Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа внеурочной деятельности
социально-педагогической направленности
«Этика»
для обучающихся 1-4 классов ОВЗ ЗПР
Срок реализации 5 лет
2019 год
Пояснительная записка
В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования в МКОУ СОШ №6 г. Сортавала, реализующем ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию вводится предмет «Этика». На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю (33 часа в первом классе, 33 часа в 1 дополнительном, по 34 часа во 2–4 классах).
Цели и задачи
Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребность общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что для них крайне важны идеи добра и справедливости, проблемы общения.
Основная цель предмета— формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика .
Нравственное развитие личности учащегося является приоритетной целью начальной школы. Оно предполагает организацию нравственного образования младших школьников в процессе изучения предметов, таких как литературное чтение, русский язык, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры народов России, и во время внеурочной деятельности в форме предмета«Этика».
В основе отбора содержания, методов, используемых в процессе обучения и воспитания, лежит принцип гуманизма. Содержание обучения и воспитания направлены прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс
Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.
Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
1 дополнительный класс
Развитие способности осмысления нравственной ситуации. Осознание нравственных правил как ориентира поступков: ситуация — поведение — правило. Оценка нравственных поступков.
2 класс
Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление следовать правилам. Переход от социального контроля (учитель, родители, сверстники) к самоконтролю. Формирование у школьников понимания, что стремление следовать определённым правилам при совершении поступков обеспечивает их нравственное взросление.
3 класс
Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс
Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и средство предотвращения нежелательных (безнравственных) действий.
Задачи
- развитие способности увидеть нравственную ситуацию;
- осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило;
- оценка нравственных поступков.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
· личностно - направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
· стимулирующие, когда с помощью диалога поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
· развивающие нравственное сознание;
· активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет заинтересовать ребёнка и довести до его сознания представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. В реальной жизни всё это скрыто от внимания ребёнка, а работа с художественными произведениями позволит учителю использовать образы из фольклора и детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
В процессе освоения материалов ученик получает знания о взаимоотношениях с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с содержанием пословиц о добре, труде и учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок и других произведений художественной литературы, их инсценировка — всё это нацелено на воспитание начальных этических представлений учащихся (понятия добра и зла, значение вежливых слов, правила поведения и их мотивация), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления. Кроме того, она знакомит учащихся с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?»; «Какой нравственный выбор сделал герой?»; «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?»; «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными навыками (сравнение, анализ, синтез обобщение, классификация по родо-видовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам, сопоставить, сравнить героев и их поведение, классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе), сравнить иллюстрацию с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения, уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы открытого типа, например, «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, работать коллективно или в группах, парах. Также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и т. д.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогают школьникам учиться использовать различные способы поиска информации. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К четвёртому классу учащиеся научатся отлично ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
В силу того, что время, которое отводится на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся, то программой факультатива закладываются не требования к достижениям ученика/выпускника, как в учебном предмете, а планируемые результаты, соотнесённые в общеобразовательной программой начального общего образования школы, реализующей ФГОС НОО.
Планируемые результаты
В результате изучения предмета «Этика» на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
Ученик научится:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
- высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
- использовать в общении доброжелательный тон;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
-
№ |
Наименование раздела |
Часы учебного времени |
|
1 класс |
33 часа |
1 |
Школьный этикет. |
4 |
2 |
Правила общения. |
12 |
3 |
О трудолюбии. |
5 |
4 |
Культура внешнего вида. |
5 |
5 |
Внешкольный этикет. |
7 |
|
1 класс дополнительный |
33 часа |
1 |
Школьный этикет |
5 |
2 |
Правила общения |
11 |
3 |
О трудолюбии |
6 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
7 |
|
2 класс |
34 часа |
1 |
Школьный этикет |
5 |
2 |
Правила общения |
11 |
3 |
О трудолюбии |
7 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
7 |
|
3 класс |
34 часа |
1 |
Школьный этикет |
5 |
2 |
Правила общения |
11 |
3 |
О трудолюбии |
8 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
6 |
|
4 класс |
34 часа |
1 |
Школьный этикет |
8 |
2 |
Правила общения |
8 |
3 |
О трудолюбии |
7 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
7 |
-
- Календарно-тематическое планирование.
