Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)
Оценка 4.6

Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
русская литература +1
Взрослым
01.05.2018
Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)
В докладе представлен опыт работы музея "Алтай литературный" в МБОУ "Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2" (Алтайский край). Освещены следующие темы: история создания музея, задачи музея, экспозиции, проделанная работа, сотрудничество с организациями литературного и просветительского характера, планы и проекты, литературно-исследовательская работа.Доклад
Роль школьного музея в пропаганде литературы нашего региона (из опыта работы).doc
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ПРОПАГАНДЕ ЛИТЕРАТУРЫ АЛТАЯ В  (МОУ «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2») НАШЕМ РЕГИОНЕ В последнее время содержание образования начинает выполнять функцию формирования смыслового отношения к миру, и задача школы – формировать у учащихся обобщенно­целостное представление о мире, о месте в нем общества и отдельного человека.  В современной школе важное место занимает литературное   образование,   целью   которого   является   воспитание   духовно   богатой   и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою «большую» и «малую» родину, свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Все вышесказанное в значительной степени определяется и национально­региональным компонентом содержания образования. Недостаток знаний о своем регионе приводит к тому, что подрастающее поколение   безразлично   к   судьбе   своей   «малой»   родины,   растет   потребителем   или   наблюдателем, лишено четких нравственных позиций. Воспитание школьника хранителем и созидателем природы и культуры, понимающим и любящим свою «малую» родину, человеком с активной жизненной позицией, способного к продуктивной деятельности в пространстве своего региона – наша цель. Только на основе национально­региональной   культуры,   народных   традиций   и   потребностей   общества   конкретного региона   возможен   перевод   общечеловеческих   ценностей     в   личные   ценности   каждого   учащегося, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.  «Прекрасное в мире растет безмерно, когда мы осознаем, какие поэтические произведения связаны с теми или иными местами, домами, садами, свидетелями чего они являлись… Поэтические памятники той   или   иной   местности   позволяют   лучше   понять   поэзию,   а   поэзия,   в   свою   очередь,   умножает, учетверяет красоту родных мест», ­ говорил Д.С.Лихачев.   В течение 3­х лет (1997­2000 годы) в школе шла планомерная работа по созданию музея: собирали материал,   встречались   с   писателями   (поездки   в   Барнаул,   Бийск,   Горно­Алтайск),   знакомились   с опытом   работы   государственных,   краевых   литературных   и   краеведческих   музеев   (   музей   истории курорта Белокурихи им. С.И.Гуляева, Бийский краеведческий музей им. В.В.Бианки, Государственный музей   истории   литературы,   искусства,   культуры   Алтая,   Всероссийский   мемориальный   музей В.М.Шукшина, мемориальный дом­музей А.П.Соболева), предпринимали шаги для создания музейной библиотеки ( книги писателей Алтая были подарены краевой библиотекой имени В.Я.Шишкова, нашей городской   библиотекой,   библиотекой   ЗАО   «Курорт   Белокуриха»),   искали   средства   для   ремонта аудитории, привлекая спонсоров, своими силами оформляли стендовые экспозиции.   6   октября   2000   года   музей   «Алтай   литературный»   МОУ   «Белокурихинская   средняя общеобразовательная школа №2» начал свою работу.   Тогда, в 2000 году, школа встречала гостей, приехавших на торжественное открытие музея. Гостей собралось немало: известные на Алтае поэты и прозаики,   журналисты,   корреспонденты,   преподаватели   высших   учебных   заведений,   представители самых известных музеев из г.Бийска, Барнаула, с.Сростки, художники, музыканты, местные жители, неравнодушные к литературе, и, конечно же, наши ученики. После   праздничного   открытия   началась   будничная,   повседневная   работа.   