Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"
Оценка 5

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Оценка 5
Исследовательские работы +1
doc
география
8 кл
20.01.2018
Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"
Целью данной работы является выяснение экологического состояния реки Девица, которая протекает недалеко от школы. В реализации проекта приняли участие учащиеся 6-8 классов. Исследование проводилось в течение нескольких лет. Основные задачи, которые ставили участники проекта: 1.Выявить физико- географические особенности реки Девица. 2.Изучить физический и химический состав воды. 3.Построить таблицу данных, полученных при исследовании реки за несколько лет наблюдений. 4.Выступить по данной проблеме на научно- практической школьной конференции.
проект река.doc
Проектно­ исследовательская работа: «Река моего детства»                         Чуркина Валентина Ивановна,                              учитель географии                                МКОУ «Хохольская СОШ» Хохол  2018 Цель данной работы ­ выяснить экологическое состояние реки Девица. Основные задачи: 1.Выявить физико­ географические особенности реки Девица. 2.Изучить физический и химический состав воды. 3.Построить   таблицу   данных,   полученных   при   исследовании   реки   несколько лет наблюдений. 4.Выступить   по   данной   проблеме   на   научно­   практической     школьной конференции.   за Актуальность: «Послушайте! Речушка вдоль околицы текла Негромкая… Но мы её любили, дети, Она ведь первою была Для нас и, значит Лучшею рекой на свете. Сейчас в ней всякий хлам И ржавь, и слизь зелёная, И хвощ болотный вылез… Как будто люди целью задались Убить её­ И своего добились». Методы: 1.Аналитический 2.Сравнительный 3.Статистический 4.Картографический. Обзор литературы.     При выполнении данной работы использовалась литература краеведческого характера. В пособии для учителя «География Воронежской области» дана общая   характеристика   рек   Воронежской   области   и   имеется   небольшое описание реки Девицы, но к сожалению материал дан очень сжато. Подробная   методика   исследования   реки   приводится   в   пособии   для учителей под редакцией А.В.Даринского. Автор в нём даёт характеристику краеведческого изучения гидрологических условий родного края.     Ф.Н.Мильков в монографии «По родным просторам» в статье «По речным долинам»   остановился   на   топонимике   двух   рек,   имеющих   одно   название «Девица» и предложил своё разграничение в названии данных рек.             В   книге   Б.С.Добржицкого   «Знакомство   с   профессиями   в   обучении географии»   дан   материал,   где   автор   знакомит   с   профессией   гидролога   и приводит приёмы наблюдений за режимом реки.   При выполнении  данной работы использовались Интернет­ ресурсы.       Обзор   литературы   позволяет   сделать   вывод   о   том,   что   к   сожалению материала,   по   данной   теме   не   так   уж   и   много,   поэтому   в   основу   данной работы положены личные исследования и наблюдения. Методика исследования 1.Определение ширины и глубины русла реки. Для определения ширины реки используется рулетка и определяется длина мостика, который перекинут через реку. Глубину реки можно измерить при помощи ручного лота, состоящего из шнура с делениями и груза на его конце. Деления   идут   через   10   см.   Промеры   производятся   по   линии, перпендикулярной направлению течения, через равные расстояния. 2.Определение скорости поверхностного течения. Для определения скорости течения используем поплавки. Для этого находим на реке участок с ровным руслом и через равные расстояния размечаем на нём 4   створа:   первый   по   течению   створ­   пусковой,   второй­   верхний,   третий­ главный, четвёртый –нижний. У створов расставляются наблюдатели, один из них (у главного створа) имеет секундомер. Поплавки (из пробки, пенопласта) забрасывают поочерёдно, каждый  на разном расстоянии от берега. Место их выброса ­ пусковой створ, поэтому к моменту, когда поплавок приплывёт к верхнему створу, он успеет приобрести скорость течения воды в реке. Время прохождения   поплавком   верхнего   створа   по   сигналу   стоящего   здесь наблюдателя   засекает по секундомеру наблюдатель у главного створа, потом он фиксирует время прохождения поплавка через свой створ и нижний, когда ему   подаст   знак   находящийся   там   наблюдатель.     Время   прохождения поплавка   до   нижнего   записывается   под   порядковым   номером   поплавка   в полевой дневник. Затем путь каждого поплавка  (верхний створ­ главный ­ нижний)   делится   на   время   его   движения   и   таким   образом   вычисляется скорость поплавка в м/ сек. Сумма скоростей всех поплавков делится на их число, что даёт величину средней поверхностной скорости воды. Определение запаха воды. В стеклянную коническую колбу с пробкой налить исследуемую воду до 2/3 объёма и сильно встряхнуть в закрытом состоянии. Затем открыть колбу и отметить   характер   и   интенсивность   запаха.   При   оценке   результатов определяем:  а) признаки запаха: Естественного происхождения Развитие   и   отмирание   водных растений,   водорослей   (запах   герани, рыбный, огуречный и др.). Искусственного происхождения Загрязнение   воды   промышленными   и хозяйственными   сточными   водами ( запах гнилостный, ароматический и др.). б) сила и характер запаха по пятибалльной шкале: Балл 0 1 2 3 4 Степень Нет запаха Очень слабый Слабый Заметный Очень сильный Характер запаха Запах совсем не ощущается Запах  обычно не ощущается Запах обнаруживается Запах легко замечается Запах резко выраженный Определение цветности воды.  Цветность   можно   определить,   сравнивая   исследуемую   воду   с дистиллированной. Наблюдаемый цвет может разного оттенка: голубоватый, зеленый,   серый,   желтый   и   т.п.   Это   показатель   определенного   вида загрязнения. При отсутствии окраски вода считается бесцветной.  Определение прозрачности. Для определения прозрачности используется белый диск. Диск опускается на верёвке, которая имеет на конце груз. Глубина на которой диск становится невидимым, показывает прозрачность воды. Исследование мутности. В   стеклянную   пробирку   налить   воду,   предварительно   взболтав   её   Высота столбика   воды   в   пробирке   10   см.   рассмотреть   воду   на   свету,   определить уровень мутности. Мутность воды может быть слабая, заметная, сильная. Исследование осадка воды. В стеклянную пробирку налить речную воду и рассмотреть исследуемую воду на свету. Осадок воды характеризуется количественно ­ по толщине слоя к объёму   пробы   воды:   ничтожный,   незначительный,   заметный,   большой. Качественно ­ по составу: аморфный, кристаллический, илистый, песчаный. Для   описания   русла   и   берегов   реки   определяем   характер   и   извилистость русла, размыв берега, образование отмелей. Использование,   охрана   реки   выявляются   при   осмотре,   а   же   при   опросе местных жителей.   Результаты   исследования   экологического   состояния   реки     заносятся   в таблицу, которая отражает изменение   физико­химических   свойств воды в реке за несколько лет. Данные, полученные в результате исследования реки Девицы.      Река Девица ­ верхний правый приток Дона. Исток расположен близ села Кучугуры   Нижнедевицкого района. Устье ­ недалеко от города Семилуки. Река протекает по овражной местности, принимая ряд притоков: реки Хохол, Россошка,   Ольшанка,   Колотушка.   Еманча,   Гнилушка.   Река   течет   по территории Нижнедевицкого, Хохольского, Семилукского районов. В нижнем течении   реки   на   протяжении   последних   100   лет   производилась   добыча огнеупорной глины, и это полностью перестроило её долинный ландшафт. Под котлованами   карьеров   и   отвалами   исчезли   многочисленные   балки, рассекающие некогда долинные склоны реки.          Питание  реки ­ смешанное. Зимой  она  питается  подземными  водами, весной ­ талыми, летом и осенью дождевыми и подземными. Водный режим отличается неравномерностью в течение года. Река с весенним половодьем. Многолетние   наблюдения   показывают,   что   в   среднем   подъём   воды   весной составляет   0,5   м.   Летом   наблюдается   межень.   Река   покрывается   льдом   в конце ноября, и ледостав длится около 90 дней. Длина реки 75 км, высота истока 120 м, высота устья 75м, падение 35 м, уклон реки 4см/км,  средняя скорость 0,3 м/сек. Оценка результатов исследования экологического состояния реки Девица в микрорайоне МКОУ «Хохольская СОШ» Показатели Ширина Глубина Прозрачность Мутность Осадок 2011г. 9,8м 85 см 32см Заметная  илисто­ песчанный 2013г. 9,6 м 84см 30см заметная заметный илистый заметный илистый 2016г. 9,4м 82см 28см заметная Цвет Запах зеленоватый водных   растений 2б. зеленоватый заметный гнилостный 3б. зеленоватый заметный гнилостный3б На   основе   анализа   полученных   данных   делается   вывод   об   экологическом состоянии реки. Вывод.     Анализ полученных данных говорит о том, что прослеживается тенденция изменения физико­химических свойств воды в негативную сторону. Вода в реке   достаточно   мутная,   обладающая   запахом,   как   естественного,   так   и искусственного   происхождения.   Цвет   воды   с   зеленоватым   оттенком,   дно илистое. Река поросла ряской и другой водной растительностью. Река год от года мелеет. Побережье правого берега реки превратилось в пастбище для крупного   рогатого   скота,   поэтому     правый   берег   реки   сильно   выбит,   а водопой ­ дополнительный источник загрязнения. Во время весеннего таяния снега,   сильных   дождей   в   реку   стекают   дорожные   стоки,   насыщенные нефтепродуктами, отходами личного подворья, а так же стоки с близлежащих предприятий.   Крупным   загрязнителем   реки   является   сахарный   завод, расположенный на территории р.п. Хохольский. Всё это говорит о том, что антропогенная нагрузка на реку за последние годы увеличилась. Заключение. 2017 год в России объявлен годом экологии. Для жителей нашего района он стал напоминанием о том, что до экологической беды рукой подать. Отрадно отметить, что в последнее время в нашем районе проблеме малых рек стало уделяться   внимание со стороны администрации  района. Началась очистка русла реки Хохол, притока р. Девица.  Данная работа может использоваться на уроках краеведения в  6­7 классах и на уроках физической географии России в 8 классе.  Список литературы 1.С.Н.Воробьёв,   В.В.Подколзин   и   др.   География   Воронежской   области. Воронеж ВГПУ 2010 2.   «По   родным   просторам»   под   редакцией   Ф.Н.Милькова.   Издательство Воронежского университета, 1992. 3. «Краевдение» под редакцией А.В.Даринского. М. «Просвещение», 1987 4.Интернет­ресурсы. Реализация проекта

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"

Проектно-исследовательская работа "Река моего детства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018