город Миллерово Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
|
Дополнительная образовательная
программа
физкультурно-спортивной направленности
«Легкая атлетика»
|
Составитель: Баранов Родион Викторович учитель физической культуры |
Согласовано Протокол заседания педагогического совета МБОУ СОШ №8 №1 от 29.08.2019 года. Председатель педагогического совета _____________ В.А.Лут
|
|
Согласовано Заместитель директора по УР ___________Ю.И.Косаренко «____»__________2019 год. |
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по виду спорта легкая атлетика для МБОУ СОШ №8 г. Миллерово, Ростовской области разработана в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (утвержден приказом Минспорта России от 24 апреля 2013 г. N 220), с учетом основных положений:
- Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (утверждены приказом Минспорта РФ от 12 сентября № 730),
- Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (утверждены приказом Минспорта России от 24 октября 2012 г. N 325),
- Порядка приема на обучение по дополнительным программам в области физической культуры и спорта (утверждены приказом Минспорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 731),
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 № 504,
- Методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.10.2006,
- Примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР. Легкая атлетика. Прыжки. - М., Спорт, 2012.
- Примерной программы для системы дополнительного образования детей; ДЮСШ, СДЮШОР. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. - М., Спорт, 2013.
Рабочая программа имеет спортивно - оздоровительную направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочное время.
Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике.
Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:
Обучающие:
- формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;
- формирование специальных знаний, умений и навыков.
Развивающие:
- развитие физических способностей;
- раскрытия потенциала каждого ребенка;
Воспитательные:
-воспитание нравственных, эстетических, личностных качеств обучающихся:
-формирование взаимопонимания и бесконфликтности в общении.
Изменений в дополнительную авторскую образовательную программу внеурочной деятельности нет.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (60 часов в год). Теоретические знания учащиеся получают в процессе занятия.
Программа реализуется: на территории школы.
Основными формами организаций занятий являются: беседа, физические упражнения и двигательные задания, тестирование, игра. Длительность занятия 2 часа– 90 минут.
Основными формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:
- тестирование;
- беседа.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится для оценивания объективных знаний, умений и навыков учащихся перед началом изучения программы;
текущий, который проводится в процессе занятий и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным разделам;
итоговый, проводится после завершения всей учебной программы.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
· выполнение контрольных нормативов;
· овладение теоретическими знаниями;
· знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;
· способность применять основные приёмы самоконтроля;
· знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;
· знание основ истории развития лёгкой атлетики
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
- потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
- умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
- спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
- стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Учебно-тематический план
|
Наименование темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
1. |
Вводное занятие. |
- |
В процессе занятий |
- |
2. |
История развития легкоатлетического спорта. |
- |
- |
|
3. |
Гигиена спортсмена и закаливание. |
- |
- |
|
4. |
Места занятий, их оборудование и подготовка. |
1 |
1 |
|
5. |
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. |
- |
- |
|
6. |
Ознакомление с правилами соревнований. |
1 |
|
1 |
7. |
Общая физическая и специальная подготовка. |
29 |
- |
29 |
8. |
Ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы. |
29 |
- |
29 |
|
Контрольные упражнения и спортивные соревнования. |
Согласно плану спортивных мероприятий. |
||
|
ИТОГО: |
60 |
|
60 |
ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
для групп учебно-тренировочных и начальной подготовки
/юноши/
|
нормативы |
оценка |
ГНП |
УТГ |
||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
О |
Бег 30 м со старта, с |
5 |
5.4 |
5.2 |
5.1 |
5.0 |
4.8 |
4.6 |
4.4 |
4.2 |
4 |
5.5 |
5.3 |
5.2 |
5.1 |
4.9 |
4.7 |
4.5 |
4.3 |
||
3 |
5.6 |
5.4 |
5.3 |
5.2 |
5.0 |
4.8 |
4.6 |
4.4 |
||
Прыжок в длину с места, м |
5 |
140 |
150 |
160 |
175 |
190 |
205 |
215 |
225 |
|
4 |
125 |
135 |
145 |
160 |
175 |
190 |
200 |
210 |
||
3 |
110 |
120 |
130 |
145 |
160 |
175 |
185 |
195 |
||
Тройной прыжок с места, м
|
5 |
5.00 |
5.20 |
5.30 |
5.40 |
5.60 |
6.10 |
6.50 |
7.00 |
|
4 |
4.90 |
5.10 |
5.20 |
5.30 |
5.45 |
5.80 |
6.30 |
6.80 |
||
3 |
4.80 |
5.00 |
5.10 |
5.20 |
5.30 |
5.60 |
6.10 |
6.50 |
||
Бросок набивного мяча (снизу вперед), м |
5 |
8.00 |
9.00 |
10.00 |
10.00 |
10.00 |
10.00 |
10.00 |
10.00 |
|
4 |
7.50 |
8.50 |
9.50 |
9.50 |
9.50 |
9.50 |
9.50 |
9.50 |
||
3 |
7.00 |
8.00 |
8.50 |
9.00 |
9.00 |
9.00 |
9.00 |
9.00 |
||
Вес снаряда |
кг. |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4.5 |
5 |
|
|
||||||||||
С |
Бег 60 со старта, с |
5 |
10.4 |
10.2 |
10.0 |
9.6 |
9.0 |
8.4 |
8.1 |
7.8 |
4 |
10.6 |
10.4 |
10.2 |
9.8 |
9.1 |
8.5 |
8.2 |
7.9 |
||
3 |
10.8 |
10.6 |
10.4 |
10.0 |
9.2 |
8.6 |
8.3 |
7.8 |
||
Прыжок в длину, м
|
5 |
2.70 |
2.80 |
3.20 |
3.50 |
4.00 |
4.50 |
5.30 |
5.60 |
|
4 |
2.60 |
2.70 |
3.10 |
3.40 |
3.60 |
4.00 |
5.00 |
5.20 |
||
3 |
2.50 |
2.60 |
3.00 |
3.30 |
3.40 |
3.50 |
4.50 |
4.80 |
||
Метание мяча 150 гр, м |
5 |
20.00 |
30.00 |
35.00 |
40.00 |
45.00 |
52.00 |
60.00 |
65.00 |
|
4 |
18.00 |
25.00 |
30.00 |
35.00 |
40.00 |
49.00 |
57.00 |
62.00 |
||
3 |
15.00 |
20.00 |
25.00 |
30.00 |
35.00 |
46.00 |
54.00 |
59.00 |
||
Бег 1000 м, мин. |
5 |
- |
- |
4.10 |
3.50 |
3.30 |
3.20 |
3.10 |
3.00 |
|
4 |
- |
- |
4.30 |
4.10 |
3.50 |
3.40 |
3.30 |
3.20 |
||
3 |
- |
- |
4.50 |
4.30 |
4.10 |
4.00 |
3.50 |
3.40 |
ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
для групп учебно-тренировочных и начальной подготовки
/девушки/
|
нормативы |
оценка |
ГНП |
УТГ |
||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
О |
Бег 30 м со старта, с |
5 |
5.8 |
5.7 |
5.6 |
5.5 |
5.2 |
5.0 |
4.8 |
4.6 |
4 |
5.9 |
5.8 |
5.7 |
5.6 |
5.3 |
5.1 |
4.9 |
4.7 |
||
3 |
6.0 |
5.9 |
5.8 |
5.7 |
5.4 |
5.2 |
5.0 |
4.8 |
||
Прыжок в длину с места, м |
5 |
135 |
145 |
155 |
165 |
175 |
190 |
205 |
215 |
|
4 |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
175 |
190 |
200 |
||
3 |
105 |
115 |
125 |
140 |
145 |
160 |
175 |
185 |
||
Тройной прыжок с места, м |
5 |
4.90 |
5.10 |
5.20 |
5.30 |
5.50 |
6.00 |
6.50 |
7.00 |
|
4 |
4.80 |
5.00 |
5.10 |
5.20 |
5.30 |
5.80 |
6.20 |
6.70 |
||
3 |
4.70 |
4.90 |
5.00 |
5.10 |
5.20 |
5.60 |
6.00 |
6.40 |
||
Бросок набивного мяча (снизу вперед), м |
5 |
7.00 |
7.30 |
7.60 |
8.00 |
9.00 |
10.00 |
10.00 |
10.00 |
|
4 |
6.50 |
6.80 |
7.10 |
7.50 |
8.50 |
9.50 |
9.50 |
9.50 |
||
3 |
6.00 |
6.30 |
6.40 |
7.00 |
8.00 |
9.00 |
9.00 |
9.00 |
||
Вес снаряда |
кг. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3.5 |
|
|
||||||||||
С |
Бег 60 со старта, с |
5 |
10.4 |
10.2 |
10.0 |
9.7 |
9.3 |
9.0 |
8.8 |
8.6 |
4 |
10.6 |
10.4 |
10.2 |
9.9 |
9.5 |
9.1 |
8.9 |
8.7 |
||
3 |
10.8 |
10.6 |
10.4 |
10.2 |
9.7 |
9.3 |
9.0 |
8.8 |
||
Прыжок в длину, м
|
5 |
2.70 |
2.80 |
3.00 |
3.20 |
3.50 |
4.00 |
4.50 |
4.80 |
|
4 |
2.60 |
2.70 |
2.90 |
3.10 |
3.40 |
3.60 |
4.00 |
4.20 |
||
3 |
2.50 |
2.60 |
2.80 |
3.00 |
3.30 |
3.40 |
3.50 |
3.70 |
||
Метание мяча 150 гр, м |
5 |
16.00 |
18.00 |
20.00 |
22.00 |
26.00 |
30.00 |
34.00 |
40.00 |
|
4 |
14.00 |
16.00 |
18.00 |
20.00 |
24.00 |
28.00 |
32.00 |
37.00 |
||
3 |
12.00 |
14.00 |
16.00 |
18.00 |
22.00 |
25.00 |
29.00 |
33.00 |
||
Бег 600 м, мин. |
5 |
- |
- |
2.30 |
2.20 |
2.10 |
2.00 |
1.50 |
1.40 |
|
4 |
- |
- |
2.40 |
2.30 |
2.20 |
2.10 |
2.00 |
1.50 |
||
3 |
- |
- |
2.50 |
2.40 |
2.30 |
2.20 |
2.10 |
2.00 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
В результате изучения раздела "Легкая атлетика" на занятиях учащиеся должны:
Характеризовать
· значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
· прикладное значение легкоатлетических упражнений;
· правила безопасного поведения во время занятий легкой атлетикой;
· названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
· технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;
· типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
· упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно - силовых, координационных, выносливости, гибкости);
· контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
· основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и высоту с разбега, метания малого мяча на дальность;
· игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
Уметь
· соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях легкой атлетикой;
· технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
· контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях легкой атлетикой;
· выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
· выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
· участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину и высоту с разбега, метание в своей возрастной категории
· помогать в судействе школьных соревнований по легкой атлетике
Демонстрировать:
· Общеобразовательные упражнения, целенаправленно воздействующих основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, прыгучесть, гибкости и координации).
· Легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину).
· Тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
· Общую физическую подготовку.
· Преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью прыжков и бега.
· Умения предъявлять свои лидерские качества, инициативу и социальную активность.
Влияние физических качеств и морфофункциональных показателей на результативность спортсмена
Физические качества и телосложение |
Уровень влияния |
Бег на короткие дистанции |
|
Скоростные способности |
3 |
Мышечная сила |
2 |
Вестибулярная устойчивость |
1 |
Выносливость |
2 |
Гибкость |
1 |
Координационные способности |
2 |
Телосложение |
2 |
Прыжки |
|
Скоростные способности |
3 |
Мышечная сила |
2 |
Вестибулярная устойчивость |
3 |
Выносливость |
1 |
Гибкость |
3 |
Координационные способности |
3 |
Телосложение |
2 |
Условные обозначения: 3 - значительное влияние; 2 - среднее влияние; 1 - незначительное влияние.
Классификация тренировочных заданий
Ориентация на создание блока тренировочных заданий направленного воздействия в форме комплексов упражнений и игр является основой для пересмотра традиционных представлений о планировании и организации учебно-тренировочного занятия. Исходя из этого, тренировочные задания условно классифицируются на четыре группы:
1) обучающие;
2) комплексы, развивающие физические качества;
3) игры, развивающие физические качества;
4) специальные, состоящие из средств беговой (прыжковой) подготовки.
Теоретическая подготовка на тренировочном этапе
Врачебный контроль и самоконтроль: Самоконтроль легкоатлета, дневник самоконтроля, объективные данные – вес, динамометрия, кровяное давление, пульс; субъективные данные – самочувствие. Сон, аппетит, работоспособность, показания и противопоказания к занятиям легкой атлетикой.
Особенности развития быстроты и частоты движений: Характеристика понятий «быстрота», «частота движений». Фаза спортивной работоспособности, контроль ее продолжительности при выполнении нагрузок скоростной направленности. Перечень и характеристика упражнений, развивающих быстроту и частоту движений. Пути развития быстроты у бегунов группы с учетом индивидуальных особенностей каждого. Такова же логика изучения материалов по темам Методика развития силы у спринтеров», «Методика развития выносливости бегунов на короткие дистанции», «Скоростно-силовые качества – спутник быстроты.
