Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста к электронному конструктору «Знаток».
Оценка 5

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста к электронному конструктору «Знаток».

Оценка 5
docx
29.11.2023
Дополнительная образовательная программа  для детей старшего дошкольного возраста к электронному конструктору «Знаток».
знатоки.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                           Самарской области средняя общеобразовательная школа №13                                                            городского округа Чапаевск Самарской области

структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск –                                                                      «Детский сад №29 «Кораблик»,                                                                                                  реализующее основные общеобразовательные программы

дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

для детей старшего дошкольного возраста к электронному конструктору

«Знаток».

(срок реализации 1 год)

Подготовила и разработала:

Селягина Елена Ивановна

Высшая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

                                                            г.о. Чапаевск 2022

 

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

    Программа дополнительного образования «Электротехника» предназначена для обучающихся, интересующихся современной электронной техникой, новыми техническими достижениями, развитием в себе качеств, присущих творческой личности. Основной задачей объединения является формирование устойчивых интересов детей и подростков к техническому творчеству, помощь в нахождении любимого дела, выбора будущей профессии и жизненного пути.

Актуальность, педагогическая целесообразность

Современное развитие электроники с началом массового производства интегральных микросхем привело к тому, что в настоящее время электронные компоненты и узлы широко применяются во многих технических устройствах, даже там, где традиционно использовались иные физические принципы. Сфера их применения практически безгранична: от точнейших измерительных приборов и промышленного оборудования до бытовых устройств и игрушек.

       Современная электроника является материальным фундаментом новых информационных технологий, развитие которых уже сейчас приводит к невиданным социальным последствиям. В то же время в школьных программах по физике и информатике прикладной аспект электроники практически отсутствует. При этом многим сегодняшним школьникам, вне зависимости от избранной специальности, предстоит если не принимать участие в разработке и производстве электронных устройств, то наверняка пользоваться информационными системами различного уровня, вступать во взаимодействие с техническими устройствами. Следовательно, актуальность развития научно-технического творчества очевидна.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.

        В отличие от типовой программы электротехнике для учреждений дополнительного образования данная программа переработана и дополнена с учетом опыта работы автора с детьми, так и информацией из литературных источников по техническому творчеству.

Отличительные особенности представленной программы:

       - это программа раннего развития детей,

       - включены разделы с работой из разнообразных материалов, создание простых и сложных моделей,

       - практические занятия типовых программ предлагают в основном учебные опыты, изготовление демонстрационных стендов, иногда сложных электронных устройств, что не всегда выполнимо и снижает интерес у воспитанников к электротехнике,

       - программой «Электротехника» предусматривается выполнение реальных заданий по практической работе в соответствии с теорией, возможность увидеть результаты своего труда обучающимися,

       - особенностью данной программы является и то, что она предлагает от изучения основных принципов электротехники перейти непосредственно к творчеству, конструированию различных технических устройств на основе собственных знаний и опыта.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы

Диапазон интересов и творческих поисков очень широк. Это и простейшие узлы и устройства электротехники, радиоэлектроники, автоматики и довольно сложные конструкции на основе микроэлектроники и процессорной техники.

   Начиная с простейших поделок, по мере своего творческого роста, обучаемые собирают все более сложные конструкции, участвуют во всевозможных выставках и мероприятиях, приобретают трудовые и творческие навыки, которые им непременно пригодятся в жизни.

    Современная техника не мыслима без исследований. Пробудить у ребят интерес к научным знаниям, к исследовательской работе, развить способность творчески мыслить – задача педагога технического объединения, таким образом, основной целью образовательной программы является развитие творческих способностей воспитанников объединения средствами технического конструирования.

    Занятия в объединении «Электротехника» формируют у детей начальные научно-технические знания, профессионально-прикладные навыки, расширяют знания, трудовые умения и навыки, позволяют дополнительно получить обширные теоретические и технологические знания, приобрести опыт в области разработки и создания радиоэлектронных и автоматических конструкций, развивают творческие способности и общественно полезную активность, формируют психологию созидателя материальных благ и привычку находить точки приложения своим знаниям и опыту, помогают осознанно выбрать профессию.

Цели программы на первый год обучения:

- изучить теорию электрического тока,

- изучить электронный конструктор «Знаток»,

- провести исследования в электронном конструкторе «Знаток»:

     а) собрать электрические цепи по схемам электронного конструктора «Знаток»,

     б) самостоятельно придумать и собрать электрические цепи.

- описать электрические цепи и схематически зарисовать их, используя общепринятые обозначения,

- найти практическое применение полученным знаниям и опыту сборки электрических цепей.

