Рабочая программа « География: природа России». 8 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
география
8 кл
13.02.2017
Рабочая программа « География: природа России». 8 класс
Пояснительная записка. Программа курса « География: природа России» составлена в соответствии с действующим Законом об образовании, на основе Федерального базисного учебного плана, Стандарта школьного базового образования первого поколения (от 05.03. 2004г. Приказ МОиН РФ № 1089) и с использованием (проекта) Стандарта второго поколения (2007г.). Актуальность. Курс «География: природа России» завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят представления о природе Земли, создаёт у учащихся образ своей страны во всём её многообразии и целостности. Требованием времени на сегодня является обеспечение всестороннего развития личности учащегося. Возрастающий вклад географии в общее образование определяется, прежде всего, современным критическим этапом взаимодействия природы и общества. Школьная география, и в частности курс физической географии, воспитывает у подрастающего поколения географическую культуру, составными компонентами которой являются: знания, научно-географическое мышление, географическая деятельность. Актуальность данной программы заключается еще и в том, что рабочая программа по курсу «География: природа Росси» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма и интернационализма будущих граждан России. Программа адресована учащимся 8 класса Зарубинской основной общеобразовательной школы.
география 8 класс.doc
Рабочая программа « География: природа России». 8 класс Пояснительная записка. Программа   курса   «   География:   природа   России»   составлена     в   соответствии   с   действующим Законом     об   образовании,     на   основе     Федерального   базисного   учебного   плана,   Стандарта школьного базового образования первого поколения (от 05.03. 2004г. Приказ МОиН РФ № 1089)  и с использованием (проекта) Стандарта второго поколения (2007г.). Актуальность.  Курс «География: природа России» завершает физико­географическое образование школьников, развивает     и   углубляет   уже   имеющиеся   у   ребят   представления   о   природе   Земли,   создаёт   у учащихся образ своей страны во всём её многообразии и целостности. Требованием времени на сегодня является обеспечение всестороннего развития личности учащегося. Возрастающий вклад географии в общее образование определяется, прежде всего, современным критическим этапом взаимодействия природы и общества. Школьная география, и в частности курс физической географии, воспитывает у подрастающего поколения географическую культуру, составными   компонентами   которой   являются:   знания,   научно­географическое   мышление, географическая   деятельность.   Актуальность   данной   программы   заключается   еще   и   в   том,   что рабочая программа по курсу «География: природа Росси» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма и интернационализма будущих граждан России. Программа адресована учащимся 8 класса Зарубинской основной общеобразовательной школы. Цель курса:  сформировать  у школьников целостное представление о своей Родине,  о развитии во времени   и   пространстве   всех   компонентов   и   природных   комплексов   России,   их   взаимосвязь   и взаимозависимость,   знания   основ   географического   пространства   на   местном,   региональном   и глобальном уровнях. Задачи:     Образовательные:   Усвоение   знаний   о   закономерностях   развития   природы   на   территории   нашей   страны,   о природных ресурсах России и их размещении, о проблемах взаимодействия природы и общества.   Закрепление и развитие знаний , полученных в предыдущих курсах географии.  Дальнейшее изучение связи природных явлений в пространстве. Раскрытие экологической значимости географических знаний.   Развитие и закрепление навыков географического   мышления,   которое   основано   на   понимании   тесной   взаимосвязи   между различными процессами и явлениями в природе.   совершенствование   умений   пользоваться   различными   источниками   географической информации,   применять   приобретённые   географические   знания   в   последующей деятельности, включая правила поведения в природе. Развивающие:  Развитие  способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических  ситуаций;   Развитие эмоциональной сферы –эстетического восприятия и оценки состояния  окружающей среды;   Развитие волевой сферы­ убеждения в возможности решения экологических проблем;   стремление к распространению полученных знаний и личному участию  в практических  делах по защите окружающей среды. Воспитательные:   Воспитание любви к Родине, любви к своему краю, чувства ответственности за её настоящее, и будущее;  Воспитание чувства патриотизма.   Формирование географической культуры учащихся, которая не позволит    использовать во вред людям и природе свои человеческие возможности. Валеологические:  Создание комфортной обстановки, которая способствует эффективной работе ученика, его творческому самовыражению;  Создание   условий,   способствующих   сохранению   и   укреплению   его   здоровья   (средняя продолжительность   и   частота   чередования   различных   видов   учебной   деятельности, обстановка , гигиенические условия в классе и т. д) Характеристика предмета.  