"Практические работы по географии для 8 класса"
Оценка 4.8

"Практические работы по географии для 8 класса"

Оценка 4.8
Лабораторные работы
doc
география
8 кл
10.01.2017
"Практические работы по географии для 8 класса"
В данной разработке представлены все практические работы , которые необходимо провести в курсе " География России", 8 класс. Данная разработка составлена по курсу географии Классическая линия, издательство "Дрофа". Авторы : В.П Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром,А.А.Лобжанидзе. География России 8- 9 класс, 1 часть.
Практические работы по географии 8-кл..doc

Географическое положение России

Практическая работа №1.

Характеристика географического положения России.

Ход работы: 

План характеристики географического положения страны

  1. На каком материке находится страна, в какой его части?
  2. Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?
  3. В каких поясах освещенности находится страна?
  4. Каковы сухопутные и морские границы страны?
  5. Какой город является столицей?
    В какой части страны он находится?
    Какие имеет географические координаты?

    На  контурной карте России:

  1. Красным цветом обозначьте государственную границу России;
  2. Определите протяжённость России с севера на юг по 100о в.д. и с запада на восток по 60о с.ш. (до залива Шелихова);
  3. Подпишите названия приграничных с Россией государств;
  4. Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);

Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.

Практическая работа № 2.

Решение задач

по определению местного и поясного времени.

Ход работы:

Вариант 1.

1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.

Вариант 2.

1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут

Для определения местного времени необходимо:

  1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
  2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
  3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
  4. Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости перевести в часы и минуты;
  5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.

Например:

Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.

  1. меридиан Самары - 51º в.д.;
  2. меридиан Магадана - 151º в.д.;
  3. расстояние в градусах:  151º  - 51º  = 100º
  4. разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;
  5. местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут

Практическая работа № 3.

Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.

Ход работы:

Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:

Географический объект

Тектоническая структура

Форма рельефа

Полезные ископаемые

Вывод

                                 

Русская равнина

 

 

 

 

Хибины

 

 

 

 

Западно-Сибирская равнина

 

 

 

 

Урал

 

 

 

 

Сихотэ-Алинь

 

 

 

 

Большой Кавказ

 

 

 

 

 

Климат и климатические ресурсы России

Практическая работа № 4.

Определение  по  картам  закономерностей  распределения  суммарной  солнечной  радиации,  выявление  закономерностей  распределения  средних  температур  января  и июля,  годового  количества  осадков  и  коэффициента  увлажнения  по  территории  России.

 Ход  работы:

  1. Используя  карты  атласа,  текст  и  карты  учебника , заполните  таблицу:

Город

Суммарная  солнечная  радиация  (ккал.см2/год)

Средняя температура  января

( °С )

Средняя температура  июля

( °С )

Годовое  количество  осадков

( мм )

Испаряемость

( мм )

Коэффициент  увлажнения

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сделайте  вывод  о  закономерностях  распределения  суммарной  солнечной  радиации,  температуры воздуха  и  коэффициента  увлажнения.

 

 Вариант  1.

Мурманск,  Санкт-Петербург,  Москва,  Самара,  Астрахань

Вариант  2.

          Нарьян-Мар,  Архангельск,  Нижний  Новгород,  Волгоград,  Махачкала

 

 

 

Практическая работа № 5

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов

Картинка 30 из 764

Ход работы.

  1. Рассмотрите синоптическую карту
  2. Какие климатические явления отображены на карте?
  3. Опишите прогноз погоды  во Владивостоке и Иркутске
  4. В тетради  составьте рассказ о прогнозе погоды.

Практическая работа № 6.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

Ход  работы:

Используя  текст  учебника,  карты  атласа,  справочную  литературу  и  другие  источники  информации,  дайте  оценку  основных  климатических  показателей  одного  из  регионов  России  для  жизни  и  хозяйственной  деятельности  населения  по  следующему  плану:

1.       В  какой  части  России  находится  описываемый  регион?

2.       В  каком  климатическом  поясе  и  в  какой  климатической  области  расположен  данный  регион?

3.       Основные  климатические  показатели  данной  территории:

- средняя  температура  января  и  июля;

- годовое  количество  осадков  и  их  сезонность;

- коэффициент  увлажнения.

4.       Вывод  о  степени  благоприятности  данной  территории  для  жизни  и  хозяйственной  деятельности  человека. 

Вариант  1.  Полуостров  Таймыр.

Вариант  2.  Прикубанская  низменность.

 

 

Внутренние воды и водные ресурсы России

Практическая  работа № 7.

Составление  характеристики  одной  из  рек  с  помощью  тематических  карт  и  климатограмм  и  определение  возможностей  её  хозяйственного  использования.

 Ход  работы:

 Используя  текст  учебника,  физическую  (стр. 14–15),  климатическую  карты  (стр. 17),  карту  водных  ресурсов  (стр. 21)  и  климатограммы  атласа  (стр. 17),  карту  экологических  проблем  (стр. 26–27),  справочную  и  дополнительную  литературу,  дайте  описание  одной  из  рек  России  по  типовому  плану:

 Местонахождение  реки  на  территории  России  (в  какой  части  России  и  по  какой  территории  протекает  река);

  1. Местонахождение  истока  реки;
  2. Местонахождение  устья  реки  и  его  вид;
  3. К  бассейну  какого  океана  или  внутреннего  стока  относится  река;
  4. Площадь  бассейна;
  5. Длина  реки;
  6. Падение  и  уклон  реки;
  7. Величина  годового  стока;
  8. Питание  и  режим  реки;
  9. Крупнейшие  левые  и  правые  притоки;
  10. Крупнейшие  города  на  берегах  реки;
  11. Использование  реки  человеком  в  настоящее  время;
  12. Возможности  использования  реки  в  будущем;
  13. Проблемы  реки  и  пути  их  решения.

