Дополнительная общеобразовательная физкультурно-спортивная программа «Туризм»
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная физкультурно-спортивная программа «Туризм»

Оценка 4.8
docx
29.04.2021
Дополнительная общеобразовательная физкультурно-спортивная программа «Туризм»
Дополнительная общеобразовательная физкультурно-спортивная программа «Туризм».docx

Министерство образования, науки и молодёжной политики  Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 

«Шахунский колледж аграрной индустрии»

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ШКАИ

________________ Ельчанинова Т. В.

«31» августа 2020 г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) физкультурно-спортивная программа

 «Туризм»

 (1 год обучения, возраст обучающихся с 16 лет)

 

 

 

Руководитель:

Воронцова Оксана Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Шахунья

2020 год

 

СОДЕРЖАНИЕ  

 

1. Пояснительная записка

3

 

 

2. Календарный учебный график

8

 

 

3. Учебный план

9

 

 

4. Учебно-тематический план

10

 

 

5. Содержание курса

12

 

 

6. Методическое обеспечение

13

 

 

7. Список литературы

14

 

 

 

 


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе профтехучилищ, в коммунистическом воспитании подрастающего поколения.

Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают жизненно ценные прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания, исследовательской работы и др.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

По данной дисциплине предусмотрено проведение спортивно-массовых мероприятий, сдача спортивных нормативов, оснащённых соответствующим оборудованием.

Программа написана с  учётом требований Федерального закона от 29.12.2012  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Цель программы:

Привлечение широких масс студентов к регулярным занятиям туризмом, являющимся важным средством воспитания учащейся молодёжи.

Задачи:

совершенствовать профессионально важные физические и психические качества (волевые, точность оценки пространственных и временных величин и другие);

формировать прикладные двигательные умения и навыки, главным образом необходимые в связи с особыми внешними условиями;

повышать устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям  внешней среды (к воздействию высоты, укачиванию, низкой температуры и другие).

Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья подростков, а также формирования ряда общих компетенций (ОК), которые предусматриваются ФГОС. Внеаудиторная работа, в т.ч. пешеходный туризм, способствуют организации собственной деятельности, выбору типовых методов и способов выполнения задач, оцениванию их эффективности и качества (ОК2); принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3) ; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач (ОК4); использовать информационно-коммуникационные технологии в деятельности и личностного развития (ОК5); работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК6); брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий (ОК7) .

Актуальность данной программы заключается в том, что наряду с конкретными мерами поставлена задача, полнее использовать возможности туризма и экскурсий в целях улучшения трудового и нравственного воспитания учащейся молодежи.

Особенности организации образовательного процесса

Содержание программы дополнительной общеобразовательной программы секции «Туризм» предполагает разнообразные формы проведения занятий: Теоретические и практические занятия, соревнования, судейская практика.

Организационно – педагогические основы обучения

Срок реализации программы 1 год для студентов с 16 лет.

Продолжительность образовательного процесса составляет 40 недель в год. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 80 часов в год.  Группы могут быть разновозрастные. Обязательным для зачисления в группу является разрешение врача, т. е. наличие медицинской справки.

Ожидаемый результат:

По окончании срока реализации программы обучающиеся должны знать:

-       значение туризма и его роли в физическом воспитании;

-       какие виды и формы туризма используются в профтехучилищах;

-       что входит в цикл туристской деятельности;

-       какое групповое снаряжение необходимо туристам для пешего похода;

-       каково личное снаряжение туриста для пешего похода;

-       как строится туристская группа в походе: кто впереди, сзади, где место руководителя, их задачи при движении отряда;

-       какова продолжительность переходов и привалов в пешем и лыжном походах;

-       какими предметами и как пользуются туристы, чтобы сориентировать свое положение на местности и определить дальнейший путь движения;

-       как определить направление на север по часам, местным предметам;

-       как правильна описывать (фиксировать) собранные в походе предметы, документы;

-       какие опасности могут возникнуть в пешем походе;

-       простейшие способы страховки и самостраховки;

-       как правильно составить рацион питания группы в походе.

Уметь:

-       развести костер, поставить палатку, правильно собрать рюкзак, сориентироваться на местности, выполнить простые краеведческие задания (побеседовать с ветеранами войны или труда о боевой или трудовой славе данных мест, записать состояние погоды, состояние природы в день похода, прочитать следы животных на снегу и т. д.).