Курс « География: природа  России» уделяет особое внимание  изучению физико­географических процессов, протекающих в географической оболочке, а также процессам взаимодействия между компонентами природного комплекса.  Содержание данной программы в полной мере отражает комплексный подход к изучению природы России в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий. В основу содержания   учебного   предмета   положено   изучение   географической   среды   для   жизни   и деятельности человека и общества. Содержание курса « География: природа России» формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях,   а   также   умение   правильно   ориентироваться   в   пространстве.   В   этой   связи   программа содержит рекомендации по применению национально – регионального компонента по географии своей республики. Включение его необходимо в связи с тем, что изучение «малой Родины», её географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде  является необходимым   условием  изучения  своей страны в целом. Таким образом происходит формирование социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, бережного отношения к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Ведущие принципы::        С   научно   –   педагогической   точки   зрения,   всю   совокупность   принципов,   используемых   в педагогике можно разбить на два класса  методологические и дидактические принципы. 1.   Метопринципы  позволяют   проанализировать   и   определить   общие   черты   системы образования.   культурологический,   Этими   метопринципами   являются   аксиологический, антропологический,   гуманистический,   синергетический,   герменевтический,   валеологический.   В основе данного курса лежат следующие метопринципы: Аксиологический  принцип   предполагает   смещение   ценностных   ориентаций   на   развитие   и саморазвитие духовно­нравственных качеств личности, её культуры, интеллигентности. Гуманистический  принцип   требует   учёта   приоритетных   ценностей   личности   педагога   и учащихся, гармонизации их интересов. Культурологический принцип .Понятие «культура» характеризует меру образованности. Уровень культуры человека определяется не только тем, что он есть сегодня, но и тем, к чему он стремится – это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Валеологический принцип предполагает необходимость организации учебного процесса с учётом факторов влияющих на здоровье школьников ( режим учебной деятельности, организация рабочего места, смена видов деятельности в соответствии с возрастом и т. д.).  2.Дидактические принципы     представляются тремя базовыми принципами: общие,  принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения,  принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную   ему   педагогическую   систему   с   ее   элементами.   В   преподавании   курса   8   класса применяются следующие принципы: Принцип   преемственности   и   непрерывности  географического   образования,   строгая согласованность содержания отдельных курсов и преемственность знаний.  Принцип доступности строится на реальных учебных возможностях школьника, т. к . слишком усложнённое содержание предмета понижает мотивацию к учению. Принцип     наглядности  обучении   позволяет   учитывать   разные   виды   восприятия   учеников   и задействовать все органы чувств путем применения различных средств обучения ( НИТ, модели, схемы и графики, иллюстрации, картина и т. д) Принцип научности  опирается на закономерную связь между содержанием  науки и учебного предмета. Знакомство учащихся с научными фактами, законами, теориями. Принцип прочности знаний предполагает применение полученных школьных знаний и умений в последующем во взрослой жизни. Данная программа составлена с учетом особенностей подросткового возраста. Это дети 13 – 14 лет.  Этот  возраст  является  переходным   от  детства  к юности,  когда  ещё переплетаются   черты детства и черты юности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития   учащихся.   В   этом   возрасте   наблюдаются   периоды   подъёма   энергии   и   активности   с периодами   понижения   настроения   и   упадка   энергии.   Наблюдаются   «срывы»   в   поведении,   что осложняет воспитание и обучение. Поэтому стоит щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в периоды снижения успеваемости   Для подростков характерны значительные изменения в мышлении и познавательной деятельности. В отличии от младших школьников они стремятся понять причинно – следственные связи, задают много   вопросов,   требуют   от   учителя   большей   аргументации   и   убедительного   доказательства сказанного. Роль пассивного слушателя подростка уже не устраивает. В этом возрасте возникает потребность в самостоятельном приобретении знаний. И очень важно её поддерживать и развивать. При создании программы авторы стремились обеспечить возможность таких форм работы, при которых   могли   бы   реализоваться   возникающие   в   этом   возрасте   активность,   деятельностный характер   мышления,   стремление   к   самостоятельности,   выполнение   которых   приносило   бы учащимся удовлетворение.    