Доклад «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»
Оценка 4.8

Доклад «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
география
8 кл
28.04.2017
Доклад  «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников. География -один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работыДокумент об опыте работе по исследовательской технологии по географии
Технология проектной деятельности школьников на уроках географии.doc
«Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии» учителя географии МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П. Константинова Богатырёвой Жанны Юрьевны Качественным является лишь то образование, в котором ученику и учителю равно  интересно… Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их  индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не  является новой. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней  объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при  получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а  также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.  География ­один из немногих школьных предметов, где ученик способен  самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения,  находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем  современного развития цивилизации. Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика,  его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной  позиции. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и  обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной  познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков  ведения исследовательской работы. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению  выступает проектная деятельность, основной функцией которых является  инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности  подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога  Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности  обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный  результат. Что понимается под методом проектов. «Проект» (от лат. projectus, брошенный  вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что­ либо, намечать план  Сущность технологии исследовательской деятельности школьников это один из  методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений,  способствующий развитию творческих способностей и логического мышления,  объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к  конкретным жизненно важным проблемам.  Технология  исследовательской деятельности учащихся на уроках географии  создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта предметно­содержательной области    : монопредметные, межпредметные и      количеству участников       продолжительности    : от кратковременных, когда планирование, реализация и   : индивидуальные, групповые, коллективные.      доминирующей деятельности: информационные, исследовательские,  творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального,  теоретического и практического познания окружающего мира. Исследовательские работы могут быть индивидуальными, групповыми и  коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.  Типы учебных проектов по географии Можно выделить возможные типы учебных проектов: ­По  творческие, прикладные или практико­ориентированные. ­По  надпредметные. ­По  рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном  учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. ­По  Организуя исследовательскую работу, ставлю следующие задачи для учеников: Развить умения основных элементов самостоятельной индивидуальной  деятельности – обучить постановке цели, задач работы, составлению плана  исследования; использованию различных источников информации, обработке  полученной информации (конспектированию, реферированию, сравнительному  анализу, использованию диаграмм, схем). Одним из главных направлений моей  работы  является проектно­исследовательская деятельность, по­моему,  способствует развитию доверительных отношений между учителем и учеником,  дающих возможность свободно высказываться.  Он превращается в разговор равных  собеседников, совместно ищущих решение проблемы, обретение результата и  радостное ощущение победы, когда ответ найден.  Проектно­исследовательская технология подразумевает развитие межпредметных  связей. Исследовательские работы  по географии неотъемлемо связаны с такими  науками как история, экология, биология, химия.  Такая работа по благоустрйству   ОУ , создание клумб   и их оформление , не может начаться без элементарных  исследований .  Изучение свойств почвы школы,  изучение климата  своей  местности, создание плана клумбы, обеспечивание водой, набор цветковых растений в зависимости от тенелюбивости.    Например, изучая географическое  распространение Клёна Ясенелистного , в работе « Клён ясенелистный­  разрушитель экосистемы Липецкой области», мы обязательно рассматриваем  его  биологические особенности. О его вреде нанесённом в настоящее время типичной  растительности Липецкой области  и конечно о мероприятиях и мерах борьбы с  растением  связано с химическими препаратами.      Так  как  изучение  географии невозможно без краеведческого модуля  т.е.  изучения Липецкой области.  Исследовательские работы, которые обучающиеся 9  класса ,  готовят и защищают при итогом контроле знаний по предмету касаются  изучения   объектов Липецкой области  например « Грачёвка до и после 2000 г»,  «Сёла Липецкой области», « Сравение историй происхождения двух сёл  Усманского района», « Село Студёнки­ до Великой Октябрьской социалистической революции и в период строительства социализма в СССР» , « Изучение населённого  пункта  до и после перестройки. Население села « Пашково». Работа над проектом, особенно по предмету география немыслима без  поддержки информационно­коммуникационных технологий  также необходимое  направление работы без которого изучение географии практически невозможно. В образовательном процессе я наиболее часто использую следующие элементы  ИКТ:  электронные  пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и  мультимедийного проектора,  тренажеры и программы тестирования,  образовательные ресурсы Интернет,  DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,  видео и аудиотехнику.     В последнее время свои разработки и мероприятия по  предмету стараюсь  опубликовывать на сайте «Продлёнка», где материал доступен для всех  интересующихся, обучающихся, родителей, коллег .       