Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» Октябрьского района города Барнаула
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета от «15» сентября 2020 г. Протокол № 1 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «Центр детского творчества» Октябрьского района города Барнаула ___________ В.В. Глод
«15» сентября 2020 г.
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности
«УЗОРЫ»
Хореографический ансамбль «Сувенир»
Возраст обучающихся: 5-18 лет.
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Ложникова Анастасия Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Барнаул, 2022
Глава 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
· Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
· Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
· Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
· Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУДО «ЦДТ» Октябрьского района
Программа «Узоры» дает информацию о народно-сценическом танце. Народный танец – родоначальник всех видов хореографического искусства. Он богат и разнообразен. Знания, полученные при изучении данной программы, необходимы для понимания самобытности культуры народа.
Данная программа знакомит учащихся с характером, стилем и манерой народного танца. В течение всего курса изучаются элементы русского танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнения на развитие координации.
Направленность программы:
Настоящая программа имеет художественную направленность.
Актуальность программы
Увлечение народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает усвоению технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность. Народно-сценический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его значение и значимость.
Адресат программы
Возраст обучающихся 5-18 лет.
К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра - это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.
Психологические особенности возрастной группы 8 – 12 лет:
· Смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную.
· Освоение новых видов деятельности при предъявлении ребенку новых социальных требований, возникновении новых ожиданий социума. Несформированность эмоционально-волевой сферы. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения.
· Незрелость личностных структур (совесть, приличия, эстетические представления).
· Тревожность, страх оценки.
· Ориентация на общение со значимым взрослым (педагогом).
· Формирование навыков учебной рефлексии.
· Развитие когнитивных функций.
· Различия в развитии мальчиков и девочек (преобладание логической сферы у мальчиков, эмоционально-чувственной у девочек)
· Ориентация в поведении на оправдание ожидания и одобрения значимых взрослым
Выбор методов и форм проведения занятий на данном этапе обусловлен возрастными особенностями воспитанников: это игровые формы, направленные на раскрепощение, снятие страха оценки, формирование доброжелательных отношений внутри учебной группы, на восприятие и осознание искусства, воплощение своих чувств и мыслей в образах; на развитие эмоционально-чувственной сферы, погружение в заданную ситуацию.
Психологические особенности возрастной группы 13-18 лет:
· Ведущая потребность - общение со сверстниками.
· Развитие Я – концепции
· Склонность к риску, острым ощущениям.
· Быстрая утомляемость и низкая работоспособность, резкие перепады настроения в связи с бурным психофизиологическим развитием.
· Появление интереса к противоположному полу.
· Замедление реакции. Подросток не сразу отвечает на вопросы, не сразу начинает выполнять задания
· Слабо сформированная эмоционально-волевая сфера
· Ориентация в поведении на поддержание и одобрение со стороны сверстников
Новизна программы в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, народно-сценический танец. Совмещается народный и классический танец.
Вид программы
Модифицированная программа.
Объем программы
Объем программы - 1116 часов.
Первый год обучения – 144 часа.
Второй год обучения – 216 часов.
Третий год обучения – 324 часа.
Четвертый годобучения– 432 часа.
Сроки освоения:
Период полной реализации программы составляет 4 года.
Форма обучения:
Очная.
Продолжительность и численность занятий для детей определяется следующим образом:
Первый год обучения – 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом.
Второй год обучения – 324 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа с 10 минутным перерывом.
Третий год обучения – 324 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа с 10 минутным перерывом.
Четвертый год обучения – 432 часов. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 3 часа с 10 минутным перерывом.
Обучение предусматривает групповую форму занятий.
Комплектование групп: от 8 до 13 чел., группы формируются в соответствии с возрастом. Зачисляются на основании заявления и медицинской справки.
ЦЕЛЬ:
Развитие творческих способностей детей и подростков средствами народной хореографии.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих ЗАДАЧ:
- познакомить учащихся с основами русского народного танца, многообразием его видов и различной манерой исполнения;
-способствовать развитию ритмичности, музыкальности, артистичности, эмоциональной выразительности;
- формировать художественный вкус, целеустремленность, творческую дисциплину, трудолюбие, коллективизм, умение работать с партнером.
Ожидаемые результаты:
1 год обучения
- знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
- развитие способностей как гибкость, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность.
2 год обучения
- знают положения и позиции рук и ног в классическом и русском танцах и уметь переводить их во время исполнения движений;
- умеют правильно исполнять движения классического танца;
- умеют выполнять физические и музыкально-пластические упражнения (в положениях: «лежа», «сидя на полу», «стоя»);
- умеют исполнять движения в характере русских хороводов (владеть мягкой пластикой рук, головы, корпуса).
- осваивают технику исполнения движений русского танца;
- осваивают задания творческого уровня на импровизацию.
3 год обучения
- знают названия исполняемых движений классического и русского танца;
- знают правила исполнения движений у станка и на середине зала;
- умеют исполнять движения в характере музыки (четко, сильно медленно, плавно, задорно, игриво и т.д.);
- умеют исполнять движения в характере русских плясок (собранный корпус, легкие и четкие подвижные ноги);
4 год обучения
- умеют профессионально исполнять движения, сохранять танцевальную осанку и манеру, владеть движениями стопы;
- умеют исполнять движения в характере русских хороводов (владеть мягкой пластикой рук, головы, корпуса).
- осваивают технику исполнения движений русского танца.
Учебный план
№ |
Наименование разделов и тем |
Форма аттестации |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
Вводный инструктаж, действия при пожаре и других ЧС. Техника безопасности |
Устный опрос |
1 |
- |
1 |
2 |
Народный танец упражнения в партере |
Наблюдение |
4 |
35 |
39 |
3 |
Народный танец экзерсис у станка. |
Практический показ |
4 |
88 |
92 |
4 |
Народный экзерсис на середине класса. |
Наблюдение Мониторинг |
1 |
7 |
8 |
5 |
Итоговые занятия |
Практический показ |
- |
4 |
4 |
|
|
|
10 |
134 |
144 |
Содержание учебного плана 1 года обучения
Первоначальное знакомство с особенностями народно-сценического танца. Простейшие тренировочные движения у станка и на середине зала. Изучаются отдельные движения и даются небольшие комбинации.