Средний подростковый возраст характеризуется также изменением мотивации учения. Для него важна  практическая значимость  приобретаемых знаний (внешняя мотивация) либо  интерес   к изучаемому предмету( внутренняя мотивация).  Подростки   отличаются   коллективизмом,   их   привлекают   общие   интересы   и   совместная деятельность,   хотя   в   периоды   спада   настроения   возможно   обособление   от   сверстников. Существенной   чертой   является   также   стремление   к   самоутверждению   своего   достоинства   и престижа   среди   товарищей.   Учителю   необходимо   учитывать   особенности   взаимоотношений   в группе и стараться помочь каждому занять достойное место среди сверстников. Условия реализации программы. Успех обучения определяется не только содержанием учебного материала и формой его подачи, но и   методами   и   средствами   обучения.   Многое   зависит   от   учебно­методического   комплекса, используемого в преподавании курса. Учебно­методический комплекс: 1.Учебники:   Баринова И.И.. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2007.  Раковская Э.М. География: природа России.­ М.: Просвещение, 2007. 2.Географический атлас.8 класс.­ М.: Дрофа, 2008 . 3. Сиротин В.И.. Рабочая тетрадь по географии.   8 класс. – М.: Дрофа,2008. 4. Контрольно­измерительные материалы по курсу. 5. Информационные ресурсы (электронные учебники, Интернет). 6. Технические средства обучения (интерактивная доска, аудио­ и видео материалы)   Пед.технологии   и     методы,   предлагаемые   для   изучения   программы     адекватны   возрастным особенностям школьников. Организация образовательного процесса В связи с разработкой новой концепции образования, стандартов, в которых описано не только содержание,   но и требования к результата м обучения, основанные на деятельностном подходе появилась необходимость обновления и совершенствования методов, средств и форм организации Технология   (методика)   формирования   приёмов   учебной   деятельности,   изложенная   в обучения.   При   изучении   курса   «Природа   России»   считаем   целесообразным   использование элементов следующих педагогических технологий:  виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов.  помогают   управлять   познавательной   деятельностью   школьников,   структурировать   материал, Технология   листов   опорных   сигналов   (ЛОС).  Схемы   (разработанные   или   собственные) Технология   проблемного   обучения  предполагает   создание   под   руководством   учителя развивают навыки самостоятельной работы, индивидуальные способности.  проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и умениями, развитие мыслительных способностей. Технология   проектной   деятельности  состоит   в   организации   исследовательской  деятельности на основе краеведческой работы.  «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребёнка путём согласования с результатами общественно­исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на Технология   личностно­ориентированного   обучения,  направленная   на   выявление   и Новые   информационные   технологии(НИТ)    позволяют   сделать   учебный   процесс   более саморазвитие.  продуктивным,   наглядным,   насыщенным;   дают   возможность   широкого   выбора   дидактического материала, тестов, справочного материала и т.д. Методы обучения  Приобретают свою специфику в зависимости от содержания разных курсов школьной географии. Программа   курса   «   Природа   России»   предусматривает   использование   не   только   методов, различающихся по  источникам знаний  (словесных, словесных, и практических), но и методов, которые различаются  характером познавательной деятельности школьников  (объяснительно­ иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения и частично­поисковый). Такие методы необходимы   для   стимулирования   самостоятельной   деятельности   учащихся,   формирования собственной позиции и стремления её отстаивать. Для подростков именно этого возраста (13­14 лет) наиболее актуально решение таких проблем. Сроки и этапы реализации программы.   Данная программа отводит для изучения предмета 70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю в течении одного учебного года. Содержание   данной   учебной   программы  предполагает   межпредметных   связей   с   другими   курсами   (природоведение,   история,   экология,   биология,   установление   содержательных геология, экономика и т. д. ), проведение интегрированных уроков. Например: Исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «История заселения и освоения территории России».     Связь с биологией прослеживается при изучении следующих тем: « Растительный и животный мир России», «Образование почв и их разнообразие», « Природные зоны России».     Связь с экологией   проявляется при изучении раздела « Человек и природа». Формы контроля. Формы текущего контроля: Контроль   уровня   усвоения   содержания   образования   является   неотъемлемой   составной   частью процесса обучения.       