Дополнительная краткосрочная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Летний сувенир»
Возрастная категория: 6-14 лет Срок реализации: 1 месяц
Уровень программы: стартовый
Автор/разработчик:
Березова Екатерина Владимировна
педагог дополнительного образовании
р.п. Майна 2020 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Краткосрочная образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству «Летний сувенир» призвана решать обозначенную выше задачу и разработана в соответствии с законодательными и нормативно - правовыми документами: Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление от 04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);
«Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МУДО Майнский ЦДТ им. Г.Ф. Кныша»», приказ №36 от 18.03.2020г.
• современными образовательными технологиями при условии личностно—ориентированного подхода в воспитании, развитии и обучении детей, с учетом сохранения заинтересованности в данном виде деятельности.
Дополнительная дистанционная краткосрочная общеразвивающая программа имеет художественную направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся. Дополнительная дистанционная краткосрочная общеразвивающая программа должна способствовать:
• зарождению интереса у обучающихся к декоративно-прикладному творчеству;
• развитию их творческой активности.
В основу программы положена идея развития:
• познавательной и креативной сфер обучающихся;
• их способности образно (а иногда, и нестандартно) мыслить и практически воспроизводить свой замысел средствами декоративно-прикладного творчества.
1.2. Дополнительность программы заключается в том, что она отвечает интересам детей, способствует углублению знаний, умений и навыков, приобретаемых в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства и технологии. Работа объединения является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и призвана решать единые со школой воспитательные задачи.
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в образовательной практике УДОД деятельности, связанной с декоративно-прикладным творчеством, которая должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся.
Таким образом, была разработа дополнительная дистанционная общеразвивающая программа художественнной направленности «Летний сувенир»
Актуальность дополнительной программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:
• общих способностей (способность к обучению и труду);
• творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.).
Развивающий характер обучения ориентирован на:
• развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;
• развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.
1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству создана в 2020 году. В 2020 году программа получила одобрительную рецензию как модифицированная.
Отличительная особенность краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы «Летний сувенир» заключается в использовании дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие навыков.
Дистанционные образовательные технологии, реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить:
• комплексность — сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);
• преемственность — взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;
• не подражание, а творчество — овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.
Новизна данной программы заключается в работе с разными материалами, большое значение для всестороннего развития ребенка, Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
1.5 Инновационность программы: В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности.
Инновационная педагогическая технология – это системный процесс целенаправленного воздействия на обучаемого, направленный на удовлетворение всей совокупности его потребностей. Современные педагогические технологии характеризуются тем, что:
1.6. Адресат программы:
Программа рассчитана на обучающихся от 6 до 14 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие какими-либо минимальными знаниями в области художественно-эстетической направленности. Заниматься дистанционно может каждый по желанию
Формируются группы из учащихся одного возраста или разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения .
Обучающиеся объединяются в группы с учетом психологических особенностей и их творческих наклонностей. Набор в группу осуществляется в установленные учреждением сроки.
Заниматься дистанционно может каждый по желанию. Количество детей не ограниченно.
1.7 Объем программы: Программа рассчитана на 36 часовсрок реализации 1 месяц
1.8 Форма обучения: очная, дистанционная.
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных
технологий:
- видео- и аудио-занятия, лекции, мастер-классы;
- открытые электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи,
сайты по данному направлению;
- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
- адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе использовуются следующие платформы
и сервисы: сетевой город, ZOOM, Googl Form, Skype, ВКонтакте и т.д.
В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит
обмен информацией, даются задания и присылаются ответы, проводятся индивидуальные
консультации по телефону, индивидуальные занятия по видеосвязи в Viber ,WatsUp, ZOOM
Основными формами дистанционного обучения являются: индивидуальное занятие, практическое занятие. Во время самостоятельного изучения повторов может быть намного больше, так же проводятся индивидуальные консультации по телефону ли скайпу.
1.9. Особенности организации образовательного процесса:
Направления деятельности:
· Художественная направленность;
· сетевое взаимодействие.
Формы организации деятельности:
· индивидуальная;
· парная;
· групповая;
Виды занятий:
· практические занятия;
· экскурсии;
· выставки;
· мастер-классы.
Кроме того, предусмотрено активное участие членов кружка в подготовке и проведении акций, мероприятий, участие в конкурсах разного уровня. Занятия по программе проводит педагог дополнительного образования.
1.10. Режим занятий: Занятия проводятся 4 раза в неделю продолжительностью 2 академических часа с перерывом 15 минут.
Первые 30 мин. из которых отводится на работу в онлайн режиме, вторые – в офлайн режиме в индивидуальной работе и онлайн консультировании)
В рамках онлайн занятий посредством платформ: Webinar, Zoom, Youtube, Skype, Google hangouts, Proficonf, Uberconference, Oovoo и другие, педагог предоставляет теоретический материал по теме.
