Статья «Работа классного руководителя с детьми и родителями для успешной адаптации учащихся 5 класса в среднем звене»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 08.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассказано об основных совместных действиях классного руководителя, учителей - предметников, пятиклассников и их родителей для успешной адаптации учащихся 5 класса в среднем звене
Иконка файла материала Статья_Работа классного руководителя с детьми и родителями для успешной адаптации учащихся _.docx

 

Статья «Работа классного руководителя  с детьми и родителями для успешной адаптации учащихся

 5 класса в среднем звене»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

учитель математики    Филиала

 МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб»

 Перелюбского муниципального  района

              Саратовской области» в с.Кучумбетово

              Перелюбского муниципального  района

                                                 Саратовской области 

                                            Корсикова  Светлана Алексеевна                                                                                                          

                                               учитель высшей категории,    

                                                          стаж работы 39 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Психолого-педагогические исследования и опыт образовательной практики многих лет показывает выполнение указанной задачи, именно, в среднем звене осложняется тем, что становление личности ребенка в переходные периоды развития встречает противоречия между факторами внутреннего роста и требованиями социокультурной и образовательной среды. Особенно эти противоречия проявляются при переходе учащихся из начальной школы в среднюю школу. Дети подросткового возраста начинают переосмысливать, переоценивать накопленный опыт, который они получили в начальных классах и на основе этого опыта вырабатывать новую позицию по отношению к миру среднего звена. Они будут открывать свой внутренний мир, возможности и, конечно, свое место в мире других. Учащимся приходится приспосабливаться к условиям и ситуациям, созданным учителями среднего звена, к темпу и нагрузке работы, самоорганизации. Данный период начинается в пятом классе с признаками настороженности, неуверенности, страха и закомплексованности. Если адаптация в данном периоде завершится благополучно, то стабилизируется тревога и напряжение детей, если нет, то, перейдет в дезадаптацию, которая в свою очередь разрушит стабильную систему отношений. В таких условиях необходимо обеспечить адаптивность новых условий педагогического процесса к особенностям развития отношения учащихся пятых классов. Данная статья посвящена мероприятиям, которые необходимо проводить с учащимся и их родителями для успешной адаптации  пятиклассников к новым условиям обучения.

I этап:

Для выявления проблем у учащихся необходимо провести анкетирование

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Ход выполнения задания

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - "здоровье" - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";

б) высоту самооценки - от "0" до знака " -";

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

https://www.psychologos.ru/images/481dfb8ede13659601e1b44edd3df3c2.png

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов - обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк для заполнения

Дата заполнения______________________

Номер или название учебного заведения (школа, колледж, институт)____________________

Класс и буква или номер группы, в которой Вы учитесь__________________

Возраст_______________

Ф.И.О._____________________________________________

                                   

                   

                                        

                        

       

                       

 

1) Здоровье;         2) Умственные      способности;   3) Характер;  

   4)Авторитет у      сверстников     5) Умение многое   делать своими руками;

    6) Внешность      7) Уверенность в себе

Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагается семь таких линий под номерами: 1, 2, 3, 4 , 5, 6 и 7. На каждой линии чертой (─) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (Х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Время отводимое на заполнение 10 минут.

 

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе

из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»

(Личностные УУД)

 

Цель: изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция: «Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни».

 

Анкета

Дата Ф.И. Класс______

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

 

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает:

·         Внешний мотив – 0 баллов.

·         Игровой мотив – 1 балл.

·         Получение отметки – 2 балла.

·         Позиционный мотив – 3 балла.

·         Социальный мотив – 4 балла.

·         Учебный мотив – 5 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

2

3

4

4

3

3

3

0

0

5

3

3

0

4

1

3

4

3

5

3

3

3

3

0

0

4

5

2

3

3

3

3

4

0

0

Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41 - 48

II

33 - 40

III

25 - 32

IV

15 - 24

V

5 - 14

 

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние:

I – очень высокий уровень мотивации учения;

II – высокий уровень мотивации учения;

III – нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV – сниженный уровень мотивации учения;

V – низкий уровень мотивации учения.

II этап:

На основе полученных результатах проводится различные мероприятия, способствующие устранению проблем, выявленных с помощью анкетирования. Например,

Занятие для пятиклассников по снижению уровня тревожности

Цель занятия: создание благоприятных условий для снижения уровня школьной тревожности учащихся 5 классов.

Задачи:

1.                      Установить доверительные отношения между участниками.

2.                      Способствовать снижению напряжения, дать пятиклассникам возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги.

3.                      Помочь учащимся овладеть навыками самоконтроля.

Оборудование: ноутбук, карточки с названиями эмоций, листы А4, цветные карандаши.

Количество участников:4 человека.

Время проведения: 45-50 минут.

