Перед началом работы над формированием лексико-грамматического строя речи мы ставим перед собой цели:
• развитие у детей внимания к морфологическому сос¬таву слов и изменения слов и сочетаний их в предложении;
• воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
• развитие словаря детей преимущественно путём прив¬лечения внимания к способам словообразования, к эмоционально - оценочному значении слов.
Работа над формированием лексикограмматического строя речи
Перед началом работы над формированием лексикограмматического строя речи мы
ставим перед собой цели:
развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменения слов и
сочетаний их в предложении;
воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные
разные конструкции
распространенные и сложные предложения, употреблять
предложений в связной речи;
развитие словаря детей преимущественно путём привлечения внимания к способам
словообразования, к эмоционально оценочному значении слов.
Задачи коррекционного обучения по данному разделу заключаются в следующем:
расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значения слов и
некоторым способам словообразования;
активизировать имеющийся у детей словарь;
устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом;
закреплять правильное употребление грамматических категорий.
Раздел лексики мы не будем рассматривать, так как этот раздел взят из пособия
«Удивительный мир речи», который
был утверждён на методическом
объединении.
Рассмотрим грамматические категории.
К этому разделу относится изменение грамматических форм слова
(формообразование) и работа над предложением и словосочетанием. Привлечь
внимание детей к изменению некоторых грамматических форм слов можно очень
рано, несмотря на весьма ограниченный правильно произносимый фонд в это время.
В подготовительной группе закрепляется большой объём материала, начатый в
старшей группе, постепенно усложняя его.
Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования
Практическое употребление:
Словарная работа.
образование слов способом присоединения приставки (наливает – выливает – поливает);
способом присоединения суффиксов
Я прочитаю вам стихи, а вы догадайтесь, каким словом (от слова дом) надо закончить
каждую строчку.
Гном и дом.
Жил да был весёлый гном, он в лесу построил (дом).
Рядом жил поменьше гномик, под кустом он сделал (домик).
Самый маленький гномишко под грибом сложил (домишко).
Старый, мудрый гном – гномище выстроил большой (домище).Был он стар и был он сед и большой был (домосед).
А за печкой, за трубой жил у гнома (домовой).
Очень строгий, деловитый, аккуратный (домовитый).
Мох, калину, зверобой – всё из леса нёс (домой).
Есть любил он суп вчерашний, пил он только квас (домашний).
Вечером привык встречаться гном с любимым (домочадцем).
Каждый день соседигномы навещали деда (дома).
Всех встречал радушный гном, все любили этот (дом).
образование слов с ласкательными и увеличительными оттенками.
Давайте поиграем. Вы не только назовёте, но и покажите размеры предметов:
большой предмет стоя, руки вниз; предмет маленький – слегка присев, руки вперёд;
огромный подняться, руки кверху. Сапоги – сапожки – сапожищи. Глаза – глазки –
глазищи. Хвост – хвостик – хвостище. Рука – ручка – ручища. Кресло – креслице –
креслище. Кот – котик – котище. Слон – слоник – слонище. Дом – домик – домище
глаголов с оттенками значений (выползать, переползать, подшивать, дописывать,
подписывать, переписывать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);
образование сложных слов путём словосложения
Составим слова, Пар – ход (пароход), снег – ход (снегоход), луна – ход (луноход), само –
свал (самосвал), само – лёт (самолёт), само – кат (самокат), водо – воз (водовоз),бензо –
воз (бензовоз), молоко – воз (молоковоз), лес – воз (лесовоз), (хлебороб, кофемолка,
дровосек, пчеловод пылесос, сенокос, снегопад, снегоход, вездеход, пароход); Как они
образованы? (при помощи двух слов). Молодцы!
употребление слов с эмоциональнооттеночным значением (хитрая лиса, масляная
головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки);
объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья;
многозначность слов
Остановимся на многозначности слов. Составьте словосочетания со словами: (снег
идет, человек идет, поезд идет, часы идут; черный костюм, черные мысли; потерять
ключ, потерять покой; ключ дверной, ключ родник (бьёт изпод земли); рысь животное,
рысь – один из видов бега лошади); Объясните, как вы понимаете смысл этих слов.