В   задачи   музея   входит изучение прошлого и настоящего литературного процесса в крае, что способствует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся, росту и развитию их социальной и коммуникативной компетенций. Одна из серьезных проблем музейного дела – поддержка и сохранение постоянного интереса учащихся к музею и его деятельности. Главное, чтобы они   видели   и   осознавали   значимость   своей   работы,   чтобы   музей   был   источником   новых   знаний, поддерживал в учащихся гордость за свою малую родину, ощущение своей причастности к родному краю. В музее несколько экспозиций: 1. Они   были   на   Алтае   (Ф.М.Достоевский,   В.Я.Шишков,   В.В.Бианки,   Н.А.Заболоцкий, В.С.Высоцкий, К.Г.Паустовский, Н.М.Рубцов и др.) 2. Поэты Алтая 3. Прозаики Алтая (стенд   с   фотографиями,   краткой   информацией   о   ведущих   поэтах   Алтая,   сборники стихов с автографами) (стенд с фотографиями, краткая информацией о ведущих прозаиках Алтая, сборники прозы с автографами) 4. Н.К.Рерих на Алтае (стенд   с   фотографиями,   репродукциями   картин   Рериха,   созданных   на   алтайском материале, краткой информацией об экспедиции Н.К.Рериха на Алтай в 1926 году) 5. В.М.Шукшин – наш земляк 6. А.П.Соболев – наш земляк (стенд с фотографиями, краткой информацией о жизни и творчестве нашего земляка, книги с автографами Н.М.Зиновьевой, И.П.Попова) (стенд с фотографиями, краткой справкой о писателе, книги с автографами писателя, его жены Васюковой Г.Г.) 7. Наши земляки (   стенд   с   фотографиями   В.С.Золотухина, Р.Рождественского, С.Залыгина и др., книги с автографом Золотухина В.С.)   М.С.Евдокимова,   А.Коптелова, 8. Бийск литературный (стенд   с   фотографиями   бийских   писателей,   краткой   информацией,   книги   с дарственными надписями) 9. Белокуриха литературная (стенд с фотографиями ведущих литераторов Белокурихи, сборники произведений с дарственными надписями) 10. Литература Горного Алтая (стенд с портретами писателей Горного Алтая, краткой информацией, книги) 11. Алтай   мой   дивный   (фотографии   и   картины   видов   природы   Алтая   фотографов   и художников Белокурихи и Алтая) Содержание   работы   музея   соответствует   темам   перечисленных   экспозиций.   Правильно организованная   работа   открывает   широкие   возможности   в   воспитании   подрастающего поколения.  Работает группа экскурсоводов из числа ребят. Разработана тематика экскурсий для учащихся разных   параллелей:   юные   экскурсоводы   детально   знакомились   с   материалами   музея, подбирали   литературу,   музыку,   стараясь   сделать   свой   рассказ   содержательным   и запоминающимся. За 17 лет в музее проведено около 1 400 экскурсий для учащихся не только нашей школы, но и других школ города, школ близлежащих сел. Гости и отдыхающие нашего города нередко становятся посетителями   музея, поэтому география посетителей     широка ( Красноярский край, Томская область, Новосибирская область, Чукотка, Дальний Восток, Сахалин, Урал, Москва и Подмосковье и т.д.) Посетили музей около 12 000 человек. Иногда мы с удовольствием проводим экскурсии по Белокурихе и ее окрестностям, знакомя гостей с нашим городом­курортом и его удивительной природой. В   музее   ведется   литературно­исследовательская   работа.   Именно   наш   музей   стал   когда­то инициатором проведения школьной научно­практической конференции (первая конференция на базе музея по теме «Они были на Алтае» состоялась в школе в 2001 году). Сейчас это стало доброй   школьной   традицией,   и   мы   очень   рады,   что   причастны   к   этому.   Одна   из   секций школьной научно­практической конференции «Исследователь года» неизменно секция «Алтай литературный». Учащиеся нашей школы принимают участие в краевой научно­практической конференции   «Будущее   Алтая»,   Публичных   Шишковских   чтениях.   Хотя   считаем,   что результативность на подобного рода мероприятиях будет достигнута только в том случае, когда в качестве научных консультантов, руководителей   будут привлечены преподаватели вузов. Планируется также расширить рамки научно­практической конференции, привлекая к ее работе учащихся других школ края, студентов вузов.  В музее проводятся литературные вечера: традиционные Пушкинские дни в феврале, вечера, посвященные В.С.Высоцкому (январь), М.С.Евдокимову (декабрь), А.П.Соболеву (май) ,музей проделал большую работу в год В.М.Шукшина (организация городской викторины, конкурса презентаций, просмотр и обсуждение фильмов, экскурсии в музее, на родину Шукшина и т.д.) Мы следим за всеми литературными датами в стране и ,в частности, в крае. Откликом на эти даты   становятся   различные   мероприятия.   На   базе   музея   организовали   презентацию   книги поэта из Белокурихи Ю.С.Запевалова. Принимаем активное участие в межрайонном фестивале военно­патриотической   песни   «Солдатское   братство».   Традиционно   в     номинации «Художественное слово» ­ дипломанты и лауреаты. В этом году разработан план работы музея в связи с юбилеем города Белокурихи. Продуманы мероприятия, посвященные юбилейным датам   писателей   Алтая.     Проведение   этих   мероприятий   освещается   в   прессе     (не   только городской, но и краевой).  Мы   активно   сотрудничаем   с   Алтайским   отделением   Союза   писателей   России,   бийским отделением Алтайской писательской организации, бийскими литературными объединениями «Парус»,   «Скиф»,   литературным   объдинением   г.Белокурихи   «Светогор»,   Всероссийским мемориальным   музеем­заповедником   В.М.Шукшина   (Сростки),   домом­музеем   писателя А.П.Соболева   (с.Смоленское),   поддерживаем   связи   с   Государственным   музеем   истории литературы, культуры Алтая (Барнаул).  Большинство писателей, артистов, приезжающих к нам в Белокуриху, ­  гости нашего музея. Они   с   удовольствием   встречаются   с   нашими   учениками,   жителями   города.   Так,   у   нас побывали   заслуженные   артисты   России   Александр   Заволокин,   Михаил   Евдокимов,   члены Союза писателей  России  Владимир  Кликунов (Чукотка), Николай  Гайдук (г. Красноярск), Алексей   Волков   (Подмосковье),   Вячеслав   Морозов   (Москва),   Николай   Хоничев   (Томск)   , писатели   Алтая:   Владимир   Башунов,   Владимир   Казаков,   Александр   Родионов,   Эдуард Прутковский, Сергей Бузмаков, Владимир Свинцов, Галина Колесникова, Валерий Тихонов, Валерий   Котеленец,   Сергей   Клюшников,   Иван   Мордовин,   Людмила   Козлова,   Георгий Рябченко и мн.др. Корреспондент краевого радио Павел Лозовой рассказал о нашем музее в одной из своих предач. Но главное мероприятие в работе музея – это ежегодные   Чтения «Алтай литературный», которые   традиционно   проходят   в   октябре­ноябре.   Это   мероприятие   краевого   масштаба. Помощь   в   организации   мероприятия   оказывают   журналисты   и   писатели   Алтайского   края, администрация   города   и   курорта   Белокурихи.   Гости   Чтений   –   писатели   из   г.Барнаула, г.Бийска,  г.Белокурихи,   .Смоленского  района,   с.Сростки,   с.Тюменцево,  Шелаболихинского района.   Восьмые и девятые Чтения посетили гости из Москвы и Красноярска.     Благодаря Чтениям мы имеем возможность следить за современным литературным процессом в крае, встречаться с известными на Алтае и за его пределами писателями. В них задействованы не только наша школа, но и   школа искусств, Центр эстетического воспитания, фольклорные, танцевальные,   вокальные   коллективы   города.   В   актовом   зале,   а   затем   в   литературных гостиных писатели делятся своими планами, мыслями, живо обсуждают с ребятами насущные проблемы   нашей   жизни.   В   эти   дни   мы   организуем   встречи   писателей   с   отдыхающими   и жителями   города,   которые   проводятся   в   литературных   гостиных   санаториев.   Зрители,   в основном   иногородние   отдыхающие,   живо   интересуются   литературной   жизнью   края.   Мы гордимся тем, что являемся пропагандистами литературы Алтая не только в нашем крае, но и в нашей стране. Этот день стал поистине настоящим праздником литературы Алтая. Чтения являются официальным мероприятием краевой писательской организации, наряду с краевыми литературными чтениями, украшающими культурную жизнь городов и районов Алтайского края,   –   Шукшинскими,   Пушкинскими,   Мерзликинскими,   Соболевскими,   Пановскими, Черкасовскими, Егоровскими, Гущинскими, Шумиловскими, Рождественскими, Чебаевскими, Башуновскими, Пантюховскими…  Мы гордимся тем, что наш музей «живой», это не просто собрание экспонатов, он работает, и работа проведена большая. В музее имеется красочный альбом с фотографиями всех встреч и мероприятий   «История   музея   «Алтай   литературный»,   где   каждая   фотография   отражает частичку истории музея, истории литературной жизни Алтая. В нашем музее более пятисот экземпляров книг писателей Алтая и наших гостей, журналы, газеты.  