Дополнительная общеобразовательная физкультурно-спортивная программа «Туризм»

  • docx
  • 29.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дополнительная общеобразовательная физкультурно-спортивная программа «Туризм».docx

Министерство образования, науки и молодёжной политики  Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 

«Шахунский колледж аграрной индустрии»

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ШКАИ

________________ Ельчанинова Т. В.

«31» августа 2020 г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) физкультурно-спортивная программа

 «Туризм»

 (1 год обучения, возраст обучающихся с 16 лет)

 

 

 

Руководитель:

Воронцова Оксана Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Шахунья

2020 год

 

СОДЕРЖАНИЕ  

 

1. Пояснительная записка

3

 

 

2. Календарный учебный график

8

 

 

3. Учебный план

9

 

 

4. Учебно-тематический план

10

 

 

5. Содержание курса

12

 

 

6. Методическое обеспечение

13

 

 

7. Список литературы

14

 

 

 

 


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе профтехучилищ, в коммунистическом воспитании подрастающего поколения.

Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают жизненно ценные прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания, исследовательской работы и др.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

По данной дисциплине предусмотрено проведение спортивно-массовых мероприятий, сдача спортивных нормативов, оснащённых соответствующим оборудованием.

Программа написана с  учётом требований Федерального закона от 29.12.2012  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Цель программы:

Привлечение широких масс студентов к регулярным занятиям туризмом, являющимся важным средством воспитания учащейся молодёжи.

Задачи:

совершенствовать профессионально важные физические и психические качества (волевые, точность оценки пространственных и временных величин и другие);

формировать прикладные двигательные умения и навыки, главным образом необходимые в связи с особыми внешними условиями;

повышать устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям  внешней среды (к воздействию высоты, укачиванию, низкой температуры и другие).

Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья подростков, а также формирования ряда общих компетенций (ОК), которые предусматриваются ФГОС. Внеаудиторная работа, в т.ч. пешеходный туризм, способствуют организации собственной деятельности, выбору типовых методов и способов выполнения задач, оцениванию их эффективности и качества (ОК2); принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3) ; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач (ОК4); использовать информационно-коммуникационные технологии в деятельности и личностного развития (ОК5); работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК6); брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий (ОК7) .

Актуальность данной программы заключается в том, что наряду с конкретными мерами поставлена задача, полнее использовать возможности туризма и экскурсий в целях улучшения трудового и нравственного воспитания учащейся молодежи.

Особенности организации образовательного процесса

Содержание программы дополнительной общеобразовательной программы секции «Туризм» предполагает разнообразные формы проведения занятий: Теоретические и практические занятия, соревнования, судейская практика.

Организационно – педагогические основы обучения

Срок реализации программы 1 год для студентов с 16 лет.

Продолжительность образовательного процесса составляет 40 недель в год. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 80 часов в год.  Группы могут быть разновозрастные. Обязательным для зачисления в группу является разрешение врача, т. е. наличие медицинской справки.

Ожидаемый результат:

По окончании срока реализации программы обучающиеся должны знать:

-       значение туризма и его роли в физическом воспитании;

-       какие виды и формы туризма используются в профтехучилищах;

-       что входит в цикл туристской деятельности;

-       какое групповое снаряжение необходимо туристам для пешего похода;

-       каково личное снаряжение туриста для пешего похода;

-       как строится туристская группа в походе: кто впереди, сзади, где место руководителя, их задачи при движении отряда;

-       какова продолжительность переходов и привалов в пешем и лыжном походах;

-       какими предметами и как пользуются туристы, чтобы сориентировать свое положение на местности и определить дальнейший путь движения;

-       как определить направление на север по часам, местным предметам;

-       как правильна описывать (фиксировать) собранные в походе предметы, документы;

-       какие опасности могут возникнуть в пешем походе;

-       простейшие способы страховки и самостраховки;

-       как правильно составить рацион питания группы в походе.