1.Вводный инструктаж, действия при пожаре и других ЧС. Техника безопасности
2. Народный танец упражнения в партере
1. Упражнения на выворотность стоп
2. Упражнения на укрепление голеностопного сустава.
3. Упражнения на развитие и укрепление тазобедренного сустава.
4. Упражнения на укрепление мышц спины.
5. Упражнения на укрепление мышц верхнего и нижнего пресса.
6. Упражнения на растяжку подколенных мышц.
7. Комплекс силовых упражнений на все группы мышц.
8. Комплекс упражнений на растяжку всех групп мышц.
9. Упражнения на растяжку в шпагат.
10. Комплекс из пройденных упражнений.
3.Народный танец экзерсис у станка.
Основные позиции ног в народном танце: I,II,III.V. |
Практический показ |
Основные позиции ног в народном танце: I,II,III.V. |
Практический показ |
Основные позиции рук в классическом танце: I,II,III.V. |
Практический показ |
Основные позиции рук в народном танце: I,II,III. |
Практический показ |
Demi-Plieпо Iпозициилицом к станку. |
Практический показ |
Demi-Plieпо Iпозиции лицом к станку. |
Практический показ |
Portdebrasс перегибами корпуса лицом к станку. |
Практический показ |
Portdebrasс перегибами корпуса лицом к станку. |
Практический показ |
Battementtenduпо Iпозиции в сторону лицом к станку. |
Практический показ |
Battementtenduпо Iпозиции в сторону лицом к станку. |
Практический показ |
Demi-Plieпо IIпозиции лицом к станку. |
Практический показ |
Demi-Plie по II позиции лицом к станку. |
Практический показ |
Повторение пройденного материала. |
Практический показ |
Vпозиция ног в народном танце. |
Практический показ |
Vпозиция ног в народном танце. |
Практический показ |
Battementtenduпо Iпозиции вперед лицом к станку. |
Практический показ |
Battementtenduпо Iпозиции вперед лицом к станку. |
Практический показ |
Battementtenduпо Iпозиции назад лицом к станку. |
Практический показ |
Battementtenduпо Iпозиции назад лицом к станку. |
Практический показ |
Выворотность в народном танце. |
Практический показ |
Выворотность в народном танце. |
Практический показ |
Battementtendujeteпо Iпозиции в сторону лицом к станку. |
Практический показ |
Battementtendujeteпо Iпозиции в сторону лицом к станку. |
Практический показ |
BattementtendujeteпоIпозициивпередлицомкстанку. |
Практический показ |
BattementtendujeteпоIпозициивпередлицом к станку. |
Практический показ |
Battementtendujeteпо Iпозиции назад лицом к станку. |
Практический показ |
Battementtendujeteпо Iпозиции назад лицом к станку. |
Практический показ |
Повторение пройденного материала. |
Практический показ |
Понятие “Endedans” |
Практический показ |
Понятие “Endedans” |
Практический показ |
Понятие “Endehors” |
Практический показ |
Понятие “Endehors” |
Практический показ |
ПодготовкакRonddejambeparterreпо Iпозиции лицом к станку. |
Практический показ |
Подготовка к Ronddejambeparterreпо Iпозиции лицом к станку. |
Практический показ |
Подготовка к веревочке. |
Практический показ |
Подготовка к веревочке. |
Практический показ |
Упражнение для бедра. |
Практический показ |
Упражнение для бедра. |
Практический показ |
Relevelentна 45 градусов по Iпозиции в сторону лицом к станку. |
Практический показ |
Relevelentна 45 градусов Iпо Iпозиции в сторону лицом к станку.. |
Практический показ |
GrandbattementjeteIпозиции в сторону лицом к станку. |
Практический показ |
GrandbattementjeteIпозиции в сторону лицом к станку. |
Практический показ |
GrandbattementjeteIпозиции вперед лицом к станку. |
Практический показ |
GrandbattementjeteIпозиции вперед лицом к станку. |
Практический показ |
GrandbattementjeteIпозицииназадлицомкстанку. |
Практический показ |
GrandbattementjeteIпозицииназадлицомкстанку. |
Практический показ |
Раздел 4. Народный экзерсис на середине класса. |
|
Вращения на середине зала |
|
Вращения на середине зала |
|
Хлопушка на середине класса. |
|
Хлопушка на середине класса. |
5.Итоговые занятия
Открытое занятие
Учебный план 2-го года обучения
№ п/п |
Разделы программы
|
Темы занятий |
Формы аттестации/ контроля |
Всего |
Теория |
Практика |
|
1. |
Вводное занятие |
Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Правила и законы народно-сценического танца. |
Беседа |
2 |
2 |
|
|
2. |
Ритмика |
Ритмические упражнения.Музыкально-пространственные упражнения.Музыкально-ритмические игры. Партерная гимнастика. |
Устный опрос Наблюдение |
30 |
4 |
26 |
|
3. |
Азбука танца |
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. |
Практический показ игра, наблюдение |
38 |
4 |
34 |
|
4. |
Русский танец |
Основные элементы русского танца. Хоровод. Основные движения хороводов. |
Практический показ |
50 |
10 |
40 |
|
5. |
Областные особенности русского танца |
Композиционные формы карагодов. Пересекание. |
Практический показ |
36 |
6 |
30 |
|
6. |
Композиция и постановки танца |
Постановка танцевальных номеров Элементы русского танца.
|
Практический показ |
60 |
6 |
54 |
|
6.1. |
Итоговые занятия |
Отчетныйконцерт |
Практический показ |
12 |
2 |
10 |
|
|
Итого: |
|
|
216 |
22 |
194 |
Содержание программы 2-го года обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Правила и законы народно-сценического танца.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение, рассказ).
