Должностные нормы физической подготовленности.
Оценка 4.7

Должностные нормы физической подготовленности.

Оценка 4.7
docx
23.10.2024
Должностные нормы физической подготовленности.
Методическая разработка на тему 1.docx

МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ДОЛЖНЫХ НОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Целовальникова Л.А,

преподаватель физической культуры

 

Общественно-политическое явление - физическое воспитание, как любой педагогический процесс, имеет конечную цель. Цель физического воспитания - воспитать физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к труду и к защите Родины. Эта общая цель регламентирует процесс и результаты физического воспитания. Реализация ее осуществляется посредством решения группы задач.

Задачи, стоящие перед каждым звеном системы физического воспитания, конкретизируются нормативными требованиями, составляющими содержание учебных программ по физической культуре и комплекса ГТО. Результаты физического воспитания, выражаемые через постановку конкретных задач, имеют нормативное (количественное) выражение. Таким образом, уровень норматива, заложенного в государственные программы по физической культуре для разных типов учебных заведений, ГТО и ЕВСК, в значительной мере регламентирует процесс и определяет цель конечного (или промежуточного) этапа физического воспитания. Уже это предъявляет высокие требования к научному обоснованию нормативов, функционирующих в системе физического воспитания и спорта. (Арестов Ю.М., 1967г.).

В настоящее время, к сожалению, разработка норм оценки физической подготовленности еще не удовлетворяет всем возросшим требованиям, предъявляемым трудовой, оборонной и спортивной практикой, в моторике людей разного возраста.

Переход на разработку должных норм - это, бесспорно, качественно новый подход к методике построения нормативных требований.

В физическом воспитании и спорте с целью характеристики уровня физической или спортивной подготовленности людей часто применяются различного вида нормы.

Норма - это мера измерения, контрольная цифра, это критерий, позволяющий сделать оценку. Например, в ЕВСК - это уровни разрядных нормативов; в комплексе ГТО - нормативные показатели конкретных ступеней; в учебных программах по физической культуре - оценочные градации по баллам.

Существуют три вида норм: сопоставительные, индивидуальные и должные. В практике физического воспитания чаще проводятся исследования с целью разработки сопоставительных  норм, реже - индивидуальных, и, к сожалению, почти отсутствуют нормы должного порядка. На это есть свои причины. Разработка должных норм связана с анализом требований, предъявляемых трудовой, оборонной, спортивной и бытовой деятельностью к физическим возможностям людей. Иными словами: необходимо знать требования конкретной деятельности и уровень физической подготовленности, обеспечивающий их выполнение.

В теории физического воспитания отсутствуют законченные рекомендации по методологии построения должных норм, это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на уровень научной обоснованности программно-нормативных основ советской системы физического воспитания. В частности, с целью дальнейшего совершенствования Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО целесообразно привести его содержание в соответствие с требованиями научно-технического прогресса. Это направление предусматривает усиление прикладности комплекса ГТО, повышение его соответствия основным требованиям жизни и деятельности человека. При такой постановке вопроса, естественно, возникает необходимость в разработке норм комплекса ГТО должного характера.

Функции норматива многообразны. В одном случае он выступает как ориентир, выполнение которого обеспечивает достижение конкретного результата. Нередко с целью поощрения занимающихся разрабатываются специальные нормативные требования. В этом случае норматив выполняет функции стимулирующего фактора (функция стимулирования). В этом случае норматив не должен быть завышен или равен текущему уровню физической подготовленности конкретного возрастного контингента, то есть с учетом данных морфофункционального состояния он должен быть рассчитан на соответствующий этап (процесс) обучения (тренировки).

Норматив выступает также и в функции итогового показателя. Например, достижение конкретного результата с целью получения итоговой оценки по физическому воспитанию Вот почему норматив и оценка тесно связаны между собой. Действительно, выполнение конкретного норматива - это своего рода оценка текущего, итогового или любого иного состояния. Наиболее частый норматив выполняет контрольную, информационную, стимулирующую, обучающую, оценивающую и ориентирующую функции. (Бондаревский Е.Я., 1974г.).

Необходимость разработки (или постулирования) общих принципов, которые целесообразно положить в основу разработки нормативных требований учебных программ по физическому воспитанию для разных типов учебных заведений, очевидна. С учетом экспериментальных данных прошлых исследований в основу построения нормативных требований программ по физической культуре положены следующие принципы:

Принцип "должных величин". Реализация этого принципа состоит в разработке такого уровня нормативных требований, который позволяет успешно справляться с задачами, выдвигаемыми жизнью, спортивной и оборонной деятельностью. В этом случае уровень норм четко регламентируется требованиями к конкретной деятельности: готовность к труду, выполнению спортивного разряда и др.