Уметь:

-       развести костер, поставить палатку, правильно собрать рюкзак, сориентироваться на местности, выполнить простые краеведческие задания (побеседовать с ветеранами войны или труда о боевой или трудовой славе данных мест, записать состояние погоды, состояние природы в день похода, прочитать следы животных на снегу и т. д.).

Формы промежуточной аттестации

         Основными критериями оценки занимающихся в секции являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств, что определяется тестированием, необходимый уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.    

Различные формы контроля позволяют определять эффективность методики тренера-преподавателя и в дальнейшем корректировать учебный план, при необходимости включать в программу упражнения, направленные на исправление допущенных занимающимися во время контрольных мероприятий ошибок.

Соревнования на первенство секции проводятся один раз в учебном с целью выявления сильнейших спортсменов техникума. Для занимающихся - участие в первенствах не является обязательной процедурой, они могут участвовать в соревнованиях с целью выполнения разрядов по желанию. Также один раз в год студенты выезжают на областные соревнования по спортивному ориентированию и пешеходному туризму, совершают пеший поход.

Тестирование (Т) проводится для определения и оценки уровня общей физической подготовленности (уровня развития силы, выносливости, гибкости и пр. показателей). Одновременно данная форма испытаний готовит подростков к сдаче контрольных нормативов (зачёту) по дисциплине «Физическая культура» и норм комплекса ГТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ШКАИ

________________Ельчанинова Т. В.

«_____» ______________ 2020 года

 

М.П.

 

2.     КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) физкультурно-спортивной  программы секции  «Туризм»

 

 

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего

учебных часов/

недель

01.09 – 07.09

08.09. – 14.09

15.09. – 21.09

22.09. – 28.09

29.09 – 05.10

06.10 – 12.10

13.10 – 19.10

20.10 – 26.10

27.10 – 02.11

03.11 – 09.11

10.11 – 16.11

17.11 – 23.11

24.11 – 30.11

01.12 – 07.12

08.12. – 14.12

15.12. – 21.12

22.12. – 28.12

29.12 – 04.01

05.01 – 11.01

12 .01 – 18.01

19.01 – 25.01

26.01 – 01.02

02.02 – 08.02

09.02 – 15.02

16.02 – 22.02

23.02 – 01.03

02.03 – 08.03

09.03 – 15.03

16.03 – 22.03

23.03 – 29.03

30.03 – 05.04

06.04 – 12.04

13.04 – 19.04

20.04 – 26.04

27.04 – 03.05

04.05 – 10.05

11.05 – 17.05

18.05 – 24.05

25.05 – 31.05

01.06. – 07.06

08.06 – 14.06

15.06 – 21.06

22.06- 28.06

29.06 – 05.07

06.07 – 12.07

13.07 – 19.07

20.07 – 26.07

27.07 – 02.08

03.08 – 09.08

10.08 – 16.08

17.08 – 23.08

24.08 – 30.08

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

1 год обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80/40

 

Условные обозначения:

 

 

Промежуточная аттестация

 

Ведение занятий по расписанию

 

 

 

 

 

Каникулярный период

2

Общая нагрузка в часах в неделю

 

 

 

 

 

 

 

 


3.     УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела

Учебная нагрузка

1.

Теория

8

2.

Общефизическая подготовка

6

3.

Специальная физическая подготовка

15

4.

Обучение техническим приёмам

35

7.

Обучение тактическим действиям

4

8.

Участие в соревнованиях

12

9.

Общее количество часов

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Содержание занятий

Учебная нагрузка

1

2

3

ТЕОРИЯ

1.

Теоретическая подготовка:

8

-     История развития туризма.

1

-     Туризм и его место в системе физического воспитания.

1

-     Гигиена, режим дня, врачебный контроль, самоконтроль туриста.

1

-     Виды и формы туризма. Нормы переходов. Режим движения.

1

-     Туристическое снаряжение и оборудование.

1

-     Питание в походе.

1

-     Безопасность путешествия и оказание первой помощи.