Ход занятия:

Вводная часть

Классный руководитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада видеть всех на нашем занятии. Сегодня мы с вами будем учиться справляться со своими тревогами.

 

Упражнение «Приветствие без слов»

Каждый из вас должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке— по мере готовности или путем передачи мяча.

Для классного руководителя:  это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.

 

Основная часть

 «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?»

 Упражнение позволяет осознать собственный опыт, получить эмоциональную поддержку от окружающих («не у меня одного проблемы»). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Классный руководитель должен стараться, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

 

 

Упражнение «Лимон»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

 

Упражнение «Мусорная корзинка»

В школьной жизни бывают такие моменты, которые вызывают напряжение, беспокойство, а чего вы боитесь больше всего? Возьмите в руки лист бумаги и карандаши, нарисуйте кто или что вызывает у вас тревогу.

На выполнение этого задания вам отводится 5-7 минут. Не бойтесь рисовать, не важно как вы нарисуете, мне важно, чтобы вы показали в этом рисунке свои страхи, тревоги.

Дети рисуют.

По завершению работы психолог просит рассказать о том, что они изобразили.

Задаются вопросы:

— что ты изобразил?

— чем оно тебя пугает?

— не мешают ли это вам жить?

Классный руководитель ставит на середину комнаты небольшую корзину.

Как вы думаете, а зачем человеку нужна мусорная корзина? Почему необходимо постоянно освобождать корзину от мусора? (высказывания детей) Представьте себе жизнь без мусорной корзины, когда мусор постепенно наполняет комнаты, где мы живём, невозможно передвигаться, становиться тяжело дышать, люди начинают болеть. Представили.

Но ведь также с чувствами, чувства накапливаются, часто ненужные, вредные (обиды, страхи, тревоги).

Для того, чтобы не копить в себе тревогу, страхи, необходимо от них избавляться. Сейчас мы этим и займемся.

Предлагаю вам порвать свои рисунки со словами: «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны.» И чем громче, тем даже лучше. Можете кричать, визжать. Выкиньте ненужные, вредные чувства в мусорную корзину, представьте как вы, побеждаете свои страхи, тревогу».

Участники рвут свои объекты страха, тревоги. Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Какое сейчас у вас настроение?»

 

Упражнение «Очистительное дыхание со звуком «Ха»

Обладает тонизирующим воздействием, способствует снятию нервного напряжения, освобождению от ощущения внутреннего беспокойства.

Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. С медленным вдохом поднять расслабленные  руки над головой, задержать дыхание на несколько секунд и представить себя стоящим на краю глубокой пропасти, держа в руках сосуд, содержащий все, что омрачает жизнь- горести, страхи, физические недуги. Немного наклониться вперед (с прямой спиной) и со звуком «Ха» резким движением сбросить сосуд в пропасть. Звук должен не произноситься, а образовываться выходящим из груди воздухом. После выдоха некоторое время оставаться в наклоне, раскачивая руки, до ощущения желания сделать вдох. Повторить 2-3 раза.

 

Упражнение «Изобрази чувство»

Цель: развитие атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным средствам общения.

Один участник выходит из комнаты. Ведущий называет ему какое-нибудь чувство. Задача этого участника — показать это чувство невербально. Группа отгадывает. Иногда ребенок говорит, что не знает, как показать доставшееся ему чувство. В этом случае ведущий может помочь.

 

Упражнение «Колокол»

Необходимо открытое пространство.

Исходные условия: Команда встает в круг, плечом к плечу. Один из участников встает в круг, закрывает глаза, обнимает себя за плечи. Участники, стоящие в кругу, держат руки перед собой, ладонями к участнику в центре.

Задание: «Команда готова?» - «Да». Каждому человеку нужно не отрывая пяток от земли, ровно падает в разных направлениях. Участники, стоящие в кругу ладонями аккуратно отталкивают падающего, заставляя его качаться внутри круга, словно маятник.

 

Упражнение «Успокаивающее дыхание»

В исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным  же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступит успокоение.

 

Релаксация «Солнце»

Представьте себя на пляже на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо.

Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из воды.

Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру. Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее. Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.

Чем дальше вы плывете к морю, тем меньше сознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света.

Открываем глаза.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

III этап:

Проведение родительского собрания

Родительское собрание в 5-м классе « Внимание: пятиклассник! Трудности адаптационного периода и пути их преодоления»

Цель: 

Ознакомить родителей с законом об образовании, рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники

Задачи:

  • Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе, выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
  • выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
  • привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптацию,
  • обсудить важность домашнего задания,
  • предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения собрания: круглый стол.

Основные вопросы для обсуждения:

1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, учителя-предметники.

 

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

Как вы знаете, любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.

Перед тем, как перейти к теме собрания, давайте разберемся в том, какое образование получают ваши дети в школе. И как называется школа?