1 класс
дата |
№ |
Тема |
Школьный этикет |
05.09 |
1. |
Мы пришли на урок. |
12.09 |
2. |
Зачем нужны перемены? |
19.09 |
3. |
Мы в школьной столовой. |
26.09 |
4. |
Давайте жить дружно! |
Правила общения |
03.10 |
5. |
Зачем нужны «вежливые» слова. |
10.10 |
6. |
Доброжелательность и равнодушие. |
17.10 |
7. |
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. |
24.10 |
8. |
Доброе слово и кошке приятно. |
31.10 |
9. |
Умеем ли мы общаться? Культура спора. |
14.11 |
10. |
Вежливый слушатель. |
21.11 |
11. |
Культура приветствия, обращения и знакомства. |
28.11 |
12. |
Как не прослыть неприятным человеком? |
05.12 |
13. |
Литературный ринг « О дружбе, доброте и отзывчивости». |
12.12 |
14. |
Мой учитель. |
19.12 |
15. |
Думай о других: сочувствие – как его выразить? |
26.12 |
16. |
Моя семья. Мое отношение к родным. |
О трудолюбии |
16.01 |
17. |
Что помогает учиться лучше. |
23.01 |
18. |
Как мы трудимся в школе и дома. |
30.01 |
19. |
Бережливость: каждой вещи свое место. |
06.02 |
20. |
Бережное отношение к школьному имуществу. |
20.02 |
21. |
Руки человека. |
Культура внешнего вида |
27.02 |
22. |
Основные правила Мойдодыра. |
06.03 |
23. |
Твой внешний вид. |
13.03 |
24. |
Обаяние и аккуратность. |
20.03 |
25. |
О чистоте и порядке. |
03.04 |
26. |
Каждой вещи свое место. |
Внешкольный этикет |
10.04 |
27. |
Спасибо и пожалуйста. |
17.04 |
28. |
Поведение на улице. |
24.04 |
29. |
Поведение в транспорте. |
01.05 |
30. |
Поведение в театре. |
08.05 |
31. |
Поведение в общественных местах. |
15.05 |
32. |
Семь наших «Я». Научись смотреть на себя « со стороны». |
22.05 |
33. |
Добрые дела живут века! Копилка добрых дел (проект) |
№ |
Наименование раздела |
Часы учебного времени |
1 дополнительный класс
№ |
Наименование раздела и тем занятий |
Характеристика основной деятельности ученика |
|
|
Школьный этикет |
|
|
1. |
Мы в школе |
Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками |
|
2. |
Мы пришли на урок |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
3. |
Зачем нужны перемены? |
Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях |
|
4. |
Мы в школьной столовой |
Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях |
|
5. |
Правила поведения за столом |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
|
Правила общения |
|
|
6. |
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? |
Уметь применять слова вежливости конкретной жизненной ситуации |
|
7. |
Правила вежливости |
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
|
8. |
Элементарные представления о добрых и недобрых поступках |
Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры |
|
9. |
Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов |
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов |
|
10. |
Значение вежливых слов в жизни |
Употреблять в различных ситуациях слова вежливости |
|
11. |
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам |
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками |
|
12. |
Мой учитель |
Выбирать оптимальныес позиции нравственных норм правила вежливости при общении с учителем |
|
13. |
Думай о других: сочувствие, как его выразить? |
Уметь проявлять заботу о других, сочувствие |
|
14. |
Моя семья |
Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода) |
|
15. |
Пути выхода из конфликтной ситуации |
Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины) |
|
16. |
Практическое знакомство с правилами коллективных игр |
Уметь применять на практике правила коллективных игр |
|
|
О трудолюбии |
|
|
17. |
Значение труда в жизни людей |
Оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда |
|
18. |
Что помогает учиться лучше (старательность) |
Уметь практически применять правила коллективных игр |
|
19. |
Учение как основной труд и обязанность школьника |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
|
20. |
Трудолюбие как главная ценность человека |
Определять значение трудолюбия (в культуре народов своего края) как одного из важнейших общественно значимых качеств личности |
|
21. |