1

-     Правила соревнований.

1

ПРАКТИКА

2.

Общефизическая подготовка:

6

-     Строевые упражнения.

1

-     Упражнение для рук и плечевого пояса.

1

-     Упражнение для ног.

1

-     Упражнение для шеи и туловища.

1

-     Упражнения для развития гибкости.

1

-     Упражнения для развития ловкости.

1

3.

Специальная подготовка:

15

-     Упражнения для развития быстроты.

4

-     Упражнения для развития общей выносливости.

4

-     Упражнения для развития скоростной выносливости.

4

-     Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

3

4.

Техническая подготовка:

35

-     Порядок установки палатки.

5

-     Установка простейших укрытий.

5

-     Разведение костров.

5

-     Страховка и работа с верёвкой.

5

-     Страховка и работа с верёвкой.

5

-     Топография и ориентирование.

5

-     Движение в походе.

5

5.

Тактическая подготовка:

4

-     Подготовка к походу, распределение обязанностей.

2

-     Формы работы в  походах.

2

7.

Участие в соревнованиях и походах:

12

-     Лыжный переход.

6

-     Внутриколледжевских соревнования.

6

-     Поход на реку Ветлугу.

 

 

ИТОГО:

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Теоретическая подготовка

Туризм и его место в системе физического воспитания. Виды и формы туризма. Нормы переходов. Режим движения. Туристическое снаряжение и оборудование. Питание в походе.

Безопасность путешествия и оказание первой помощи. Требования к обучающимся.

Способы двигательной деятельности

Подготовка к походу. Распределение обязанностей во время похода.

Движение в походе. Преодоление крутых склонов, лесных зарослей, завалов, заболоченных участков. Переправы.

Установка и оборудование палатки.

Подготовка площадки, порядок установки палатки. Простей­шие укрытия. Костры («колодец», «шалаш», «таежный», «звез­да»).

Страховка и работа с веревкой.

Взаимная страховка, самостраховка. Вязание узлов.

Топография и ориентирование.

Элементы топографии.

Ориентирование с помощью карты и компаса.

Ориентирование с помощью карты без компаса.

Ориентирование без карты и компаса.

Ориентирование по местным предметам.

Движение по азимуту.

Формы работы в походах.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.     МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

-       Метод использования слова

-       Метод применения наглядных средств

-       Метод расчленения упражнения

-       Метод целостного упражнения

-       Комбинированный метод

-       Метод упражнения

-       Метод программного обучения

-       Метод использования технических средств

-       Метод проверки знаний, умений и навыков

Дидактический и лекционные материалы:

-       Подборка методической литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.       Бабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник для студентов вузов специальности «Экономика и управление социально-культурной сферой». - 3-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2002. - 408 с.

2.       Балабанов И. Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов, эконом. спец. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 174 с.

3.       Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.

4.       Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И - СПб.: Невский фонд, 2004.-82с.

5.       Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003.-304с.: ил.

6.       Дурович А. П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2003. - 495 с.

7.       Ефремова М. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма (семантика, дефиниции в терминологическом аппарате) // Маркетинг. - 2004. - N2. - C. 88-102.

8.       Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

9.       Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 272 с.: ил.

10.   Карчевская Е.Н. Организация международного туризма: Практическое пособие / Е.Н. Карчевская. - Гомель: ГГТУ, 2003. - 25 с.

11.   Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образоват. учреждений турист. профиля / В.А. Квартальнов; Рос.междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 315с.: табл. - Библиогр.: с. 308-309.

12.   Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 320 с.: ил.

13.   Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма. // Управление персоналом. - 2001. - №5. - С. 38-43.

14.   Организация туризма: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Экономика и упр. соц.-культур. сферой" / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под ред. Н.И. Кабушкина и А.П. Дуровича. - Минск: Новое знание, 2003. – 630 с.

15.   Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации», 2006 г. – 72 с.

16.   Туризм как объект управления: Учебник для студентов вузов туристического профиля. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 301 с.

17.   Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru