Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №13 городского округа Чапаевск Самарской области
структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик», реализующее основные общеобразовательные программы
дошкольного образования
Дополнительная образовательная программа
для детей старшего дошкольного возраста к электронному конструктору
«Знаток».
(срок реализации 1 год)
Подготовила и разработала:
Селягина Елена Ивановна
Высшая квалификационная категория.
г.о. Чапаевск 2022
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Электротехника» предназначена для обучающихся, интересующихся современной электронной техникой, новыми техническими достижениями, развитием в себе качеств, присущих творческой личности. Основной задачей объединения является формирование устойчивых интересов детей и подростков к техническому творчеству, помощь в нахождении любимого дела, выбора будущей профессии и жизненного пути.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Современное развитие электроники с началом массового производства интегральных микросхем привело к тому, что в настоящее время электронные компоненты и узлы широко применяются во многих технических устройствах, даже там, где традиционно использовались иные физические принципы. Сфера их применения практически безгранична: от точнейших измерительных приборов и промышленного оборудования до бытовых устройств и игрушек.
Современная электроника является материальным фундаментом новых информационных технологий, развитие которых уже сейчас приводит к невиданным социальным последствиям. В то же время в школьных программах по физике и информатике прикладной аспект электроники практически отсутствует. При этом многим сегодняшним школьникам, вне зависимости от избранной специальности, предстоит если не принимать участие в разработке и производстве электронных устройств, то наверняка пользоваться информационными системами различного уровня, вступать во взаимодействие с техническими устройствами. Следовательно, актуальность развития научно-технического творчества очевидна.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.
В отличие от типовой программы электротехнике для учреждений дополнительного образования данная программа переработана и дополнена с учетом опыта работы автора с детьми, так и информацией из литературных источников по техническому творчеству.
Отличительные особенности представленной программы:
- это программа раннего развития детей,
- включены разделы с работой из разнообразных материалов, создание простых и сложных моделей,
- практические занятия типовых программ предлагают в основном учебные опыты, изготовление демонстрационных стендов, иногда сложных электронных устройств, что не всегда выполнимо и снижает интерес у воспитанников к электротехнике,
- программой «Электротехника» предусматривается выполнение реальных заданий по практической работе в соответствии с теорией, возможность увидеть результаты своего труда обучающимися,
- особенностью данной программы является и то, что она предлагает от изучения основных принципов электротехники перейти непосредственно к творчеству, конструированию различных технических устройств на основе собственных знаний и опыта.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Диапазон интересов и творческих поисков очень широк. Это и простейшие узлы и устройства электротехники, радиоэлектроники, автоматики и довольно сложные конструкции на основе микроэлектроники и процессорной техники.
Начиная с простейших поделок, по мере своего творческого роста, обучаемые собирают все более сложные конструкции, участвуют во всевозможных выставках и мероприятиях, приобретают трудовые и творческие навыки, которые им непременно пригодятся в жизни.
Современная техника не мыслима без исследований. Пробудить у ребят интерес к научным знаниям, к исследовательской работе, развить способность творчески мыслить – задача педагога технического объединения, таким образом, основной целью образовательной программы является развитие творческих способностей воспитанников объединения средствами технического конструирования.
Занятия в объединении «Электротехника» формируют у детей начальные научно-технические знания, профессионально-прикладные навыки, расширяют знания, трудовые умения и навыки, позволяют дополнительно получить обширные теоретические и технологические знания, приобрести опыт в области разработки и создания радиоэлектронных и автоматических конструкций, развивают творческие способности и общественно полезную активность, формируют психологию созидателя материальных благ и привычку находить точки приложения своим знаниям и опыту, помогают осознанно выбрать профессию.
Цели программы на первый год обучения:
- изучить теорию электрического тока,
- изучить электронный конструктор «Знаток»,
- провести исследования в электронном конструкторе «Знаток»:
а) собрать электрические цепи по схемам электронного конструктора «Знаток»,
б) самостоятельно придумать и собрать электрические цепи.
- описать электрические цепи и схематически зарисовать их, используя общепринятые обозначения,
- найти практическое применение полученным знаниям и опыту сборки электрических цепей.
Практическое занятие содержит одно или несколько заданий. Преподаватель, в зависимости от уровня подготовленности и профориентации учеников, может требовать выполнение всех заданий или только их части.