Трудолюбие как главная ценность человека |
Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека |
|
22. |
Бережливость: каждой вещи своё место(береги свои школьные вещи) |
Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности |
|
|
Культура внешнего вида |
|
|
23. |
Внешний вид человека |
Определять оптимальные правила внешнего вида |
|
24. |
Правила опрятности и их значение для здоровья |
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности |
|
25. |
Основные правила Мойдодыра |
Применять основные правила Мойдодыра |
|
26. |
Итоговое занятие |
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
|
|
Внешкольный этикет |
|
|
27. |
Правила поведения на улице |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
28. |
Правила поведения в транспорте |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
29. |
Правила поведения в общественных местах |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
30. |
Вежливое отношение к людям |
Выбирать вежливое с позиции нравственных норм отношение к людям |
|
31. |
«Спасибо» и «пожалуйста» |
Уметь применять слова «спасибо» и «пожалуйста» |
|
32. |
«Здравствуйте» и «до свидания» |
Уметь применять слова «здравствуйте» и «до свидания» |
|
33. |
Итоговое занятие |
Выбирать оптимальноес позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ |
Наименование раздела и тем занятий |
Характеристика основной деятельности ученика |
|
|
Школьный этикет |
|
|
1 |
Дисциплина в школе |
Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками.
Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях |
|
2 |
Дисциплина в классе |
Воспроизводить правила поведения в классе и при взаимоотношении со сверстниками |
|
3 |
В библиотеке |
Моделировать ситуации поведения в библиотеке |
|
4 |
Книга — твой друг, береги её |
Уметь работать с обложкой книги.
Практическая работа: ремонт книги |
|
5 |
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. |
Составлять план работы по поддержанию чистоты и порядка в классе и школе |
|
|
Правила общения |
|
|
6 |
Что такое сопереживание? |
Уметь применять нужные слова, сопереживать в конкретной жизненной ситуации |
|
7 |
Помощь друзьям |
Уметь проявлять заботу о других, сочувствие |
|
8 |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» |
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов |
|
9 |
Преданный друг |
Моделировать отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях |
|
10 |
О доброте и бессердечии |
Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова |
|
11 |
Дал слово — держи его |
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками |
|
12 |
Диалоги со сверстниками и со взрослыми |
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
|
13 |
О зависти и скромности |
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками |
|
14 |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится |
Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность) |
|
15 |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам |
Уметь проявлять внимание к окружающим, заботу о них |
|
16 |
Чего в другом не любишь, того и сам не делай |
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками |
|
|
О трудолюбии |
|
|
17 |
Самообслуживание |
Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки |
|
18 |
Учусь всё делать сам |
Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых |
|
19 |
Взаимопомощь дома и в школе |
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его |
|
20 |
Труд моих родных |
Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях |
|
21 |
Труд людей вокруг нас |
Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
|
22 |
В мире мудрых мыслей |
Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. Трудолюбие как главная ценность. Элементы культуры труда |
|
23 |
Что значит беречь результаты труда? |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
|
|
Культура внешнего вида |
|
|
24 |
Правила личной гигиены |
Определять оптимальные правила личной гигиены. Составить памятку личной гигиены |
|
25 |
Игра «Узнай по описанию» |
Соблюдать правила коллективной игры.
