Министерство образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Шахунский колледж аграрной индустрии»
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ ШКАИ ________________ Ельчанинова Т. В. «31» августа 2020 г.
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) физкультурно-спортивная программа
«Туризм»
(1 год обучения, возраст обучающихся с 16 лет)
Руководитель:
Воронцова Оксана Владимировна
г. Шахунья
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка |
3 |
|
|
2. Календарный учебный график |
8 |
|
|
3. Учебный план |
9 |
|
|
4. Учебно-тематический план |
10 |
|
|
5. Содержание курса |
12 |
|
|
6. Методическое обеспечение |
13 |
|
|
7. Список литературы |
14 |
|
|
Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе профтехучилищ, в коммунистическом воспитании подрастающего поколения.
Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают жизненно ценные прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания, исследовательской работы и др.
Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.
По данной дисциплине предусмотрено проведение спортивно-массовых мероприятий, сдача спортивных нормативов, оснащённых соответствующим оборудованием.
Программа написана с учётом требований Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
Цель программы:
Привлечение широких масс студентов к регулярным занятиям туризмом, являющимся важным средством воспитания учащейся молодёжи.
Задачи:
совершенствовать профессионально важные физические и психические качества (волевые, точность оценки пространственных и временных величин и другие);
формировать прикладные двигательные умения и навыки, главным образом необходимые в связи с особыми внешними условиями;
повышать устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (к воздействию высоты, укачиванию, низкой температуры и другие).
Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья подростков, а также формирования ряда общих компетенций (ОК), которые предусматриваются ФГОС. Внеаудиторная работа, в т.ч. пешеходный туризм, способствуют организации собственной деятельности, выбору типовых методов и способов выполнения задач, оцениванию их эффективности и качества (ОК2); принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3) ; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач (ОК4); использовать информационно-коммуникационные технологии в деятельности и личностного развития (ОК5); работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК6); брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий (ОК7) .
Актуальность данной программы заключается в том, что наряду с конкретными мерами поставлена задача, полнее использовать возможности туризма и экскурсий в целях улучшения трудового и нравственного воспитания учащейся молодежи.
Особенности организации образовательного процесса
Содержание программы дополнительной общеобразовательной программы секции «Туризм» предполагает разнообразные формы проведения занятий: Теоретические и практические занятия, соревнования, судейская практика.
Организационно – педагогические основы обучения
Срок реализации программы 1 год для студентов с 16 лет.
Продолжительность образовательного процесса составляет 40 недель в год. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 80 часов в год. Группы могут быть разновозрастные. Обязательным для зачисления в группу является разрешение врача, т. е. наличие медицинской справки.
Ожидаемый результат:
По окончании срока реализации программы обучающиеся должны знать:
- значение туризма и его роли в физическом воспитании;
- какие виды и формы туризма используются в профтехучилищах;
- что входит в цикл туристской деятельности;
- какое групповое снаряжение необходимо туристам для пешего похода;
- каково личное снаряжение туриста для пешего похода;
- как строится туристская группа в походе: кто впереди, сзади, где место руководителя, их задачи при движении отряда;
- какова продолжительность переходов и привалов в пешем и лыжном походах;
- какими предметами и как пользуются туристы, чтобы сориентировать свое положение на местности и определить дальнейший путь движения;
- как определить направление на север по часам, местным предметам;
- как правильна описывать (фиксировать) собранные в походе предметы, документы;
- какие опасности могут возникнуть в пешем походе;
- простейшие способы страховки и самостраховки;
- как правильно составить рацион питания группы в походе.
Уметь:
- развести костер, поставить палатку, правильно собрать рюкзак, сориентироваться на местности, выполнить простые краеведческие задания (побеседовать с ветеранами войны или труда о боевой или трудовой славе данных мест, записать состояние погоды, состояние природы в день похода, прочитать следы животных на снегу и т. д.).
Формы промежуточной аттестации
Основными критериями оценки занимающихся в секции являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств, что определяется тестированием, необходимый уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.
