Донецко-Криворожская республика

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 11.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

расширить у учащихся знания по истории Донекой Криворожской республики, показать исторические этапы развития родного государства, изучить некоторые статистические данные истории города
Иконка файла материала донецко-криворожская республика.pptx

Донецко-Криворожская республика

Подготовила: учитель физики МБОУ «Школа №101 города Донецка имени Героя Советского союза А.А. Удодова»
Метельская Ю.А.

Классный час для 8 класса

Цели образовательные: расширить у учащихся знания по истории Донецкой Криворожской республики, показать исторические этапы развития родного государства, изучить некоторые статистические данные истории города.
Цели развивающие: развивать у учащихся умения монологической речи, внимания, аналитического мышления.
Цели воспитательные: воспитывать интерес к истории родного края, города; любовь к Родине, краю, городу; бережное отношение к природе и ее ресурсам; героическое прошлое своего края и города; формирование у учащихся коммуникативной культуры.

Задачи

формирование умения работать со справочным материалом, учебной информацией, пространством сети Интернет
воспитание чувства гордости за свой край, чувства патриотизма, память к прошлому своего народа, любовь к Отечеству, к родному языку, желание быть полезным своей стране, своему родному краю, народу;
развивать гражданскую позицию, ответственность за свой народ и малую Родину; воспитывать умения видеть и чувствовать красоту природы родного края, умения беречь её.

Актуальность выбранной темы

потребность современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной личности

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, карта ДКР
Формы организации: опережающие задания; групповая деятельность
Методы: игровые ситуации; проблемные вопросы; наблюдения; беседы

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель:

Главная улица города Донецка носит имя Артема, этому человеку в центре Донецка установлен памятник. Но знаем ли мы, кто такой Артем и в чем его заслуга?

Гражданская война. Еще несколько лет назад казалось, что для современной Украины это понятие из начала XX века. Но война идет и ежедневно приносит новые жертвы. Донбасс — это особый регион, особая часть Русского мира. На колени его не поставить. И это совершенно очевидно, если знать, что происходило на этой земле во время предыдущей Гражданской войны

Ученик:

Идея выделения Донбасса в единую административную единицу вызревала давно. В свое время ее выдвинул Совет съездов горнопромышленников Юга России, в который входили такие известные промышленные деятели нашего края:   Алчевский, Иловайский, Горлов, Рутченко, в честь которых названы города Донбасса. Промышленников тяготил факт разделения единого Донецко-Криворожского промышленного региона на три административные единицы : Екатеринославскую, Харьковскую губернии и автономную Область Войска Донского. Уже с конца XIX в. предприниматели начали постоянно говорить о его «экономической неделимости» — само собой, в составе России. К Февральской революции 1917 г ода в Донецко-Криворожском регионе сложилось стойкое единогласие и экономических, и политических мнений по поводу необходимости объединить угольные и металлургические районы Донецкого края в единую область.

Учитель:

29 января (12 февраля) 1918 года 4-й Областной Съезд
Советов Донецкого и Криворожского бассейна провозгласил создание Донецко-Криворожской республики (ДКР). Руководителем республики был избран известный революционер Федор Сергеев (Артем), человек с легендарной судьбой, до того времени успевший поучиться во Франции, поработать в Китае и создать Австралийскую социалистическую партию

Ученик:

Портрет личности: Федор Сергеев (Артем) Родился 7(19) марта 1883 г. в селе Глебово Курской Губернии Выходец из крестьян. Член РДСРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) с 1901 г. Детство провел в Екатеринославе, где в 18-летнем возрасте окончил реальное училище. В 1901-1902 гг. учился в престижном Московском техническом училище, откуда был отчислен за революционную деятельность. Первый раз арестован в возрасте 19 лет. В 1902 г. эмигрировал в Париж, где сблизился с анархистами и прослушал курсы лекций в Русской высшей школе общественных наук.