Географические процессы, о которых школьники должны иметь представление,  разнообразны и многочисленны. Часто суть многих процессов, происходящих на  Земле (прохождение циклонов и антициклонов, извержения вулканов, развитие  живых организмов на Земле, полярное сияние и др.), приходится объяснять на  словах. Но невозможно создать полный образ процесса или явления, не увидев его  собственными глазами. Возможности компьютера позволяют ученику увидеть  процесс своими глазами. Используя анимацию, я демонстрирую образование  ледников, атмосферных фронтов и др. Воздействие на зрительную память приводит  к усвоению материала на более глубоком и осознанном уровне. Роль статистических материалов в географии очень существенна. Их задача состоит в том, чтобы на место отрывочных наблюдений и субъективных впечатлений  поставить точные числовые величины, дать объективную оценку изучаемых  географических явлений. Картограммы и картодиаграммы могут быть использованы как источники географических знаний и как средство наглядности. Существует  возможность подготовить проектную работу с использованием свежих  статистических данных, данных своего района, поселка, школы. Важным является  умение анализировать и сравнивать статистические данные, а построенные  диаграммы помогают наглядно рассмотреть различия и соотношения величин. Одно  из направлений при работе над проектом – исследование общественного мнения,  результаты которого смотрятся более выигрышно, если они представлены в виде  диаграммы.  При изучении темы «Население», составленные самостоятельно  диаграммы, ярко показывают состав населения своего населенного пункта.  Проводимые мною уроки по построению, выбору темы, формулировке основной  проблемы исходят из принципов личностно­деятельностного подхода в обучении.  Это позволяет мне активизировать внутренний мир ребенка, его мыслительную  деятельность, обратиться к его личностному опыту, пробудить мотив к учению,  прививать самостоятельность. Внеклассная работа по предмету дает более высокие показатели развития  познавательной деятельности. Ведь здесь нет программных рамок и можно  посвятить исследовательскую работу той теме, которая волнует, интересует. Выполнять ее можно в произвольной форме. Проектно­исследовательская и  информационно­коммуникационная  В восьмом классе в рамках программы мы изучаем заповедники страны. Но разве  возможно в пределах небольшой части урока рассказать и показать уникальность и  красоту нашей природы? Поэтому и возникла идея создания путешествия –  исследования «Заповедные зоны России», где ребята выступили в качестве  экскурсоводов, научных сотрудников, журналистов, режиссеров, художников­ оформителей. Используя в своей работе исследовательскую технологию  , как специальную форму организации познавательной деятельности, когда образовательный процесс  протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются  вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и  рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. На уроках и внеклассных  занятиях можно наблюдать в классе совместную деятельность обучаемых в  процессе познания, освоения учебного материала.  Мои учащиеся стали победителями, призёрами, дипломантами таких конкурсов как « Лифт в будущее» в рамках которого были приглашены в летнюю научно­  образовательную школу г. Смоленска ,» , участвовали в финале Всероссийской  олимпиады «Созвездие» финал походил в г. Королёве Московской области, где  защищали свою исследовательскую работу в номинации «Сохраним Землю»,  участие в экологическом конкурсе исследовательских работ «Человек на Земле»,  которая основывалась на изучении водных объектов России.. Наша экологическая  работа предоставила нам возможность два года подряд предоставлять Усманский   район на экологическом форуме Считаю, что исследовательская позволили ученикам в нашей школе быть  уверенными в себе, преодолевать застенчивость, высказывать свои мысли вслух,  рассуждать, прислушиваться к мнению других, работать в коллективе, доносить  главную мысль до слушателей, быть терпеливыми, выдержанными, получать  удовольствие от общения с людьми.  Вышеуказанные технологии, формы и методы обучения, применяемые мной в  работе с учащимися, позволяют создать комплексную информационно­ образовательную среду, направленную на достижение главной цели  – повышение  познавательной деятельности учеников.  Мне, как учителю, предстоит освоить демократичные способы управления разными  видами познавательной деятельности: обучение в деле, составление проектов,  исследование. В процессе работы больше внимания уделяю оригинальности  композиции исследования, эмоциональности, убедительности, глубокому  личностному осмыслению проблемы. Хочется научить делать не только оценочные суждения, но и заниматься поиском  нового решения проблемы. Отсюда, идея проводить опрос школьников по  определенной теме. В результате получаются очень интересные работы. По ходу  работы подводятся промежуточные итоги. Немаловажное значение имеют внутренние результаты – личностный рост  школьников: научившись планировать и организовывать свою деятельность, они  самостоятельно принимают решения, оценивают сильные и слабые стороны работы.  Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей:  учатся привлекать к решению различных задач детей и взрослых. Желание заняться исследовательской работой появилось у 8 и 9 классов, которые  приступили к разработке темы связанной с экологией  озера Ключевого Смоленской области .. Создание в школе условий для исследовательской работы способствует  активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний,  добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые  недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы.  Исследовательская работа становится средством индивидуализации  образовательного процесса. Информационный  исследовательская работа  направлена на сбор информации об  объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании  информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также  решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их  поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты —  от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного  сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.). Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно  формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию,  следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по  продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных  условиях информационный проект может перерасти в исследовательский. Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов  исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с  научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение  проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов  решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.  Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко  являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной  работой. Практико­ориентированный проект­ исследование также предполагает реальный  результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер  (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип  учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому  результату.  