Дидактический материал: таблицы (план эвакуации при пожаре).
Форма подведения итогов и оценки занятия: беседа.
2. Ритмика.
2.1. Ритмические и музыкально-пространственные упражнения.
Теория: Знакомство с понятиями сил звучания на динамических контрастах. Определение характера, метроритма, строения музыки и согласование ее с движением.
Практика: Музыкально-пластические игры на внимание, координацию, ловкость, скорость (игры: «Увеличительное стекло», «Танец-загадка», «Танец отдельных частей тела»). Построения и перестроения. Построения из одного круга в два концентрических. Движения в колонны по одному с разных сторон по диагонали, с переходом в центре через одного.
Форма проведения занятия: учебное занятие, игры-тренинги.
Приемы и методы занятия: наглядный (показ движений), практический (точное исполнение движений), игровой (игры-тренинги).
Дидактический материал: CD и DVD- записи музыкальных произведений.
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение.
2.2. Партерная гимнастика.
Теория: Строение суставно-мышечного аппарата. Техника дыхания во время упражнений, движений и танцев.
Практика:Партерный экзерсис в положении сидя на полу, лежа на спине, лежа на животе, сидя на стуле.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: наглядный (демонстрация упражнений), практический (техника исполнения упражнений).
Дидактический материал: CD-записи музыкальных произведений.
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение.
3. Азбука танца.
Теория: Развитие музыкальности в уроке классического танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения программных движений и элементов. Пространственная композиция. Правила постановки рук, группировки пальцев классического танца. Preparations.
Практика: Экзерсис у станка: releve лицом к станку по 1, 2, 5 позициям; demi plie, grand plie по 1, 2, 5 позициям (в начале лицом к станку, позднее боком к станку) Battement tendu с 5 позиции в сторону, вперед, позднее назад (со 2-го полугодия – боком); Battement tendu jete с 1 позиции лицом к станку в сторону, вперед, позднее назад (со 2-го полугодия – боком к станку). Rond de jamb par terre – лицом к станку с 1 позиции; позднее за одну руку; Battement frappes лицом к станку с 1 позиции в сторону, позднее вперед и назад; Подготовка к Battement fondu лицом к станку в сторону, позднее вперед и назад; Battement releve lents с 1 позиции лицом к палке в сторону, позднее вперед и назад (со второго полугодия боком). Port de bras – перегибы горпуса: в сторону, назад, вперед стоя по 1 позиции лицом к станку; Passe; Растяжка на станке.
Экзерсис на середине зала: demi, grand plie по 1 позиции; Прыжки: Temps leve coute по 1, 2, 5, позиции. Pas echappe; Вращения, повороты по 6 позиции ½ круга; Освоение основных поз (Croisee, Effacee, 2, 3 portdebras, 1, 2, 3 Arabesgue).
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (показ), практический (отработка методики и техники исполнения движений).
Дидактический материал: таблицы («Позиции рук в классическом танце», («Позиции ног в классическом танце»), CD-записи музыкальных классических произведений П.И. Чайковского «Мазурка», «Ноктюрн»; Ф. Шапена «Классический танец», вальс «Си-минор», прелюдия «Ля-мажор»; Ф. Шуберта «Музыкальный момент».
Форма подведения итогов и оценки занятия: зачетное занятие.
4.Русский танец.
4.2.Элементы русского танца.
Теория: Правила исполнения упражнений в сочетании с музыкальной раскладкой. Характер музыкального сопровождения. Возможные сочетания с другими движениями. Анализ распространенных ошибок при исполнении движений и их предупреждение.
Практика: Увеличение темпа музыки, исполнения движений: дробь с соскоком, с одинарным и двойным ударом стопой на месте и с продвижением, дробная дорожка, тройные поочередные выстукивания. «Ключ» - дробный, сложный. Припадания в 1-м прямом положении; в 3-м прямом положении с подъемом на полупальцы и двумя последующими ударами полупальцами. Виды «ковырялочки»; «веревочка» простая и с переступанием; «моталочки» продольные; присядка по первой открытой позиции - основной вид и с подскоком. Присядка - «мяч» по первой открытой позиции; «метелочка»;. присядка-«подсечка»; хлопки в ладоши согнутыми в локтях руками; перед собой; справа или слева; хлопки в ладоши вытянутыми в локтях руками; спереди и сзади; вверху и внизу; скользящие хлопки в ладоши перед собой - сверху вниз; справа и слева; сверху вниз. Прыжки с поджатыми ногами.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (словесное сопровождение движений под музыку), практический (отработка движений в быстром темпе).
Дидактический материал: CD-записи музыкальных произведений: «Хорошенький, молоденький», «Смоленский гусачок».
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение, занятие-зачет.
4.2. Пляска. Характерные черты русской пляски.
Теория: Пляска – один из основных жанров русского народного танца. История и развитие пляски. Песня и музыкальное сопровождение пляски.
Практика: Виды русской народной пляски. Парная пляска. Одиночная пляска мужская и женская. Перепляс. Форма построения традиционного русского перепляса. Частушки в переплясе. Особенности исполнения движений в манере и характере исполнения русской народной пляски. Выходка. Проходка. «Кадриль». Импровизация в русской пляске.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (словесное сопровождение движений под музыку), практический (отработка движений в характере).
Дидактический материал: CD-записи музыкальных произведений:«Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица», «Калинка».
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение, занятие-зачет.
5. Областные особенности русского танца.
5.1. Танцевальная лексика Белгородо-Воронежского региона. Пересек.
Теория: Понятия полиритмия (пересекание и соединения двух и более разных ритмов).
Практика: Пересекание без движения на месте. Пересекание в движение. Импровизации. Пляска с частушками «Матаня».
Форма проведения занятий: практическое занятие (самостоятельная работа – самостоятельное соединение движений в танцевальные композиции), импровизация.
Приемы и методы занятия: словесный (рассказ, прослушивание фольклорно-песенного материала), наглядный (демонстрация танцевальных движений), практический.