Оценивать внешний вид человека |
|
26 |
Бережное отношение к своей одежде |
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности |
|
27 |
Ремонт одежды |
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях |
|
|
Внешкольный этикет |
|
|
28 |
Правила поведения в общественном транспорте |
Воспроизводить правила поведения в общественном транспорте |
|
29 |
Правила поведения в музее, кино, театре |
Воспроизводить правила поведения в музее, кино, театре |
|
30 |
Растения в жизни человека |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
31 |
Братья наши меньшие |
Выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным |
|
32 |
Бережное отношение к природе |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
33 |
В мире мудрых мыслей |
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику) |
|
34 |
Итоговое занятие |
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми, использовать доброжелательный тон в общении |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ |
Наименование раздела и тем занятий |
Характеристика основной деятельности ученика |
|
|
Школьный этикет |
|
|
1 |
Правила поведения в школе |
Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками |
|
2 |
Перемена с увлечением |
Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих |
|
3 |
Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять |
Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях |
|
4 |
Взаимопомощь: учёба и труд |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
5 |
Школьное имущество надо беречь |
Воспроизводить правила обращения со школьным имуществом |
|
|
Правила общения |
|
|
6 |
Добрый день. Здравствуйте |
Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации |
|
7 |
По стране вежливых слов |
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
|
8 |
Поговорим о доброте |
Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры |
|
9 |
Без друга в жизни туго |
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов |
|
10 |
Порадовать близких — как это просто! |
Уметь проявлять внимание и заботу к другим |
|
11 |
Можно и не ссориться |
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками |
|
12 |
Большое значение маленьких радостей |
Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова |
|
13 |
Этикет познавая, дружно, весело играем! |
Уметь практически применять правила коллективных игр |
|
14 |
Время надо беречь |
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его |
|
15 |
Слово лечит, слово ранит |
Употреблять в различных ситуациях вежливые слова |
|
16 |
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) |
Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины) |
|
|
О трудолюбии |
|
|
17 |
Твой труд дома |
Наметить пути избавления от неорганизованности, недисциплинированности |
|
18 |
Учись учиться |
Наметить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться |
|
19 |
Ответственность |
Анализировать и оценивать свои действия |
|
20 |
Труд кормит, а лень портит |
Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека |
|
21 |
Как организовать свой труд |
Анализировать и оценивать свои действия |
|
22 |
Даже будни может труд сделать праздничными днями |
Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности |
|
23 |
Цена ломтика |
Обосновывать необходимость уважения к труду людей |
|
24 |
Профессии людей |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
|
|
Культура внешнего вида |
|
|
25 |
Уход за своими вещами |
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности |
|
26 |
Одежда будничная и праздничная |
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях |
|
27 |
По одёжке встречают |
Определять оптимальные правила внешнего вида |
|
28 |
Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать |
Применять основные правила Мойдодыра |
|
|
Внешкольный этикет |
|
|
29 |
Разговор по телефону |
Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону |
|
30 |
Поведение в гостях |
Воспроизводить правила поведения в гостях |
|
31 |
Я пишу письмо |
Воспроизводить правила написания письма |
|
32 |
Правила безопасности при общении с животными |
Уметь применять правила поведения с животными |
|
33 |
Поведение на природе |
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения на природе |
|
34 |
Я в роли прохожего. Путь от дома до школы |
Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ |
Наименование раздела и тем занятий |
Характеристика основной деятельности ученика |
|
|
Школьный этикет |
|
|
1 |
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим |
Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками |
|
2 |
Забота о младших |
Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие |
|
3 |
«Познай самого себя» |
Объяснять причины своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, определять границы собственного знания и незнания |
|
4 |
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
|
5 |
Как я работаю над собой |
Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия |
|
6 |
О терпении |
Моделировать ситуации поведения в различных ситуациях, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
|
7 |
Конец каждого дела обдумай перед началом |
Уметь ставить конечную цель своей деятельности и планировать способы её достижения |
|
8 |
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» |
Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других |
|
|
Правила общения |
|
|
9 |
Традиции общения в русской семье. «Домострой» |
