Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Легкая атлетика»
Оценка 4.9

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Легкая атлетика»

Оценка 4.9
Документация
DOC
физическая культура
12.05.2020
Дополнительная  образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Легкая атлетика»
рабочая программа по легкой атлетике.DOC

город Миллерово Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа №8

 

 

 

 

 

 

 

 

                          «Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №8

Приказ №251 от 30.08.2019 г.

________________ В.А.Лут

 

 

 

 

Дополнительная  образовательная

программа

физкультурно-спортивной направленности

«Легкая атлетика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Баранов Родион Викторович

учитель физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано

Протокол заседания педагогического совета МБОУ СОШ №8

№1 от 29.08.2019 года.

Председатель педагогического совета

_____________ В.А.Лут

 

 

Согласовано

Заместитель директора по УР

___________Ю.И.Косаренко

«____»__________2019 год.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа  по виду спорта легкая атлетика для МБОУ СОШ №8 г. Миллерово, Ростовской области разработана в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (утвержден приказом Минспорта России от 24 апреля 2013 г. N 220), с учетом основных положений:

- Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,

- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

- Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (утверждены приказом Минспорта РФ от 12 сентября № 730),

- Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (утверждены приказом Минспорта России от 24 октября 2012 г. N 325),

 - Порядка приема на обучение по дополнительным программам в области физической культуры и спорта (утверждены приказом Минспорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 731),

Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 № 504,

- Методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.10.2006,

- Примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР. Легкая атлетика. Прыжки. - М., Спорт, 2012.

- Примерной программы для системы дополнительного образования детей; ДЮСШ, СДЮШОР. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. - М., Спорт, 2013.

Рабочая программа имеет спортивно - оздоровительную  направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочное время.

Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике.

Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:

Обучающие:

- формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;

- формирование специальных знаний, умений и навыков.

Развивающие:

- развитие физических способностей;

- раскрытия потенциала каждого ребенка;

Воспитательные:

-воспитание нравственных, эстетических, личностных качеств обучающихся:

-формирование взаимопонимания и бесконфликтности в общении.

Изменений в дополнительную авторскую образовательную программу внеурочной деятельности нет.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (60 часов в год). Теоретические знания учащиеся получают в процессе занятия.

Программа реализуется: на территории школы.

Основными формами организаций занятий являются: беседа, физические упражнения и двигательные задания, тестирование, игра. Длительность  занятия  2 часа– 90 минут.

Основными формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:

- тестирование;

- беседа.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный, который проводится для оценивания объективных знаний, умений и навыков учащихся перед началом изучения программы;

текущий, который проводится в процессе занятий и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным разделам;

итоговый, проводится после завершения всей учебной программы.

Основными показателями  выполнения программных требований являются:

·        выполнение контрольных нормативов;

·        овладение теоретическими знаниями;

·        знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;

·        способность применять основные приёмы самоконтроля;

·        знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;

·        знание основ истории развития лёгкой атлетики

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о легкой атлетике  и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Данная программа  делает  акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

- потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

- умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

- спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

- стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой  свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

 

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие.

-

В процессе занятий

-

2.

История развития легкоатлетического спорта.

-

-

3.

Гигиена спортсмена и закаливание.

-

-

4.

Места занятий, их оборудование и подготовка.

1

1

5.

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой.

-

-

6.

Ознакомление с правилами соревнований.

1

 

1

7.

Общая физическая и специальная подготовка.

29

-

29

8.

Ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы.

29

-

29

 

Контрольные упражнения и спортивные соревнования.

Согласно плану спортивных мероприятий.