Эти принципы, отражая основные положения теории спортивных достижений должны быть исходными при разработке нормативных требований физической культуры и спорта (учебные программы, ГТО и ЕВСК).

Принцип "цикличности норм". Суть этого принципа состоит в потребности иметь нормы, отвечающие жизни. Они должны быть динамичны. Действительно, известно, что физические возможности людей различных поколений не одинаковы. Изменение (положительное) факторов, определяющих материальные условия жизни, улучшение технической оснащенности процесса обучения, рост спортивной индустрии и методических принципов, лежащих в основе занятий физическими упражнениями и спортом - все это положительно отражается на уровне физических возможностей людей, выдвигая в качестве важного условия построения нормативных основ системы физического воспитания периодический пересмотр нормативов.

Принцип "реального учета физической подготовленности" (доступности). Программирование нормативов (учебных, ГТО) без учета реального уровня физической подготовленности контингента приводит к нарушению принципа доступности в обучении.

Принцип "порязрядной дробности" (дифференцированной системы оценки результатов). В ЕВСК - это уровни разрядных нормативов, в комплексе ГТО - ступени, в учебных программах - оценочные градации по баллам. Поразрядная дробность выполняет функцию стимулирования занимающихся на достижение более высоких спортивных результатов.

Принцип "единых шкал". При программировании нормативов (учебных, ГТО, ЕВСК) без достаточного основания и весьма произвольно применяются различные шкалы и их комбинации: пропорциональные, прогрессирующие и, что совершенно недоступно (например, для норм учебных программ), регрессирующие шкалы. Это отрицательно влияет на качество программирования нормативных требований, затрудняя разработку норм на единой основе, что, естественно, ухудшает преемственность между нормами, например, учебных программ разных типов учебных заведений. Чтобы устранить недостатки, возникающие при разработке нормативных требований, представляется целесообразным применение единых шкал.

Принцип "реального учета особенностей физического развития". Двигательные возможности людей в определенной мере зависят от особенностей телосложения: тотальных размеров, пропорции тела и конституциональных особенностей.

Известно, что результаты во многих физических упражнениях зависят от тотальных размеров тела ребенка. Например, в метаниях преимущество имеют дети с большой массой; в прыжках с высотой - более высокие; в упражнениях, достижения в которых определяются величинами относительно силы (например, в подтягиваниях), лучшие показатели у детей с небольшой массой.

            Использованием метода многошаговой регрессии канонических величин показано, что влияние физического развития на результативность спортивных действий достигает всего 60%. (Пензулаева Л.И., 1973г.)

            В настоящее время подготовленность оценивается путем сравнения физических возможностей отдельного человека с возможностями других. Для этих целей служат так называемые сопоставительные нормы. На данном принципе основываются многие оценочные шкалы, используемые в области физического воспитания. Он лежит и в основе построения норм Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО.

            Подобная оценка физической подготовленности с помощью формальных шкал, позволяющих характеризовать степень развития двигательных способностей отдельных индивидуумов, может успешно выполнять ряд функций, присущих нормативу. Однако использование указанных шкал для оценки степени готовности человека к практической деятельности представляется неправомерным, так как они не отражают конкретных требований жизни. (Рудик П.А., 1967г.).

            Однако говорить, что представленные в комплексе ГТО нормативы в случае их выполнения в полной мере обеспечивают готовности человека к трудовой и оборонной деятельности, нельзя, ибо они не отражают, например, требований, которые предъявляются к физической подготовленности человека со стороны производственной деятельности и Вооруженных Сил. Таким образом, существующие системы оценки физической подготовленности человека (в том числе и комплекс ГТО) не отражают в достаточной мере требований практической деятельности, то есть они не соотнесены с данными требованиями. Это ставит задачу разработки новой системы оценки, основанной на принципе практической целесообразности отдельных уровней физической подготовленности.

            Исходя из принципа соответствия эталона физической подготовленности требованиям практической деятельности, можно построить следующую функциональную зависимость (модель): (Бондаревский Е.Я., 1983г.).

Э = f (ПД), где

Э - эталон физической подготовленности, а ПД - показатель эффективности практической деятельности.

            Эта зависимость подчеркивает, что требования практической деятельности к физической подготовленности определяют ее необходимый уровень, который может быть взят в качестве эталона. Кроме того, приведенная функция показывает, что сами требования определяются через выявление связи между физической подготовленностью и эффективностью практической деятельности. При заданной эффективности практической деятельности эталон будет принимать строго определенное значение.

