Актуальность проекта
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
1. Формировать представления детей о народных художественных промыслах (Хохлома, Гжель, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Семикаракорская роспись).
2. Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
3. Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др,). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;
4. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение, при составлении декоративной композиции, на основе того или иного вида народного искусства, использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Цели проекта
Задачи проекта
Образовательные:
Познакомить детей с народными промыслами.
Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, хохломской и городецкой росписью, гжелью, семикаракорской росписью.
Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
Учить видеть красоту и своеобразие дымковской и филимоновской игрушки, хохломской, городецкой и гжельской росписи.
Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
Учить использовать растительные элементы.
Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Воспитывать эстетические и этические чувства.
Воспитывать любознательность.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей.
Развивать чувство цвета, композиционные умения.
Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Ожидаемые результаты проекта
Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской, семикаракорской росписи.
Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
• Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
• Составление плана работы с детьми по проекту.
• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
2 этап - Основной
Перспективное планирование по проекту.
Тема | Сроки проведения занятий | Цель |
Золотая хохлома. | октябрь | Золотая хохлома. Рисование. |
Сказочная гжель. | ноябрь | Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам. |
Филимоновские игрушки - свистульки. | декабрь | Познакомить с творчеством филимоновских мастеров. Показать особенности лепки филимоновской игрушки; учить добиваться точности в передаче формы; развивать моторику рук. |
Богородские игрушки. | январь | Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке. |
Дымковские игрушки. | февраль | Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки. |
Городецкие игрушки. | март | Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти. |
Искусство Жостова. | апрель | Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью. |
Семикаракорская посуда | май | Знакомство с традиционным донским художественным промыслом – семикаракорская роспись. Знакомство с элементами семикаракорской росписи, закреплять умение работать кистью. |
Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье». | ||
Выставка художественного творчества «Донские промыслы». |
3 этап – заключительный
Предполагаемый результат:В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров и жизни казаков. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.
Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.