Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новосибирской области «Коррекционная школа-интернат»
(ГБОУ НСО «КШИ»)
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
школьным педагогическим приказом от __________ №___
советом директор ______С.Ю. Юрьева
Протокол от ________
№___
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Медиашкола»
Возраст обучающихся: 12-17лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Копылова Алевтина Георгиевна,
воспитатель первой квалификационной
категории
г. Куйбышев
2021 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основании
· Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
· Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства от 04.09.2014 № 1726-р;
· Методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г N ВК-641/09 по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
· Требований СанПиН 2.4.2.3286 -15 от 10.07.2015 г
· Положения «О порядке разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ НСО «КШИ»;
· Устава Учреждения.
Одним из направлений Российского движения школьников является информационно-медийное.
Информационные технологии, телевидение и радио получили широкое распространение и стали даже неким символом эпохи, вполне естественно, что у многих подростков возникает желание попробовать свои силы в данных направлениях. К тому же стали популярны такие новые технологии информационного пространства как социальные сети, которые, по мнению некоторых специалистов и общественности, несут негативное влияние на подрастающее поколение. Вместе с тем, умелое использование данного информационного ресурса позволяет не только развивать, но и систематизировать, и направлять подростка к необходимой информации.
Обучение проводится по программе, представляющей собой интенсивный курс, который требует от участников больших затрат по времени, в том числе на самостоятельную работу вне рамок учебного плана. Так как особенностью программы является еѐ практико-ориентированный характер: члены объединения проходят обучение в процессе работы над реальным медиапродуктом – статьей, репортажем, видеофильмом. Программа рассчитана на учащихся от 12 до 17 лет в количестве 108 часов 3 часа в неделю.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России.
В наше время современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. В соответствии с нормативно-правовыми документами, результаты должны отражать:
1. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
2. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета (в том числе в открытом учебном пространстве сети Интернет и работой с ЦОР);
Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, а в целом, способствует повышению качества образования, т.к. именно ИКТ – технологии способны обеспечить:
- индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д.
Актуальность программы в том, что в настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка. Большой поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение компьютеров, современных гаджетов оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ребёнок, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, через компьютерные игры гораздо легче воспримет предложенную на уроке и внеурочном занятии информацию с помощью медиа средств. На сегодняшний день ясно одно – учебное заведение не может не учитывать, что дети, переступающие порог учебного заведения, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества.
В современном мире ИКТ-компетентность обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации. Умения работать
с информацией составляют основу информационной компетенции как одного из планируемых образовательных. Включение ИКТ-компонента в образовательный и воспитательный процесс изменяет роль средств обучения, в результате изменяет саму образовательную среду. Применение ИКТ- компонента позволяет увеличить объѐм информации, более активно организовать познавательную деятельность, приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию к занятиям, способствует развитию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, с присоединением к Всероссийской общественно- государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», необходимо развитие информационно-медийного направления и грамотного, умелого освещения деятельности РДШ. Для развития данного вида деятельности необходимы специальные знания и навыки, которые будут развиваться средствами Медиашколы.
Цель программы: Формирование умения ориентироваться в информационном пространстве и создавать качественный информационный продукт для освещения деятельности РДШ по средствам развития информационно-медийного направления Российского движения школьников.
· Изучить понятия: медиа, СМИ: печатные, радио, телевидение, социальные сети, личный блог.
· Организовать совместную работу по темам: статья, репортаж, фотосъемка, фоторепортаж, заметка, съемка, монтаж и постобработка видео, правила ведения страницы в соцсети, правила ведения личного блога.
· Изучить программы монтажа фото и видео.
· Создать условия для развития нравственного, творческого потенциала через приобщение к творческой деятельности медиасферы.
· Развить интеллектуальные, коммуникативные способностей личности.
· Сформировать умение создавать творческие фото(видео)фильмы различной целевой направленности
· Способствовать формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с
учащимися, родителями, окружающим социумом; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
· Развить навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени.
· Сформировать умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
· Сформировать умение представлять результат своей деятельности, видеть результат и эффект своего труда.
· Способствовать развитию у учащихся позитивной самооценки, самоуважения.
ü Приобретение навыков самостоятельной работы;
ü Развитие умения видеть проблему и наметить пути ее решения; Формирование навыков работы в команде;
ü Формирование навыков работы с компьютером;
ü Формирование навыков работы с фотоаппаратом и основ фоторепортерского дела;
ü Формирование навыков работы с видеокамерой и основ создания видеосюжета и режиссерского дела;
ü Формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся;
ü Расширение знаний учащихся о программах монтажа и пост обработки фото и видео;
ü Развитие коммуникативных и презентационных умений и навыков;
ü Приобретение навыков самостоятельной работы с программами монтажа дома.
Ø Как правильно писать статьи, заметки, репортажи, Как правильно пользоваться фотоаппаратом;
Ø как правильно пользоваться видеокамерой;
Ø какие компьютерные программы лучше использовать при обработке фото и видео;
Ø как озвучить видеофильм;
Ø какие бывают форматы видео и звука;
Ø что такое "монтажный план" и крупность планов;
Ø какой учебный материал использовать по данной тематике.
Самостоятельно писать заметки, статьи, фоторепортажи, работать с фотоаппаратом, видеокамерой и программами монтажа и пост обработки фото, видео, создавать новостные ролики, размещать материалы в соцсетях, вести личные блоги.
1. обучающие семинары;
2. мастер-классы;
3. самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет;
практическое создание фоторепортажей, новостных видеофильмов; анализ удач и ошибок.
Учащиеся посредством участия в данной программе смогут познакомится с профессией:
•режиссера,
•сценариста,
•журналиста,
•оператора,
•звукооператора,
• монтажера,
•Web-дизайнера,
• актера, ведущего.
1) Создание архива текстовых материалов, имеющие отношение к событиям деятельности РДШ;
2) Создание архива, в котором хранятся все отснятые фото и видеоматериалы;
3) Создание при архиве картотеки, в которой ведется учет всех отснятых фото и видеоматериалов с указанием времени видеосъемки, темы видеоматериалов;
4) Производство новых материалов;
5) Монтаж отснятых материалов и создание видеофильмов о различных событиях РДШ и районных мероприятий.
Все текстовые, фото и видеоматериалы делятся на следующие категории:
- в рамках деятельности РДШ
- в рамках проектной деятельности;
- мероприятий, проводимых в ЦСТ (спектакли, различные соревнования, встречи, экскурсии, акции и т.п.);
- видеосъемка открытых уроков учителей с целью дальнейшего распространения передового учительского опыта.
Наиболее интересным и перспективным направлением работы является проектная деятельность учащихся.
Требования, как и к любому проекту, следующие:
- проект должен быть самостоятельным и полностью законченным;
- проект должен быть полезен окружающим; в результате работы над проектом учащийся должен узнать или изучить что-то новое для себя.
Немаловажно, что все медиапродукты, созданные во время работы, будут представлены широкой аудитории учащихся посредством размещения в группе РДШ. Фильмы и фоторепортажи, созданные детьми, станут ярким элементом жизни и золотым фондом архива РДШ.
Список используемой литературы:
1. Информационный интернет-ресурс Медиашкола РДШ https://xn--d1axz.xn--p1ai/competition/27 https://m.vk.com/info_media_skm?from=groups
2. При разработке проекта использованы материалы программы "Медиашкола"(http://www.koriphey.ru/proekty/evr_media/index.php), которая подготовлена по заказу Министерства образования РФ. http://www.lyceum8.nnov.ru/node/220 http://shipitsin.ucoz.ru/index/shkolnaja_videostudija_quot_vvv_quot/0-8 http://oksosh.ru/video/
3. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 1999 Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. - М., 1993.
Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист.
№ пп |
Раздел, тема |
Количество часов |
Дата проведения занятия |
1 |
Ознакомительное занятие. Знакомство с Положением, правилами работы Медиашколы. Цели и задачи Медиашколы. Структура Медиашколы. |
1 |
02.11 |
2 |
Знакомство с понятием печатные СМИ. Виды печатных СМИ. |
2 |
07.11 |
3 |
Виды печатных СМИ |
1 |
09.11 |
4 |
Знакомство с понятием телевидение. Виды телевизионных программ. |
2 |
14.11 |
5 |
Виды телевизионных программ. |
1 |
16.11 |
6 |
Знакомство с понятием Радио. Виды радиопередач. |
2 |
21.11 |
7 |
Виды радиопередач. |
1 |
23.11 |
8 |
Знакомство с понятием новые информационные медиа: социальные сети. Формы работы по распространению информации в соцсетях. |
2 |
28.11 |
9 |
Формы работы по распространению информации в соцсетях. |
1 |
30.11 |
10 |
Знакомство с понятием новые информационные медиа: личный блог |
2 |
05.12 |
11 |
Новые информационные медиа: личный блог |
1 |
07.12 |
12 |
Заметка как основной жанр печатных СМИ |
2 |
12.12 |
13 |
Практическое занятие. Как быстро написать заметку |
1 |
14.12. |
14 |
Заметка как основной жанр социальных сетей. |
2 |
19.12 |
15 |
Практическое занятие: издание заметки для соцсетей. |
1 |
21.12 |
16 |
Правила размещения информации в социальных сетях. |
2 |
26.12 |
17 |
Практическое занятие: Написание |
1 |
28.12 |
|
тематической Размещение. |
заметки. |
|
|
18 |
Изучение правил информационными РДШ. |
работы ресурсами |
2 |
09.01 |
19 |
Сюжет и сценарий видеофильмов |
1 |
11.01 |
|
20 |
Сюжет и сценарий видеофильмов. Новостные сюжеты. |
2 |
16.01 |
|
21 |
Правила работы фоторепортера |
1 |
18.01 |
|
22 |
Правила работы фоторепортера. Практическое занятие. |
2 |
23.01 |
|
23 |
Правила работы оператора |
1 |
25.01 |
|
24 |
Правила работы Практическое занятие. |
оператора. |
2 |
30.01 |
25 |
Основы теории журналистики |
1 |
01.02 |
|
26 |
Основы теории журналистики |
2 |
06.02 |
|
27 |
Информационные журналистики. |
жанры |
1 |
08.02 |
28 |
Информационные журналистики. |
жанры |
2 |
13.02 |
29 |
Аналитические журналистики |
жанры |
1 |
15.02 |
30 |
Аналитические журналистики |
жанры |
2 |
20.02 |
31 |
Художественно- публицистические журналистики |
жанры |
1 |
22.02 |
32 |
Художественно- публицистические журналистики |
жанры |
2 |
27.02 |
33 |
Практическое занятие: создание новостного сюжета. |
1 |
01.03 |
|
34 |
Практическое занятие: создание новостного сюжета. Печатные СМИ. |
2 |
06.03 |
|
35 |
Практическое занятие: создание новостного сюжета. Фоторепортаж. |
2 |
13.03 |
|
36 |
Практическое занятие: создание новостного сюжета. Фоторепортаж |
1 |
15.03 |
|
37 |
Практическое занятие: создание новостного сюжета. Видеорепортаж. |
2 |
20.03 |
38 |
Практическое занятие: создание новостного сюжета. Видеорепортаж. |
1 |
22.03 |
||
39 |
Правила работы студии телевидения. |
ведущего |
в |
2 |
27.03 |
40 |
Правила работы студии телевидения. |
ведущего |
в |
1 |
29.03 |
41 |
Правила работы студии радио |
ведущего |
в |
2 |
03.04 |
42 |
Правила работы студии радио |
ведущего |
в |
1 |
05.04 |
39 |
Практическое занятие: создание новостного сюжета. Запись в студии телевидения |
2 |
10.04 |
||
40 |
Практическое занятие: создание новостного сюжета. Запись в студии телевидения |
1 |
12.04 |
||
41 |
Практическое занятие: создание новостного сюжета. Запись в студии радио. |
2 |
17.04 |
||
43 |
Практическое занятие: создание новостного сюжета. Запись в студии радио. |
1 |
19.04 |
||
44 |
Правила работы с программами обработки фото и видео. |
2 |
24.04 |
||
45 |
Практическое занятие. Работа с программами обработки фото и видео |
1 |
26.04 |
||
46 |
Создание медиацентра. Распределение обязанностей. |
1 |
03.05 |
||
47 |
Организация работы медиацентра |
2 |
08.05 |
||
48 |
Организация работы медиацентра |
1 |
10.05 |
||
49 |
Практическое занятие: Готовый продукт: Газета |
2 |
15.05 |
||
|
Практическое занятие: Готовый продукт: Газета. Фоторепортаж. |
1 |
17.05 |
||
48 |
Практическое занятие: Готовый продукт: Новостная видеостудия |
2 |
22.05 |
||
49 |
Практическое занятие: Готовый продукт: Новостная видеостудия |
1 |
24.05 |
||
50 |
Практическое занятие: Готовый продукт: Страница в соцсетях |
2 |
29.05 |
||
51 |
Практическое занятие: Готовый продукт: Страница в соцсетях |
1 |
31.05 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.