ВЫВОД: одно слово имеет несколько значений.
согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер,
вкус (кислосладкое яблоко, удлиненное платье, сероголубое небо, треугольная
крыша);
Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее,
чище);
усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится; ветер бушует;
воет; лес уснул);
образование родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок);
подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая; весна ранняя,
теплая, дождливая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежинки летят, кружатся,
вьются; дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше; дополнений (красят —
крышу, стену, забор, потолок, двери);
Слова – антонимы;Дети легко придумывают противоположные слова к прилагательным. В
подготовительной группе мы учим их подбирать противоположные слова к
существительным, глаголам. Это вызывает у детей затруднение.
Поиграем: я буду называть слово, а вы назовёте противоположное (антоним) к этому
слову. Правда – ложь, друг – враг, свет – тьма; радость – горе; светло – темно;
начало конец; подниматься спускаться, надевать – снимать, одевать – раздевать,
плакать – смеяться, идти – стоять, въезжать – съезжать, работать – отдыхать,
подъезжать – отъезжать. Молодцы!
образование прилагательных типа: одно, двухэтажный, многоэтажный;
введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков,
оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный,
капризный, хитрый, смекалистый);
Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать
(воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель);
Слова – синонимы.
Использование синонимов – важнейшее условие обогащения речи, её разнообразия и
выразительности. Затруднения у детей вызывает подбор слов – синонимов (слов
близких по значению).
Назовите слова близкие по значению к слову…
Старый, давний, старинный, ветхий, древний.
Беспорядок, путаница, хаос
Бояться, страшиться, робеть, пугаться
Кричать орать вопить реветь горланить голосить верезжать.
Храбрый отважный мужественный смелый удалой бесстрашный.
Великан гигант исполин колосс голиаф верзила – детина дылда.
Думать размышлять раздумывать мыслить соображать мозговать.
Жалеть сочувствовать соболезновать сострадать.
Известие новость сообщение информация весть слух толки.
Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
В процессе обучения дети овладевают навыками правильного употребления в речи
основных грамматических категорий.
способы образования существительных родительного падежа во множественном числе
В подготовительной группе мы делаем акцент на существительных среднего рода.
Поиграем, вы назовёте слово во множественном числе родительном падеже (окно окон,
стул стульев, гусёнок гусят, полотенце полотенец, перо перьев, яйцо яиц, крыло
крыльев и т.п.);
образование глагольных форм с чередующимися звуками в настоящем и прошедшем
времени (стричь стрижет, складывает сложил и т.п.);
прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный
морс, кисель), материалами (драповое пальто, тюлевая занавеска, фарфоровая чашка),
растениями (сосновый лес, дубовая роща);
Формируются и закрепляются навыки практического словоизменения (по родам,
числам, падежам, временам).Воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм слов путем:
сравнение и сопоставления существительных единственного и множественного
числа с окончаниями И, Ы, А (куски, кусты, стулья, письма);
привлечения внимания к родовой принадлежности предмета (мои … стакан, моя
сумка);
подбор однородных прилагательных к существительному, практическое
употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора,
беличье дупло);
Использование в речи предложений с однородными членами, правильность их
согласования. Практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся
основой (иду — пошел), глаголов в форме будущего простого и сложного
времени с частицей ся и без нее (буду кататься — покатаюсь; буду купаться —
искупаюсь; буду учиться — поучусь);
использование предлогов изза, изпод для обозначения совместности действия,
пространственного расположения предметов;
самостоятельная постановка вопросов (весна какая? дом какой? солнышко
какое?);
практическое усвоение в речи предлогов над, между, изза, изпод, выражающих
пространственное расположение предметов;
прилагательных и числительных с существительными (5 белых медведей, много
ловких обезьян).
Составьте предложение с предлогами изза, изпод, над.
Усвоенные детьми слова включаются в словосочетания, предложения, тексты.
Работа нал предложением проводится систематически, постоянно усложняясь, в
течении всего времени обучения.
Дети учатся правильно строить простые распространенные предложения:
наблюдать связь в словосочетаниях и предложениях;
распространять предложения второстепенными и однородными членами;
правильно строить сложные предложения.