Формы промежуточной аттестации

         Основными критериями оценки занимающихся в секции являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств, что определяется тестированием, необходимый уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.    

Различные формы контроля позволяют определять эффективность методики тренера-преподавателя и в дальнейшем корректировать учебный план, при необходимости включать в программу упражнения, направленные на исправление допущенных занимающимися во время контрольных мероприятий ошибок.

Соревнования на первенство секции проводятся один раз в учебном с целью выявления сильнейших спортсменов техникума. Для занимающихся - участие в первенствах не является обязательной процедурой, они могут участвовать в соревнованиях с целью выполнения разрядов по желанию. Также один раз в год студенты выезжают на областные соревнования по спортивному ориентированию и пешеходному туризму, совершают пеший поход.

Тестирование (Т) проводится для определения и оценки уровня общей физической подготовленности (уровня развития силы, выносливости, гибкости и пр. показателей). Одновременно данная форма испытаний готовит подростков к сдаче контрольных нормативов (зачёту) по дисциплине «Физическая культура» и норм комплекса ГТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ШКАИ

________________Ельчанинова Т. В.

«_____» ______________ 2020 года

 

М.П.

 

2.     КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) физкультурно-спортивной  программы секции  «Туризм»

 

 

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего

учебных часов/

недель

01.09 – 07.09

08.09. – 14.09

15.09. – 21.09

22.09. – 28.09

29.09 – 05.10

06.10 – 12.10

13.10 – 19.10

20.10 – 26.10

27.10 – 02.11

03.11 – 09.11

10.11 – 16.11

17.11 – 23.11

24.11 – 30.11

01.12 – 07.12

08.12. – 14.12

15.12. – 21.12

22.12. – 28.12

29.12 – 04.01

05.01 – 11.01

12 .01 – 18.01

19.01 – 25.01

26.01 – 01.02

02.02 – 08.02

09.02 – 15.02

16.02 – 22.02

23.02 – 01.03

02.03 – 08.03

09.03 – 15.03

16.03 – 22.03

23.03 – 29.03

30.03 – 05.04

06.04 – 12.04

13.04 – 19.04

20.04 – 26.04

27.04 – 03.05

04.05 – 10.05

11.05 – 17.05

18.05 – 24.05

25.05 – 31.05

01.06. – 07.06

08.06 – 14.06

15.06 – 21.06

22.06- 28.06

29.06 – 05.07

06.07 – 12.07

13.07 – 19.07

20.07 – 26.07

27.07 – 02.08

03.08 – 09.08

10.08 – 16.08

17.08 – 23.08

24.08 – 30.08

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

1 год обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80/40

 

Условные обозначения:

 

 

Промежуточная аттестация

 

Ведение занятий по расписанию

 

 

 

 

 

Каникулярный период

2

Общая нагрузка в часах в неделю

 

 

 

 

 

 

 

 


3.     УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела

Учебная нагрузка

1.

Теория

8

2.

Общефизическая подготовка

6

3.

Специальная физическая подготовка

15

4.

Обучение техническим приёмам

35

7.

Обучение тактическим действиям

4

8.

Участие в соревнованиях

12

9.

Общее количество часов

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Содержание занятий

Учебная нагрузка

1

2

3

ТЕОРИЯ

1.

Теоретическая подготовка:

8

-     История развития туризма.

1

-     Туризм и его место в системе физического воспитания.

1

-     Гигиена, режим дня, врачебный контроль, самоконтроль туриста.

1

-     Виды и формы туризма. Нормы переходов. Режим движения.

1

-     Туристическое снаряжение и оборудование.

1

-     Питание в походе.

1

-     Безопасность путешествия и оказание первой помощи.

1

-     Правила соревнований.

1

ПРАКТИКА

2.

Общефизическая подготовка:

6

-     Строевые упражнения.

1

-     Упражнение для рук и плечевого пояса.

1

-     Упражнение для ног.

1

-     Упражнение для шеи и туловища.

1

-     Упражнения для развития гибкости.

1

-     Упражнения для развития ловкости.

1

3.

Специальная подготовка:

15

-     Упражнения для развития быстроты.

4

-     Упражнения для развития общей выносливости.

4

-     Упражнения для развития скоростной выносливости.

4

-     Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

3

4.

Техническая подготовка:

35

-     Порядок установки палатки.

5

-     Установка простейших укрытий.

5

-     Разведение костров.

5

-     Страховка и работа с верёвкой.