Основным   видом   проверки   остаётся  индивидуальный   устный   опрос,   когда   ученик   имеет возможность доказательно и логично построить собственный ответ, развивается его речь, умение работать с настенной картой.   В   процессе  фронтального  устного  опроса  работает   большинство   учащихся   на   первый   план выходит общая активность учащегося, а не уровень усвоения учебного материала. При фронтальной письменной работе достигается максимальный охват учащихся проверкой. Индивидуальная   письменная   работа  предполагает   самостоятельную   работу   учащегося   с дополнительной литературой, реферирование и последующую защиту.      Мониторинг качества образования предусматривает использование контрольно­измерительных материалов (КИМ). (Приложение 1)   Итоговый   контроль  предполагает   проведение   в   конце   учебного   года   проведение   итоговой контрольной работы и устного зачёта за курс «География: природа России».  Ожидаемые результаты. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса. Называть. Определять. Описывать. Объяснять и т.д (Приложение 2) По   окончании   изучения   курса   «География:   природа   России»   учащиеся   должны   владеть следующими   ключевыми  Учебно­познавательная   компетенция Общекультурные   компетенции.  Ценностно­смысловые   компетенции  Информационные личностного компетенции.   Коммуникативные  компетенциями:   компетенции  Компетенции   самосовершенствования. (Приложение 3) Учебно­тематический план:          № Название разделов и тем Количество разела темы 1. 2. 3. Итого: Введение Общая характеристика Природы Природные комплексы России Природное районирование Природные зоны Крупные природные районы Рациональное ресурсов и охрана природы   использование   природных часов 4 22 19 2 3 14 6           70 Содержание деятельности География России. Природа (70 часов) Введение.  (4 часа) Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации. Географическое положение   России.   Моря,   омывающие   территорию   России.   Разница   во   времени   на   территории России. Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для разных городов России. Творческие  работы: 1. Используя дополнительный материал составить кроссворд на тему «Россия – моя Родина»; Раздел I. Общая характеристика природы ( 22 часа) Из истории исследования России. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Климат и   климатические   ресурсы.   Внутренние   воды   и   водные   ресурсы.   Почвы   и   почвенные   ресурсы. Растительный и животный мир. Практические работы 1. Составление описания маршрута путешествия по карте. 2. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещение основных групп полезных ископаемых. 3. Определение   по   картам   закономерностей   распределения   солнечной   радиации,   средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 4. Определение   по   синоптической   карте   особенностей   погоды   для   различных   пунктов. Составление прогноза погоды. 5. Оценка   основных   климатических   показателей   одного   из   регионов   страны   для характеристики условий и хозяйственной деятельности населения. 6. Составление   характеристики   одной   из   рек   с   использованием   тематических   карт   и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. 7. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. 8. Объяснение закономерностей размещения разных видов   вод и суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. 9. Анализ карт «Растительность» и «Животный мир». 10. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.  Творческие  работы: 1. Доклад о русских женщинах­путешественницах. Какие географические объекты носят их имена? 2. Оценка агроклиматических ресурсов своей местности; 3. Сообщение о неблагоприятных климатических явлениях( засухи, пыльные бури, заморозки, грозы, ураганы.). Какие из них возможны в нашей местности? Почему? Раздел III. Природные комплексы России (19 часов)    Природное районирование. Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра, лесные зоны, степи, полупустыни. Высотная поясность. . Практические работы. 1. Сравнительная характеристика природных зон России. 2. Анализ   физической   карты   и   карт  компонентов  природы   для   установления   взаимосвязей между ними в разных природных зонах.  3. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования. 4. Оценка   природных   условий   и   ресурсов   природной   зоны   на   основе   анализа общегеографических и тематических карт. 5. Характеристика природной зоны своей местности ( по плану) Крупные природные районы. Русская (Восточно­Европейская) равнина. Северный Кавказ. Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Пояс гор Южной Сибири. Дальний Восток.  Практические работы. Оценка   природных   условий   и   ресурсов   природного   района   на   основе   анализа общегеографических и тематических карт (по выбору).  Влияние   природных   условий   на   жизнь   и   здоровье   человека.   Стихийные   природные   явления. Антропогенное   воздействие   на   природу.   Использование   природных   ресурсов.   Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.  Практические работы. Оценка экологической ситуации одного из регионов России с помощью данных разных источников географической информации и материалов периодической печати. Результативность  Правила выставления оценок  1. Текущие оценки выставляются  за различные виды деятельности обучающихся в  результате контроля, проводимого учителем на уроке. 2. Оценка по теме не должна выводиться механически, как среднее арифметическое  предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку обучающегося по всем показателям его деятельности ко времени выведения этой оценки.  Определяющее значение имеет оценка усвоения программного материала обучающимся при его  комплексной проверке в конце изучения темы.  3. Оценка при промежуточной (четвертной, полугодовой) аттестации.  Эта оценка так же не может быть средним арифметическим оценок тематических  аттестаций. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика.  Выставляется на основании оценок, полученных обучающимися при тематической аттестации и  оценки за четвертную (полугодовую) проверку усвоения нескольких тем (если такая проверка  проводится). Определяющее значение в этом случае имеют оценки за наиболее важные темы, на  изучение которых отводилось учебной программой больше времени.  4. Оценка при промежуточной годовой аттестации. Определяется из фактических знаний  и умений, которыми владеет обучающийся к моменту её выставления. Определяющими в этом  случае являются четвертные (полугодовые) оценки и оценка за экзамен, зачёт и др. по проверке  знаний, умений и навыков обучающегося за год (если таковые проводились).  5. Оценка при завершающей аттестации. Данная оценка выставляется после окончания  изучения предмета (дисциплины). Она может совпадать с оценкой четвертной, полугодовой,  годовой, если данный предмет (дисциплина) изучались в течение соответствующего учебного  периода. Если предмет (дисциплина) изучались в течение двух и более учебных лет, то оценка при  завершающей аттестации выставляется с учётом всех годовых и экзаменационной (зачётной) по  всему курсу (при проведении экзамена, зачёта). И в этом случае учитывается, прежде всего, (по  критериям указанным выше) фактическое знание материала и сформированность умений на момент выставления оценки. Критерии оценки за все виды деятельности Виды проведения проверок: письменная, устная, комбинированная. 1. Письменная – предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные,   творческие   работы;   письменные   отчёты   о   наблюдениях;   письменные   ответы   на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты.  2. Устная  – предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.  Критерии и нормы оценочной деятельности.    В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.  Оценка “5” ставится в случае: 1.   Знания,   понимания,   глубины   усвоения   обучающимся   всего   объёма   программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале,  на основании фактов и примеров   обобщать,   делать   выводы,   устанавливать   межпредметные   и   внутрипредметные   связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах   устранение   отдельных   неточностей   с   помощью   дополнительных   вопросов   учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.  Оценка “4”: 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале,  на основании фактов и примеров   обобщать,   делать   выводы,   устанавливать   внутрипредметные   связи,   применять полученные знания на практике. 3.   Незначительные   (негрубые)   ошибки   и   недочёты   при   воспроизведении   изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.  Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3.   Наличие   грубой   ошибки,   нескольких   негрубых   при   воспроизведении   изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.  Оценка “2”: 1.   Знание   и   усвоение   материала   на   уровне   ниже   минимальных   требований   программы, отдельные представления об изученном материале. 2.  Отсутствие   умений  работать на  уровне воспроизведения,  затруднения  при  ответах  на стандартные вопросы. 3.   Наличие   нескольких   грубых   ошибок,   большого   числа   негрубых   при   воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.   Устный ответ. Оценка “5” ставится, если ученик: 1)   Показывает   глубокое   и   полное   знание   и   понимание   всего   объёма   программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;  2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные   положения,   самостоятельно   подтверждать   ответ   конкретными   примерами,   фактами; самостоятельно   и   аргументировано   делать   анализ,   обобщения,   выводы.   Устанавливать межпредметные  (на основе ранее приобретенных знаний)  и внутрипредметные  связи, творчески применять   полученные   знания   в   незнакомой   ситуации.   Последовательно,   чётко,   связно, обоснованно   и   безошибочно   излагать   учебный   материал;   давать   ответ   в   логической последовательности   с   использованием   принятой   терминологии;   делать   собственные   выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не   повторять   дословно   текст   учебника;   излагать   материал   литературным   языком;   правильно   и обстоятельно   отвечать   на   дополнительные   вопросы   учителя.   