Доклад "Развитие интереса к предмету путем использования активных приемов и методов обучения."
Оценка 5
Лекции +1
doc
технология
6 кл
09.04.2018
Сегодня ни у кого не возникает сомнения тот факт, что одним из важнейших средств гармонического развития личности являются уроки технологии. В процессе трудового общения у школьников формируются определенные умения и навыки, выявляются и развиваются склонности к определенной трудовой деятельности. Благодаря трудовому образованию учащиеся приобретают базовую трудовую культуру. Труд как учебный предмет является важным звеном в общей системе школьного образования, способствует интеллектуальному, практическому и нравственному развитию детей, приобщает их к трудовой культуре. Трудовое обучение вовлекает в учебный оборот те силы и способности детей, которые другими дисциплинами и средствами не могут быть задействованы и без него окажутся невостребованными. Поэтому мне важно знать, как чувствуют себя девочки на уроке: комфортно ли им, нравится ли им урок, ощущают ли радость от общения с одноклассниками и учителем, осознают ли свои возможности в преодолении трудностей, могут ли открывать что-то неизвестное в себе и учебном предмете.
Аттестация-10.doc
Добрый день уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию свою
работу по теме:
Развитие интереса к предмету путем использования
активных приемов и методов обучения.
Сегодня ни у кого не возникает сомнения тот факт, что одним из важнейших
средств гармонического развития личности являются уроки технологии. В процессе
трудового общения у школьников формируются определенные умения и навыки,
выявляются и развиваются склонности к определенной трудовой деятельности.
Благодаря трудовому образованию учащиеся приобретают базовую трудовую
культуру. Труд как учебный предмет является важным звеном в общей системе
школьного образования, способствует интеллектуальному, практическому и
нравственному развитию детей, приобщает их к трудовой культуре. Трудовое
обучение вовлекает в учебный оборот те силы и способности детей, которые
другими дисциплинами и средствами не могут быть задействованы и без него
окажутся невостребованными. Поэтому мне важно знать, как чувствуют себя
девочки на уроке: комфортно ли им, нравится ли им урок, ощущают ли радость от
общения с одноклассниками и учителем, осознают ли свои возможности в
преодолении трудностей, могут ли открывать чтото неизвестное в себе и учебном
предмете.
В ответе на эти вопросы мне помогает диагностическое тестирование
обучающихся, проводимые психологом школы. Целью диагностирования является
оценка эмоционального состояния учащихся на уроке и рейтинга предмета. (слайд)
д
о
г
й
ы
н
б
е
ч
У
Ф.И.О.
2007/2008 Трапезникова Г.Н.
2008/2009
2009/2010
Из
й
и
к
с
е
ч
и
т
с
о
н
Г
3,70
3,92
4,21
о
в
л
о
К
82
410
174
й
ы
н
ь
л
а
н
о
и
ц
о
м
Э
3,76
3,97
4,14
й
и
к
с
е
ч
н
е
д
е
в
о
П
3,72
4
4,14
е
е
н
д
е
р
С
3,72
3,96
4,16
а
т
е
м
д
е
р
п
г
н
и
т
й
е
Р
4,21
4,21
4,55
приведенных результатов видно, что моя деятельность достигает положительных
результатов, ведь сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у
всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на
каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная
заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.
Каждого ученика стараюсь включить в познавательную деятельность таким образом,
чтобы она приносила ему удовлетворение, и он понимал целесообразность этой
деятельности.
Моё педагогическое кредо: “Не бывает скучных дел, бывают скучные
подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!”. (А. Дистервег)
Педагогические задачи:
Развитие общеучебных умений и навыков. Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
Развитие навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.
Формирование умений у учащихся применять полученные знания на
практике.
Основные задачи развития творческой личности:
Развитие познавательной активности и творческих способностей
учащихся.
Развитие интеллектуальных способностей.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и
взаимовыручки.
Воспитание активной жизненной позиции.
Развитие личной целеустремленности, самоконтроля.
Результат обучения и развития в значительной степени зависит от того,
вовлечен ученик на уроке в активную деятельность или пассивную. Высокая
эффективность обучения и развития достигается в том случае, когда ученик
активен.
Решение данных задач осуществляется через урочные формы обучения с
активными приемами обучения на уроках технологии.
Активные приемы обучения на уроках технологии
1. Работа с устными и письменными текстами на уроке:
выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез);
постановка проблемных вопросов;
2. Учебные задания, работающие на решение поставленных задач:
задания исследовательского характера;
задания по поиску дополнительного материала, оптимизации
последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации
работ.
обучающие игры.
Активные методы, используемые на уроках технологии:
проектные методы обучения;
игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование);
использование элементов информационнокоммуникационных
технологий, таких как текстовые или графические фрагменты, видеофильмы, слайд
презентации, интернет.
Внеурочные формы занятости учащихся, направленные на
эффективное решение поставленных задач:
элективные курсы “ Семейная экономика”, “ Тайны кулинарного
искусства”, “ Профессия и карьера”;( посещаемость учащимися от 15 человек и
более)
традиционная декада предметов художественноэстетического цикла;
(процентный охвата детей составляет 48 – 73%)
работа над творческими проектами.