 

ИТОГО:

60

 

60

 

 

 

ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

для групп  учебно-тренировочных и начальной подготовки

/юноши/

 

нормативы

оценка

ГНП

УТГ

1

2

3

1

2

3

4

5

 

О
Ф
П

Бег 30 м со старта, с

5

5.4

5.2

5.1

5.0

4.8

4.6

4.4

4.2

4

5.5

5.3

5.2

5.1

4.9

4.7

4.5

4.3

3

5.6

5.4

5.3

5.2

5.0

4.8

4.6

4.4

Прыжок

в длину

с места, м

5

140

150

160

175

190

205

215

225

4

125

135

145

160

175

190

200

210

3

110

120

130

145

160

175

185

195

Тройной прыжок

с места, м

 

 

 

 

 

 

 

 

5

5.00

5.20

5.30

5.40

5.60

6.10

6.50

7.00

4

4.90

5.10

5.20

5.30

5.45

5.80

6.30

6.80

3

4.80

5.00

5.10

5.20

5.30

5.60

6.10

6.50

Бросок

набивного

мяча (снизу вперед), м

5

8.00

9.00

10.00

10.00

10.00

10.00

10.00

10.00

4

7.50

8.50

9.50

9.50

9.50

9.50

9.50

9.50

3

7.00

8.00

    8.50

9.00

9.00

9.00

9.00

9.00

Вес снаряда

кг.

1

1

1

2

2

3

4.5

5

 

 

 

С
Ф
П

Бег 60 со старта, с

5

10.4

10.2

10.0

9.6

9.0

8.4

8.1

7.8

4

10.6

10.4

10.2

9.8

9.1

8.5

8.2

7.9

3

10.8

10.6

10.4

10.0

9.2

8.6

8.3

7.8

Прыжок

в длину, м

 

5

2.70

2.80

3.20

3.50

4.00

4.50

5.30

5.60

4

2.60

2.70

3.10

3.40

3.60

4.00

5.00

5.20

3

2.50

2.60

3.00

3.30

3.40

3.50

4.50

4.80

Метание

мяча

150 гр, м

5

20.00

30.00

35.00

40.00

45.00

52.00

60.00

65.00

4

18.00

25.00

30.00

35.00

40.00

49.00

57.00

62.00

3

15.00

20.00

25.00

30.00

35.00

46.00

54.00

59.00

Бег 1000 м, мин.

5

-

-

4.10

3.50

3.30

3.20

3.10

3.00

4

-

       -

4.30

4.10

3.50

3.40

3.30

3.20

3

-

-

4.50

4.30

4.10

4.00

3.50

3.40

 

ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

для групп  учебно-тренировочных и начальной подготовки

                                                                                                             /девушки/

 

 

 

нормативы

оценка

ГНП

УТГ

1

2

3

1

2

3

4

5

 

О
Ф
П

Бег 30 м со старта, с

5

5.8

5.7

5.6

5.5

5.2

5.0

4.8

4.6

4

5.9

5.8

5.7

5.6

5.3

5.1

4.9

4.7

3

6.0

5.9

5.8

5.7

5.4

5.2

5.0

4.8

Прыжок

в длину

с места, м

5

135

145

155

165

175

190

205

215

4

120

130

140

150

160

175

190

200

3

105

115

125

140

145

160

175

185

Тройной прыжок

с места, м

5

4.90

5.10

5.20

5.30

5.50

6.00

6.50

7.00

4

4.80

5.00

5.10

5.20

5.30

5.80

6.20

6.70

3

4.70

4.90

5.00

5.10

5.20

5.60

6.00

6.40

Бросок

набивного

мяча (снизу вперед), м

5

7.00

7.30

7.60

8.00

9.00

10.00

10.00

10.00

4

6.50

6.80

7.10

7.50

8.50

9.50

9.50

9.50

3

6.00

6.30

   6.40

7.00

8.00

9.00

9.00

9.00

Вес снаряда

кг.

1

1

1

       1

1

2

3

3.5

 

 

 

С
Ф
П

Бег 60 со старта, с

5

10.4

10.2

10.0

9.7

9.3

9.0

8.8

8.6

4

10.6

10.4

10.2

9.9

9.5

9.1

8.9

8.7

3

10.8

10.6

10.4

10.2

9.7

9.3

9.0

8.8

Прыжок

в длину, м

 

5

2.70

2.80

3.00

3.20

3.50

4.00

4.50

4.80

4

2.60

2.70

2.90

3.10

3.40

3.60

4.00

4.20

3

2.50

2.60

2.80

3.00

3.30

3.40

3.50

3.70

Метание

мяча

150 гр, м

5

16.00

18.00

20.00

22.00

26.00

30.00

34.00

40.00

4

14.00

16.00

18.00

20.00

24.00

28.00

32.00

37.00

3

12.00

14.00

16.00

18.00

22.00

25.00

29.00

33.00

Бег 600 м, мин.

5

-

-

2.30

2.20

2.10

2.00

1.50

1.40

4

-

-

2.40

2.30

    2.20

2.10

2.00

1.50

3

-

-

2.50

2.40

2.30

2.20

2.10

2.00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

 

В результате изучения раздела "Легкая атлетика" на занятиях  учащиеся должны:

Характеризовать

·         значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

·         прикладное значение легкоатлетических упражнений;

·         правила безопасного поведения во время занятий легкой атлетикой;

·         названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;

·         технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;

·         типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;

·         упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых,  скоростно - силовых, координационных, выносливости, гибкости);

·         контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

·         основное содержание правил соревнований в беге на короткие  и средние дистанции, прыжках в длину и высоту  с разбега, метания малого мяча  на дальность;

·         игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.

 

Уметь

·         соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях легкой атлетикой;

·         технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);

·         контролировать своё самочувствие (функциональное  состояние организма) на занятиях легкой атлетикой;

·         выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.

·         выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

·         участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину и высоту с разбега, метание в своей возрастной категории

·         помогать в судействе школьных соревнований  по легкой атлетике

 

Демонстрировать:

·         Общеобразовательные упражнения, целенаправленно воздействующих основных                                                                                                физических качеств (силы, быстроты, выносливости, прыгучесть, гибкости и  координации).

·         Легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину).

·         Тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных   физических    качеств.

·         Общую физическую подготовку.

·          Преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью прыжков и бега.

·         Умения  предъявлять свои  лидерские качества, инициативу и социальную активность.

 

Влияние физических качеств и морфофункциональных показателей на результативность спортсмена

Физические качества и телосложение

Уровень влияния

Бег на короткие дистанции

Скоростные способности

3

Мышечная сила

2

Вестибулярная устойчивость

1

Выносливость

2

Гибкость

1

Координационные способности

2

Телосложение

2

Прыжки

Скоростные способности

3

Мышечная сила

2

Вестибулярная устойчивость

3

Выносливость

1

Гибкость

3

Координационные способности

3

Телосложение

2

Условные обозначения: 3 - значительное влияние; 2 - среднее влияние; 1 - незначительное влияние.

Классификация тренировочных заданий

Ориентация на создание блока тренировочных заданий направленного воздействия в форме комплексов упражнений и игр является основой для пересмотра традиционных представлений о планировании и организации учебно-тренировочного занятия. Исходя из этого,  тренировочные задания условно классифицируются на четыре группы:

1)      обучающие;

2)      комплексы, развивающие физические качества;

3)      игры, развивающие физические качества;

4)      специальные, состоящие из средств беговой (прыжковой) подготовки.

 

Теоретическая подготовка на тренировочном этапе

Врачебный контроль и самоконтроль: Самоконтроль легкоатлета, дневник самоконтроля, объективные данные – вес, динамометрия, кровяное давление, пульс; субъективные данные – самочувствие. Сон, аппетит, работоспособность, показания и противопоказания к занятиям легкой атлетикой.

Особенности развития быстроты и частоты движений: Характеристика понятий «быстрота», «частота движений». Фаза спортивной работоспособности, контроль ее продолжительности при выполнении нагрузок скоростной направленности. Перечень и характеристика упражнений, развивающих быстроту и частоту движений. Пути развития быстроты у бегунов группы с учетом индивидуальных особенностей каждого. Такова же логика изучения материалов по темам Методика развития силы у спринтеров», «Методика развития выносливости бегунов на короткие дистанции», «Скоростно-силовые качества – спутник быстроты.