Дидактический материал: CD-записи русских народных песен: «Девка по саду ходила», «Полоса моя, полосонька» , частушки «Матаня».
Форма подведения итогов и оценки занятия: занятие-концерт.
6. Композиция и постановки танца.
6.1. Постановка танцевальных номеров
Теория: Особенности танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения.
Практика: Композиционные построения и перестроения. Круговое, хороводное движение на основе шага с прибивом. Самостоятельное сочинение комбинаций и композиций.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (прослушивание и анализ музыки, знакомство с костюмом), практические (отработка движений в характере, самостоятельное соединение движений в танцевальной композиции, творческие задания).
Дидактический материал CD- запись русской народной песни «Акулинка».
Форма подведения итогов и оценки занятия: занятие-концерт.
6.2. Элементы русского танца.
Теория: «Матаня». Особенности танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения.
Практика: Мелкий переменный шаг. Притопы. Пересек. Хлопки. Двойной приставной шаг с прибивом. Поочередное сгибание и разгибание рук в локте. Одновременное сгибание и разгибание рук в локте. Круговые движения руками впереди корпуса, движения влево, вправо с наклоном головы на плечо. Прищелкивание пальцами одной или обеих рук. Мелкие и быстрые покачивания корпусом. Быстрое покачивание плечами и всем корпусом. Композиция круговая.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (прослушивание и анализ музыки, знакомство с костюмом), практические (отработка движений в характере, самостоятельное соединение движений в танцевальной композиции, творческие задания).
Дидактический материал: CD-запись русской народной песни «Матаня».
Форма подведения итогов и оценки занятия: отчетный концерт.
Учебный план 3-го года обучения
№ п/п |
Разделы программы
|
Темы занятий |
Формы аттестации, контроля |
Всего |
Теория |
Практика
|
1. |
Вводное занятие. |
Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Правила выполнения разминки, растяжки. Правила и законы классического танца. Форма проведения занятия: учебное занятие.
|
Беседа |
3 |
3 |
|
2. |
Ритмика |
Ритмические упражнения. Музыкально-пространственные упражнения. Музыкально-ритмические игры. Мини-танцы. Партерная гимнастика |
Устный опрос Наблюдение |
60 |
3 |
57 |
3. |
Азбука танца |
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала |
Практический показ, наблюдение |
63 |
6 |
57 |
4. |
Русский танец |
Основные элементы русского танца. Хоровод. Основные движения хороводов. |
Практический показ |
63 |
6 |
57 |
5. |
Особенности русского танца |
Композиционные формы карагодов. Основные движения корпуса и рук в карагодах. |
Практический показ |
60 |
6 |
54 |
6. |
Композиция и постановка танца |
Хоровод. Русский танец. |
Практический показ |
66 |
6 |
60 |
7 |
Итоговые занятия |
Открытый урок. Отчетный концерт |
Практический показ |
9 |
|
9 |
|
Итого: |
|
|
324 |
30 |
294 |
Содержание программы 3-го года обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Правила выполнения разминки, растяжки. Правила и законы классического танца.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение, рассказ).
Дидактический материал: таблицы (план эвакуации при пожаре).
Форма подведения итогов и оценки занятия: беседа.
2. Ритмика.
2.1. Ритмические упражнения.
Теория: Характер музыки: спортивные и военные маршами; медленные и быстрые вальсы; медленные хороводы и быстрые пляски.
Практика: Движения в различных темпах. Определение характера музыки словами. Передача изменения характера музыки в движениях. Темп, речевые упражнения, динамика, метроритм, хлопки (на сильную и слабую доли). Проигрывание мелодии на ударных инструментах. Определение размера и длительности музыки.
Форма проведения занятия: учебное занятие, практическая работа.
Приемы и методы занятия: практический (музыкальная гостиная), игровой (творческие игры: «Мальчики пляшут, девочки танцуют», «Балалайка или гармошка».
Дидактический материал: CD и DVD-записи разнохарактерных музыкальных произведений.
Форма подведения итогов и оценки занятия: игра, наблюдение.
2.2. Музыкально-пространственные упражнения.
Теория: Мелодия, движение, темп. Контрастная музыка.
Практика: Маршировка в темпе и ритме музыки. Повороты на месте. Повороты с прыжком. Фигурная маршировка с перестроением. Перестроение из троек и четверок в пластический рисунок - кружочки и звездочки. Перестроения в паре: обход одним партнером другого; смена места с поворотом лицом друг к другу; обход без поворота.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: наглядный (словесное сопровождение движений под музыку), игровой (импровизация), практический (сравнение и прослушивание музыки).
Дидактический материал: видео- и аудиоматериал: CD, DVD-записи разнохарактерных музыкальных произведений.
Форма подведения итогов и оценки занятия: практический показ.
2.3. Музыкально-ритмические игры. Мини-танцы.
Теория: Самостоятельное воплощение движения в музыке. Манера и характер передачи образа в танце.
Практика: Игры: манерные, на внимание, ритмические игры, песенно-танцевальные игры. Мини-танцы: «Хоровод по кругу», танец «Кукол», «Как у наших у ворот», «Веселая пара».
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: наглядный (словесное сопровождение движений под музыку), игровой (импровизация), практический (сравнение и прослушивание музыки).
Дидактический материал: видео- и аудиоматериал: CD-записи музыкальных произведений:«Хорошенький, молоденький», «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица».
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение, игра.
2.4. Партерная гимнастика.
Теория: Строение голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Правила выполнения растяжки.
Практика: Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов (упражнения головы, плеч, кистей, рук, живота). Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Упражнение на улучшение гибкости позвоночника («лодочка», «колечко», «кошечка»). Упражнения на исправление осанки (упражнение «Индивидуальный танец»). Упражнения на растяжку мышц, выворотности («бабочка», «лягушка»).
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный, практический, игровой.
Дидактический материал: таблицы («Строение голеностопного сустава», «Строение коленного сустава», «Строение тазобедренного сустава»), CD,DVD- записи музыкальных произведений.
