Доклад "Семья- основа нравственного воспитания личности"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад посвящен нравственному воспитанию детей , прежде всего, в семье. "Сегодняшние дети не похожи на нас в детстве. Они более информированы, более раскованы, более взрослые, но при этом в своем большинстве случаев лишенные родительского внимания, любви и ласки, лишенные детства. И это уже ни для кого не секрет. Стремясь максимально обеспечить семью материально всем необходимым, мы, родители, часто забываем, что детям необходимо наше внимание, любовь, поддержка, простые слова: «Извини меня, если я был (была) неправа. Я так тебя люблю!» Семья является традиционно главным институтом воспитания. "
Иконка файла материала Закирова Р.Н. СОШ 2 Пыть-Ях.doc
Р. Н. Закирова, г. Пыть­Ях Учитель истории и обществознания Семья ­ основа нравственного воспитания и счастливого будущего                                                                         «Воспитание детей есть труд и долг».                                                                                                 Ф.М.Достоевский «Не научивши  дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами». [4] Как правило, когда речь заходит о нравственности, сразу вспоминают о морали, я бы выразилась, что мораль ­ это форма нравственности, выразившаяся в  нормах и предписаниях (как надо себя вести, чтобы жить достойно...).[2]. Нравственность ­  это обязанности, взятые самим человеком перед собой, обществом, Родиной. Это те правила, нормы поведения, наши принципы,   которые   мы   вырабатываем,   воспитываем   в   себе,   заимствуем   у   авторитетных лидеров,   которым   мы   следуем   далее   по   жизни.   Это   наш   внутренний   духовно­моральный стержень. Поэтому полагаю, что как раз     закладывание этого стержня и есть нравственное воспитание, это умение видеть, уметь извлекать то идеальное, верное, полезное, которое ты разместишь в своем сознании, из чего сформируется твоя совесть и мораль, что будет твоей нормой   ­   законом   поведения   в   жизни.   Цель   нравственного   воспитания   сформировать внутренние,   духовные   качества,   которыми   руководствуется   человек   ­   этические   нормы, принципы   и   правила   поведения,   по   отношению   людей   друг   к   другу   и   обществу,   то   есть сформировать определённую форму сознания.     Это нравственно сформированное сознание является определенным способом регуляции действий человека в его жизни, во всех сферах, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. Сегодняшние   дети   не   похожи   на   нас   в   детстве.   Они   более   информированы,   более раскованы,   более   взрослые,   но   при   этом   в   своем   большинстве   случаев   лишенные родительского внимания, любви и ласки, лишенные детства. И это уже ни для кого не секрет. Стремясь   максимально   обеспечить   семью   материально   всем   необходимым,   мы,   родители, часто забываем, что детям необходимо наше внимание, любовь, поддержка, простые слова: «Извини меня, если я был (была) неправа. Я так тебя люблю!» Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как   института   воспитания   обусловлена   тем,   что   в   ней   ребёнок   находится   в   течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из   институтов   воспитания   не   может   сравниться   с   семьёй.   В   ней   закладываются   основы личности   ребёнка,   и   ребенок,   который   приходит   в   первый   класс,   уже   наполовину сформирован,  как личность. О современной семье много пишут и говорят. По данным опросов в нашей школе треть педагогов обвиняет семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. Но в то же время, проведя социологический опрос, как в пятых классов, так и в девятых классах я выяснила, что   основная   группа   учащихся   главную   роль   в   воспитании   и   нравственном   становлении личности отдает семье (5 классы – 75%, 9 классы – 60%) в отличие от школы. А вот родители (как показал опрос  5 «Б» класса),  сознавая важную роль семьи, все же больший процент, в отличие от детей, отдают школе (55%). Это и понятно: чем больше загруженность родителей,тем меньше внимания остается для собственного ребенка, тем больше ответственности за воспитание своих детей родители возлагают на школу. Результаты   социологических   опросов   могут   различаться,   все   зависит   от   времени,   от обстоятельств, даже от настроения опрашиваемого. Но какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы, мы понимаем, что большая ответственность за будущее поколение лежит на семье. Вот небольшие сочинения учащихся девятых классов: Сайпушева Татьяна: «Безусловно, нравственное воспитание присутствует и в школе и в семье. Попробуем разобраться, где оно преобладает. Я считаю, что в семье больше уделяется внимания моральным нормам. В семье с самого детства учат уважать старших и окружающих, не   обижать   близких,   быть   терпимее.   