Практическое занятие содержит одно или несколько заданий. Преподаватель, в зависимости от уровня подготовленности и профориентации учеников, может требовать выполнение всех заданий или только их части.

Задания разбиты на 3 группы разного уровня сложности:

        - синий цвет – начальный уровень,

        - зеленый цвет – средний уровень,

        - красный цвет – уровень выше среднего.

Учебно-тематическое планирование объединения электротехники «Знаток»

октябрь

Тема занятия

Содержание занятия

Результат

Количество занятий

Вводное занятие

Беседа с обучающимися о применении конструктора в саду и дома. Правила техники безопасности.

Знания детей о технике безопасности.

1

Вводное занятие

Знакомство с электронным конструктором. Игра-знакомство.

Знания детей об электронном конструкторе.

1

Методика сборки схем

Что такое электроника, и для чего она нужна? Что такое электрический ток?

Закрепление ранее пройденных знаний и приобретение новых.

2

Методика сборки схем

Что такое электрическая цепь и электрическая схема?

Приобретение знаний об электрической цепи и схеме.

1

Условные обозначения и цифровые коды

Знакомство с условными обозначениями и цифровыми кодами, используемые в электрических схемах конструктора «Знаток»

Знание условных обозначений и цифровых кодов.

2

Работа со схемами электронного конструктора

Кто придумал электронику.

Теоретические знания об электронике.

1

 

Всего 8 занятий.

Ноябрь

Тема занятия

Содержание занятия

результат

Количество занятий

Работа со схемами электронного конструктора

Знакомство с радиодеталями

Знание радиодеталей

1

Работа со схемами электронного конструктора

Игра «Угадай кто «Я»

Умение разбираться в радиодеталях

1

Знакомство с лампой

Практическая работа с деталями конструктора по схеме №1, 2.

Практические навыки (сбор схемы №1, 2)

1

Знакомство с электрическим вентилятором

Практическая работа с деталями конструктора по схеме №3, 4.

Практические навыки сбора схемы №3, 4 (вентилятор)

1

Знакомство с последовательным соединением лампы и вентилятора

Практическая работа с деталями конструктора по схеме №5,6.

Практические навыки сбора лампы и вентилятора.

1

Знакомство со светодиодом

Практическая работа с деталями конструктора по схемам №7, 8.

Практические навыки сбора светодиода.

2

Практическое занятие

Игра «Хочу все знать»

Закрепление полученных знаний и навыков на практике

1

 

Всего 8 занятий.

Декабрь

Тема занятия

Содержание занятия

Результат

Количество занятий

Знакомство с тестером электропроводности

Практическая работа с деталями конструктора по схеме №9

Практические навыки сбора тестера

1

Знакомство с попеременным включением лампы и вентилятора

Практическая работа с деталями конструктора по схеме №10, 11

Практические навыки

2

Знакомство с лампой с изменяемой яркостью

Практическая работа с деталями конструктора по схеме № 12.

Практические навыки и ориентация в схемах

1

Знакомство с вентилятором с изменяемой скоростью вращения

Самостоятельная практическая работа по схеме конструктора № 13

Самостоятельные практические навыки детей

1

знакомство с летающим пропеллером

Практическая работа со схемами № 14, 15.

Самостоятельные практические навыки детей

2

Знакомство с батареями

Практическая работа со схемами №16, 17

Знания и практические умения соединения батарей

1

 

Всего 8 занятий.

 

Январь

Тема занятия

Содержание занятия

Результат

Количество занятий

Сборка сигнализации для дома

Практическая работа с деталями конструктора по схеме №18

Практические умения по сбору музыкального дверного замка

1

Сборка сигнализации для дома

Практическая работа с деталями конструктора по схеме №19

Практические умения по сбору дверного замка с магнитным управлением

1

Сборка сигнализации для дома

Практическая работа с деталями конструктора по схеме №20

Практические самостоятельные умения по сбору дверного замка, управляемого светом

1

Сборка сигнализации для дома

Практическая самостоятельная работа по схеме №21

Практические самостоятельные умения по сбору дверного замка, управляемого водой

1

Сборка сигнализации для дома

Практическая самостоятельная работа по схеме №22

Практические самостоятельные умения по сбору дверного замка, управляемого звуком

1

Сборка сигнализации для дома

Практическая самостоятельная работа по схеме №23

Практические умения по сбору дверного замка, управляемого электромотором

1

 

 

Всего 6 занятий.