Контроль пульса во время тренировочного занятия: Частота сердечных сокращений – интегральный показатель функционального состояния организма спортсмена. Методы пальпаторного подсчета частоты пульса. Определение фаз спортивной работоспособности по данным ЧСС. Оценка напряженности тренировочной работы с помощью ЧСС, выбор оптимальных режимов в соответствии с направленностью беговых нагрузок. Контроль динамики величин тренировочных нагрузок в микроциклах с помощью ЧСС.

Построение тренировки спринтеров (прыгунов) в макро-, мезо- и микроциклах: Динамика объемов нагрузок на быстроту, силу, скоростно-силовые качества, скоростную и общую выносливость. ОФП в годичном цикле у спринтеров различной квалификации, ее коррекция с учетом индивидуальных особенностей каждого бегуна группы. Типы мезо- и микроциклов тренировки, их структура. Характеристика этапа непосредственной предсоревновательной подготовки, выбор оптимального варианта для каждого бегуна группы.

Основы психической подготовки спринтеров (прыгунов): Типы нервной системы. Волевая подготовка. Психорегулирующая тренировка. Совершенствование быстроты реагирования. Идеомоторная тренировка. Выработка конкретных рекомендаций по управлению предстартовым состоянием для каждого бегуна группы.

Планирование подготовки: Периодизация подготовки легкоатлета. Периоды – подготовительный, соревновательный, переходный. Этапы подготовительного периода – этап обще-подготовительный, специально-подготовительный. Этапы соревновательного периода – этап непосредственной подготовки, промежуточный этап, собственно соревновательный этап. Этапы переходного периода – переходно-восстановительный этап, переходно-подготовительный этап.

Анализ соревнований. Разбор ошибок. Выявление сильных сторон подготовки легкоатлета. Определение путей дальнейшего обучения.

Содержание учебного материала

1 раздел: Беговые упражнения

 

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях  легкой атлетике

Физическая культура человека

- закаливание организма.

Практическая часть:  низкий старт, стартовый разгон и бег  по дистанции 40-60 м, движение рук в беге, бег с ускорением.

2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»

 

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега

История развития легкой атлетики.

- легкая атлетика - как вид спорта

Практическая часть: прыжки в длину с места; отталкивание в прыжках в длину с разбега.  Приземления. Разбег в   сочетании с отталкиванием. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники  прыжков.

3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.

Физическая культура (основные понятия).

- физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитие физических качеств

Практическая часть: Отталкивание с места и небольшого разбега, а также правильному приземлению. Разбег в   сочетании с отталкиванием. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.

4 раздел: Метание малого мяча

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.

Физическая культура человека:

- основные приёмы самоконтроля.

Практическая часть: Метание теннисного мяча, стоя боком в направлении метания, выход в положение "натянутого лука" в финальном усилии; выполнение хлесткому движению метающей руки в финальном усилии; метание малого мяча с двух – трех шагов разбега; метание  малого мяча в  горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8-10м.

5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.

Способы двигательной деятельности

- проведение самостоятельных занятий прикладной физической культурой.

Практическая часть:

Игры с бегом: «Знамя», «Жмурки», «Ловишки», «Выручай!», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.

Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжки по полоскам», «Перемена мест», «Удочка», «Бой петухов»

Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему».

 Воспитательная работа

Тренер в процессе многолетней подготовки должен учитывать все факторы воздействия на обучающихся и находить свое место в воспитательном процессе. Постепенно, особенно с ростом спортивных результатов, влияние тренера на юных легкоатлетов становится все больше, и в этот период он может решать самые сложные проблемы воспитания. Поэтому личностные качества тренера, его положительный пример играют немаловажную роль в формировании человеческих качеств юного спортсмена.