К практико­ориентированным проектам по географии можно отнести: • исследовательские работы изучения уже существующих и возможных следствий  хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно  рассматривать только негативные примеры); •  исследовательские работы проекты освоения территорий; •  исследовательские работы проекты по созданию новых объектов, например,  городов и поселков, национальных парков и т.д. • исследовательские работы  по созданию научных станций, в том числе в  экстремальных условиях природной среды. Основные требования к использованию метода проекта­ исследования :  Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых  результатов.  Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.  Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное,  обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. В 6­х  классах  по изучению Липецкой области отводится мало часов. На уроках на  первом этапе проходят самостоятельные мини – исследования  на основе  краеведческого компонента. Второй этап выходит за рамки урока. Учащиеся  работают с дополнительными источниками информации: книгами, ресурсами  Интернета, материалами  различных  энциклопедий и т. д. В ходе работы  составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов  работы, проводятся консультации по возникающим вопросам. После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления  своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии её  презентации. Эксперимент по массовому написанию исследовательских работ в 9 – х классах,  после изучения промышленности и сельского хозяйства районов России , были  предложены темы по состоянию сельских населённых пунктов в Липецкой области . Конечно, много ребят использовали материалы уже написанных работ , но зачёт  можно было получить при минимальном использовании этих  материалов  в своей  работе . В 10 – 11 классах в учебнике по курсу «Экономическая и социальная география  мира» крайне мало материала по странам. Учащиеся выполняют проекты по  изучению стран .Более широкое  изучение материала представляет интерес по ряду  причин: ­ знакомство с различными странами интересно и увлекательно для учащихся, они  получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны; ­ созданные презентации становятся визуальным демонстрационным материалом  для уроков географии; ­ ученики овладевают навыками самостоятельной работы, методикой, которую  смогут применить в своей будущей деятельности. План, включающий этапы деятельности учителя и учащихся При использовании проектной технологии каждый ученик:  учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых  познавательных и практических задач;  овладевает практическими умениями исследовательской работы:  собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.  Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной  деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного,  результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления  и мировоззрения в целом.  Исследования характеризуются следующими методологическими категориями:  проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель,  задачи..  За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный  арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и  необходимо детям для развития их познавательной деятельности. В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует  требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная  методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания  знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого  мышления и познавательной активности школьников.  Проектный метод имеет еще одну особенность ­ он носит исследовательский  характер. Для того, чтобы не произошло того смешения, которое имеет место в  современной литературе, когда проектное и исследовательское обучение  рассматриваются как один метод, необходимо остановиться на взаимосвязи между  этими понятиями. В таблице я отразила основные положения. Исследование Процесс выработки новых знаний Бесконечное движение вглубь Свободно, не регламентировано  внешними установками Возможны "безумные идеи" Бескорыстный поиск истины Бесконечное движение вглубь Истинное творчество Проект Замысел, план Четкий план Реальные гипотезы и их проверка Ориентация на практику Заданы границы решения проблемы Творчество по плану Одно из достоинств проектной деятельности — это создание в школе особой  образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в  различных направлениях учебной деятельности и развить свои положительные  качества и умения. Она позволяет: ­повысить мотивацию изучения предметов школьной программы; ­реализовать комплексное восприятие учебных предметов; ­принимать самостоятельные решения; ­поверить в свои силы Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать  и некоторые ее недостатки.  Например: ­увеличение умственной нагрузки;  ­увеличение объема работы учителя; ­существование риска неудачного выполнения работы; ­повышение эмоциональной нагрузки; Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять,  по  возможности четче формулировать и отыскивать приемлемые решения многим  проблемам. И один из путей решения этого — проектная   деятельность. Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более  гибкая, более смелая. Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений  работы учащихся в рамках проекта. Поэтому педагогу важно на стадии  планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и  методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить,  что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников  интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность.  Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и  способах научного поиска. Используя  технологию исследования на уроках географии я пришла к выводу: 1.  Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо,  эффективно и   результативно. 2.   Проектная технология всегда должна работать на результат. Результативность  проявляется во всей педагогической деятельности. 3.  Проектный и исследовательский методы умело сочетается с другими  технологиями, а не исключают их использование на уроках.

Доклад «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад  «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад  «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад  «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад  «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад  «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад  «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад  «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад  «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»

Доклад  «Технология исследовательской деятельности школьников на уроках географии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017