            Как показывают исследования и практические наблюдения, различные виды деятельности предъявляют самые разнообразные требования к способностям человека, в том числе и к различным сторонам его физической подготовленности. В этих условиях при разработке общих эталонов для отдельных показателей физической подготовленности необходимо принимать во внимание наиболее высокие требования разнообразных видов деятельности (профессий). Тогда совокупность этих эталонов будет характеризовать физическую готовность человека практически по всем видам деятельности.

            Казалось бы, подобные эталоны будут вполне соответствовать основной цели физического воспитания. Однако они находятся в несоответствии с некоторыми положениями теории и практики физического воспитания. Их использование в качестве нормативов при оценке физической подготовленности нерационально по многим соображениям. В связи с этим возникает вопрос о том, каким же образом определить эталоны физической подготовленности, ориентируясь на их практическую целесообразность?

            Возможный выход представляется в разделении требований на специальные и общие и выявлении эталонов, опираясь на общие требования к физической подготовленности человека. Однако известно, что на эффективность деятельности, помимо уровня развития двигательных качеств, влияют и такие факторы, как состояние здоровья, особенности работоспособности. Поскольку они взаимосвязаны с уровнем физической подготовленности, постольку физическая подготовленность может оказывать опосредованное влияние на деятельность. На основе данной взаимосвязи требования деятельности к состоянию здоровья и работоспособности трансформируются в требования к физической подготовленности.

            Если принять, что хорошее состояние здоровья и высокая работоспособность важны в любом виде деятельности, то сопутствующий им уровень физической подготовленности, очевидно, может рассматриваться как уровень, соответствующий общим требованиям деятельности вне зависимости от его характера.

            При данных предложениях эталон общей физической подготовленности будет определяться следующей функциональной зависимостью (моделью):

ЭОФП = К (СЗ, Р, Z1….Zn), где

ЭОФП - эталон общей физической подготовленности; СЗ - состояние здоровья;

Р - особенности работоспособности, Z - какие-либо неизвестные пока факторы, оказывающие влияние на деятельность и взаимсвязанные с уровне физической подготовленности.

            Следует отметить, что аргументом при определении эталона специальной физической подготовленности служит успешность деятельности, в то время как при определении эталонов общефизической подготовленности аргументами являются показатели состояния организма (здоровье, работоспособность и др.)

Список использованной литературы.

1.      Арестов Ю.М. О нормативных требованиях советской системы физического воспитания. "Теория и практика ФК", 1967г., № 4.

2.      Бондаревский Е.Я., Капулер П.Г. Физическая подготовленность учащихся ПТУ в свете нормативных требований комплекса ГТО. "Теория и практика ФК", 1974г., № 1, стр. 52-55.

3.       Бондаревский Е.Я. и др. Методология построения должных норм физической подготовленности. ВНИИФК, 1983г..

4.       Пензулаева Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста. Автореф.дис.канд. М., 1973г., стр. 20.

5.       Рудик П.А. Показатели физической подготовленности школьников. "Физическая культура в школе", 1967г., № 6.

«Согласовано»

Заместитель директора по УПР

Лопатин М.В «_____»__________20__г.

«Утверждаю»

Директор ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»

Н.Л.Афанасьева

 «_____»_____________20__г.

 

                  

 

                                  


 

МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ДОЛЖНЫХ

МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ДОЛЖНЫХ

В теории физического воспитания отсутствуют законченные рекомендации по методологии построения должных норм, это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на уровень научной обоснованности программно-нормативных основ…

В теории физического воспитания отсутствуют законченные рекомендации по методологии построения должных норм, это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на уровень научной обоснованности программно-нормативных основ…

Изменение (положительное) факторов, определяющих материальные условия жизни, улучшение технической оснащенности процесса обучения, рост спортивной индустрии и методических принципов, лежащих в основе занятий физическими упражнениями и…

Изменение (положительное) факторов, определяющих материальные условия жизни, улучшение технической оснащенности процесса обучения, рост спортивной индустрии и методических принципов, лежащих в основе занятий физическими упражнениями и…

ГТО. Подобная оценка физической подготовленности с помощью формальных шкал, позволяющих характеризовать степень развития двигательных способностей отдельных индивидуумов, может успешно выполнять ряд функций, присущих нормативу

ГТО. Подобная оценка физической подготовленности с помощью формальных шкал, позволяющих характеризовать степень развития двигательных способностей отдельных индивидуумов, может успешно выполнять ряд функций, присущих нормативу

Возможный выход представляется в разделении требований на специальные и общие и выявлении эталонов, опираясь на общие требования к физической подготовленности человека

Возможный выход представляется в разделении требований на специальные и общие и выявлении эталонов, опираясь на общие требования к физической подготовленности человека

Согласовано» Заместитель директора по

Согласовано» Заместитель директора по
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2024