В офлайн режиме посредством социальных сетей и месседжеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.
Общее кол-во учебных часов: 36 часов, по 8 часов в неделю.
1.11. Уровень программы: стартовый.
2. Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи:
Личностные:
Сформировать эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); осознанность своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
Сформировать навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные:
Сформировать желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;
Сформировать мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Сформировать способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одногруппников.
Предметные
Развить понимание и значение искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды росписей и их отличительные особенности.
Сформировать умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности, характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей и отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
Содержание программы
3.1. Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 36 часов
ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
|
2 |
Сувениры |
18 |
2 |
16 |
3 |
Куклы из ткани |
16 |
2 |
14 |
3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Название раздела |
Теория |
Практика |
Всего |
Формы контроля |
|
|||||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами |
2 |
0 |
2 |
Творческий показ |
2 |
Сувениры |
2 |
16 |
18 |
Творческий показ |
3 |
Куклы из ткани |
2 |
14 |
16 |
Творческий показ |
|
Итого |
6 |
30 |
36 |
|
Содержание учебного плана
Вводное занятие.
Теория. Подготовительный этап (презентация объединения, набор и комплектация групп обучающихся)
Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами
Использование активных ссылок в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте
Русская тряпичная народная кукла
Теория: История русской тряпичной куклы Использование активных ссылок в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
Обереговые куклы
«Кувадка»
Теория: Знакомство с историей создания русских народных кукол – оберегов; формирование творческого самовыражения через приобретение им практических навыков. Просмотр презентаций по ссылке
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
«Куклы-пеленашки»
Теория: Познакомиться знакомить с народными традициями. Образцы кукол Пеленашек. Просмотр презентаций по ссылке
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
«Кукла-закрутка»
Теория: Познакомить с обереговыми свойствами куклы, технологией изготовления куклы. Просмотр презентаций по ссылке
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
«Ангел»
Теория: Закрепить навыки по изготовлению куклы. Просмотр презентаций по ссылке
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
«Кубышка-травница»
Теория: Познакомить с лекарственным травами, произрастающими в нашей области. Учить, создавая образ, наделять его характерными чертами и свойствами. Просмотр презентаций по ссылке
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
«Кукла из джута» (итоговое игровое занятие)
Теория: Закрепить навыки по изготовлению куклы Просмотр видео по ссылке
Практика: Изготовление куклы. Оценка работы
«Фоторамка»
Теория: Познакомить с изготовлением сувенира, технологией изготовления фоторамки.
Использование активных ссылок на мастер-классы
Практика: Изготовление и декор фоторамки . Оценка работы
Индивидуальные консультации в чате Viber , WatsUp, ВКонтакте
«Шкатулка»
Теория: Познакомить с изготовлением сувенира, технологией изготовления шкатулки. Просмотр видео по ссылке
Практика: Изготовление и декор шкатулки
«Открытки»
Теория. Технология изготовления открыток в технике бумагопластика. Изучение техники оригами, необходимые материалы и инструменты, цветовое сочетание, правила техники безопасности. Беседы о праздниках, их значение, особенности. Открытка - как способ поздравления и передачи информации о празднике. Просмотр презентаций по ссылке
Практика. Вырезание элементов открыток, составление композиции, приклеивание деталей на основу.
«Топиарий»
Теория. Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр работ в этой технике. Знакомство с разнообразием изделий в технике бумажная пластика.
Просмотр презентаций по ссылке
Практика. Изготовление объемных цветов. Научиться складывать бумагу в определенной последовательности.
Итоговый контроль. Теория. Навыки выступления перед камерой. Оценка своего исполнения. Итоговый контроль.
Практика. Видео –отчет. Показ индивидуального танца в чате Viber ,WatsUp, ВКонтакте, подготовка сообщения о культуре страны, чей танец был показан.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты по итогам реализации дополнительной образовательной краткосрочной программы
В результате к концу обучения обучающиеся посещающие кружок должны знать:
Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.
О месте русской народной куклы в истории и культуре.
Должны уметь:
Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.
Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат.
Находить логические связи между образом и традицией.
Понятийный и терминологический аппарат и методы
Бумагопластика художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).
Оригами - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Топиарий - украшение из серии hand-made, которое представляет собой искусственное, несколько фантастическое дерево
Блокнот- блок листов, скрепленных по одной стороне листа.
Джут- натуральное текстильное волокно, изготавливаемое из растений одноимённого рода. Из этих волокон производят преимущественно мешки и канаты и нитки.
Календарный учебный график
(дистанционное обучение)
Программа рассчитана на 36 учебных часа
Занятия 2 раза в неделю по 2 часа.