Вариант  1.  Енисей.

 

Вариант 2.  Лена.

 

Вариант  3.  Обь.

 

Вариант  4.  Амур.

 

Вариант  5.  Волга.

 

Вариант  6.  Дон.

 


Практическая работа № 8.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Картинка 5 из 27

 

 

Практическая работа № 9.

 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России и составление прогноза их использования.

Картинка 5 из 27

Ход работы

1.                  Рассмотреть карту водообеспеченности России водными ресурсами

2.                  Выявить территории, наиболее обеспеченные водными ресурсами.

3.                  Каковы закономерности распределения речного стока?

4.                  Составить прогноз использования водных ресурсов в Восточной Сибири.

5.                  Высказать свои предложения по использованию вод данного региона.

 

 

Почва и почвенные ресурсы России

Практическая работа № 10.

 Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв

 и оценка их плодородия.

Ход работы:

       Используя  текст  учебник,  составьте  схему,  показывающую  влияние  важнейших  природных  почвообразующих  факторов  на  плодородие  почвы  и  использование  её  человеком.  Дайте  краткую  характеристику  каждого  названного  фактора  и  назовите  его  влияние  на  образование  почвы.  Сделайте  вывод  о  плодородии  почвы.

Вариант  1.  Тундрово-глеевые  почвы.

Вариант  2.  Подзолистые  почвы.

Вариант  3.  Мерзлотно-таёжные  почвы.

Вариант  4.  Дерново-подзолистые  почвы.

Вариант  5.  Чернозёмы  ( типичные ).

Вариант  6.  Бурые  полупустынные  почвы.

Образец выполнения работы:

Краснозёмы.

pract_14.gif 

 

 

Практическая работа № 11.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса.  

Ход работы:

  1. Используя представленный шаблон, охарактеризуйте изменение основных  компонентов  природы  в результате глобального потепления климата на планете и   спрогнозируйте  изменение  растительного  и  животного  мира:

 

 

 

 

Глобальное  потепление

климата

 

 

 

 

 

 

 

Опустынивание

 

Изменение годового

количества осадков:

_________________

_________________

 

Изменение внутренних вод:

_________________

_________________

 

 

 

 

 

Изменение почв:

_________________

_________________

 

Изменение растительности:

_________________

_________________

 

Изменение животного мира:

_________________

_________________

  1. Покажите  стрелками  возникающие  между  деятельностью  человека  и  компонентами   природы   причинно-следственные   связи;
  2. Сделайте   вывод   об   изменении   растительного   и  животного   мира   в   зависимости   от   изменения   хотя   бы   одного   другого  компонента   природы.

Природные комплексы Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Практическая работа № 12.

Составление характеристики географического положения Нижнего Новгорода

и Нижегородской области

Ход работы:

    Используя план описания физико-географического положения территории, дайте характеристику географического положения Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

План описания физико-географического положения

Нижнего Новгорода и Нижегородской области:

1.      В какой части страны находится Нижегородская  область?

2.      Размеры области (площадь территории, протяжённость с севера на юг и с запада на восток).

3.      Вид географического положения (приморское или внутриконтинентальное, внутреннее или приграничное, центральное или периферийное).

4.      С какими субъектами Российской Федерации и где граничит область?

5.      Положение Нижнего Новгорода относительно области.

6.      Географические координаты города Нижнего Новгорода.

7.      Особенности географического положения Нижегородской области области (положение на Русской равнине и между какими реками расположена большая часть территории области?).

8.      Особенности рельефа и природных условий (характер рельефа, климатический пояс и степень благоприятности для жизни и деятельности человека).

9.      Вывод о географическом положении Нижнего Новгорода и области

 

Практическая работа №13

Составление таблицы ”Природные комплексы Нижнего Новгорода и Нижегородской области”.

Картинка 1 из 57

Ход работы

Используя карту ТПК Нижегородской области и тематические карты атласа Нижегородской области, составить таблицу.

ПТК

Климат

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Хозяйственная деятельность людей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа № 14

Составление схемы влияния человека на природные комплексы Нижегородской области

Ход работы

  1. Заштриховать на контурной карте территории больше всего измененные деятельностью людей.
  2. Сделать выводы.

 

 

Картинка 3 из 57



Скачано с www.znanio.ru

Географическое положение России

Географическое положение России

Практическая работа № 3. Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий

Практическая работа № 3. Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий

Практическая работа № 5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов

Практическая работа № 5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов

Внутренние воды и водные ресурсы

Внутренние воды и водные ресурсы

Практическая работа № 8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа…

Практическая работа № 8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа…

Почва и почвенные ресурсы России

Почва и почвенные ресурсы России

Глобальное потепление климата

Глобальное потепление климата

Практическая работа №13 Составление таблицы ”Природные комплексы

Практическая работа №13 Составление таблицы ”Природные комплексы

Практическая работа № 14 Составление схемы влияния человека на природные комплексы

Практическая работа № 14 Составление схемы влияния человека на природные комплексы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017