Доклад «Успехи и трудности в обучении и развитии пятиклассников »
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа
5 кл
13.05.2019
Выступление классного руководителя на школьном методическом объединении. В докладе затрагивается актуальная тема адаптации обучающихся на новой ступени обучения. Рассматриваются причины неудач на данном этапе обучения, а также пути их решения. Приводятся примеры положительной работы в данном направлении в проведённых мероприятиях для обучающихся 5 класса.
Доклад ШМО кл.рук-лей.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«Инсарская общеобразовательная школаинтернат для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
«Успехи и трудности в обучении и
развитии пятиклассников »
Подготовила:
Жданкина И.Н.,
классный руководитель 2018 г.
Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что
хочет педагог.
(Ж.Ж. Руссо)
Живя в мире, который находится в постоянном движении и развитии,
современный педагог, повышая свой профессиональный уровень и применяя в
своей работе инновационные технологии, прежде всего не должен забывать об
обучающемся.
Ценно мастерство педагога, умеющего создавать и организовывать особую
образовательную, развивающую среду, помогающую абсолютно каждому
обучающемуся раскрыть максимум своих способностей.
Только компетентный педагог способен принять новые смыслы
педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и
определить стратегию своей успешности, а значит и успешности ребенка.
Практически любой педагог скажет, что начало пятого класса — сложный
период, и не только для ребенка, но и для учителей, воспитателей и для
родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного
процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом.
Первая часть школьной жизни уже позади ребенок отучился в начальной
школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно
относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь
несколько месяцев назад. Он теперь пятиклассник! Подростку предстоит
понять требования средней школы и приспособиться к ним.
Выходя из начальной школы, дети сталкиваются с иным укладом школьной
жизни — несколько кабинетов, а не один класс, много преподавателей, а не
одна учительница. В этот период и учителя, и воспитатели должны быть
особенно внимательны к детям, и выполнять следующие правила.
1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное
принятие ребенка, несмотря, на неудачи, с которыми он уже столкнулся
или может столкнуться.
2. Учитывать темперамент ребёнка в период адаптации к
школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо
труднее привыкают к классу, быстро теряют интерес и к учёбе, и к
школе, и к своему классу. 3. Организация учебного труда так, чтобы каждому ребёнку
захотелось учиться, а для этого нужно формировать интерес к предмету
в целом. Радость от постижения нового самый лучший мотивирующий
фактор.
4. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности
ребенка.
поддерживать в нём уверенность в своих силах.
Успешность адаптации умственно отсталого пятиклассника зависит не только
от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет
налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами,
соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых.
5. Не забывать чаще хвалить ребёнка за малейший успех и
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке
приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю
преподавания каждого учителя.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до
половины всего числа пятиклассников коррекционной школы.
Педагогам необходимо знать основные причины трудностей, возникающих у
пятиклассников в учении, и помогать их преодолеть.
Причины учебных трудностей и способы их преодоления :
1.Недостатки учебной подготовки.
У многих пятиклассников есть пробелы в знаниях за предшествующие
периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и
навыки.
Помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял
даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Для этого нужно
пошагово выполнить задания, подробно объясняя, что и как делаеть.
2.Несформированность необходимых мыслительных действий и операций
(анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками
развития внимания и памяти.
Пятый класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков.
Развитие психических процессов лучше проводить не на учебном материале, а
в форме игры, постепенно перенося навыки на учебную ситуацию.
3. Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание и
«невозможность» заставить себя постоянно заниматься. Пятиклассники испытывают немалые затруднения в преодолении внешних, а
тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда их цель не привлекает.
Для них характерно эмоциональное отношение к любой деятельности, поэтому
нужно добиться, чтобы учебные занятия вызывали положительные
эмоциональные переживания.
Рекомендации для педагогов. Чем можно помочь ?
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом
контроле со стороны педагогов, поскольку не всегда может сам
сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе
интересно бывать потому, что там много друзей.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей предметников.
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка,
самостоятельности ответственности за себя и свои поступки.
Если вас, чтото беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь уточнить, и
принять соответствующие меры воздействия.
Основными помощниками педагогов в сложных ситуациях являются
терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат
в классе для ребенка.
Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена
классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу
дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами.
Принятие классных и школьных, социальных и этических норм,
формирование умения соблюдать их , происходит у детей также с помощью
классного руководителя.
детей в первые месяцы обучения.
Опрос «Что в школе стало сложнее?», дети дали такие ответы:
•
каждого);
•
•
•
непривычное расписание (новый режим);
другие кабинеты, которые неизвестно как расположены;
новый классный руководитель;
Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у
Разные учителя (трудно запомнить, привыкнуть) к требованиям в средней школе мы снова самые маленькие, а в начальной были уже
•
большими;
•
проблемы со старшеклассниками.
Помогут в этом деле разного рода поручения: подготовка праздничного
мероприятия, участие в конкурсах, викторинах, спортивных соревнованиях,
вымыть доску или полить цветы. Необходимо подчеркнуть важность любого
поручения, и тогда ребенок будет ощущать свою значимость, ему будет уютно
и комфортно в этом коллективе, он — часть его.
Пятиклассники очень нуждаются в позитивных отзывах педагогов. Поэтому
создание ситуации успеха для ребят и связанные с ними эмоциональные
переживания являются действенными мотивами для успешного обучения. В
течение всего 5 класса необходим персональный контроль над сильными и
слабыми учениками.
Не менее важной проблемой являются страхи в отношениях с учителями, они
также негативно сказываются на успешности обучения ребенка.
Личный контакт с учителем. Отношение к предмету определяется
личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то
нравится и предмет. Для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Я стараюсь поддерживать те традиции, которые они вместе с учителем
начальных классов создавали и хранили на протяжении четырех лет, с
последующей трансформацией их с учетом возраста. Это организация и
проведение различных праздничных мероприятий, участие в конкурсах,
экскурсии и др.
Наверное, было бы несправедливо сказать, что переходу в среднее звено
сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных
моментов в переходном периоде. Большинство школьников быстро
адаптируются и легко преодолевают все сложности.
проведенного
По результатам
анкетирования выявления школьной
мотивации можно сказать, что у большинства опрошенных детей
сформирована достаточная школьная мотивация, и сделать следующие
выводы:
•
3 (37.5%) обучающихся имеют низкий уровень школьной мотивации
( Катаскин Леша, Земсков Максим, Пронин К.). Можно предположить, что
эти ребята посещают школу неохотно,
на уроках могут заниматься
посторонними делами, играми. •
4 (50 %) человек имеют положительную школьную мотивацию,
однако школа привлекает таких детей больше внеучебной деятельность, в
школе интересно общаться со сверстниками, с педагогами.
(Соколов Егор, Лисёнкова Даша, Принц Ольга, Леваев В., ).
1 (12,5%) учеников имеют хорошую школьную мотивацию (Романова
•
Карина), она успешно справляется с учебной деятельностью.
В учебных, и во всех других занятиях важно помочь ребёнку выработать
объективные критерии
успешности и неуспешности, развить у него
стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых)
пути их совершенствования.
Литература:
1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.
2. Безруких М.М. Ребенок идет в школу. М., 2000. 350с.
3.Венгер Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе? М., 1994. 252с
4.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. /В кн.
Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского). М:
Просвещение, 1973. С. 6697.
5.Мир детства. Младший школьник. Составители А.В. Захарова, В.И.
Слободчиков. М.: Педагогика, 1981. 398 с
6.Нижегородцева Н.В. Психологопедагогическая готовность ребенка к
школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. М.:
Владос, 2001. 256с.
7.Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск.1998.
8.Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.
Доклад «Успехи и трудности в обучении и развитии пятиклассников »
Доклад «Успехи и трудности в обучении и развитии пятиклассников »
Доклад «Успехи и трудности в обучении и развитии пятиклассников »
Доклад «Успехи и трудности в обучении и развитии пятиклассников »
Доклад «Успехи и трудности в обучении и развитии пятиклассников »
Доклад «Успехи и трудности в обучении и развитии пятиклассников »
Доклад «Успехи и трудности в обучении и развитии пятиклассников »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.