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение.
3. Азбука танца
3.1. Экзерсис у станка.
Теория: Правила выполнения движений классического танца у станка. Основных движений экзерсиса у палки.
Практика: Экзерсис у станка: Постановка корпуса (в выворотном положении лицом к станку, со 2-го полугодия – держась за станок одной рукой); Позиции ног - 1, 2, 3, 5, 6; Releve по 1, 6 позициям (со 2-го полугодия по 2, 5); Demi plie – складывание, приседание лицом к станку по 1, 2, 5 позиции (Grand plie со 2-го полугодия); Battement tendu лицом к станку с 1-ой позиции в сторону,вперед и назад, боком к станку); Подготовка к Battement tendu jete с 1-ой позиции в сторону; Подготовка к Rond de jambe par terre en dehors, en dedan лицом к станку с 1-ой позиции; Положение ноги на cou-de-pied (со второго полугодия): Surlecou-de-pied вперед (условное); Surlecou-de-pied сзади.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (показ), практический (отработка методики и техники исполнения движений).
Дидактический материал: таблицы («Позиции рук в классическом танце», («Позиции ног в классическом танце»), CD-записи музыкальных классических произведений П.И. Чайковского «Мазурка», «Ноктюрн»; Ф. Шапена «Классический танец», вальс «Си-минор», прелюдия «Ля-мажор»; Ф. Шуберта «Музыкальный момент».
Форма подведения итогов и оценки занятия: практический показ.
3.2 Экзерсис на середине зала.
Теория: Постановка корпуса, изучение позиций рук, ног, положений головы. Основных движений экзерсиса на середине. Простейшие прыжки с двух ног на две ноги и с двух ног на одну ногу. Основные позы классического танца.
Практика Упражнения на середине зала: позиции рук – подготовительное положение, 1, 2, 3; прыжок temps leve saute по 6 позиции (2-ое полугодие по 1 позиции). Port de bras (подготовительное и первое); Повороты на двух ногах по 6 позиции, по ¼ круга.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (показ), практический (отработка методики и техники исполнения движений.)
Дидактический материал: таблицы («Позиции рук в классическом танце», («Позиции ног в классическом танце»), CD-записи музыкальных классических произведений П.И. Чайковского «Мазурка», «Ноктюрн»; Ф. Шопена «Классический танец», вальс «Си-минор», прелюдия «Ля-мажор»; Ф. Шуберта «Музыкальный момент».
Форма подведения итогов и оценки занятия: практический показ.
4. Русский танец.
4.1. Основные элементы русского танца.
Теория: Танцевальные комбинации из изученных движений русского танца.Координация движения.Увеличение темпа исполнения движений. Дроби. Присядка.
Практика: Увеличения темпа исполнения комбинаций: «моталочка»; «ковырялочка» с двойным притопом, без подскока, с подскоком, с поворотом в воздухе; «молоточки». Движения: «присядка» с «ковырялочкой»; «ключ» с двойной дробью, дробная «дорожка» с продвижением вперед и поворотом.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный, (объяснение, словесное сопровождение движений под музыку), наглядный (демонстрация движений), практический (отработка движений с увеличением темпа).
Дидактический материал: CD-записи народной музыки: «Хорошенький, молоденький», «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица»;авторские песни: Н. Бакалейников «Вальс «Грусть», Г. Пономоренко «Ивушка».
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение, практический показ.
4.2. Хоровод. Основные движения хороводов.
Теория: Хоровод – один из основных жанров русского народного танца. Основные фигуры хороводов.
Практика: Характеристика и определение хоровода. Примеры игровых хороводов. Основные фигуры хороводов: «Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге», «Корзиночка», «Восьмерка», «Улитка», «Змейка», «Колонна», «Клин», «Воротца», «Гребень».
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный, (объяснение, словесное сопровождение движений под музыку), наглядный (демонстрация движений, просмотр видеозаписи выступления Государственного Академического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной), практический (отработка движений).
Дидактический материал: CD-запись народной музыки:«Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица», видеозапись выступления Государственного Академического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной.
Форма подведения итогов и оценки занятия: тестирование.
5. Особенности русского танца.
5.1. Композиционные формы карагодов.
Теория: Местные особенности и характерные черты исполнения карагодов. Практика: Круговые карагоды. Создание эмоционального настроя, характера и образа посредством движения.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (демонстрация движений), практический (точная передача характера в танце).
Дидактический материал: CD, DVD-записи песенного материала Белгородской области.
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение.
5.2. Основные движения корпуса и рук в карагодах.
Теория: Жесты - символы, позы, взаимодействия исполнителей карагодов
Практика: Характер и манера исполнения движений: руки ниже пояса, руки на уровне груди и плеч, в положение выше плеч, медленное изгибание в локтях рук, поочередно до уровня груди; движения плеч вместе с корпусом вперед и назад, движение руки в любом направлении, хлопки ладонями восьмыми длительностями, четвертями, хлопки скользящими движениями ладоней вверх и вниз.
Форма проведения занятий: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: наглядный (словесное сопровождение танцевальных движений под музыку), практический (импровизация).
Дидактический материал: CD-записи народных песен:«Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица».
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение.
6. Композиция и постановки танца.
6.1. Хоровод..
Теория: Особенности танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения.
Практика: Сочетание основных фигур хороводов: «Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге», «Корзиночка». Танцевальные движения: ходы русского танца с ударом носка, каблука, с хлопком, с поворотов. Исполнение движений медленно, плавно.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: практические (творческие задания).
Дидактический материал: CD- запись русской народной музыки «Со вечора».
Форма подведения итогов и оценки занятия: занятие-концерт.
6.2. Русский танец.
Теория: Особенности танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения.
Практика: Танцевальные комбинации: «маталочка»; «ковырялочка» с двойным притопом, без подскоков, с подскоком, с поворотом в воздухе; «молоточки». Движения: «ключ» с двойной дробью, дробная «дорожка» с продвижением вперед и поворотом.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: практические (творческие задания).
Дидактический материал CD- запись русской народной музыки «Калинка».
Форма подведения итогов и оценки занятия: занятие-концерт.
7. Итоговые занятия
Форма проведения занятия: концертное выступление.
Приемы и методы занятия: практический (импровизация), наглядный (словесное сопровождение танцевальных движений под музыку).
Дидактический материал: CD-запись русской народной песни «Порушка-Параня».
Форма подведения итогов и оценки занятия: практический показ.
Учебный план 4-го года обучения
№ п/п |
Разделы программы
|
Темы занятий |
Формы аттестации, контроля |
Всего |
Теория |
Практика
|
1. |
Вводное занятие. |
Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Правила выполнения разминки, растяжки. Правила и законы классического танца. Форма проведения занятия: учебное занятие.
|
Беседа |
3 |
3 |
|
2. |
Ритмика |
Ритмические упражнения. Музыкально-пространственные упражнения. Музыкально-ритмические игры. Мини-танцы. Партерная гимнастика |
Устный опрос Наблюдение |
82 |
3 |
79 |
3. |
Азбука танца |
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала |
Практический показ, наблюдение |
85 |
6 |
79 |
4. |
Русский танец |
Основные элементы русского танца. Хоровод. Основные движения хороводов. |
Практический показ |
85 |
6 |
79 |
5. |
Особенности русского танца |
Композиционные формы карагодов. Основные движения корпуса и рук в карагодах. |
Практический показ |
82 |
6 |
76 |
6. |
Композиция и постановка танца |
Хоровод. Русский танец. |
Практический показ |
86 |
6 |
80 |
7 |
Итоговые занятия |
Открытый урок. Отчетный концерт |
Практический показ |
9 |
|
9 |
|
Итого: |
|
|
432 |
30 |
402 |
Содержание программы 4-го года обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Правила выполнения разминки, растяжки. Правила и законы классического танца.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение, рассказ).
Дидактический материал: таблицы (план эвакуации при пожаре).
Форма подведения итогов и оценки занятия: беседа.
2. Ритмика.
2.1. Ритмические упражнения.
Теория: Характер музыки: спортивные и военные маршами; медленные и быстрые вальсы; медленные хороводы и быстрые пляски.
Практика: Движения в различных темпах. Определение характера музыки словами. Передача изменения характера музыки в движениях. Темп, речевые упражнения, динамика, метроритм, хлопки (на сильную и слабую доли). Проигрывание мелодии на ударных инструментах. Определение размера и длительности музыки.
Форма проведения занятия: учебное занятие, практическая работа.
Приемы и методы занятия: практический (музыкальная гостиная), игровой (творческие игры: «Мальчики пляшут, девочки танцуют», «Балалайка или гармошка».
Дидактический материал: CD и DVD-записи разнохарактерных музыкальных произведений.
Форма подведения итогов и оценки занятия: игра, наблюдение.
2.2. Музыкально-пространственные упражнения.
Теория: Мелодия, движение, темп. Контрастная музыка.
Практика: Маршировка в темпе и ритме музыки. Повороты на месте. Повороты с прыжком. Фигурная маршировка с перестроением. Перестроение из троек и четверок в пластический рисунок - кружочки и звездочки. Перестроения в паре: обход одним партнером другого; смена места с поворотом лицом друг к другу; обход без поворота.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: наглядный (словесное сопровождение движений под музыку), игровой (импровизация), практический (сравнение и прослушивание музыки).
Дидактический материал: видео- и аудиоматериал: CD, DVD-записи разнохарактерных музыкальных произведений.
Форма подведения итогов и оценки занятия: практический показ.
2.3. Музыкально-ритмические игры. Мини-танцы.
Теория: Самостоятельное воплощение движения в музыке. Манера и характер передачи образа в танце.
Практика: Игры: манерные, на внимание, ритмические игры, песенно-танцевальные игры. Мини-танцы: «Хоровод по кругу», танец «Кукол», «Как у наших у ворот», «Веселая пара».
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: наглядный (словесное сопровождение движений под музыку), игровой (импровизация), практический (сравнение и прослушивание музыки).
Дидактический материал: видео- и аудиоматериал: CD-записи музыкальных произведений:«Хорошенький, молоденький», «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица».
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение, игра.
2.4. Партерная гимнастика.
Теория: Строение голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Правила выполнения растяжки.
Практика: Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов (упражнения головы, плеч, кистей, рук, живота). Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Упражнение на улучшение гибкости позвоночника («лодочка», «колечко», «кошечка»). Упражнения на исправление осанки (упражнение «Индивидуальный танец»). Упражнения на растяжку мышц, выворотности («бабочка», «лягушка»).
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный, практический, игровой.
Дидактический материал: таблицы («Строение голеностопного сустава», «Строение коленного сустава», «Строение тазобедренного сустава»), CD,DVD- записи музыкальных произведений.
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение.
3. Азбука танца
3.1. Экзерсис у станка.
Теория: Правила выполнения движений классического танца у станка. Основных движений экзерсиса у палки.
Практика: Экзерсис у станка: Постановка корпуса (в выворотном положении лицом к станку, со 2-го полугодия – держась за станок одной рукой); Позиции ног - 1, 2, 3, 5, 6; Releve по 1, 6 позициям (со 2-го полугодия по 2, 5); Demi plie – складывание, приседание лицом к станку по 1, 2, 5 позиции (Grand plie со 2-го полугодия); Battement tendu лицом к станку с 1-ой позиции в сторону,вперед и назад, боком к станку); Подготовка к Battement tendu jete с 1-ой позиции в сторону; Подготовка к Rond de jambe par terre en dehors, en dedan лицом к станку с 1-ой позиции; Положение ноги на cou-de-pied (со второго полугодия): Surlecou-de-pied вперед (условное); Surlecou-de-pied сзади.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (показ), практический (отработка методики и техники исполнения движений).
Дидактический материал: таблицы («Позиции рук в классическом танце», («Позиции ног в классическом танце»), CD-записи музыкальных классических произведений П.И. Чайковского «Мазурка», «Ноктюрн»; Ф. Шапена «Классический танец», вальс «Си-минор», прелюдия «Ля-мажор»; Ф. Шуберта «Музыкальный момент».
Форма подведения итогов и оценки занятия: практический показ.
3.2 Экзерсис на середине зала.
Теория: Постановка корпуса, изучение позиций рук, ног, положений головы. Основных движений экзерсиса на середине. Простейшие прыжки с двух ног на две ноги и с двух ног на одну ногу. Основные позы классического танца.
Практика Упражнения на середине зала: позиции рук – подготовительное положение, 1, 2, 3; прыжок temps leve saute по 6 позиции (2-ое полугодие по 1 позиции). Port de bras (подготовительное и первое); Повороты на двух ногах по 6 позиции, по ¼ круга.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (показ), практический (отработка методики и техники исполнения движений.)
Дидактический материал: таблицы («Позиции рук в классическом танце», («Позиции ног в классическом танце»), CD-записи музыкальных классических произведений П.И. Чайковского «Мазурка», «Ноктюрн»; Ф. Шопена «Классический танец», вальс «Си-минор», прелюдия «Ля-мажор»; Ф. Шуберта «Музыкальный момент».
Форма подведения итогов и оценки занятия: практический показ.
4. Русский танец.
4.1. Основные элементы русского танца.
Теория: Танцевальные комбинации из изученных движений русского танца.Координация движения.Увеличение темпа исполнения движений. Дроби. Присядка.
Практика: Увеличения темпа исполнения комбинаций: «моталочка»; «ковырялочка» с двойным притопом, без подскока, с подскоком, с поворотом в воздухе; «молоточки». Движения: «присядка» с «ковырялочкой»; «ключ» с двойной дробью, дробная «дорожка» с продвижением вперед и поворотом.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный, (объяснение, словесное сопровождение движений под музыку), наглядный (демонстрация движений), практический (отработка движений с увеличением темпа).
Дидактический материал: CD-записи народной музыки: «Хорошенький, молоденький», «Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица»;авторские песни: Н. Бакалейников «Вальс «Грусть», Г. Пономоренко «Ивушка».
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение, практический показ.
4.2. Хоровод. Основные движения хороводов.
Теория: Хоровод – один из основных жанров русского народного танца. Основные фигуры хороводов.
Практика: Характеристика и определение хоровода. Примеры игровых хороводов. Основные фигуры хороводов: «Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге», «Корзиночка», «Восьмерка», «Улитка», «Змейка», «Колонна», «Клин», «Воротца», «Гребень».
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный, (объяснение, словесное сопровождение движений под музыку), наглядный (демонстрация движений, просмотр видеозаписи выступления Государственного Академического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной), практический (отработка движений).
Дидактический материал: CD-запись народной музыки:«Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица», видеозапись выступления Государственного Академического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной.
Форма подведения итогов и оценки занятия: тестирование.
5. Особенности русского танца.
5.1. Композиционные формы карагодов.
Теория: Местные особенности и характерные черты исполнения карагодов. Практика: Круговые карагоды. Создание эмоционального настроя, характера и образа посредством движения.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: словесный (объяснение), наглядный (демонстрация движений), практический (точная передача характера в танце).
Дидактический материал: CD, DVD-записи песенного материала Белгородской области.
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение.
5.2. Основные движения корпуса и рук в карагодах.
Теория: Жесты - символы, позы, взаимодействия исполнителей карагодов
Практика: Характер и манера исполнения движений: руки ниже пояса, руки на уровне груди и плеч, в положение выше плеч, медленное изгибание в локтях рук, поочередно до уровня груди; движения плеч вместе с корпусом вперед и назад, движение руки в любом направлении, хлопки ладонями восьмыми длительностями, четвертями, хлопки скользящими движениями ладоней вверх и вниз.
Форма проведения занятий: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: наглядный (словесное сопровождение танцевальных движений под музыку), практический (импровизация).
Дидактический материал: CD-записи народных песен:«Матаня», «Акулинка», «Кадриль», «Смоленский гусачок», «Барыня», «Подай балалайку», «Белолица, круглолица».
Форма подведения итогов и оценки занятия: наблюдение.
6. Композиция и постановки танца.
6.1. Хоровод..
Теория: Особенности танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения.
Практика: Сочетание основных фигур хороводов: «Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге», «Корзиночка». Танцевальные движения: ходы русского танца с ударом носка, каблука, с хлопком, с поворотов. Исполнение движений медленно, плавно.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: практические (творческие задания).
Дидактический материал: CD- запись русской народной музыки «Со вечора».
Форма подведения итогов и оценки занятия: занятие-концерт.
6.2. Русский танец.
Теория: Особенности танцевального образа. Костюм. Манера и характер исполнения.
Практика: Танцевальные комбинации: «маталочка»; «ковырялочка» с двойным притопом, без подскоков, с подскоком, с поворотом в воздухе; «молоточки». Движения: «ключ» с двойной дробью, дробная «дорожка» с продвижением вперед и поворотом.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Приемы и методы занятия: практические (творческие задания).
Дидактический материал CD- запись русской народной музыки «Калинка».
Форма подведения итогов и оценки занятия: занятие-концерт.
7. Итоговые занятия
Форма проведения занятия: концертное выступление.
Приемы и методы занятия: практический (импровизация), наглядный (словесное сопровождение танцевальных движений под музыку).
Дидактический материал: CD-запись русской народной песни «Порушка-Параня».
Форма подведения итогов и оценки занятия: практический показ.
Глава № 2
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график на 2020/2021 учебный год:
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Продолжительность каникул |
Дата начала |
Дата окончания |
Сроки промежуточной аттестации |
36 |
1 год - 72 2 год - 108 3 год - 108 4 год - 144 |
с 01.06.2020 г. по 31.08.2021 г. |
15.09.2020
|
31.05.2021 |
декабрь, май |
Условия реализации программы
Материально-технические условия
1. Диски и USB с различным музыкальным материалом.