Различные формы контроля позволяют определять эффективность методики тренера-преподавателя и в дальнейшем корректировать учебный план, при необходимости включать в программу упражнения, направленные на исправление допущенных занимающимися во время контрольных мероприятий ошибок.
Соревнования на первенство секции проводятся один раз в учебном с целью выявления сильнейших спортсменов техникума. Для занимающихся - участие в первенствах не является обязательной процедурой, они могут участвовать в соревнованиях с целью выполнения разрядов по желанию. Также один раз в год студенты выезжают на областные соревнования по спортивному ориентированию и пешеходному туризму, совершают пеший поход.
Тестирование (Т) проводится для определения и оценки уровня общей физической подготовленности (уровня развития силы, выносливости, гибкости и пр. показателей). Одновременно данная форма испытаний готовит подростков к сдаче контрольных нормативов (зачёту) по дисциплине «Физическая культура» и норм комплекса ГТО.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ШКАИ
________________Ельчанинова Т. В.
«_____» ______________ 2020 года
М.П.
2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) физкультурно-спортивной программы секции «Туризм»
Год обучения |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
Всего учебных часов/ недель |
01.09 – 07.09 |
08.09. – 14.09 |
15.09. – 21.09 |
22.09. – 28.09 |
29.09 – 05.10 |
06.10 – 12.10 |
13.10 – 19.10 |
20.10 – 26.10 |
27.10 – 02.11 |
03.11 – 09.11 |
10.11 – 16.11 |
17.11 – 23.11 |
24.11 – 30.11 |
01.12 – 07.12 |
08.12. – 14.12 |
15.12. – 21.12 |
22.12. – 28.12 |
29.12 – 04.01 |
05.01 – 11.01 |
12 .01 – 18.01 |
19.01 – 25.01 |
26.01 – 01.02 |
02.02 – 08.02 |
09.02 – 15.02 |
16.02 – 22.02 |
23.02 – 01.03 |
02.03 – 08.03 |
09.03 – 15.03 |
16.03 – 22.03 |
23.03 – 29.03 |
30.03 – 05.04 |
06.04 – 12.04 |
13.04 – 19.04 |
20.04 – 26.04 |
27.04 – 03.05 |
04.05 – 10.05 |
11.05 – 17.05 |
18.05 – 24.05 |
25.05 – 31.05 |
01.06. – 07.06 |
08.06 – 14.06 |
15.06 – 21.06 |
22.06- 28.06 |
29.06 – 05.07 |
06.07 – 12.07 |
13.07 – 19.07 |
20.07 – 26.07 |
27.07 – 02.08 |
03.08 – 09.08 |
10.08 – 16.08 |
17.08 – 23.08 |
24.08 – 30.08 |
||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
|
1 год обучения |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80/40 |
Условные обозначения:
|
Промежуточная аттестация |
|
Ведение занятий по расписанию |
|
|
|
|
|
Каникулярный период |
2 |
Общая нагрузка в часах в неделю |
|
|
|
|
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование раздела |
Учебная нагрузка |
1. |
Теория |
8 |
2. |
Общефизическая подготовка |
6 |
3. |
Специальная физическая подготовка |
15 |
4. |
Обучение техническим приёмам |
35 |
7. |
Обучение тактическим действиям |
4 |
8. |
Участие в соревнованиях |
12 |
9. |
Общее количество часов |
80 |
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Содержание занятий |
Учебная нагрузка |
1 |
2 |
3 |
ТЕОРИЯ |
||
1. |
Теоретическая подготовка: |
8 |
- История развития туризма. |
1 |
|
- Туризм и его место в системе физического воспитания. |
1 |
|
- Гигиена, режим дня, врачебный контроль, самоконтроль туриста. |
1 |
|
- Виды и формы туризма. Нормы переходов. Режим движения. |
1 |
|
- Туристическое снаряжение и оборудование. |
1 |
|
- Питание в походе. |
1 |
|
- Безопасность путешествия и оказание первой помощи. |
1 |
|
- Правила соревнований. |
1 |
|
ПРАКТИКА |
||
2. |
Общефизическая подготовка: |
6 |
- Строевые упражнения. |
1 |
|
- Упражнение для рук и плечевого пояса. |
1 |
|
- Упражнение для ног. |
1 |
|
- Упражнение для шеи и туловища. |
1 |
|
- Упражнения для развития гибкости. |
1 |
|
- Упражнения для развития ловкости. |
1 |
|
3. |
Специальная подготовка: |
15 |
- Упражнения для развития быстроты. |
4 |
|
- Упражнения для развития общей выносливости. |
4 |
|
- Упражнения для развития скоростной выносливости. |
4 |
|
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. |
3 |
|
4. |
Техническая подготовка: |
35 |