Место проведения: площадка vk.com, youtube.com, чаты в Viber, WatsUp, ВКонтакте
Время проведения: онлайн : понедельник, четверг с 14.00 по 14.30,
офлайн: понедельник, четверг с 14.45 до 16.00
Год обучения |
Дата начала обучения |
Дата окончания обучения |
Всего учебных недель |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год |
01.06.2020 |
31.07.2020 |
4 недели |
36 |
4 раза в неделю по 2 академических часа |
N п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
Дата планируе мая (число, месяц) |
Дата фактичес кая (число, месяц) |
Причина изменения даты |
1 |
Введение в образовательную программу обучения, инструктаж по технике безопасности Вводное занятие. Входная диагностика |
2 |
Видео-инструктаж в Viber и WatsUp (активная ссылка |
Тест «Правила техники безопасности и пожарной безопасности» в чате Viber, WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
2 |
Кукла-кувадка
|
2 |
Презентации «Культура обычаи, обрядовые куклы» |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
3 |
Куклы-пеленашки
|
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Викторина по вопросам презентации в чате Viber, WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
4 |
Кукла-закрутка
|
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
5 |
Ангел
|
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
6 |
Кубышка-травница |
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
7 |
Кукла из джута |
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
8 |
Кукла из джута |
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
9 |
Фоторамка |
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
10 |
Фоторамка |
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
11 |
Шкатулка |
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
12 |
Шкатулка с цветком |
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
13 |
Открытка |
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
14 |
Открытка |
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
15 |
Топиарий |
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
16 |
Топиарий |
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
17 |
Блокнот |
2 |
Мастер-класс по изготовлению обегера |
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
18 |
Итоговый контроль |
2 |
Видео-отчет в чате Viber, WatsUp, ВКонтакте
|
Индивидуальные консультации в чатах в Viber , WatsUp, ВКонтакте |
|
|
|
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы При дистанционном обучении должно обеспечиваться каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайн-платформе, в качестве основного информационного ресурса, а также осуществляться учебно-методическая помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно.
Материалы и инструменты для занятия.
Бумага: для изготовления открыток лучше брать бумагу для ксерокса цветную
Ткань: при изготовление кукол использовать разные по цвету куски ткани, шпагат, глазки и пряжу для изготовление волос.
Нитки: шпага, использовать цветные нити.
Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами необходимо помнить о технике безопасности:
Клей: лучше использовать клей ПВА или клеевой карандаш, для сборки панно и закрепления деталей – клей «Титан».
Кисточки: можно использовать кисточки разных размеров. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх.
Цветные карандаши, фломастеры, маркеры: для украшения и оформления поделок.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).
Для успешного процесса обучения и полной реализации программы предусматривается расположение студии в отдельном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам, требованием техники безопасности и пожарной безопасности. Кабинет оборудован мебелью, необходимой для занятий. Столы и стулья соответствуют росту обучающихся. На настенной магнитной доске мелом выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия, устраиваются кратковременные выставки работ.
Информационное обеспечение – при подготовке занятий педагог широко использует интернет ресурсы, фото- и видеоматериалы. По программе можно использовать следующие платформы и сервисы: сетевой город, ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber и WatsUp., ВКонтакте многие другие; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений ; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
Кадровое обеспечение - Березова Е.В., педагог дополнительного образования в области образовательной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные образовательные технологии в области коррекционной педагогики».
Педагог должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.), иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов
5.3. Формы аттестации
- формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Для определения уровня знаний учащихся по программе предусмотрены контрольные вопросы для каждого года обучения.
Во время реализации общеобразовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня формирования УУД.
- формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
В концеобучения учащиеся выполняют творческий проект, где самостоятельно выбирают тему, материал, технику исполнения; показывают уровень овладение навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.
Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Входной контроль: диагностика проводится в начале мая на первом дистанционом занятии по Программе с целью оценки стартового уровня образовательных и иных возможностей обучающихся, их индивидуальных особенностей и личностных качеств, изучения отношения и мотивации обучающегося к выбранной деятельности. Диагностика происходит по заранее выделенным параметрам.
Формы контроля:
- Педагогическое наблюдение
- Выполнение практических заданий
- Анкетирование родителей и обучающихся
Текущий контроль: осуществляется на занятиях в течение всего обучения с целью отслеживания динамики освоения предметного содержания (оценка уровня и качества освоения тем/разделов программ), личностного развития и взаимоотношений в коллективе. Текущий контроль осуществляется в рамках каждого модуля, диагностика происходит по заранее выделенным параметрам.
Формы контроля:
- Педагогическое наблюдение (оценка уровня и качества освоения обучающимися Программы)
- Выполнение упражнений, практических и творческих заданий
- Показ достижений, просмотр работ на видео-занятиях.