Самостоятельно   и   рационально использовать наглядные  пособия, справочные материалы,  учебник, дополнительную  литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3)   Самостоятельно,   уверенно   и   безошибочно   применяет   полученные   знания   в   решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию   учителя;   имеет   необходимые   навыки   работы   с   приборами,   чертежами,   схемами   и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка “4” ставится, если ученик: 1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ   на   основе   изученных   теорий;   незначительные   ошибки   и   недочёты   при   воспроизведении изученного   материала,   определения   понятий   дал   неполные,   небольшие   неточности   при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает   в   определенной   логической   последовательности,   при   этом   допускает   одну   негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой   помощи   преподавателя;   в   основном   усвоил   учебный   материал;   подтверждает   ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3)   Не   обладает   достаточным   навыком   работы   со   справочной   литературой,   учебником, первоисточниками   (правильно   ориентируется,   но   работает   медленно).   Допускает   негрубые нарушения правил оформления письменных работ.  Оценка “3” ставится, если ученик: 1. усвоил   основное   содержание   учебного   материала,   имеет   пробелы   в   усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;  2. 3. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;  показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.  4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;  5. не   использовал   в   качестве   доказательства   выводы   и   обобщения   из   наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;  6. испытывает   затруднения   в   применении   знаний,   необходимых   для   решения   задач различных   типов,   при   объяснении   конкретных   явлений   на   основе   теорий   и   законов,   или   в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;  7. отвечает   неполно   на   вопросы   учителя   (упуская   и   основное),   или   воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8)   обнаруживает   недостаточное   понимание   отдельных   положений   при   воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну­две грубые ошибки. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка “5” ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов;  1. 2) допустил не более одного недочета. Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;  2) или не более двух недочетов. Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1. 2. 3. не более двух грубых ошибок;  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;  или не более двух­трех негрубых ошибок;  или одной негрубой ошибки и трех недочетов;  4. 5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов. Оценка “2” ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;  2. или если правильно выполнил менее половины работы.  Основная: 1. .Учебники:  Литература.  Баринова И.И.. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2007.  Раковская Э.М. География: природа России.­ М.: Просвещение, 2004. 2.Географический атлас.8 класс.­ М.: Дрофа, 2008 . Дополнительная:  Учителю: 1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2004. 2. Баринова И.И.; Ром В.Я. География России. Методическое пособие.: М. Дрофа.1997. 3. Дронов В. П. ; Баринова И. М.; Ром В. Я. ; Лобжанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. Дрофа, 2004. 4. Домогацких Е. М. ; Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс.­ М.: Русское слово, 2008. 5. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии.­ М. 2004 6. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8­9 классы. М.: Дрофа, 2007. 7. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8­9 классы. – М.: Дрофа. 2004. 8. Моисеева О.П.. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 класс. / О. П. Моисеева.­ М.: Творческий центр 2002. 9. Раковская   Э.М.   Методическое   пособие   по   курсу   «География:   природа   России».­М.: Просвещение. 1999. Ученику: 1. 2. 3. 4. 5. Пармузин Ю.П. Живая география. – М.: Просвещение. 1993. Петров В.В. Растительный мир нашей родины.­ Л.: Детская литература.1983 Пришвин М.М. Лесной хозяин.­ М.: Правда, 1984 Хрестоматия по физической географии СССР.­М.: Просвещение, 1974 Энциклопедия для детей. Том 12. Россия.­ М. : Аванта плюс.  Использованная литература при составлении рабочей программы 1. Закон об образовании РФ. 2. Стандарта   школьного   базового   образования   первого   поколения   (от   05.03.   2004г.   Приказ МОиН РФ № 1089). 3. Стандарт второго поколения (проект)  (2007г.). 4. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии.­ М. 2004 5. Моисеева   О.П..   Тематический   тестовый   контроль   по   географии   России.   8   класс.   /   О.   П. Моисеева.­ М.: Творческий центр 2002. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС                                                          70 часов ­ 2 часа в неделю) №  п/п Наэвание  раздела, темы  урока Введение (4 ч) 1 Введение  2. Географическое  положение России Дата Тип урока Требования к уровню подготовки обучающихся Формы  Знания Умения контроля Практические  работы Межпредмет ные связи Средства  обучения Вводный Изучение  нового  материала Обосновывать  необходимость  географических  знаний на  современном этапе Фронтальный Литература Физическая  карта  России,  Атлас,  картины                                    Раздел 1.Россия на карте мира (12 часов) 3 Географическое  Пракгикум 1.Факторы, оп­ 1. Крайние точки  Практичес На  к. карту  Физическая  3 4 5 положение как  зеркало России ределяющие  географическое  страны,  границы  России и  кая работа положение Рос­сии; 2. Крайние точки и  пограничные страны; нанести границы Рос­сии     сопредельных  государств,    карта  России,  Атлас Моря, омываюшие  территорию России пограничные страны. Практикум Моря, омывающие  Россию, ресурсы и  Показывать  на карте  моря Практическа я работа отметить  На  к. карту  нанести моря,  Биология  Экология Физическая  карта  экологические  проблемы морей Россия на карте ча­ совых поясов Изучение  нового  Часовые пояса,  местное, поясное,  1. Объяснять  причины различия во Самостояте льная  материала декретное, летнее  время. Линия  времени 2. Определять  работа омывающие      берега нашей  Родины Решение задач  на определение поясного  времени России,  Атлас,  Математика Атлас, карта  картины  часовых  поясов Как осваивали и  изучали  территорию  России перемены дат. Игра  ­путешест  1.Путешественников и районы их  разницу во времени  по карте часовых  Показывать  маршруты  вие исследований; 2. Даты открытий. путешествий по  карте и составлять  их описание Практическ ая работа в  Описание  маршрута  группах путешествия История Физическая  карта  России,  Атлас,  портреты  путешествен ников 6 Исследование  Семинар 1. Исследователей и  Объяснять значение Творческий  Презентация  История Физическая  территории России  в ХVIII­ ХIХ века и  в современные годы их открытия. 2. Даты открытий. открытий отчет творческих         работ Раздел 2. Природа России. (24 часа) Тема: Рельеф и геологическое строение(6 часов) 7 Особенности  рельефа России . Комбиниро ванный 1. Главные черты  рельефа России карта  России,  Атлас,  портреты  путешествен России,  Атлас,  картины гор  и равнин. Гехронолгич еская  таблица,  Тектоническ ая карта,  Геологическ Тектоническ ая карта,  Геологическ ая  карта, Атлас Практическа я работа Обозначение гор и  равнин на к.  Геология Физическая  карта  1. Объяснять  закономерности  размещения гор и  равнин. 2.Показывать  на  карте  1. Уметь работать с  тематическими  карте Практическа я работа Выявление  зависимости  Геология Биология 1. Иметь  представление о  8 Геологическое  летоисчисление Изучение  нового  материала 9 Геологическое  строение  территории России. Комбиниро ванный геохронологической  таблице. картами:  геологической,  2. Понятия  эра,  период 1. Расположение  платформ, плит складчатостей,  щитов. 2. Особенности  тектонической. 2. Использовать  1. Работать с  тематическими  картами. 2. Объяснять  зависимость строения земной  коры. размещения форм  рельефа от строения  Практическа я работа Геология между  тектоническим  строением,  рельефом и  Выявление  зависимости  между  тектоническим  строением,  рельефом и  размещение 10 Минеральные  Изучение  1. Месторождение,  1. Показывать на  Составление Геология Коллекция  ресурсы России нового  материала бассейн. 2. Классификация  карте основные  месторождения П. И. картосхемы Экология минералов и  горных  пород, Атлас Практическа Характеристика Геология Физическая  Экология карта  России,  Атлас. Физическая  карта  России,  Тектоническ ая карта,  Атлас.  Математика Атлас Климатическ ая карта 11 Развитие форм  рельефа Изучение  нового  материала 12 Итоговый урок по  Обобщающ теме ий минеральных  ресурсов (по  2. Объяснять  закономерности  происхождению). 1. Примеры  размещения П.И. 1.Показыватъ на карте изменений в рельефе под влиянием  и называть районы  интенсивных  я работа различных факторов; 2. Меры безопасностн  тектонических  движеннй; при стихийных 2.Объяснять влияние  Контрольная работа по  теме (тест) рельефа н  полезных ископаемых  своей местности. Тема: Климат и климатические ресурсы.(6 часов) От чего зависит климат нашей 13 страны Изучение нового материала 1. Факторы, влияющие на климат: геогр.  1.Работать с  климатичекой картой; Практическа я работа 1.Определение  по карте  положение,  солн.  радиация, циркуляция 2.  Объяснять  особенности климата  В..Масс. 2. Солнечная  своей местности. величины  радиационного  баланса; 2. Свойства 14 Атмосферные  Комбиниро 1. Атмосферные  1. Работать с  Составление  Физика Атлас фронты. Циклоны и антициклоны ванный фронты.  2.Циклоны и  синоптической  картой. прогноза погоды местности антициклоны; 3. Трансформация  Испаряемость 15 Закономерности  распространения  Комбиниро ванный тепла и влаги на  территории России Климатическ ая карта,  Синоптическ ая карта (Приложение 1) Содержание КИМов определяется на основе обязательно минимума содержания основного общего образования по географии. Усвоение знаний учащихся   проверяется   на   базовом,   повышенном   и   высоком   уровнях.   