5

-     Страховка и работа с верёвкой.

5

-     Топография и ориентирование.

5

-     Движение в походе.

5

5.

Тактическая подготовка:

4

-     Подготовка к походу, распределение обязанностей.

2

-     Формы работы в  походах.

2

7.

Участие в соревнованиях и походах:

12

-     Лыжный переход.

6

-     Внутриколледжевских соревнования.

6

-     Поход на реку Ветлугу.

 

 

ИТОГО:

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Теоретическая подготовка

Туризм и его место в системе физического воспитания. Виды и формы туризма. Нормы переходов. Режим движения. Туристическое снаряжение и оборудование. Питание в походе.

Безопасность путешествия и оказание первой помощи. Требования к обучающимся.

Способы двигательной деятельности

Подготовка к походу. Распределение обязанностей во время похода.

Движение в походе. Преодоление крутых склонов, лесных зарослей, завалов, заболоченных участков. Переправы.

Установка и оборудование палатки.

Подготовка площадки, порядок установки палатки. Простей­шие укрытия. Костры («колодец», «шалаш», «таежный», «звез­да»).

Страховка и работа с веревкой.

Взаимная страховка, самостраховка. Вязание узлов.

Топография и ориентирование.

Элементы топографии.

Ориентирование с помощью карты и компаса.

Ориентирование с помощью карты без компаса.

Ориентирование без карты и компаса.

Ориентирование по местным предметам.

Движение по азимуту.

Формы работы в походах.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.     МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

-       Метод использования слова

-       Метод применения наглядных средств

-       Метод расчленения упражнения

-       Метод целостного упражнения

-       Комбинированный метод

-       Метод упражнения

-       Метод программного обучения

-       Метод использования технических средств

-       Метод проверки знаний, умений и навыков

Дидактический и лекционные материалы:

-       Подборка методической литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.       Бабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник для студентов вузов специальности «Экономика и управление социально-культурной сферой». - 3-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2002. - 408 с.

2.       Балабанов И. Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов, эконом. спец. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 174 с.

3.       Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.

4.       Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И - СПб.: Невский фонд, 2004.-82с.

5.       Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003.-304с.: ил.

6.       Дурович А. П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2003. - 495 с.

7.       Ефремова М. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма (семантика, дефиниции в терминологическом аппарате) // Маркетинг. - 2004. - N2. - C. 88-102.

8.       Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

9.       Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 272 с.: ил.

10.   Карчевская Е.Н. Организация международного туризма: Практическое пособие / Е.Н. Карчевская. - Гомель: ГГТУ, 2003. - 25 с.

11.   Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образоват. учреждений турист. профиля / В.А. Квартальнов; Рос.междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 315с.: табл. - Библиогр.: с. 308-309.

12.   Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 320 с.: ил.

13.   Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма. // Управление персоналом. - 2001. - №5. - С. 38-43.

14.   Организация туризма: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Экономика и упр. соц.-культур. сферой" / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под ред. Н.И. Кабушкина и А.П. Дуровича. - Минск: Новое знание, 2003. – 630 с.

15.   Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации», 2006 г. – 72 с.

16.   Туризм как объект управления: Учебник для студентов вузов туристического профиля. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 301 с.

17.   Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования , науки и молодёжной политики

Министерство образования , науки и молодёжной политики

СОДЕРЖАНИЕ 1.

СОДЕРЖАНИЕ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Правительства Российской Федерации от 28

Правительства Российской Федерации от 28

Особенности организации образовательного процесса

Особенности организации образовательного процесса

Уметь: - развести костер, поставить палатку, правильно собрать рюкзак, сориентироваться на местности, выполнить простые краеведческие задания (побеседовать с ветеранами войны или труда о боевой или…

Уметь: - развести костер, поставить палатку, правильно собрать рюкзак, сориентироваться на местности, выполнить простые краеведческие задания (побеседовать с ветеранами войны или труда о боевой или…

Тестирование (Т) проводится для определения и оценки уровня общей физической подготовленности (уровня развития силы, выносливости, гибкости и пр

Тестирование (Т) проводится для определения и оценки уровня общей физической подготовленности (уровня развития силы, выносливости, гибкости и пр

УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ ШКАИ ________________Ельчанинова

УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ ШКАИ ________________Ельчанинова

УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п

УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Теоретическая подготовка

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Теоретическая подготовка

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса -

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса -

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма

Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2021