Упражнение “Экзамен для родителей”.

Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.

Они могут быть оформлены на своеобразных “билетиках” – цветных самоклеящихся листочках, которые можно закрепить на доске.

Одни из вопросов – парные: ответы родителей должны следовать друг за другом и затем сравниваться. Другие ответы – одиночные – ответ дается одним родителем. Поэтому необходимо заранее на билетиках пронумеровать каждый вопрос:

Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребенком в 4 классе?

Сколько учебных предметов изучается Вашим ребенком в 5 классе? – 14

Рус, лит, род. русский / родная литература, ин, мат, ист, геогр, биол, муз, изо, технол, физкульт, инфор, ОДНКР

Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребенка в 4 классе?

Какова недельная учебная нагрузка у Вашего ребенка в 5 классе?

Сколько учителей обучало Вашего ребенка в 4 классе?

Сколько учителей обучает Вашего ребенка в 5 классе? – 7 учителей

Сколько времени в среднем тратил Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4 классе?

Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5 классе?

 

Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с большим количеством уроков)?

Классный руководитель и первый учитель выступают в роли экспертов. По мере ответа родителей они либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.

Вот, мы смогли сравнить насколько сейчас детям пока тяжелее. Опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности, переживаемые в период адаптации к обучению в среднем звене. Поэтому, от вас, уважаемые родители детям нужна поддержка, внимание, требования к детям должны быть гибкими, их не должно быть много.

В адаптационный период дети могут стать тревожными без явных на то причин, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику

взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Изменения физиологии:

~ изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

~ быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

~ изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей

• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.

• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

• Обязательное введение в рацион ребенка витаминых препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие

двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, пря обретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности

ребенка.

• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

2. Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»

1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

2. Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

3. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

4. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.

5. Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

6. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Классный руководитель знакомит присутствующих с возрастными особенностями пятиклассников и с тем, какие проблемы могут возникнуть у них в период адаптации к новым условиям обучения. Также кл. руководитель знакомит родителей с результатами анкетирования. В конце своего выступления педагог предлагает рекомендации родителям пятиклассников.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника.

Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми и товарищами в наличии подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии их поступков.

Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами. Самостоятельность детей может проявляться в учебе, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любых занятиях. Самостоятельность в выполнении поручений родителей бывает формальной, когда отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле, и подлинной, когда в семье существует некоторое разделение труда, без мелочей опеки и контроля, в чем выражается доверие ребенку.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. Меняются постепенно приоритеты и в стенах школы. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.

Пятиклассник постепенно начинает сам контролировать свою учебную работу, появляется самоконтроль. Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. То есть, необходимо наблюдать за правильным выполнением всех операций, а не только смотреть на конечный результат работы. Ребенок должен учиться сам контролировать процесс учебы, только тогда у него сформируется такая важная психическая функция, как внимание.

Гиперактивные дети

К гиперактивным детям относятся импульсивные, невнимательные, часто отвлекающиеся, суетливые ученики, которые не могут спокойно сидеть на месте. У таких детей может быть высокий интеллект, но нередко возникают проблемы в обучении и в общении с окружающими. Гиперактивные дети сами

страдают от своего характера, поэтому им нужна постоянная психологическая поддержка и, конечно, в первую очередь со стороны родителей. Необходимо помнить, что такой ребенок будет делать только то, что вызывает у него интерес, и только до тех пор, пока ему не надоест. Поэтому нужно во время переключать ребенка с одного вида деятельности на другой.

Правила работы с гиперактивным ребенком:

' работайте с ребенком в начале дня;

' оставайтесь хладнокровными;

' не перегружайте;

' делайте перерывы в работе (игры-разрядки, физкультминутки);

' не придирайтесь, снизьте требования к аккуратности;

' чаще садитесь рядом с ребенком;

' договаривайтесь заранее о нужных делах;

' четко и понятно инструктируйте ребенка;

' чаще поощряйте, хвалите ребенка и очень осторожно наказывайте;

' давайте ребенку право выбора.

 

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению.

Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

·                умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

·                умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

·                умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

·                навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

·                навыки уверенного поведения;

·                навыки совместной (коллективной) деятельности;

·                навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

·                навыки самоподготовки;

·                навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников:

1) овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
2) формирование умения учиться в средней школе;
3) развитие учебной мотивации, формирование интересов;
4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
5) формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
6) формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Пятиклассники должны:

• уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

• уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

• стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

• уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

• иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

• уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;

• уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Рекомендации психолога для родителей

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

' Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

' Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

' Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

' Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

' Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

' Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

' Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

' Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной яз своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

' Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

' Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

' Не дерись без причины.

' Зовут играть —, иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

' Играй честно, не подводи своих товарищей.

' Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

' Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

' Из-за отметок не плачь, будь гордым.