Задания разбиты на 3 группы разного уровня сложности:
- синий цвет – начальный уровень,
- зеленый цвет – средний уровень,
- красный цвет – уровень выше среднего.
Учебно-тематическое планирование объединения электротехники «Знаток»
октябрь
Тема занятия |
Содержание занятия |
Результат |
Количество занятий |
Вводное занятие |
Беседа с обучающимися о применении конструктора в саду и дома. Правила техники безопасности. |
Знания детей о технике безопасности. |
1 |
Вводное занятие |
Знакомство с электронным конструктором. Игра-знакомство. |
Знания детей об электронном конструкторе. |
1 |
Методика сборки схем |
Что такое электроника, и для чего она нужна? Что такое электрический ток? |
Закрепление ранее пройденных знаний и приобретение новых. |
2 |
Методика сборки схем |
Что такое электрическая цепь и электрическая схема? |
Приобретение знаний об электрической цепи и схеме. |
1 |
Условные обозначения и цифровые коды |
Знакомство с условными обозначениями и цифровыми кодами, используемые в электрических схемах конструктора «Знаток» |
Знание условных обозначений и цифровых кодов. |
2 |
Работа со схемами электронного конструктора |
Кто придумал электронику. |
Теоретические знания об электронике. |
1 |
Всего 8 занятий.
Ноябрь
Тема занятия |
Содержание занятия |
результат |
Количество занятий |
Работа со схемами электронного конструктора |
Знакомство с радиодеталями |
Знание радиодеталей |
1 |
Работа со схемами электронного конструктора |
Игра «Угадай кто «Я» |
Умение разбираться в радиодеталях |
1 |
Знакомство с лампой |
Практическая работа с деталями конструктора по схеме №1, 2. |
Практические навыки (сбор схемы №1, 2) |
1 |
Знакомство с электрическим вентилятором |
Практическая работа с деталями конструктора по схеме №3, 4. |
Практические навыки сбора схемы №3, 4 (вентилятор) |
1 |
Знакомство с последовательным соединением лампы и вентилятора |
Практическая работа с деталями конструктора по схеме №5,6. |
Практические навыки сбора лампы и вентилятора. |
1 |
Знакомство со светодиодом |
Практическая работа с деталями конструктора по схемам №7, 8. |
Практические навыки сбора светодиода. |
2 |
Практическое занятие |
Игра «Хочу все знать» |
Закрепление полученных знаний и навыков на практике |
1 |
Всего 8 занятий.
Декабрь
Тема занятия |
Содержание занятия |
Результат |
Количество занятий |
Знакомство с тестером электропроводности |
Практическая работа с деталями конструктора по схеме №9 |
Практические навыки сбора тестера |
1 |
Знакомство с попеременным включением лампы и вентилятора |
Практическая работа с деталями конструктора по схеме №10, 11 |
Практические навыки |
2 |
Знакомство с лампой с изменяемой яркостью |
Практическая работа с деталями конструктора по схеме № 12. |
Практические навыки и ориентация в схемах |
1 |
Знакомство с вентилятором с изменяемой скоростью вращения |
Самостоятельная практическая работа по схеме конструктора № 13 |
Самостоятельные практические навыки детей |
1 |
знакомство с летающим пропеллером |
Практическая работа со схемами № 14, 15. |
Самостоятельные практические навыки детей |
2 |
Знакомство с батареями |
Практическая работа со схемами №16, 17 |
Знания и практические умения соединения батарей |
1 |
Всего 8 занятий.
Январь
Тема занятия |
Содержание занятия |
Результат |
Количество занятий |
Сборка сигнализации для дома |
Практическая работа с деталями конструктора по схеме №18 |
Практические умения по сбору музыкального дверного замка |
1 |
Сборка сигнализации для дома |
Практическая работа с деталями конструктора по схеме №19 |
Практические умения по сбору дверного замка с магнитным управлением |
1 |
Сборка сигнализации для дома |
Практическая работа с деталями конструктора по схеме №20 |
Практические самостоятельные умения по сбору дверного замка, управляемого светом |
1 |
Сборка сигнализации для дома |
Практическая самостоятельная работа по схеме №21 |
Практические самостоятельные умения по сбору дверного замка, управляемого водой |
1 |
Сборка сигнализации для дома |
Практическая самостоятельная работа по схеме №22 |
Практические самостоятельные умения по сбору дверного замка, управляемого звуком |
1 |
Сборка сигнализации для дома |
Практическая самостоятельная работа по схеме №23 |
Практические умения по сбору дверного замка, управляемого электромотором |
1 |
Всего 6 занятий.