Контроль пульса во время тренировочного занятия: Частота сердечных сокращений – интегральный показатель функционального состояния организма спортсмена. Методы пальпаторного подсчета частоты пульса. Определение фаз спортивной работоспособности по данным ЧСС. Оценка напряженности тренировочной работы с помощью ЧСС, выбор оптимальных режимов в соответствии с направленностью беговых нагрузок. Контроль динамики величин тренировочных нагрузок в микроциклах с помощью ЧСС.
Построение тренировки спринтеров (прыгунов) в макро-, мезо- и микроциклах: Динамика объемов нагрузок на быстроту, силу, скоростно-силовые качества, скоростную и общую выносливость. ОФП в годичном цикле у спринтеров различной квалификации, ее коррекция с учетом индивидуальных особенностей каждого бегуна группы. Типы мезо- и микроциклов тренировки, их структура. Характеристика этапа непосредственной предсоревновательной подготовки, выбор оптимального варианта для каждого бегуна группы.
Основы психической подготовки спринтеров (прыгунов): Типы нервной системы. Волевая подготовка. Психорегулирующая тренировка. Совершенствование быстроты реагирования. Идеомоторная тренировка. Выработка конкретных рекомендаций по управлению предстартовым состоянием для каждого бегуна группы.
Планирование подготовки: Периодизация подготовки легкоатлета. Периоды – подготовительный, соревновательный, переходный. Этапы подготовительного периода – этап обще-подготовительный, специально-подготовительный. Этапы соревновательного периода – этап непосредственной подготовки, промежуточный этап, собственно соревновательный этап. Этапы переходного периода – переходно-восстановительный этап, переходно-подготовительный этап.
Анализ соревнований. Разбор ошибок. Выявление сильных сторон подготовки легкоатлета. Определение путей дальнейшего обучения.
Содержание учебного материала
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- закаливание организма.
Практическая часть: низкий старт, стартовый разгон и бег по дистанции 40-60 м, движение рук в беге, бег с ускорением.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- легкая атлетика - как вид спорта
Практическая часть: прыжки в длину с места; отталкивание в прыжках в длину с разбега. Приземления. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитие физических качеств
Практическая часть: Отталкивание с места и небольшого разбега, а также правильному приземлению. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- основные приёмы самоконтроля.
Практическая часть: Метание теннисного мяча, стоя боком в направлении метания, выход в положение "натянутого лука" в финальном усилии; выполнение хлесткому движению метающей руки в финальном усилии; метание малого мяча с двух – трех шагов разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8-10м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- проведение самостоятельных занятий прикладной физической культурой.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Знамя», «Жмурки», «Ловишки», «Выручай!», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжки по полоскам», «Перемена мест», «Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему».
Воспитательная работа
Тренер в процессе многолетней подготовки должен учитывать все факторы воздействия на обучающихся и находить свое место в воспитательном процессе. Постепенно, особенно с ростом спортивных результатов, влияние тренера на юных легкоатлетов становится все больше, и в этот период он может решать самые сложные проблемы воспитания. Поэтому личностные качества тренера, его положительный пример играют немаловажную роль в формировании человеческих качеств юного спортсмена.
Воспитательная работа тренера в корректной и ненавязчивой форме начинается с установления товарищеских отношений между обучающимися, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, совместных обсуждений планов тренировок. Чрезвычайно важны организация досуга юных спортсменов, посещение крупных всероссийских и международных соревнований.
Большое значение в системе воспитания занимают теоретические знания, которые постепенно вводят юных легкоатлетов в мир спорта высших достижений.
В дальнейшем теоретические знания могут посвящаться критическим разборам выступлений на соревнованиях, тренировочных занятий, тестирований.
Квалифицированные юные легкоатлеты должны обладать высокой работоспособностью и, следовательно, громадным трудолюбием, которое следует воспитывать на тренировочных занятиях в ходе специальных мероприятий. Также юные спортсмены должны знать, что достижение новых высот в спорте связанно с дальнейшим повышением нагрузок, что проходить тренировочный процесс каждый должен под медицинским контролем, не ухудшая здоровье.
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка спортсмена – это система психологического, педагогического, методического и социального воздействия на спортсмена с целью выработки у него необходимого для данного вида спорта психологических качеств и черт личности. Весь комплекс воздействия направлен не только на достижение высокого спортивного результата, но и на формирование личности.