В   школе,   в   младших   классах   учителя   как   бы корректируют то, что уже заложено в детях родителями, а в старших классах нравственное воспитание присутствует в основном только на уроках литературы и обществознания. Мне кажется, что это все же меньше, чем то, что дает нам семья. Но не все семьи одинаковы, не у всех нравственности уделяется большое внимание, поэтому для кого­ то школа  все­таки дает больше. Следовательно, и школа, и семья играют важную роль в жизни любого из нас».   Голикова   Света:   «Я   считаю,   что   человек   получает   нравственное   воспитание, действительно, и в семье, и в школе, и на улице. В семье закладываются его основы. Мнение человека, позиция, личные качества, чувства, жизненные ценности. Если семья дружная, сплоченная, то это очень благополучно влияет на нравственные   качества   человека.   Он   уважает   окружающих,   делает   добрые   поступки   от чистого сердца. В школе, человек общается с разными чужими ему людьми, учится находить общий язык с каждым, независимо от характера, возраста и положения того или иного человека. Сейчас школа уже не оказывает такого влияния, как, например, 30 лет тому назад, но учит человека быть терпимым, уважительным к другим, независимо от обстоятельств. На улице можно также встретить разных людей, просто знакомые могут стать хорошими друзьями,   а   друзья   в   нашем   возрасте   играют   очень   важную   роль.   Компания   может   быть хорошей и плохой, и это важно учесть при знакомстве, а затем и в дружбе, чтобы не лишиться своих положительных качеств и благородных намерений. Нравственные   качества   человека   проявляются   в   его   мыслях,   словах,   поступках, привычках, характере. Во многом от них зависит судьба человека».  Яринич Женя: «Нравственное воспитание – важная черта любого человека, которую надо закладывать с детства. Я считаю, что нравственное воспитание человек больше получает в семье. Во­первых, большую часть своей жизни ребенок проводит в семье, а не в школе. Во­вторых, ребенок видит, как ведут себя его родители, родственники, он их любит, а, следовательно, и подражает им.  Получив должное воспитание и придя в школу, ребенок сможет устоять перед соблазном совершить поступок, противоречащий его моральным устоям, поэтому детей, прежде всего, надо воспитывать именно   с детства в семье, чтобы они шли в школу уже с понятием о нравственности. Нравственное   воспитание   очень   важно,   любой   человек   должен   быть   нравственно воспитан, и не важно, где он будет воспитываться, главное, чтобы оно было».Итак, сто процентов учащихся считают, что в основе нравственного воспитания лежит семья. И это правильно.  В семье с правильно поставленным воспитанием   родители больше заботятся   о   том,   чтобы   их   дети   выросли   хорошими   людьми.   В   этом   и   состоит   забота родителей о нравственном облике своих детей. Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота ­ это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни,   но   основные   нравственные   черты   закладываются   в   детском,   подростковом   и юношеском возрасте.  Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. В дальнейшем главным воспитателем становится школа, но и тут   большое   значение   имеет   влияние   родителей.   Хорошо,   когда   школе   приходится продолжать воспитание, а не исправлять неправильные представления, сложившиеся в семье. Школьник поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. Плохо, если ребенку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие   поведение   человека   в   обществе,   дают   высокую   оценку   нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера,   учатся   поступать   с   другими   людьми   и   окружающей   природой   милосердно   и благородно, учатся жить по совести. В   семье   надо   не   только   говорить   о   том,   как   надо   жить,   но   и   вырабатывать   у   детей привычки правильного поведения. Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни   животных   и   растений   ­   все   это   порождает   первоначальные   представления   детей   о морали. Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство.        Лучше всего вместе с ребенком обсуждать, размышлять о явлениях природы и поступках людей, искать им оценку, то есть вести его к самостоятельному выводу. Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни. Вот мальчишки влезли на дерево и разорили птичье гнездо; погибли птенцы, а их мать с криком кружит около дерева. Ребенок должен пережить ее  страдание  и осудить этих  мальчишек. Вот у дерева кто­то ободрал  кору, и из  ствола сочится сок. Дерево «плачет», оно может засохнуть и погибнуть. Родители залепили рану, закрасили ее краской, спасли дерево, а их ребенок получил первый пример помощи слабому и нуждающемуся. Он не будет потом ломать ветки деревьев, не будет разорять птичьих гнезд. Это чувство он перенесет и на людей. Если мать не пройдет мимо бедной старушки, просящей милостыню, и подаст ей монетку, то ребенок получает пример милосердия и в будущем не пройдет мимо нуждающегося человека, а поможет ему.  А если родители говорят, что со сверстниками надо дружить, делиться игрушками, помогать им в трудных делах. Но приходит к сыну соседский мальчик, просит дать ему фломастеры ­ нарисовать рисунок к уроку. Мать говорит, что фломастеры забрал в школу старший брат. А когда после уходасоседа сын с удивлением говорит ей, что фломастеры никто не забирал, что они лежат у него на полке, мать отвечает: «Соседи ­ люди богатые, небось, купят сыну. Нечего раздавать свои вещи. У них воды не допросишься!». Вот так она дала своему ребенку урок нечестности, жадности, корыстолюбия. Или еще пример. Мальчик 11 лет не отдал матери всю сдачу и сказал, что продавщица не дала. Мать пошла в магазин и выяснила, что это не так. Она не стала на сторону сына, а провела с ним беседу о том, что продавщица вернула ей деньги, но у этой продавщицы теперь будет недостача, ее могут наказать, уволить с работы. А у нее двое маленьких   детей,   кто   будет   их   кормить?   «Ты   очернил   и   обидел   человека».   И   мальчик сознался, что деньги он собирает на альбом для марок и что сдачу он присвоил. Мать убедила его пойти в магазин, попросить прощения и вернуть деньги. Ребенку это стоило больших усилий, но этот урок он запомнил на всю жизнь.  Родители в своих беседах с ребенком не должны быть «верховными судьями», которые все всегда делают только правильно. Они могут рассказать о своих детских годах, о своих ошибках, о том, к каким последствиям это приводило, о том, чего они стыдятся до сих пор. Это поможет разговорить ребенка, поможет ему признаться в своем неблаговидном поступке и в будущем не повторять его. Дети младшего школьного возраста охотно идут на контакт с родителями, задают массу вопросов,   советуются   с   ними.   Очень   важно   в   эти   годы   не   оттолкнуть   их   от   себя,   не отмахнуться от их вопросов из­за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком,  потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада. [3] Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд,   ответственность   и   долг.   В   чувстве   совести   гармонично   сочетаются   знание   и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми и перед самим собой. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда   она   живет   в   нашей   душе.   Это   тонкая   работа   ума   и   сердца,   она   проявляется   в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении. Совесть ­ это как бы человек внутри   него,   который   все   замечает   и   оценивает.   И   надо,   чтобы   ребенок   привык   с   ним советоваться,   прислушиваться   к   нему.   Трудность   в   том,   что   ребенок   должен   научиться спрашивать самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет, и никто на него   не   смотрит.   Очень   похожая   ситуация   описывается   у  педагога   А.   С.   Макаренко   в воспоминаниях о работе с беспризорниками: «Мы натирали полы каждый день. Натёрли пол, зал блестит, и кто­то прошёл в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воровство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот… который от других требует правильного поведения, идёт впереди.  И когда он остался один, наедине,     когда   его   никто   не   видел,     ­   он   плюнул   на   работу   своих   товарищей,   на   свой собственный уют,   на свою этику и красоту,   потому что никто не видел». Выразить свою позицию.Ни один ученик не сказал, что данный поступок правильный, при ответах применялось золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Были попытки понять данный поступок. Например, вот что пишет ученица 9 «Б» класса Симакова Настя: «На эту ситуацию можно посмотреть по­разному. С одной стороны, перечеркнут труд ребят, придется снова перемывать пол. Для любого человека это раздражительно и обидно. С другой стороны, тот человек, который наследил на чистом полу, может быть сделал это не со зла окружающим. Мы можем предположить, что это было сделано по необходимости, возможно куда­то торопился. Каждой причине можно найти объяснение, на каждую проблему можно найти решение. Отношения людей строятся, в первую очередь, на взаимопонимании. И в данной ситуации нужно не только искать виновного для того, чтобы наказать, а для того, чтобы он понял содеянное и исправил».         Вот так на уроках обществознания, анализируя жизненные ситуации, мы учимся жить в обществе,   учимся   нравственности.   И   не   только   на   уроках   обществознания,   возьмем     к примеру урок истории. Как много примеров героического отношения к своему Отечеству! А смогу ли я? А если бы я оказался на месте фронтовика, какое  бы письмо я написал с фронта своим близким и родным? Ученик 9 «В» класса Голуб Максим: «Дорогая, Люда. Пишу тебе с фронта. Нам сейчас нелегко, но старшина говорит, что скоро придет подкрепление, так что все у нас налаживается. Знаешь, нелегко видеть, как 18­летние ребята умирают на поле боя. Недавно мы нашли котенка. Мы его называли Победа.  Иногда, в часы затишья, мы играем с ним,   при этом я вспоминаю Вас, моих близким и таких родных . Очень скучаю по своим детям: Маше и Васе.   Я уверен, что скоро мы будем   вместе, победа будет за нами, ведь с нами Победа и Сталин. Ваш папа».         Воспитанию нравственности в нашей школе уделяется большое внимание и во внеурочное время: беседы, встречи с ветеранами, уроки мужества, исследовательские проекты, участие в ежегодной  городской акции – «Подписка ветеранам». С учащимися 6­х классов мною была приготовлена   литературно­музыкальная   композиция,   посвященная   снятию   блокады Ленинграда. На эту встречу были приглашены бывшие жители блокадного Ленинграда, где они поделились  своими воспоминаниями. Затем  состоялся  концерт  с участием  ветеранов. Живая   связь   поколений   позволяет   ребятам   по­новому   взглянуть   на   историю   Родины, помогают формировать собственную гражданскую позицию.                     Мероприятие   «Моя   родословная»   способствует   формированию   чувства принадлежности к семье.  Но, проводя его в рамках школы, мы стремимся  установить более тесную связь семьи со школой. Ведь только при совместных усилиях мы сможем добиться определенных результатов не только в учебе, но и в воспитании наших детей. А это очень важно. Как пишет ученица 9 «В» класса  Онойко Яна: «…Не все родители выполняют свои обязанности   по   воспитанию   детей.   Загруженность   на   работе,   социально   неблагополучные семьи – причины могут быть разные. Но от этого страдают дети. А сколько детей в школах­ интернатах или в детских домах! Государство постарается сделать многое для того, чтобы ребенок не ощущал одиночества и материально был бы всем обеспечен, но ничто не заменит семью, теплых материнских рук, маминых поцелуев. Да и просто произнести слово «мама»­ как это важно для любого ребенка».              Да. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, чтоникто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой   другой   социальный   институт   не   может   потенциально   нанести   столько   вреда   в воспитании детей, сколько может сделать семья [1]. Поэтому цель педагога, как человека, выполняющего   государственный   наказ,   сделать     порой   просто   невозможное,   чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. Оно должно быть направлено на создание   единого   воспитательного   поля,   где   наивысшие   ценности   станут   основой   жизни, достойной Человека.        Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы. Семья ­ это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.         Цель и мотив воспитания ребёнка ­ это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям,   а   значит   нравственно  богатая,   жизнь  этого  ребёнка.   На   созидание   такой   жизни   и должно быть направлено семейное воспитание.  Важную роль в воспитании детей играет и школа,   так как она является координатором воспитания   детей   в   семье   и   корректирует   неудовлетворительное   воспитание   детей родителями в семье, т.е. в процессе воспитательной работы  школа исправляет допущенные недостатки   в   семейном   воспитании.   Это   возможно   только   при   установлении   совместной воспитательной работы семьи и школы, единых педагогических требований   к воспитанию школьников.   В   этом   и   заключается     Педагогика   сотрудничества   или   педагогическое взаимодействие семьи и школы в учебно­воспитательной работе. Задачи педагога ­ объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит,   прежде   всего,   от   них   самих,   от   их   желания   разобраться   в   сложном   и   трудном процессе   становления   и   развития   личности;   указать   пути   и   условия   формирования нравственности ребёнка.                                Использованная литература: 1. Аzps.ru А. Я. Психология – azps.ru/articles/kid/kid69.html 2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000. 3. "Роль   семьи   в   развитии   моральных   качество   подростка"   /   Классное   родительское собрание в 7 классе: Ломакин А.В. –  http://ladlav.narod.ru/sobr7_moral.htm. 4. Цитаты Н.И. Пирогова. – http   ://   www   /17­1­0­58.  .  ugomon    .  ru   /  publ