Воспитательная работа тренера в корректной и ненавязчивой форме начинается с установления товарищеских отношений между обучающимися, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, совместных обсуждений планов тренировок. Чрезвычайно важны организация досуга юных спортсменов, посещение крупных всероссийских и международных соревнований.

Большое значение в системе воспитания занимают теоретические знания, которые постепенно вводят юных легкоатлетов в мир спорта высших достижений.

В дальнейшем теоретические знания могут посвящаться критическим разборам выступлений на соревнованиях, тренировочных занятий, тестирований.

Квалифицированные юные легкоатлеты должны обладать высокой работоспособностью и, следовательно, громадным трудолюбием, которое следует воспитывать на тренировочных занятиях в ходе специальных мероприятий. Также юные спортсмены должны знать, что достижение новых высот в спорте связанно с дальнейшим повышением нагрузок, что проходить тренировочный процесс каждый должен под медицинским контролем, не ухудшая здоровье.

 

 

 Психологическая подготовка

Психологическая подготовка спортсмена – это система психологического, педагогического, методического и социального воздействия на спортсмена с целью выработки у него необходимого для данного вида спорта психологических качеств и черт личности. Весь комплекс воздействия направлен не только на достижение высокого спортивного результата, но и на формирование личности.

Целью психологического сопровождения спортивной деятельности является разносторонняя психологическая подготовка спортсмена, направленная на улучшение спортивного результата, а также оказание психологической поддержки тренерам в решение проблем, связанных с тренировочным процессом.

Специфика легкой атлетики, прежде всего, способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли.

Все используемые средства психологической подготовки подразделяются на две основные группы:

- вербальные (словесные) - лекции, беседы, доклады, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка;

- комплексные - всевозможные спортивные и психолого-педагогические упражнения.

Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и специальные. Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности.

Специальными методами психологической подготовки являются: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения.

На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, самооценки, образного мышления, непроизвольного внимания, психосенсорных процессов.

В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий для достижения цели, влияют на его поведение. Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Поэтому развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера.

На этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования основной задачей психологической подготовки является формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, настойчивости, самостоятельности, эмоциональной устойчивости.

Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для достижения запланированного результата. Только при глубокой убежденности спортсмена в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени, при осознании ее важности у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддерживать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс обязательно предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему осталось сделать, чтобы выполнить намеченную программу.

Появление объективных трудностей, связанных с нарастанием утомления и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием в процессе гонки, вызывает изменения в организме лыжника, выражающиеся в своеобразии психической деятельности, определенной динамике психических процессов, снижении интенсивности процессов сознания.

В тренировочной деятельности и в соревнованиях спортсмену приходится преодолевать трудности, которые, в отличие от объективных, обусловлены индивидуально-психологическими особенностями его личности. Они возникают в сознании спортсмена в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и психологических состояний в связи с необходимостью действовать в определенных условиях, и не могут быть поняты в отрыве от них.

В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена субъективные трудности в одних и тех же условиях проявляются по-разному: от малозаметных сомнений в своих силах и незначительных волнений до почти эффектных состояний, сопровождающихся ослаблением, а иногда и потерей сознательного контроля за своими действиями. Это оказывает самое неблагоприятное влияние на моторные функции организма.

Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с утомлением и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной усталости. Наиболее благоприятные возможности для практического овладения приемами, помогающими преодолевать развивающееся утомление усилиями воли, дает участие в соревнованиях.

Готовность к преодолению неожиданных трудностей вырабатывается с помощью анализа возможных причин их возникновения. Иногда в процессе подготовки к соревнованиям следует специально создавать сложные ситуации, которые вынуждали бы спортсмена проявлять все волевые качества. Если же трудности, встречающиеся на соревнованиях, невозможно смоделировать на тренировке (болевые ощущения, поломка инвентаря, потертости и др.), то спортсмен должен иметь о них четкое представление и знать, как действовать при их появлении.