' С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

' Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

' Старайся быть аккуратным.

' Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

' Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.

 

Во взаимоотношениях со взрослыми дети уже могут и желают участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. т.е быть самостоятельными. В обязанность родителей входит еще и научить ребенка самостоятельно учиться, научить добывать знания. Помните, пожалуйста, что вам необходимо осуществлять контроль за успеваемостью, за выполнением домашнего задания, обязательно посещать школу, просматривать дневник.

3.О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.

«Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.» И. Кант

Задачи:

1. Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.

2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

Форма проведения собрания: встреча с учителями-предметниками.

Вопросы для обсуждения:

l. Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника.

2. Назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника.

'3. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Подготовительная работа к собранию

1. Диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания.

2. Подготовка с учащимися плаката -коллажа «Я учу уроки».

3. Подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам.

4. Выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий.

5. Газетные статьи по проблеме собрания.

Анкетирование учащихся

Уважаемый пятиклассник!

Подумай и ответь на вопросы анкеты:

1. Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?

2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?

3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?

4. Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых?

5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?

6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?

7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?

8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?

9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь?

10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?

 

Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию.

Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно.

Анкетирование родителей

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой?

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени?

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7, Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?

8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?

9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?

10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?

Анкетирование учителей-предметников

На вопросы анкеты отвечают все учителя, по предметам которых задаются ученикам домашние задания.

1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание?

2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировке домашнего задания?

3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником?

4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке?

5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо?

6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют?

7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание?

8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание?

9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете?

10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?

К родительскому собранию дети проводят исследование (по желанию).

Они фиксируют каждый день количество затраченного времени на подготовку домашнего задания по каждому предмету. Затем ребята выводят среднюю цифру по каждому предмету и оформляют в виде плаката.

Творческим заданием учащихся к собранию является оформление коллажа «Я учу уроки». Ребята должны показать свое настроение и эмоциональное состояние при подготовке домашних заданий, а также представить в коллаже модели поведения родителей в этот момент.

Учителя-предметники готовят памятки по своему предмету. Эти памятки нужно раздать родителям, чтобы ребенок мог ими пользоваться дома.

Памятка для родителей «Полезная информация»

Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы часто связаны с начальной школой. Во- первых, это слабая учебная подготовка в первых классах; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая воля.

Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

1. Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка

Памятка ученику «Как готовить домашние задания».

1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.

3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.

5. Научиться находить интересующую нужную информацию c помощью компьютера.

6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

7 Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.

10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

12. В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.

13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.

14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.

15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.

16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.

17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.

19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Метод ключевых слов

Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П»

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.

~ 1П — просмотри текст (бегло);

~ 2П — придумай к нему вопросы;

~ ЗП — пометь карандашом самые важные места;

~ 4П — перескажи текст ~используя ключевые слова;

~ 5П — просмотри текст повторно.

На заметку учителю

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

• Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;

• Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;

• Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;

• Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

На заметку родителям

Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;

• Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;

• Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;

• Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;

• Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;

• Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;

• Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;

• Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Итог собрания

Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по этой проблеме.

В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам

4. Проговорим организационные моменты:

Опрятный внешний вид , спортивную форму носить с собою.

Во время уроков не звонить детям.

 

Поскольку вы являетесь социальными заказчиками школы, вы должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в нашем классе. Поэтому, я предлагаю вам заполнить следующую анкету.

Уважаемые родители, в каких делах класса вы смогли бы помочь (укажите свои ФИО): 
– проведение бесед с учащимися на специальные темы;
– организация экскурсии на предприятие;
– помощь в изготовлении пособий;

– помощь в организации походов, поездок;
– помощь в организации досуговой деятельности;
– другое______________________________________

5. Слово предоставляется родителям.

Родители высказывают свое мнение о процессе обучения, сообщают о тех трудностях, которые у них возникли. По ходу беседы на некоторые вопросы родителей могут отвечать присутствующие педагоги.

6. Подведение итогов собрания.

Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:

  1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
  2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
  3. Родителям и классному руководителю способствовать организации сводного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса.
  4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

IV этап:

Работа с учителями – предметниками

ucheniki_w450_h468.jpgРекомендации учителям-предметникам

 по организации работы с пятиклассниками.

 

?   Учитывайте трудности адаптационного периода.

?   Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями.

?   Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

?   Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

?   На заседаниях МО  выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый речевой режим).

?   Развивайте умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

?    Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

?    Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

?    Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

?    Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

?    Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

?    Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

?   Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей,   ежедневно в конце урока проверяйте наличие задания на следующий день.

?    Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

?    Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

?    Не допускайте педагогического манипулирования.

?   В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте обучение без двоек.

?   Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

?    Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

?   Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

?   Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.

?   Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.

 

 

V этап:

Заключительное тестирование в конце года и  план работы на следующий год


 

Скачано с www.znanio.ru