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, обсудить правила «Домостроя» |
|
10 |
Культура общения в современной семье |
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения |
|
11 |
Правила приличия в житейских ситуациях |
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения |
|
12 |
Культура спора |
Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины) |
|
13 |
Правила этикета: знакомство |
Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости |
|
14 |
Язык, мимика и жесты |
Уметь точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать других, используя жесты, мимику |
|
15 |
«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» |
Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова |
|
16 |
Игра «Город вежливости» |
Уметь практически применять правила коллективных игр |
|
|
О трудолюбии |
|
|
17 |
Культура физического и умственного труда |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
|
18 |
Положительные герои в былинах и сказках |
Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений |
|
19 |
Книга — источник знаний |
Формулировать собственное мнение и позицию, осознавать необходимость самосовершенствования |
|
20 |
Золотые руки |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
|
21 |
Кем быть? |
Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека, расширять познавательные интересы |
|
22 |
Твоя малая родина |
Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности |
|
23 |
Герои труда |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
|
|
Культура внешнего вида |
|
|
24 |
Что такое культура внешнего вида? |
Определять оптимальные правила внешнего вида |
|
25 |
Одежда и осанка |
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки |
|
26 |
Вежливость и внешний вид |
Применять основные правила вежливости и опрятности |
|
27 |
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?» |
Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
|
|
Внешкольный этикет |
|
|
28 |
Осваиваем правило «так нельзя» |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
29 |
Услышать собеседника |
Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре |
|
30 |
Совесть — основа нравственности |
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации |
|
31 |
Что такое хорошо и что такое плохо |
Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
|
32 |
В мире мудрых мыслей |
Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь объяснять пословицы |
|
33 |
Россияне о любви к Родине |
Оценивать яркое проявление патриотизма |
|
34 |
Итоговое занятие |
Подвести итоги, осознавать необходимость к самосовершенствованию |
Содержание программы[1]
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), её оценка.
Универсальные учебные действия:
—использовать в речи слова вежливости;
—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
—описывать сюжетную картинку (серию);
—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. Способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида, чистота, опрятность, аккуратность.
Правила опрятности и их значение для здоровья, хорошего самочувствия, отношения окружающих.
Оценка внешнего вида человека, критерии оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
—оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям;
Универсальные учебные действия:
—использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168с.
2. Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.— М.: Просвещение, 2010. 204 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]—М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Дидактические материалы
1. Демонстрационные картинки с изображением профессий
2. Демонстрационныекартинки и плакаты по правилам дорожного движения
3. Наборы сюжетных картинок
Для обучающихся
1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. М. — «Вече», 2004.
2. Барто А.Л. «В театре».
3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. — Т.: Укитувчи. 1989.
4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М.: Правда,1985.
5. Лихачева Л.Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
6. Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный».
7. Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
8. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М.: Правда,1985.
9. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. Возраста/Худож. А. Момуналиев. — Ф.: Адабият, 1990.
10. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.
11. Осеева В.А. «Волшебное слово».
12. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4–5 лет: в 2 ч. — М.: Эксмо, 2010
13. Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
14. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». М. — Просвещение, 2000.
15. Титкова Т.В. Как принимать гостей. — Издательская группа АСТ., 2004.
16. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
17. Толстой Л.Н. Волк и собака.
18. Чуковский К. И. «Федорино горе».
19. Чуковский К.И. «Мойдодыр».
20. Чуковский К.И. «Телефон».
21. Чуковский К.И. «Краденое солнце».
22. Шалаева Г.П. Как себя вести? — Издательская группа АСТ., 2010.
23. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. — Издательская группа АСТ., 2010.
24. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. — Издательская группа АСТ., 2010.
25. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. — Издательская группа АСТ., 2010.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168с.- С.91-93
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.