Федор Сергеев (Артём)

Ученик:

В 1905 г. возвращается в Россию и, работая машинистом
в Харькове, организует там вооруженное восстание. Несколько раз был арестован
 и бежал. В итоге был приговорен к пожизненной ссылке в Сибирь, откуда также бежал. В эмиграции вел не мене бурную жизнь. Работая грузчиком, чернорабочим, через Китай и Индию добирается до Австралии. Там он создает Австралийскую социал-демократическую партию и газету «Австралийское эхо» для русских политэмигрантов. После февральской революции 1917 г. возвращается в Харьков, где вскоре возглавляет ДКР. Активный участник гражданской войны. Во время и после войны пытается воссоздать ДКР, но в конце 1919 г. отзывается партией в Башкирию, а затем в Москву, где возглавляет столичный комитет ВКП(б). 24 июля 1921 г. Артем погиб возле станции Серпухов при загадочных обстоятельствах

Учитель:

Правительство. Реформы.
Правительство республики представлял Совет народных комиссаров. Он был сформирован 14 февраля 1918 года. Своими целями правительство считало: установление правопорядка в республике, налаживание экономической и хозяйственной жизни, подъем народного просвещения и культуры.

 Правительство республики представлял Совет народных комиссаров. Он был сформирован 14 февраля 1918 года. Своими целями правительство считало установление правопорядка в республике, налаживание экономической и хозяйственной жизни, подъем народного просвещения и культуры. Для их осуществления была намечена большая программа реформ: переход земли в руки тех, кто на ней трудится, земельные недра и рудники объявлены собственностью республики, для рабочих установлены ежегодные отпуска, устранена жилищная нужда горнозаводских рабочих и городской бедноты. Правительство гарантировало заступничество власти и закона рабочим, беднякам и солдатам, провело судебную реформу, переложило налоги на имущие слои населения. В области культурно-просветительной было введено всеобщее бесплатное обучение, открыты курсы ликвидации безграмотности, разработана программа по созданию детских летних лагерей.

Ученик:

В 1918 г. населению Донецко - Криворожской республики пришлось сражаться за независимость с оружием в руках. Правительство Украинской Народной республики подписало мир с Германией и пригласило австро-германские войска в Украину для защиты ее от Советской России. 18 марта 1918 г. немецкие войска вторглись в ДКСР. Когда началось наступление немцев, председатель правительства Артём послал ультиматум (требование) императору Вильгельму, где предупреждал, что в случае нарушения границ ДКР, которая никакого отношения к Украине не имеет, республика будет считать себя в состоянии войны с Германией. Для отпора захватчикам 27 марта был издан приказ о формировании  Красной Армии Донбасса, вошедшей в историю как  Первая Донецкая армия

Вхождение в состав Украинской Социалистической Советской Республики. После того, как Германия и ее союзники признали свое поражение в Первой мировой войне, их войска начали покидать оккупированные территории. В январе 1919 года, после освобождения Харькова, сюда переехало Временное рабоче-крестьянское правительство Украины. Оно было сформировано из представителей украинских большевиков. Правительство УНР выехало за границу, так и не добившись поддержки народа.

Учитель:

С 6 января 1919 года Советская Украина стала именоваться Украинской Социалистической Советской Республикой. Украинская Социалистическая Советская Республика была провозглашена как самостоятельная республика 10 марта 1919 года на III Всеукраинском съезде Советов, прошедшем в Харькове; тогда же была принята первая Конституция УССР. 17 февраля 1919 года по предложению В. И. Ленина было принято постановление Совета Обороны РСФСР о ликвидации Донецко-Криворожской советской республики. Она вошла в состав УССР. Так случилось, что в тот момент история отвела для жизни Донецко-Криворожской республики не очень много времени из-за влияния многих обстоятельств. Однако идеи ее не забылись и были сохранены в памяти народной почти на сто лет.

Это нужно запомнить

12 февраля 1918 года – провозглашена Донецко-Криворожская республика во главе с Артемом (Ф.Сергеевым) 14 февраля 1918 года - сформировано правительство ДКР. Март 1918 года - начались военные действия в связи с вторжением на территорию ДКР австро-немецких войск. Из-за неравенства сил республика была оккупирована немецкими войсками. Февраль 1919 года – ДКР вошла в состав УССР.

Вопросы для закрепления:

Когда образовалась Донецко - Криворожская республика?
Кому принадлежала идея выделения Донецко–Криворожского региона в самостоятельную административную единицу:
Какие территории вошли в ДКР?

Рефлексия

Метод «Плюс-минус-интересно».
Предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь,. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!