2. Атрибутика: платочки, колокольчики, музыкальные инструменты и др.
3. Видео презентации с танцами, музыкой, живописью и др.
4. Видеостихи о различных видах танца.
5. Музыка для игр и упражнений, направленных на развитие творческого воображения
6. Наглядный материал для дидактических игр по формированию ритмических навыков.
Музыкальный зал с зеркальным оформлением стен.
Нотно-методическая литература. Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности.
Кадровое обеспечение
Занятие проводит квалифицированный специалист – педагог дополнительного образования высшей категории, выпускница Алтайского государственного института искусств и культуры.
Форма аттестации
Способы определения результативности:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ
3. Мониторинг
В программу заложены этапы педагогического контроля:
промежуточный контроль осуществляется по полугодиям, в форме контрольного занятия внутри объединения.
Итоговый контроль осуществляется по результатам года обучения в форме контрольного занятия.
Педагог осуществляет оценку личностного и творческого роста, учитывая выступление обучающихся в конкурсах и фестивалях (городских, региональных, всероссийских), в составе концертной группы.
Оценка освоения программного материала
Усвоения программного материала детьми, и развитие других качеств обучающихся определяются по трем уровням:
· высокий уровень – программный материал усвоен обучающимся полностью, точное знание терминологии и правил исполнения танцевальных движений, музыкальность, выразительность исполнения танцевальных композиций, умение работать в хореографическом коллективе, техника исполнения высокая, владение навыками сольного исполнения танцевального номера, имеются высокие достижения (победы в международных, всероссийских, областных конкурсах детского творчества);
· средний уровень - неполное владение теоретическими знаниями, недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций, с точки зрения музыкальности, координации движений, умение работать в хореографическом коллективе, у техника исполнения низкая, участвует в фестивалях и конкурсах детского творчества на уровне образовательного учреждения, города;
· низкий уровень – слабое усвоение теоретического программного материала, техника исполнения низкая, недостаточное владение навыками работы в хореографическом коллективе, частичный ввод в репертуар ансамбля, участвует в концерте на уровне коллектива.
ФИО _________________________________ Возраст_________________ Объединение__________________________________группа___________
Критерий оценивания. |
Баллы (от 1 до 5-ти) Самооценка учащегося |
Баллы (от 1 до
5-ти) |
*Уровень физической подготовки |
|
|
Импровизация |
|
|
Оценивание танцевальных связок для составления индивидуальных композиций. |
|
|
Оценивание танцевальных связок для составления коллективных (синхронных) композиций. |
|
|
Качество выполненной танцевальной связки, выступления в концертах, фестивалях. |
|
|
*Уровень физической подготовки оценивается по выполненным нормативам на (силу, выносливость, гибкость, скорость, ловкость) в соответствии с возрастом
Методические материалы
Формы организации занятий по хореографии предусматривают
Форма проведения занятия:
1. Занятия-беседы, на которых осуществляется знакомство с народными традициями, особенностями народного костюма и т.д.;
2. Занятия-игры, на которых в игровой форме разучиваются танцевальные движения.
3. Учебно-тренировочные занятия, на которых отрабатываются основы народного и классического танца, изучается техника движения.
4. Композиционно-постановочные занятия, на которых строятся танцевальные композиции, отрабатываются элементы актерского мастерства и сценические движения.
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная часть занятия. Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренное разогревание организма. Основными средствами подготовительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем.
Методические особенности. Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.
Основная часть занятия. Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д.
Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и расслабление (экзерсисы); хореографические упражнения; элементы классического, народного танца; танцевальные композиции; постановочная работа.
Методические особенности. На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.
Заключительная часть занятия. Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени.
Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость.
Методические особенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания и советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.
При реализации программы «Народный танец» используются следующие методы и приемы:
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
- рассказ,
- беседа,
- обсуждение,
- объяснение,
- словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Этот метод используется на занятиях-беседах, учебно-тренировочных занятиях и других.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению воспитанниками программы «Народный танец», повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. Это метод используется на всех формах занятий.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это методы целостного освоения упражнений, ступенчатый метод и игровой.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышения ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Формы организации занятий по хореографии предусматривают:
• Игры и упражнения, направленные на развитие творческого воображения
• Дидактические игры по формированию ритмических навыков
• Игры и упражнения, направленные на развитие и укрепление костно – мышечной системы.
Формы работы:
- групповое занятие;
- разучивание танцевальных номеров;
- беседа и рассказ;
- просмотр видеозаписей;
- проведение отчётов, концертов
Педагогические технологии
При написании программы за основу взята модель личностно-ориентированного обучения, которая различает следующие подходы в работе:
- Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
- Дифференцированный подход — выделение групп детей по возрастным особенностям;
- Индивидуальный подход — распределение детей по способностям;
- Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
В реализации этих подходов создана особая образовательная среда, позволяющая организовать работу параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из индивидуальных стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
Следует отметить важное условие реализации выбранной педагогической технологии – педагог понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Список литературы
для педагога:
1. Богданов, Г. Урок русского народного танца. – М.: Просвещение, 1995.- 150 с.
2. Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии. -М.: Искусство, 1964. -367 с.
3. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала). -М.: ВЛАДОС, 2004. - 207 с.
4. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). - М.: ВЛАДОС, 2002. - 207 с.
5. Климов, А. Основы русского танца. - М.: Искусство, 1994. - 270 с.
6. Стуколкина, Н. М. Уроки характерного танца. - М.: Всероссийское театральное общество, 1972. - 399 с.
7. Ткаченко, Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967. - 654 с.
8. Устинова, Т. А. Русские танцы. - М.; Молодая гвардия, 1955. -261 с.
для учащихся:
1. Богданов, Г. Урок русского народного танца. – М.: Просвещение, 1995. -150 с.
2. Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии. - М.: Искусство, 1964. - 367 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.