Данная образовательная область предусматривает, прежде всего,
формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в
экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за
жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделировании и
пошиве одежды. Следовательно, большее количество времени (70%) уделяется
практической деятельности учащихся на уроке, на усвоение же теоретического
материала остается всего 30% времени. Поэтому знакомство с теоретическими
сведениями продумывается мною тщательно. При подготовке к уроку учитываю и
возрастные, и индивидуально – психологические особенности детей.
( показ слайдпрезентации)
Слайд презентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На
одном слайде может находиться наиболее важная информация для каждой
категории учеников.
Все вы знете, что только четверть услышанного на уроке материала
остается в памяти детей. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот
материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается (через
зрение и слух), доля усвоенного материала составляет половину; если же вовлечь
учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может
составить 75%.
Презентации позволяют вести диалог с учащимися, используя вопросы по
теме, тем самым помогая актуализировать знания учащихся, высказывать
предположения (Как вы думаете, ?), анализировать получаемую информацию,
сравнивать,
развивать мышление учащихся,
активизировать их познавательную деятельность. Презентации использую как при
объяснении нового материала, так и при повторении пройденного материала и при
организации текущего контроля знаний (презентацииопросы).
делать выводы,
обобщать,
Для игрового метода обучения я применяю, на мой взгляд, эффективное
педагогическое средство, как занимательность: свойства предметов и явлений
вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на
эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и
готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний,
способностей и интересов.
Для учеников элементом занимательности может являться не только
пословицы, разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса, которые хороши при
объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять
усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной
литературы, легенд, сказаний, рассказов об известных людях, событиях. Если в 5
классах занимательный материал готовлю сама, то начиная с 6 класса вовлекаю
учащихся в активную позицию и предлагаю ученикам подбирать интересный
материал самим, используя групповые формы работы, как известно, обучая других,
учимся сами. Дети обучают детей. Например, в 6х классах при изучении темы
«Ткани из натуральных волокон» «Стоит ли овчинка выделки?», « Ткани ушедших
веков». В 7, 8 классах на уроках по теме «Прически, уход за волосами» совершается
путешествие в музей причесок различных эпох. В 8 классе на уроке «Мода, стили, силуэты» учащиеся готовят занимательную информацию о развитии представлений
людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи.
В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению,
выступают занимательные аналогии, например, при изучении силуэтов одежды
учащиеся находят связь между названием силуэта и геометрической фигурой, при
изучении стилей по ассоциациям пытаются определить основные черты того или
иного стиля в одежде.
Одним из приемов активизации деятельности является сопоставление
научных и житейских толкований отдельных явлений, свойств. Например, при
определении свойств горячих напитков и связи этих свойств с веществами,
содержащимися в чае, кофе и какао, и их влияние на организм человека.
Проблемные вопросы применяю, как в теоретической части занятия, так и в
практической, например: при построении чертежа фартука, юбки, ночной сорочки,
задаю вопросы: «Почему для переднего и заднего полотнища (фартука, юбки,
ночной сорочки) делается только половина чертежа?» Если девочки затрудняются
ответить, вспоминаем, какие они знают симметричные фигуры. При вырезании
выкроек из бумаги и картона ученицы используют различные ножницы. Для того
чтобы определить в правильном их выборе. Опробовав ножницы, они без труда
находят разницу и делают вывод: там, где надо приложить больше усилий,
необходимы ножницы с короткими лезвиями, и наоборот («золотое правило»
механики из курса физики). Я считаю что, занимательность +
иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают
процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу
переживаниям.
Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и
повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом
основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Примером служат
нестандартные уроки, конкурсы, путешествия. Например «Путешествие в город
мастеров», « А нука, девушки!», «В гости к самовару»
Проектный метод обучения.
На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты.
Согласно программе
образовательной области «Технология»
предусматривается выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого
проекта. Привлекает в этом методе возможность развития активности,
самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:
I этап – поисковоисследовательский. На данном этапе перед учащимися
ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по
выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему
проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и
занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту
проекта.
II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе
которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают
себестоимость изделия, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют
полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы
проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные
способы защиты. Так, если это минипроект, то для защиты учащиеся создают
буклет или используют слайд – презентации.
Наиболее интересные презентационные проекты учащихся включаю в свои
уроки.
Таким образом, развитие интереса к предмету путем использования
активных приемов и методов обучения, повышают познавательную
активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению
эффективности обучения.
Уровень обученности учащихся
Доклад "Развитие интереса к предмету путем использования активных приемов и методов обучения."
Доклад "Развитие интереса к предмету путем использования активных приемов и методов обучения."
Доклад "Развитие интереса к предмету путем использования активных приемов и методов обучения."
Доклад "Развитие интереса к предмету путем использования активных приемов и методов обучения."
Доклад "Развитие интереса к предмету путем использования активных приемов и методов обучения."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.