Борьба с субъективными трудностями предполагает целенаправленные воздействия на укрепление у юных легкоатлетов уверенности в своих силах, которая формируется на основе знания своих физических и функциональных возможностей, сильных и слабых сторон подготовленности. Для правильной оценки своих возможностей необходим систематический анализ результатов проделанной работы, спортивных достижений, условий, обеспечивающих достижение соответствующего успеха и причин, которые привели к неудаче.

Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений вызывает у спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дает уверенность в своих силах. Поэтому важно, чтобы спортсмены, сомневающиеся в своих силах, заканчивали определенный этап тренировки с выраженными положительными показателями.

            Управление нервно-психическим восстановлением спортсменов. В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическая напряженность, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, в перерывах между выступлениями, формируется способность к самостоятельному восстановлению.

Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения, рекламации и других средств. Для этой цели используются также рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутовоздействий.

               Распределение средств и методов психологической подготовки спортсменов в зависимости от этапов и периодов тренировочного процесса. Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе годовых циклов обучения и тренировки, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных нагрузок, имеют преимущественное значение.

На этапе начальной подготовки основной упор в занятиях спортивных групп должен делаться на формирование интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических чертах характера (трудолюбие в тренировке и дисциплинированность при соблюдении режима, чувство ответственности за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважение к тренеру, требовательность к самому себе и др.), а также на установление положительных межличностных отношений в коллективе, развитие простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля.

На этапе занятий тренировочных групп внимание акцентируется на воспитании спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, улучшении взаимодействия в команде, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.

На этапе занятий групп совершенствования спортивного мастерства основное внимание уделяется совершенствованию волевых черт характера, саморегуляции, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, формированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности к нервно-психическому восстановлению.

В круглогодичном цикле подготовки существует следующее распределение объектов психолого-педагогических воздействий.

В подготовительном периоде выделяются средства и методы, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, воспитанием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общей психической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности. В соревновательном периоде упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической и мобилизационной готовности в состязаниях.

В переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов.

В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера, и приемы психической регуляции спортсменов.

В ходе тренировочных занятий также существует определенная тенденция преимущественного применения некоторых средств и методов психолого-педагогического воздействия.

В вводной части занятий применяются психолого-педагогические методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие разных свойств личности юных спортсменов, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций; в подготовительной части занятий - методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств, в основном совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и

саморегуляции, повышается уровень психологической специальной готовности спортсменов. В заключительной части занятий совершенствуется способность к само регуляции и нервно-психическому восстановлению.

Распределение средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.

 

Восстановительные мероприятия и средства психологического восстановления.

Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки должно быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические, медико-биологические.

Педагогические средства восстановления. Наиболее естественными из всех используемых являются педагогические средства восстановления. Применение этих средств предполагает как использование отдельных упражнений, так и грамотное построение тренировки в занятии, микро-, мезо- и макроциклах. О правильном использовании педагогических средств можно говорить тогда, когда у спортсмена после серии занятий отмечается нарастание тренированности и повышение работоспособности за счет выполнения нагрузки и накопления энергетических ресурсов.

Психологические средства воспитания. К психологическим средствам относятся:

- аутогенная тренировка;

- психопрофилактика;

- психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;

- психорегулирующая тренировка, активизирующая терапия, специально отвлекающие факторы, интенсивный индивидуальный или коллективный отдых, исключение отдельных эмоций.

Применение психологических средств позволяет снизить уровень нервно-психического напряжение и уменьшить психическое утомление. Психологические средства восстановления применяются тренировочных группах, и особенно в группах спортивного совершенствования. В группах начальной подготовки психологическое восстановление достигается построением занятий в игровой форме, по схеме круговой тренировки, частой сменой разнообразных упражнений.

Медико-биологические средства восстановления. Медико-биологические средства восстановления: рациональное питание, витаминизацию, массаж и его разновидности, спортивные растирки, гидро– и бальнеопроцедуры, физиотерапию, курортотерапию, фармакологические и растительные средства.