 

Февраль

Тема занятия

Содержание занятия

Результат

Количество занятий

Знакомство со светодиодом

Работа по схеме №24

Практические умения по сбору светодиода

1

Светодиод, включаемый водой

Самостоятельная работа по схеме №25

Практические умения по сбору светодиода, управляемого водой

1

Светодиод, включаемый звуком

Самостоятельная работа по схеме №26

Самостоятельные практические умения по сбору светодиода, управляемого звуком

1

Светодиод, включаемый электромотором

Самостоятельная работа по схеме № 27

Практические умения по сбору светодиода, включаемого электромотором

1

Знакомство с лампой

Работа по схеме №28

Знакомство с лампой, управляемой светой

1

Знакомство с лампой, управляемой водой

Самостоятельная работа по схеме №29

Практические умения по работе с лампой, управляемой водой

 

1

 

 

 

 

 

Всего 6 занятий.

Март

Тема занятия

Содержание занятия

Результат

Количество занятий

Продолжение знакомства с лампой

Знакомство с лампой, управляемой звуком(схема № 30)

Знания о лампе, управляемой звуком

1

Лампа, управляемая электромотором

Самостоятельная работа по схеме №31

Практические навыки по работе с лампой, управляемой электромотором

1

Поющий электромотор

Знакомство с поющим электромотором (схема №32)

Практические знания об поющем электромоторе

1

Светомузыкальный дверной звонок

Знакомство со схемой №33

Самостоятельная сборка светомузыкального звонка

1

Светомузыкальный звонок с магнитным управлением

Знакомство и разбор схемы №34

Практические навыки по сборке светомузыкального звонка

1

Светомузыкальный звонок со световым управлением

Разбор схемы №35

Умение читать схемы

1

Светомузыкальный дверной звонок, управляемый электромотором

Чтение и разбор схемы №37

Самостоятельное чтение схем

1

 

Всего 7 занятий.

Апрель

Тема занятия

Содержание занятия

Результат

Количество занятий

Знакомство с различными сигналами

Сигнал полицейской машины

Самостоятельное чтение схемы №39

1

Знакомство со звуком пулемета

Чтение схемы № 40

Самостоятельное чтение схемы № 40

1

Знакомство со звуком пожарной машины

Самостоятельное чтение схемы № 41

Практические навыки по схеме №41

1

Знакомство с сигналом скорой помощи

Чтение схемы №42

Самостоятельные практические навыки по схеме №42

1

Знакомство с вентилятором, управляемого сенсором

Знакомство со схемой № 69

Чтение схемы № 69

1

Знакомство с лампой, с сенсорным управлением

Чтение схем №70, 71

Самостоятельное чтение схем

1

Знакомство со звучащим вентилятором

Чтение схем №74

Практические навыки по сборке схемы №74

1

 

Всего 7 занятий.

 

Май

Тема занятия

Содержание занятия

Результат

Количество занятий

Сигналы машин, управляемые дождем

Сигнал пожарной машины, управляемый дождем

Чтение схемы №82

1

Сигналы машины скорой помощи

Знакомство с сигналом машины, управляемой дождем

Самостоятельное чтение схемы № 83

1

Сигналы полицейской машины, управляемые электромотором

Чтение и разбор схемы №90

Самостоятельное чтение схемы №90

1

Знакомство с мигающим светодиодом, управляемого дождем

Чтение и разбор схемы №95

Самостоятельное чтение схемы №95

1

Знакомство с мигающей лампой

Чтение и разбор схемы № 96

Практические навыки по схеме № 96

1

Игра «По следам Электроники»

Обобщение знаний полученных за время работы дополнительной образовательной программы

Полученные знания и умения детей

1

Итоговое занятие

Систематизация полученных знаний

Знания, умения, навыки

1

 

 

 


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы

Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы

Электротехника» предусматривается выполнение реальных заданий по практической работе в соответствии с теорией, возможность увидеть результаты своего труда обучающимися, - особенностью данной программы является и то,…

Электротехника» предусматривается выполнение реальных заданий по практической работе в соответствии с теорией, возможность увидеть результаты своего труда обучающимися, - особенностью данной программы является и то,…

Практическое занятие содержит одно или несколько заданий

Практическое занятие содержит одно или несколько заданий

Условные обозначения и цифровые коды

Условные обозначения и цифровые коды

Всего 8 занятий. Декабрь

Всего 8 занятий. Декабрь

Сборка сигнализации для домаПрактическая работа с деталями конструктора по схеме №20Практические самостоятельные умения по сбору дверного замка, управляемого светом 1

Сборка сигнализации для домаПрактическая работа с деталями конструктора по схеме №20Практические самостоятельные умения по сбору дверного замка, управляемого светом 1

Светодиод, включаемый электромотором

Светодиод, включаемый электромотором

Всего 7 занятий. Апрель

Всего 7 занятий. Апрель

Сигналы полицейской машины, управляемые электромотором

Сигналы полицейской машины, управляемые электромотором
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2023