Целью психологического сопровождения спортивной деятельности является разносторонняя психологическая подготовка спортсмена, направленная на улучшение спортивного результата, а также оказание психологической поддержки тренерам в решение проблем, связанных с тренировочным процессом.
Специфика легкой атлетики, прежде всего, способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли.
Все используемые средства психологической подготовки подразделяются на две основные группы:
- вербальные (словесные) - лекции, беседы, доклады, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка;
- комплексные - всевозможные спортивные и психолого-педагогические упражнения.
Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и специальные. Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности.
Специальными методами психологической подготовки являются: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения.
На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, самооценки, образного мышления, непроизвольного внимания, психосенсорных процессов.
В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий для достижения цели, влияют на его поведение. Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Поэтому развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера.
На этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования основной задачей психологической подготовки является формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, настойчивости, самостоятельности, эмоциональной устойчивости.
Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для достижения запланированного результата. Только при глубокой убежденности спортсмена в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени, при осознании ее важности у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддерживать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс обязательно предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему осталось сделать, чтобы выполнить намеченную программу.
Появление объективных трудностей, связанных с нарастанием утомления и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием в процессе гонки, вызывает изменения в организме лыжника, выражающиеся в своеобразии психической деятельности, определенной динамике психических процессов, снижении интенсивности процессов сознания.
В тренировочной деятельности и в соревнованиях спортсмену приходится преодолевать трудности, которые, в отличие от объективных, обусловлены индивидуально-психологическими особенностями его личности. Они возникают в сознании спортсмена в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и психологических состояний в связи с необходимостью действовать в определенных условиях, и не могут быть поняты в отрыве от них.
В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена субъективные трудности в одних и тех же условиях проявляются по-разному: от малозаметных сомнений в своих силах и незначительных волнений до почти эффектных состояний, сопровождающихся ослаблением, а иногда и потерей сознательного контроля за своими действиями. Это оказывает самое неблагоприятное влияние на моторные функции организма.
Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с утомлением и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной усталости. Наиболее благоприятные возможности для практического овладения приемами, помогающими преодолевать развивающееся утомление усилиями воли, дает участие в соревнованиях.
Готовность к преодолению неожиданных трудностей вырабатывается с помощью анализа возможных причин их возникновения. Иногда в процессе подготовки к соревнованиям следует специально создавать сложные ситуации, которые вынуждали бы спортсмена проявлять все волевые качества. Если же трудности, встречающиеся на соревнованиях, невозможно смоделировать на тренировке (болевые ощущения, поломка инвентаря, потертости и др.), то спортсмен должен иметь о них четкое представление и знать, как действовать при их появлении.
Борьба с субъективными трудностями предполагает целенаправленные воздействия на укрепление у юных легкоатлетов уверенности в своих силах, которая формируется на основе знания своих физических и функциональных возможностей, сильных и слабых сторон подготовленности. Для правильной оценки своих возможностей необходим систематический анализ результатов проделанной работы, спортивных достижений, условий, обеспечивающих достижение соответствующего успеха и причин, которые привели к неудаче.
Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений вызывает у спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дает уверенность в своих силах. Поэтому важно, чтобы спортсмены, сомневающиеся в своих силах, заканчивали определенный этап тренировки с выраженными положительными показателями.
Управление нервно-психическим восстановлением спортсменов. В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическая напряженность, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, в перерывах между выступлениями, формируется способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения, рекламации и других средств. Для этой цели используются также рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутовоздействий.
Распределение средств и методов психологической подготовки спортсменов в зависимости от этапов и периодов тренировочного процесса. Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе годовых циклов обучения и тренировки, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных нагрузок, имеют преимущественное значение.
На этапе начальной подготовки основной упор в занятиях спортивных групп должен делаться на формирование интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических чертах характера (трудолюбие в тренировке и дисциплинированность при соблюдении режима, чувство ответственности за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважение к тренеру, требовательность к самому себе и др.), а также на установление положительных межличностных отношений в коллективе, развитие простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля.
На этапе занятий тренировочных групп внимание акцентируется на воспитании спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, улучшении взаимодействия в команде, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.
На этапе занятий групп совершенствования спортивного мастерства основное внимание уделяется совершенствованию волевых черт характера, саморегуляции, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, формированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности к нервно-психическому восстановлению.
В круглогодичном цикле подготовки существует следующее распределение объектов психолого-педагогических воздействий.
В подготовительном периоде выделяются средства и методы, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, воспитанием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общей психической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности. В соревновательном периоде упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической и мобилизационной готовности в состязаниях.
В переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера, и приемы психической регуляции спортсменов.
В ходе тренировочных занятий также существует определенная тенденция преимущественного применения некоторых средств и методов психолого-педагогического воздействия.
В вводной части занятий применяются психолого-педагогические методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие разных свойств личности юных спортсменов, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций; в подготовительной части занятий - методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств, в основном совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и
саморегуляции, повышается уровень психологической специальной готовности спортсменов. В заключительной части занятий совершенствуется способность к само регуляции и нервно-психическому восстановлению.
Распределение средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
Восстановительные мероприятия и средства психологического восстановления.
Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки должно быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические, медико-биологические.
Педагогические средства восстановления. Наиболее естественными из всех используемых являются педагогические средства восстановления. Применение этих средств предполагает как использование отдельных упражнений, так и грамотное построение тренировки в занятии, микро-, мезо- и макроциклах. О правильном использовании педагогических средств можно говорить тогда, когда у спортсмена после серии занятий отмечается нарастание тренированности и повышение работоспособности за счет выполнения нагрузки и накопления энергетических ресурсов.
Психологические средства воспитания. К психологическим средствам относятся:
- аутогенная тренировка;
- психопрофилактика;
- психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;
- психорегулирующая тренировка, активизирующая терапия, специально отвлекающие факторы, интенсивный индивидуальный или коллективный отдых, исключение отдельных эмоций.
Применение психологических средств позволяет снизить уровень нервно-психического напряжение и уменьшить психическое утомление. Психологические средства восстановления применяются тренировочных группах, и особенно в группах спортивного совершенствования. В группах начальной подготовки психологическое восстановление достигается построением занятий в игровой форме, по схеме круговой тренировки, частой сменой разнообразных упражнений.
Медико-биологические средства восстановления. Медико-биологические средства восстановления: рациональное питание, витаминизацию, массаж и его разновидности, спортивные растирки, гидро– и бальнеопроцедуры, физиотерапию, курортотерапию, фармакологические и растительные средства.
При планировании использования восстановительных средств необходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интенсивностью нагрузок в занятии, микро- и мезоцикле тренировки, частотой участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от возраста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его подготовленности, влияния внешней среды.
Материально-техническое обеспечение:
· Подвесная перекладина
· Гимнастическая стенка
· Канаты для лазания
· Шест для лазания
· Канат для перетягивания
· Перекладина гимнастическая
· Перекладина пристенная
· Конь
· Козел
· Бревно
· Лестница горизонтальная
· Мат гимнастический
· Скамейка гимнастическая
· Мостик
· Штанга
· Скакалки
· Гантели
· Гири
· Обруч гимнастический
· Стол теннисный
· Набор для игры в теннис
· Ракетка
· Сетка волейбольная
· Мяч баскетбольный
· Мяч волейбольный
· Мяч гандбольный
· Мяч футбольный
· Ворота футбольные
· Стойки волейбольные
· Сектор для прыжков в длину и в высоту с разбега
· Диск
· Планка для прыжков
· Палочка эстафетная
· Мяч для метаний (150 г.)
· Мячи малые резиновые
ЛИТЕРАТУРА
1. Легкая атлетика. Прыжки. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР и ШВСМ. - М., Спорт, 2014 г.
2. Алабин В.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов: - Челябинск, 2010 г.
3. Губа В., Вольф М., Никитушкин В. Современные проблемы ранней спортивной ориентации. – М., 2008 г.
4. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. – М.: Терра-спорт, 2012 г.
5. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. И.А.Тер-Ованесян.- М.: Терра-Спорт,2010 г.
6. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. В.Б.Попов- М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2011 г.
7. Тренировка спринтера. Е.Д.Гагуа - М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2001г
8. Спорт и личность. А.Т.Паршиков, О.А.Мильштейн. Методические рекомендации. – М., Советский спорт, 2013 г.
9. Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2012. - 240 с.
10. Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние дистанции. - М.:ВНИИФК, 2013. - С.86-89.
11. Королев Г.И. Да здравствует ходьба! Энциклопедия ходьбы человека. - М.: Мир атлетов, 2003. - 417 с.
12. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.- М.: Советский спорт, 2003. 10. Майфат С.П., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте. - Екатеринбург, 2003. - 131 с.
13. Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками. - М., 2013.-91 с.
14. Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
15. Физиология спорта / Под ред. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев. Олимпийская литература, 2013 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.