Базовый   уровень   подразумевает   овладение   материалом   в   объёме, обеспечивающем способность ориентироваться в потоке поступающей информации, понимать сущность географических объектов и явлений и их пространственное распространение. Повышенный уровень подразумевает знание фактологического материала в большом объёме и овладение более сложными  умениями. Овладение материалом на высоком уровне подразумевает способность творческого применения знаний и умений.   В связи с этим структура КИМов предусматривает наличие трех частей разного уровня сложности.  Часть А – задания базового уровня, основанного на материале школьного  курса географии;  Часть В – задания повышенного уровня с кратким ответом;   Часть С – задания, требующие дать развёрнутый ответ на поставленный вопрос или решить задачу.  Кимы распределены по трём видам контроля: входной, тематический, рубежный, итоговый. Перед каждой работой указана цель проведения. Представлены следующие типы заданий:  С выбором ответа из четырёх вариантов, из которых один является верным;  С выбором неверного ответа;   Установление соответствия;  С применением карт атласов, схем, рисунков, диаграмм, таблиц;  С кратким ответом;  С развёрнутым ответом;  Географические задачи. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса. Приложение 2 Называть:1   площадь   и   численность   населения   России;   морские   и   сухопутные   границы   России;   соседние   государства;   этапы   заселения   и хозяйственного освоения   территории России; основные тектонические структуры ; формы рельефа; сейсмически опасные районы России; важнейшие  бассейны  и месторождения полезных ископаемых;  примеры  рек, различающихся  по типам питания и режима;  примеры  озер с котловинами различного происхождения; различия климата и растительности в пределах России; основные свойства и распространение главных зональных типов почв; меры по охране окружающей среды, примеры охраняемых природных объектов и территорий России; виды природных ресурсов России, районы их размещения; опасные природные явления и меры их предупреждения; географические районы России. Определять: координаты крайних точек и крупных городов; протяженность территории с севера на юг и с запада на восток в градусах и в км.; разницу в местном и поясном времени различных пунктов России и других стран; Количество суммарной солнечной радиации; распределение рек по бассейнам морей и океанов, тип водного режима реки; коэффициент увлажнения по статистическим данным . Описывать   (   характеризовать):географическое     положение   России;   главные   особенности   компонентов   природы;   моря,   омывающие территорию России; опасные явления природы, их влияние на жизнь человека; охраняемые территории своего населенного пункта. Объяснять :влияние географического положения на особенности природы России; особенности рельефа и полезных ископаемых различных территорий России; влияние древнего и современного оледенения на рельеф и горные породы; неоднородность климата разных территорий России в связи с различной ролью основных климатообразующих факторов; особенности типов питания и режима рек в связи с климатом и рельефом; образование атмосферных фронтов; различия погоды в циклоне и антициклоне; образование температурных инверсий, полюса холода северного   полушария;   неоднородность   растительного   и   животного   мира   разных   территорий   России;   различия   в   свойствах   и   плодородии основных типов почв России;  особенности мелиорации земель в различных природных зонах. Прогнозировать  возможные последствия колебаний и изменений климата; положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений и процессов под воздействием человеческой деятельности на примере рек, озер, болот, подземных вод, климата, растительности, животного мира, ландшафтов. Приложение 3 По окончании изучения курса «География: природа России» учащиеся должны владеть следующими компетенциями: Учебно­познавательная   компетенция.  Ученик   овладевает   креативными   навыками   продуктивной   деятельности:   добыванием   знаний непосредственно   из   реальности,   владением   приемами   действий   в   нестандартных   ситуациях,   умением   отличать   факты   от   домыслов, использованием статистических и иных методов познания. Общекультурные   компетенции.  Ученик   должен   быть   осведомлен   об   особенностях   культурологических  основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций.   национальной   и   общечеловеческой   культуры,, Ценностно­смысловые компетенции формируют способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков, принимать решения. Информационные компетенции.  При помощи информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать  информацию. Коммуникативные компетенции формируют навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Компетенции личностного самосовершенствования.  Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что   выражается   в   его   непрерывном   самопознании,   развитии   необходимых   современному   человеку   личностных   качеств,   формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс

Рабочая программа « География: природа России». 8 класс