Февраль
Тема занятия |
Содержание занятия |
Результат |
Количество занятий |
Знакомство со светодиодом |
Работа по схеме №24 |
Практические умения по сбору светодиода |
1 |
Светодиод, включаемый водой |
Самостоятельная работа по схеме №25 |
Практические умения по сбору светодиода, управляемого водой |
1 |
Светодиод, включаемый звуком |
Самостоятельная работа по схеме №26 |
Самостоятельные практические умения по сбору светодиода, управляемого звуком |
1 |
Светодиод, включаемый электромотором |
Самостоятельная работа по схеме № 27 |
Практические умения по сбору светодиода, включаемого электромотором |
1 |
Знакомство с лампой |
Работа по схеме №28 |
Знакомство с лампой, управляемой светой |
1 |
Знакомство с лампой, управляемой водой |
Самостоятельная работа по схеме №29 |
Практические умения по работе с лампой, управляемой водой
|
1
|
Всего 6 занятий.
Март
Тема занятия |
Содержание занятия |
Результат |
Количество занятий |
Продолжение знакомства с лампой |
Знакомство с лампой, управляемой звуком(схема № 30) |
Знания о лампе, управляемой звуком |
1 |
Лампа, управляемая электромотором |
Самостоятельная работа по схеме №31 |
Практические навыки по работе с лампой, управляемой электромотором |
1 |
Поющий электромотор |
Знакомство с поющим электромотором (схема №32) |
Практические знания об поющем электромоторе |
1 |
Светомузыкальный дверной звонок |
Знакомство со схемой №33 |
Самостоятельная сборка светомузыкального звонка |
1 |
Светомузыкальный звонок с магнитным управлением |
Знакомство и разбор схемы №34 |
Практические навыки по сборке светомузыкального звонка |
1 |
Светомузыкальный звонок со световым управлением |
Разбор схемы №35 |
Умение читать схемы |
1 |
Светомузыкальный дверной звонок, управляемый электромотором |
Чтение и разбор схемы №37 |
Самостоятельное чтение схем |
1 |
Всего 7 занятий.
Апрель
Тема занятия |
Содержание занятия |
Результат |
Количество занятий |
Знакомство с различными сигналами |
Сигнал полицейской машины |
Самостоятельное чтение схемы №39 |
1 |
Знакомство со звуком пулемета |
Чтение схемы № 40 |
Самостоятельное чтение схемы № 40 |
1 |
Знакомство со звуком пожарной машины |
Самостоятельное чтение схемы № 41 |
Практические навыки по схеме №41 |
1 |
Знакомство с сигналом скорой помощи |
Чтение схемы №42 |
Самостоятельные практические навыки по схеме №42 |
1 |
Знакомство с вентилятором, управляемого сенсором |
Знакомство со схемой № 69 |
Чтение схемы № 69 |
1 |
Знакомство с лампой, с сенсорным управлением |
Чтение схем №70, 71 |
Самостоятельное чтение схем |
1 |
Знакомство со звучащим вентилятором |
Чтение схем №74 |
Практические навыки по сборке схемы №74 |
1 |
Всего 7 занятий.
Май
Тема занятия |
Содержание занятия |
Результат |
Количество занятий |
Сигналы машин, управляемые дождем |
Сигнал пожарной машины, управляемый дождем |
Чтение схемы №82 |
1 |
Сигналы машины скорой помощи |
Знакомство с сигналом машины, управляемой дождем |
Самостоятельное чтение схемы № 83 |
1 |
Сигналы полицейской машины, управляемые электромотором |
Чтение и разбор схемы №90 |
Самостоятельное чтение схемы №90 |
1 |
Знакомство с мигающим светодиодом, управляемого дождем |
Чтение и разбор схемы №95 |
Самостоятельное чтение схемы №95 |
1 |
Знакомство с мигающей лампой |
Чтение и разбор схемы № 96 |
Практические навыки по схеме № 96 |
1 |
Игра «По следам Электроники» |
Обобщение знаний полученных за время работы дополнительной образовательной программы |
Полученные знания и умения детей |
1 |
Итоговое занятие |
Систематизация полученных знаний |
Знания, умения, навыки |
1
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.