- Порядок установки палатки. |
5 |
|
- Установка простейших укрытий. |
5 |
|
- Разведение костров. |
5 |
|
- Страховка и работа с верёвкой. |
5 |
|
- Страховка и работа с верёвкой. |
5 |
|
- Топография и ориентирование. |
5 |
|
- Движение в походе. |
5 |
|
5. |
Тактическая подготовка: |
4 |
- Подготовка к походу, распределение обязанностей. |
2 |
|
- Формы работы в походах. |
2 |
|
7. |
Участие в соревнованиях и походах: |
12 |
- Лыжный переход. |
6 |
|
- Внутриколледжевских соревнования. |
6 |
|
- Поход на реку Ветлугу. |
|
|
|
ИТОГО: |
80 |
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Теоретическая подготовка
Туризм и его место в системе физического воспитания. Виды и формы туризма. Нормы переходов. Режим движения. Туристическое снаряжение и оборудование. Питание в походе.
Безопасность путешествия и оказание первой помощи. Требования к обучающимся.
Способы двигательной деятельности
Подготовка к походу. Распределение обязанностей во время похода.
Движение в походе. Преодоление крутых склонов, лесных зарослей, завалов, заболоченных участков. Переправы.
Установка и оборудование палатки.
Подготовка площадки, порядок установки палатки. Простейшие укрытия. Костры («колодец», «шалаш», «таежный», «звезда»).
Страховка и работа с веревкой.
Взаимная страховка, самостраховка. Вязание узлов.
Топография и ориентирование.
Элементы топографии.
Ориентирование с помощью карты и компаса.
Ориентирование с помощью карты без компаса.
Ориентирование без карты и компаса.
Ориентирование по местным предметам.
Движение по азимуту.
Формы работы в походах.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса
- Метод использования слова
- Метод применения наглядных средств
- Метод расчленения упражнения
- Метод целостного упражнения
- Комбинированный метод
- Метод упражнения
- Метод программного обучения
- Метод использования технических средств
- Метод проверки знаний, умений и навыков
Дидактический и лекционные материалы:
- Подборка методической литературы
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник для студентов вузов специальности «Экономика и управление социально-культурной сферой». - 3-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2002. - 408 с.
2. Балабанов И. Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов, эконом. спец. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 174 с.
3. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.
4. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И - СПб.: Невский фонд, 2004.-82с.
5. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003.-304с.: ил.
6. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2003. - 495 с.
7. Ефремова М. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма (семантика, дефиниции в терминологическом аппарате) // Маркетинг. - 2004. - N2. - C. 88-102.
8. Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
9. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 272 с.: ил.
10. Карчевская Е.Н. Организация международного туризма: Практическое пособие / Е.Н. Карчевская. - Гомель: ГГТУ, 2003. - 25 с.
11. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образоват. учреждений турист. профиля / В.А. Квартальнов; Рос.междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 315с.: табл. - Библиогр.: с. 308-309.
12. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 320 с.: ил.
13. Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма. // Управление персоналом. - 2001. - №5. - С. 38-43.
14. Организация туризма: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Экономика и упр. соц.-культур. сферой" / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под ред. Н.И. Кабушкина и А.П. Дуровича. - Минск: Новое знание, 2003. – 630 с.
15. Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации», 2006 г. – 72 с.
16. Туризм как объект управления: Учебник для студентов вузов туристического профиля. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 301 с.
17. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.