Ордынская Е.Н., учитель
ГБОУ Школа № 64 г. Москвы
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ».
Результаты исследования.
Актуальность предпринятого исследования заключается в «формировании необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»
Цель — путем опытно-экспериментальной работы обосновать эффективность отобранных приемов и форм работы по формированию и развитию читательской компетентности младших школьников.
В результате достижения цели и реализации исследовательских задач, я выбрала формы и методы работы, теоретико-методологической основой которых явились труды и исследования учёных: М. М. Светловской, В. А. Лазаревой, О. В. Кубасовой, Л. А. Ефросининой, В. А. Бородиной, Ю. К. Бабанского, Н. Н. Сметанниковой, Т. А. Чабановой, Г. И. Щукина, О. К. Громова, Л. И. Беленькой и др.
Мной рассматривается содержательный и структурный аспекты понятия «читательская компетентность»; анализируется специфика формирования и развития читательской компетентности младших школьников с учетом их психолого-педагогических характеристик.
Обучающий этап эксперимента представляет собой систему предлагаемых приемов формирования и развития читательской компетентности младших школьников в рамках учебного предмета «Литературное чтение».
В последнее время в педагогической практике все чаще используется термин «читательская компетентность», под которой понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг и других печатных материалов, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
Разработчики ФГОС НОО в содержании понятия «читательская компетентность» включают владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать, сформированность потребности в книге и чтении.
На мой взгляд, в данном определении названы не все существенные признаки читательской компетентности. Считаю, что помимо названных признаков не менее важными следует считать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе, сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведений.
Первой и главной проблемой детского чтения являются высокие темпы информации и компьютеризации современного общества. Падение показателей подросткового чтения и увеличение времени, которое они проводят у телевизора или компьютера.
Другая важная проблема заключается в том, что чем старше становится ребенок, тем меньше времени он уделяет чтению. Со временем чтение начинает носить более деловую форму.
В результате исследования кризиса детского чтения можно выделить несколько путей преодоления:
— чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения;
— создать благоприятные условия для привлечения ребенка к чтению дома: возрождение традиций семейного чтения; формирование домашних библиотек; воспитания читательской культуры не только у детей, но и у их родителей, которые могли бы ежедневно подавать пример чтения [Столыпина 2011: 55].
Изучив проблему формирования и развития читательской компетентности младших школьников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, я провела исследование, которое состояло из трех этапов:
1. Констатирующий этап.
2. Формирующий этап.
3. Контрольный этап.
В моем исследовании принимали участие учащиеся 2 «Д» класса ГБОУ Школы № 64, в количестве 25 человек (8-9 лет).
Цель эксперимента — практически проверить эффективность изученных нами методов и приёмов формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи эксперимента:
1. Выявить исходный уровень читательской компетентности (извлечение из текста всего многообразия семантической, эстетической и логической информации).
2. Используя различные виды упражнений, способствовать развитию читательской компетентности учеников экспериментального класса.
3. Сопоставить исходные результаты с контрольными в конце эксперимента, сформулировать методические рекомендации.
На первом этапе экспериментальной работы был определён исходный уровень читательской компетентности детей экспериментального класса.
Для указанной диагностики мы взяли тестовые задания О.А. Шевченко.
На обучающем этапе мы свою работу строили согласно педагогическим технологиям, которые подразумевают три этапа работы с текстом.
Первый этап работы с текстом – это подготовка к его восприятию. На этом этапе активизируется внимание детей и происходит их настройка на последующую работу с текстом.
Второй этап работы — чтение текста. Подразумевает определение смысловой, тематической и эмоциональной направленности текста, выделение ключевых слов в тексте.
Третий этап подразумевает работу с текстом после прочтения. Этот этап подразумевает комментирование текста, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссию по содержанию, работу с иллюстрациями, знакомство с писателем. Анализируется прочитанное, и делаются выводы, формулируется и осмысливается главная мысль произведения.
На контрольном этапе мы преследовали следующую цель: выявление характера динамики развития читательской компетентности учеников экспериментального класса.
Для контрольной диагностики была использована та же методика проверки.
На основании положительной динамики в формировании читательской компетентности младших школьников можем сделать вывод, что работа, проведенная на обучающем этапе, дала положительные результаты.
Таким образом, правильная организация различных форм и методов работы по развитию читательской компетентности способствует: формированию устойчивого читательского интереса младших школьников; умению работать с художественной литературой с учетом рода и жанра; умению правильно анализировать текст, представлять интерпретацию в различном культурном коде.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.