Анализ педагогом уровня приобретенных обучающимся умений и навыков
Итоговый контроль: проводится в конце обучения как видео-отчет, показ отработанного индивидуального танца и рассказа о культуре страны, чей танец был подготовлен.
Внешний контроль
После каждого раздела программы с целью подведения итогов и поощрения воспитанников проводятся выставки. Цель выставки – стимулирование творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого воспитанника. Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям: качество исполнения, соответствие работы возрасту ребенка, оригинальность идеи.
Внутренний контроль
предполагает использование диагностирования, личных наблюдений педагога, отслеживания результатов работ каждого ребёнка на занятии, самоконтроль.
Диагностировать полученные знания и умения позволяют различные методики - опрос, наблюдения. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей самостоятельно выполнить практические задания. Работы воспитанников оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения.
5.4. Оценочные материалы (Закон № 273-ФЗ) В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся.
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Поэтому, чтобы проследить качество обученности воспитанников по образовательной программе, необходимо организовать систему заданий направленных на выявление степени обученности по различным параметрам программы. Они позволяют представить:
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся выступает сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в художественно-эстетическую деятельность. Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив, а также достижения не только творческого характера, но и личностного.
5.5. Методические материалы:
Принципы, лежащие в основе программы:
Метод обучения-
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
Педагогические технологии
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.
Ведущие педагогические технологии:
Методическое обеспечение
№ |
Тема или раздел программы |
Формы занятия |
Приёмы и методы |
Дидактический материал, Техническое оснащение |
Формы подведения итогов |
1 |
Вводное занятие
|
Беседа, игра.
|
Словесные, наглядные, игровые |
Иллюстрации, слайды, работы обучающихся.
|
собеседование |
2 |
Сувениры |
Беседа, наблюдения, практические занятия
|
Наглядные, словесные, практические, изобразительные |
Иллюстрации, слайды, образцы работ
|
Собеседование, просмотр изделий
|
3.
|
Куклы из ткани |
Беседа, практические занятия |
Наглядные, словесные, практические |
Иллюстрации, слайды, образцы изделий
|
Собеседование, просмотр изделий
|
Методическое сопровождение программы
- методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные карты;
- музыкальный ряд: МР3-записи мелодий, способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.
Технология коллективной творческой деятельности
- помогает ребенку адаптироваться в коллективе, занять в нем достойное место;
- выявляет и развивает потенциальные возможности и способности обучающихся;
- формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
- способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
- развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
- формирует адекватность в оценке чужого творчества, а также собственной самооценке;
- создает условия для развития творческих способностей обучающихся.
Досуговая деятельность:
· этнокультурное просвещение, патриотическое воспитание: «В гостях у Куклы» экскурсия в музей,
· сплочение коллектива: «День именинника»
· воспитание ЗОЖ: «День здоровья», беседы о вреде курения и наркотиков.
Экскурсионная работа: посещение выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в районном музее, выставка в с. Арское.
Организация выставок: рабочие выставки, тематические, участие в районных и городских выставках.
Работа в рамках акции «Жизнь дана на добрые дела»: изготовление сувениров к праздникам для ветеранов.
Алгоритм учебного занятия
1. Исторический аспект
2. Связь с современностью
3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
Список литературы для обучающихся и родителей:
1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – Культура и традиции, 2007. – 120 с.
2. Уарзиати В.С. Куклы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anaharsis.ru/etno/Uarz_2.htm
3. Некрасова-Каратаева О.Л. Традиционная культура: момент истины // Время созидать. – СПб., 2003. С. 101.
4. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2006. – 240 с.
5. Культура в современном мире. – 2010. – № 1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http ://infoculture. rsl. ru
http://stranamasterov.ru/ .http://oriart.ru/
Список литературы для педагогов:
6. Национальные традиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Letopisi.Ru
7. Традиционная культура Русского Севера: история и современность. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера Редколлегия: Т.Г. Иванова (ответственный редактор) и др. Петрозаводск, 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin2007/8_actual/batagova.htm
8. Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www . sergiev - posad . ru / gorod /
http://stranamasterov.ru/ .http://oriart.ru/
http://stranamasterov.ru/ .http://oriart.ru/
Приложение 1
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
Мониторинг результатов обучения обучающегося по дополнительной общеобразовательной
программе
Показатели (оцениваемые параметры)
Протокол промежуточной аттестации учащихся
По образовательной программе «Летний сувенир»
Педагог дополнительного образования: Березова Е.В.
Форма проведения: «Зачетное занятие»
№ ФИО учащегося
Знание базовых форм
Владение специальной терминологией
Умение грамотно изготавливать базовые формы
Владение приемами сборки деталей в композицию
Умение организовывать рабочее место
Дата:
Подпись педагога:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.