При планировании использования восстановительных средств необходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интенсивностью нагрузок в занятии, микро- и мезоцикле тренировки, частотой участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от возраста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его подготовленности, влияния внешней среды.

 

 

Материально-техническое обеспечение:

·        Подвесная  перекладина                    

·        Гимнастическая  стенка

·        Канаты  для  лазания

·        Шест  для  лазания

·        Канат  для  перетягивания

·        Перекладина  гимнастическая

·        Перекладина  пристенная

·        Конь

·        Козел

·        Бревно

·        Лестница  горизонтальная

·        Мат  гимнастический

·        Скамейка  гимнастическая

·        Мостик

·        Штанга

·        Скакалки

·        Гантели

·        Гири

·        Обруч  гимнастический

·        Стол  теннисный

·        Набор  для  игры  в  теннис

·        Ракетка

·        Сетка  волейбольная

·        Мяч  баскетбольный

·        Мяч  волейбольный

·        Мяч  гандбольный

·        Мяч  футбольный

·        Ворота  футбольные

·        Стойки  волейбольные

·        Сектор  для  прыжков  в  длину  и  в  высоту  с  разбега

·        Диск

·        Планка  для  прыжков

·        Палочка  эстафетная

·        Мяч  для  метаний  (150  г.)

·       Мячи  малые  резиновые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Легкая атлетика. Прыжки. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР  и ШВСМ. - М., Спорт, 2014 г.  

2.      Алабин В.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов: - Челябинск, 2010 г.

3.      Губа В., Вольф М., Никитушкин В. Современные проблемы ранней спортивной ориентации. – М., 2008 г.

4.      Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. – М.: Терра-спорт, 2012 г.

5.      Подготовка легкоатлета: современный взгляд. И.А.Тер-Ованесян.- М.: Терра-Спорт,2010 г.

6.      Прыжок в длину: многолетняя подготовка. В.Б.Попов- М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2011 г.

7.      Тренировка спринтера. Е.Д.Гагуа - М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2001г

8.      Спорт и личность. А.Т.Паршиков, О.А.Мильштейн. Методические рекомендации. – М., Советский спорт,  2013 г.

9.      Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2012. - 240 с.

10.  Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние дистанции. - М.:ВНИИФК, 2013. - С.86-89.

11.  Королев Г.И. Да здравствует ходьба! Энциклопедия ходьбы человека. - М.: Мир атлетов, 2003. - 417 с.

12.  Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.- М.: Советский спорт, 2003. 10. Майфат С.П., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте. - Екатеринбург, 2003. - 131 с.

13.  Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками. - М., 2013.-91 с.

14.   Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

15.   Физиология спорта / Под ред. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев. Олимпийская литература, 2013 г.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Миллерово Ростовской области

Миллерово Ростовской области

Согласовано Протокол заседания педагогического совета

Согласовано Протокол заседания педагогического совета

Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа по виду спорта легкая атлетика для

Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа по виду спорта легкая атлетика для

Программа реализуется : на территории школы

Программа реализуется : на территории школы

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план

С Ф П Бег 60 со старта, с 5 10

С Ф П Бег 60 со старта, с 5 10

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Прыжки Скоростные способности 3

Прыжки Скоростные способности 3

Этапы переходного периода – переходно-восстановительный этап, переходно-подготовительный этап

Этапы переходного периода – переходно-восстановительный этап, переходно-подготовительный этап

Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему»

Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему»

В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки

В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки

Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений вызывает у спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дает уверенность в своих силах

Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений вызывает у спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дает уверенность в своих силах

В вводной части занятий применяются психолого-педагогические методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие разных свойств личности юных спортсменов, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и…

В вводной части занятий применяются психолого-педагогические методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие разных свойств личности юных спортсменов, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и…

Канат для перетягивания ·

Канат для перетягивания ·

ЛИТЕРАТУРА 1. Легкая атлетика

ЛИТЕРАТУРА 1. Легкая атлетика