некоторых   грамматических   форм   слов  можно   очень рано,  несмотря на весьма ограниченный правильно произносимый фонд в это время.           В подготовительной группе закрепляется большой объём  материала, начатый в старшей группе, постепенно усложняя его.  Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования  Практическое употребление:  Словарная работа.   образование слов способом присоединения приставки (наливает – выливает – поливает);   способом присоединения суффиксов  Я прочитаю вам стихи, а вы догадайтесь, каким словом (от слова дом) надо закончить каждую строчку.                                                                                      Гном и дом. Жил да был весёлый гном, он в лесу построил (дом). Рядом жил поменьше гномик, под кустом он сделал (домик). Самый маленький гномишко под грибом сложил (домишко). Старый, мудрый гном – гномище выстроил большой (домище).Был он стар и был он сед и большой был (домосед). А за печкой, за трубой жил у гнома (домовой). Очень строгий, деловитый, аккуратный (домовитый). Мох, калину, зверобой – всё из леса нёс (домой). Есть любил он суп вчерашний, пил он только квас (домашний). Вечером привык встречаться гном с любимым (домочадцем). Каждый день соседи­гномы навещали деда (дома). Всех встречал радушный гном, все любили этот (дом).  образование слов с ласкательными и увеличительными оттенками.  Давайте   поиграем.   Вы   не   только   назовёте,   но   и   покажите   размеры   предметов: большой предмет  ­ стоя, руки вниз; предмет маленький – слегка присев, руки вперёд; огромный подняться, руки кверху.  Сапоги – сапожки – сапожищи. Глаза – глазки – глазищи. Хвост – хвостик – хвостище. Рука – ручка – ручища. Кресло – креслице – креслище. Кот – котик – котище. Слон – слоник – слонище. Дом – домик – домище  глаголов   с   оттенками   значений   (выползать,   переползать,   подшивать,   дописывать, подписывать, переписывать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);  образование сложных слов путём словосложения  Составим слова, Пар – ход  (пароход), снег – ход (снегоход), луна – ход (луноход), само – свал (самосвал), само – лёт (самолёт), само – кат (самокат), водо – воз (водовоз),бензо – воз   (бензовоз),   молоко   –   воз   (молоковоз),   лес   –   воз   (лесовоз),  (хлебороб,   кофемолка, дровосек,   пчеловод   пылесос,   сенокос,   снегопад,   снегоход,   вездеход,   пароход);  Как   они образованы?  (при помощи двух слов). Молодцы!    употребление   слов   с   эмоционально­оттеночным   значением   (хитрая   лиса,   масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки);  объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья;   многозначность слов  Остановимся   на   многозначности   слов.   Составьте   словосочетания   со   словами:  (снег идет,  человек  идет, поезд  идет, часы  идут;  черный  костюм,  черные  мысли;  потерять ключ,  потерять  покой;  ключ  дверной,  ключ  родник (бьёт из­под земли);  рысь  животное, рысь  – один из видов бега лошади);   Объясните, как вы понимаете смысл этих слов. ВЫВОД: одно слово имеет несколько значений.  согласование  в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус   (кисло­сладкое   яблоко,   удлиненное   платье,   серо­голубое   небо,   треугольная крыша);  Образование   сравнительной   степени   прилагательных   (шире,   уже,   грязнее,   светлее, чище);  усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится; ветер бушует; воет; лес уснул);  образование родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок);  подбор   однородных   определений   (зима   снежная,   холодная,   суровая;   весна   ранняя, теплая, дождливая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежинки летят, кружатся, вьются; дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше; дополнений (красят — крышу, стену, забор, потолок, двери);   Слова – антонимы;Дети легко придумывают противоположные слова к прилагательным. В  подготовительной группе мы учим их подбирать противоположные слова к  существительным, глаголам. Это вызывает у детей затруднение.  Поиграем:  я буду называть слово, а вы назовёте противоположное (антоним) к этому  слову.   Правда – ложь, друг – враг, свет – тьма; радость – горе; светло – темно;   начало  ­ конец;  подниматься ­ спускаться, надевать – снимать, одевать – раздевать,  плакать – смеяться, идти – стоять, въезжать – съезжать, работать – отдыхать,  подъезжать – отъезжать.  Молодцы!  образование прилагательных типа: одно­, двухэтажный, многоэтажный;  введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый);   Образование   существительных   от   глаголов:   учить   (учитель,   ученик),   воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель);  Слова – синонимы. Использование синонимов – важнейшее условие обогащения речи, её разнообразия и выразительности.  Затруднения   у   детей   вызывает   подбор   слов   –   синонимов   (слов близких по значению).  Назовите слова близкие по значению к слову… Старый, давний, старинный, ветхий, древний.  Беспорядок, путаница, хаос  Бояться, страшиться, робеть, пугаться Кричать ­ орать ­ вопить ­  реветь ­ горланить ­ голосить ­ верезжать. Храбрый ­ отважный ­ мужественный ­ смелый ­ удалой ­ бесстрашный. Великан ­ гигант ­ исполин ­ колосс ­ голиаф ­ верзила – детина ­ дылда. Думать ­ размышлять ­ раздумывать ­ мыслить ­ соображать ­мозговать. Жалеть ­ сочувствовать ­ соболезновать ­ сострадать. Известие ­ новость ­ сообщение ­ информация ­ весть ­ слух ­толки. Закрепление правильного употребления грамматических категорий. В   процессе   обучения  дети  овладевают   навыками   правильного  употребления   в  речи основных грамматических категорий.   способы образования существительных родительного падежа во множественном числе В подготовительной группе мы делаем акцент на существительных среднего рода. Поиграем, вы назовёте слово во множественном числе родительном падеже (окно ­ окон, стул ­ стульев, гусёнок ­ гусят, полотенце ­ полотенец, перо ­ перьев, яйцо ­ яиц, крыло ­ крыльев и т.п.);  образование глагольных форм с чередующимися звуками в настоящем и прошедшем времени (стричь ­ стрижет, складывает ­ сложил и т.п.);   прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалами (драповое пальто, тюлевая занавеска, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща); Формируются   и   закрепляются   навыки   практического   словоизменения   (по   родам, числам, падежам, временам).Воспитание направленности внимания к изменению грамматических  форм слов путем:   сравнение   и   сопоставления    существительных   единственного   и   множественного числа с окончаниями И, Ы, А (куски, кусты, стулья, письма);     привлечения внимания  к родовой принадлежности предмета  (мои … стакан, моя сумка);  подбор   однородных   прилагательных   к   существительному,   практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло);  Использование в речи предложений с однородными  членами, правильность их согласования.   Практическое   употребление   в   речи   глаголов   с   изменяющейся основой   (иду   —   пошел),   глаголов   в   форме   будущего   простого   и   сложного времени с частицей ­ся и без нее (буду кататься — покатаюсь; буду купаться — искупаюсь; буду учиться — поучусь);  использование предлогов из­за, из­под для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов;  самостоятельная   постановка   вопросов   (весна   какая?   дом   какой?   солнышко какое?);   практическое усвоение в речи предлогов над, между, из­за, из­под, выражающих пространственное расположение предметов;  прилагательных и числительных с существительными (5 белых медведей, много ловких обезьян). Составьте предложение с предлогами  из­за, из­под, над. Усвоенные детьми слова включаются в словосочетания, предложения, тексты.        Работа нал предложением проводится систематически, постоянно усложняясь, в течении всего времени обучения.  Дети учатся правильно строить простые распространенные  предложения:   наблюдать связь в словосочетаниях и предложениях;   распространять  предложения второстепенными и однородными членами;  правильно строить сложные предложения.