Согласные звуки В-В`. Буквы В, в.
1. Упражнение на развитие слухового внимания.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть знакомые предметы: ножницы, чашку с водой, пустую чашку, карандаш, бумагу, и объясняет, что он только на слух должен определить, какие действия выполняются с этими предметами. Ребенок с завязанными глазами рассказывает, что взрослый делает с этими предметами (переливает воду из одной чашки в другую, рвет бумагу, режет ее ножницами, стучит карандашом о чашку...).
2.Знакомство со звуком [В].
Рассмотри и четко назови картинки: ватрушки, ваза, воробей, ворона…
Какой первый звук слышится во всех этих словах?
Артикуляция звука /В/:
-губки в улыбке; нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остаётся узкая щель для прохождения воздуха;
-верхние зубки слегка видны, нижние зубы закрыты нижней губой; сближены, но не сомкнуты;
-широкий кончик языка за нижними зубами;
-горлышко «работает».
3. Уметь дать характеристику звукам /В/-/В` /:
/В/- согласный (губки и зубки создают преграду воздуху), твёрдый, звонкий.
Обозначение звука в схеме:
/В` /- согласный (губки и зубки создают преграду воздуху), мягкий, звонкий.
Обозначение звука в схеме:
-Чем похожи звуки /В/ и /В` /? (Они согласные, звонкие)
-Чем отличаются? (Звук /В/- твёрдый, звук /В` /- мягкий).
Звук /В/-/В` / бывают только в начале слова и в середине слова, в конце они оглушаются звуками /Ф/- /Ф` /. Поэтому звуки /В/-/В` / парные( /В/-/Ф/, /В` /-/Ф` /)
Согласные звуки /В/-/В` / мы слышим и произносим, а на письме обозначаем буквой В.
4. Фонетическое упражнение.
Волк воет громко: ВВВВВ..., волк воет тихо: ввввв... (изменение силы голоса).
5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:
в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...
Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [В] в слове. Сколько пальчиков загнули?
Ворона, воробей, синица, голубь, павлин, чайка.
«Хлопнуть в ладошки, если слышишь звук [В']»:
вь, мь, пь, вь...; вя, мя, пи, ви...; Витя, Митя, Петя, Вера.
6. Повторить за взрослым слоговой ряд:
· ва-во-ву-вы; вма-вмо; вга-вгу-вго; вда-вдо-вду-вды; авда-авдо-авду-авды...
· вя-ве-вю-ви; вдя-вде-вдю-вди; авдя-авде-авдю-авди.
7. Определи позицию звука /В/ -/В` / в словах:
8. Дидактическое упражнение «Подари подарки Вале и Вите» (подобрать слова со звуками [В] и [В']).
/В/- волк, вата, высота,….
/В` /-весело, витрина, вязать,…..
9. Выполнить звуковой разбор слогов.
ВА_____________________ ВЕ [В`Э]_____________________
-Какой слышишь первый звук в слоге ВВВВА? (В)
-Звук В какой, гласный или согласный? Почему? (В-согласный, потому что при произношении встречает преграду зубы и губы)
-В- твёрдый или мягкий? ( твёрдый)
-Звонкий или глухой? (звонкий)
-Обозначаем
-Какой звук слышим после звука ВААААА? (А)
Он гласный или согласный? Почему? (А- гласный, потому что при произношении не
встречает преграду)
Обозначаем
По образцу разбираем слог ВЕ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.