Проект
«Формирование дошкольника, как будущего читателя»
Составитель:
учитель-логопед Могирь Т.А.
Слушание и чтение книг – один из главных факторов, определяющих языковое и речевое развитие. Своевременное приобщение ребёнка к книге может снять проблему грамотности.
Не приобщив ребёнка к книге в дошкольный период его жизни, мы, взрослые, тем самым создаём трудности его обучения в дальнейшем. Программы начальной школы предполагают серьёзную и интересную работу по литературе, но по-настоящему она станет возможной только тогда, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены в период до 7 лет, когда ребёнок придёт в школу читателем, понимающем смысл и значение книги.
Приобщение ребёнка к книге необходимо начинать с раннего детства. Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Поэтому задача родителей и педагогов – научить детей любить книгу. Основные тезисы программы «Детство» - поддержания активного тяготения к книге, развитие интереса и любви к чтению, речевое развитие и формирование личности ребёнка в целом с помощью возрождения семейного чтения.
Для решения поставленных задач мною выбраны следующие направления работы:
1. Создание книг-самоделок на тему: «Сказка про маму», выставка-конкурс книг;
2. Проведение литературной викторины, награждение участников конкурса книг-самоделок.
Создание книг-самоделок
Книги выполняются в свободном формате: толстый или тонкий переплёт, книжка-раскладушка; иллюстрации выполнены карандашом, фломастером, красками; иллюстрации должны отражать название книги: как мама выглядит, кем работает, чем занимается в доме, совместный досуг мамы и семьи, возможно любимое мамино платье или что мама лучше всего готовит на кухне, что бы хотелось ей подарить или сделать, чтоб порадовать её, всё это отразить в иллюстрациях и т.д.
Участвуют средние, старшие и подготовительные группы, организуем выставку-конкурс книг-самоделок в зале к 8 Марта, участники будут награждены в день проведения «Литературной викторины».
Литературная викторина с элементами драматизации
«Чудесная страна сказок»
Цели:
· Обобщать знания детей о сказках; учить устанавливать причинно-следственные связи, пользоваться сложными предложениями с союзом потому что;
· Формировать выразительную сторону речи через театрализованные игры; стимулировать память, мышление;
· Воспитывать любовь к чтению и сказкам.
Оборудование:
Картинки предметов из сказок, грамоты и книги в подарок детям- участникам конкурса.
Организационный момент
Ведущий:
- Здравствуйте, гости дорогие! Наверно, устали? Посидите, отдохните. Сказочку послушайте. Летела сова – весёлая голова, вот она летела, летела и села; хвостиком повертела и по сторонам посмотрела… Это присказка, а сказка вся впереди. Есть чудесная страна, её на карте не найти… Ленивым нет туда пути. Хотите в страну сказок войти? Запомните волшебные слова: «Крибле-крабле-бум». Повторим. Вот и мы и в сказке.
Основная часть
1. Узнай сказку по отрывку в игре-инсценировке «Бабушка и внучка», роли играют дети подготовительной группы.
Выходят внучка с бабушкой.
Ведущий:
-А у меня для вас сюрприз. Со мной пришла моя бабушка – замечательная рассказчица. Попросим её сказку рассказать.
Бабушка:
- Да, внученька, сказок-то я много знала, да вот старость не радость – всё забылось, перепуталось, боюсь расскажу, да не так.
Ведущий:
- Не бойся, бабушка, если что не так, дети мигом поправят.
Бабушка:
- Ну, слушайте. Идёт медведь по лесу, уж притомился, говорит: «Сяду на пенёк, съем пирожок». А Машенька ему из короба: «Кто сидел на моём стуле и сломал его?!»
Ведущий:
- Дети, бабушка что-то напутала. Вы догадались какие сказки соединила бабуля?
Ведущий:
-Бабушка, расскажи ещё.
Бабушка:
- Боюсь, ещё смешнее выйдет. Расскажу вот эту. Растёт у стариков дочка не по дням, а по часам: сама беленькая, точно снег, работа в руках спорится, а песню запоёт – заслушаешься: «Козлятушки-ребятушки! Отопритеся, отворитеся!»
Ведущий:
- Что напутала в этот раз бабушка?
Ведущий:
- Всё равно, ты самая любимая и весёлая бабушка. И ребятам ты тоже понравилась.
Бабушка:
- А ребята сказки знают, молодцы.
Герои прощаются и уходят.
2. Составление сложных предложений в игре «Почемучка»
Ведущий читает предложения, дети с места дополняют их.
Дед и баба плачут, потому что…
Дед не может вытянуть репку, потому что…
Снегурочка растаяла, потому что…
Теремок сломался, потому что…
Лиса съела Колобка, потому что…
3. Инсценировка «Живой снеговик»
Ведущий:
- Хоть сейчас и весна на дворе, а снега-то полным – полно, давайте вспомним, как зимой мы веселились на улице. Вставайте на ноги и повторяйте движения за мной!
День весёлый и морозный,
День искрится, словно звёзды.
Щиплет за нос Дед Мороз.
Но не видно детских слёз.
Плакать некогда нам, братцы,
В лесу всегда есть чем заняться!
Снега надо наносить
И Снеговика слепить.
Эй, ребята, дружно, смело
Принимаемся за дело… Дети повторяют движения за ведущим.
Занялись мы вместе лепкой,
Ком скатали крепкий-крепкий.
И поставили на нём
Мы второй и третий ком.
Вот шапка – я ведро принёс.
Вот морковка – будет нос. А я нашёл два уголька,
Это будут два глазка!
Выходит Снеговик.
Снеговик:
Я художник-снеговик,
Оживаю в этот миг.
Кисть возьму и нарисую
Иллюстрацию любую
Приготовьте свои глазки –
Угадайте эту сказку.
Снеговик показывает рисунки, на которых изображены предметы из сказок, дети отгадывают сказку.Снеговик прощается и уходит.
Заключительная часть, награждение участников конкурса книг-самоделок.
Ведущий:
-Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно и красиво говорить, были активными. Вы знаете и любите сказки. Читайте и дальше книги сами, с родителями, рассказывайте сказки младшим братьям и сёстрам и придумывайте свои. Кто любит книги, умеет читать – того книголюбом можно назвать! А сейчас нам надо вернуться в детский сад, произнесём магические слова: «Кибле-крабле-бум», вот мы и дома.
Недавно вы сами были сказочниками и авторами своих книг. Мы провели выставку-конкурс книг-самоделок на тему «Сказка про маму», вы все смогли посмотреть книги на нашем стенде. Мы не смогли отобрать самую лучшую книгу, потому что все книги замечательные, выполнены с особым старанием и теплотой и ни одна не похожа на другую. И сегодня мы награждаем всех участников этого конкурса, вы все победители!
Ведущий награждает детей и прощается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.