Большинство книг – с автографами   писателей.   Выпускаем   литературно­публицистическую   газету   «Литературный вестник».   Многие   уже   побывали   в   нашем   музее,   оставили   теплые   отзывы,   которые   радуют, поддерживают инициативу и дают надежду на то, что создан музей не зря. Вот несколько отзывов: «Очень   тронут   полезным   начинанием   –   созданием   музея   «Алтай   литературный»!   Это, несомненно, будет полезно всем! Особенно детям! Рад за вас! Любви вам, благоденствия! Духа!   Побед!   И   обретения   Веры   Православной,   солнечной!   Спасибо   за   приглашение выступить перед детьми». (Александр Заволокин, Заслуженный артист России) «Мы еще больше стали гордиться тем, что живем в таком дивном месте, как Алтай» (6 б класс) «Видит Бог, не ожидал я встретить ничего подобного! Очень большая и вдохновенная работа человеческого духа сквозит в вашем литературном музее! Дай Бог – удачи!» (Николай Гайдук, поэт, прозаик, член Союза писателей России, г. Красноярск) «Спасибо за тепло, за свет, за щедрое русское сердце! Впечатление самое прекрасное. Это как глоток свежего воздуха, очень близко по духу. Хотелось бы почаще встречаться, дабы душой немного стать выше и благороднее в нашем суетном мире». (Людмила Удалова, г.Белокуриха) «Спасибо, что вы храните золотой фонд Алтая и России». (группа из с. Хабары) «До глубин души поражает созданный в школе №2 музей. Это по своей сути уникальный музей. Где еще есть музеи, рассказывающие о литературе своего региона? За всем этим стоит большой труд. Этот опыт необходимо распространять по всей России». (Алексей Волков, член Союза писателей России, Подмосковье) Таких отзывов – сотни… У нас много планов, проектов.  организовать фестиваль «Литература Алтая» краевого уровня (проводить его весной, номинации   Создание   стройной   системы   деятельности   учащихся   по   вопросам   организации   и деятельности   музея,   перенесение   центра   тяжести   с   процесса   восприятия   музейного материала   на   процесс   созидания,   «делания»   музея,   который   не   имеет   завершения. Планируется   создание   информационной   системы   музея:   работа   учащихся   над проектами­презентациями по разным темам. Это будет  стимулировать проявление инициативы   и   самодеятельности   учащихся,   использование   интерактивных   форм работы, постоянное ведение поисковой работы. Проект­презентация призван выполнять функцию хранителя информации, а также может быть представлен как веб­страница в Интернете. «Пожалуй, кто был в Алтайском крае и не побывал в Белокурихе, тот… не был в Алтайском крае, а кто был в Белокурихе и не посетил музей «Алтай литературный», тот… не был в Белокурихе   –   это   один   из   вариантов   сочетания   приятного   с   полезным,   физического   с духовным», ­ отмечает Валерий Тихонов. Главный редактор журнала «Барнаул» считает, что у города­курорта Белокурихи среди  медицинских, спортивных, научных и других визиток есть и своя литературная визитка – музей «Алтай литературный».  Руководитель музея «Алтай литературный» Смолякова Людмила Анатольевна, учитель высшей категории, Почетный работник образования РФ, победитель ПНПО (2006 год)

Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)

Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)

Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)

Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)

Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)

Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)

Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)

Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)

Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)

Доклад "Роль школьного музея "Алтай литературный" в пропаганде литературы региона" (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2018