МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЮДАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
|
«Рассмотрено» На заседании ШМО Заместитель директора по УВР ________ Т.С. Поликарпова «31»августа 2023 г. |
«Утверждаю» Директор школы ________ Н.Н. Спесивцева Приказ № ______ от «01» сентября 2023 г. |
Научно-познавательная
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
курса внеурочной деятельности предмета
«Английский в чемодане»
5-9 класс
ФГОС ООО
Возраст обучающихся:(11-15 лет)
Срок реализации программы:(5лет)
Автор-составитель:
учитель английского языка
Молчанова Ирина Николаевна
с.Юдановка, 2023 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку.
Программа « Английский в чемодане» имеет научно - познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-9 классов.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом и страноведческом материале.
Данная программа отвечает требованиям к обязательному минимуму по английскому языку и предполагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка.
Этот курс должен помочь учащимся углубить знания не только по истории, но и по географии, общественно-политической жизни страны изучаемого языка, а также по ее науке, культуре и искусству; обогатить теми знаниями, которые необходимы для развития у них умения ориентироваться в межкультурном общении. Программа внеурочной деятельности « Английский в чемодане» обобщает и систематизирует знания о стране изучаемого языка, полученные в процессе обучения другим предметам.
Построенный с учетом межпредметных связей, он способствует повышению познавательной активности школьников, расширению их коммуникативных возможностей, активизации и развитию речевых навыков и способностей. Курс способствует созданию положительных мотиваций и тем самым является одним из резервов интенсификации учебного процесса и является своеобразным путеводителем по Англии, содержит интересные страноведческие материалы, которые знакомят с Великобританией ее традициями и обычаями и способствует расширению лингвострановедческой компетенции.
Срок реализации программы:5 лет.
Цели и задачи:
· формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их готовность и способность общаться на английском языке в пределах изучаемых тем;
· развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке;
· углубление знаний о явлениях действительности, происходящих в Великобритании, через знания о культуре, истории и традициях страны;
· осознание роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой англоговорящих стран;
· воспитание понимания важности изучения английского языка как средства достижения взаимопонимания между людьми;
· развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Рабочая программа « Английский в чемодане» для учащихся 5-9-х классов рассчитана на 68 часов в соответствии с планом внеурочной деятельности МКОУ Юдановская СОШ.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
-формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к совершенствованию в этой образовательной области;
-сознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
-толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
- познавательные - умение делать анализ и отбор информации (чтение и прослушивание текстов), умение работать с различными источниками;
- регулятивные – умение осуществлять само и взаимоконтроль, давать самооценку своей деятельности4
- коммуникативные - умение взаимодействовать с окружающими в процессе совместной работы, умение аргументировать свою позицию.
Предметные результаты:
- формирование речевой активности в области чтения и говорения посредством обсуждения прочитанных и услышанных текстов страноведческого характера;
- умение читать не сложные аутентичные тексты с пониманием основной ,полной и выборочной информации, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста ( языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;
- воспринимать на слух и понимать с опорой на языковую догадку, контекст несложные аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя основную, выборочную или полную информацию;
- умение составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
- формирование социокультурной компетенции посредством изучения национально-культурных особенностей страны изучаемого языка;
- формирование языковой компетенции.
В результате реализации данной программы учащиеся должны овладеть следующими умениями:
• умением использовать страноведческие знания о стране изучаемого языка в ходе построения собственных высказываний;
• умением обсудить, принять участие в беседе в рамках изучаемой страноведческой тематики по различным аспектам национальной культуры;
• умением использовать полученные страноведческие сведения, участвуя в различных мероприятиях, посвященных стране изучаемого языка;
• умением извлекать страноведческую информацию из различного рода письменных источников;
• умением находить нужную страноведческую информацию для устных выступлений;
• умением сделать вывод из прочитанного, услышанного, выразив при этом свое отношение, дать оценку получаемой страноведческой информации.
Основные задачи обучения:
1.Познавательный аспект
- обобщить и систематизировать знания о культуре изучаемого языка;
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
-совершенствовать умения учащихся в четырёх видах речевой деятельности: в области говорения, письма, аудирования и чтения;
-использовать межпредметные связи в обучении иностранному языку;
-активизировать работу учащихся с информационными источниками;
- формировать умения по извлечению и осмыслению страноведческой информации любого типа;
2. Развивающий аспект
-развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать языковые способности учащихся, умения оперировать полученными знаниями;
- развивать учебные умения и умения ориентироваться в информационном пространстве;
-развивать умения сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение;
-формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке.
3. Воспитательный аспект:
-способствовать формированию уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого народа, его культуре, традициям и обычаям;
- способствовать воспитанию учащихся в духе толерантного отношения к другой культуре, философии, религии, к чужому мнению;
-приобщить к общечеловеческим ценностям;
-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве другими, уважение к себе и к другим)
-способствовать расширению кругозора учащихся.
Формы и режим занятий
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
- занятие;
- занятие-путешествие;
- дискуссия;
- тестирование;
- защита творческих работ и проектов;
- онлайн-экскурсия;
- итоговое занятие;
- самопрезентации.
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
· особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
· особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
· вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
· читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
· научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
· выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
· самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
· сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· участвовать в этикетном диалоге.
Способы проверки
· начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
· промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН );
· итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Содержание курса внеурочной деятельности
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение. А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык – информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Виды и формы организации деятельности учащихся
№ |
Виды деятельности |
Формы организации |
1. |
Познавательная деятельность |
Письмо (реферирование, сообщение). Чтение. Просмотр видео фильмов. Сбор и обработка информации. Редактирование текста. |
2. |
Творческая деятельность |
Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: конструирование, моделирование, конференция, творческая мастерская, создание презентаций, видеоклипа, сценария, написание эссе, сочинения, выразительное чтение, работа с портфолио, художественное творчество |
3. |
Совместно-распределенная проектная деятельность |
Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных проектных задач, учебный проект |
4. |
Учебно-исследовательская деятельность |
Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, подбор материала, реферирование, и т.д. |
5. |
Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей) |
Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми группами людей: инструктаж, разновозрастное сотрудничество, консультации, взаимопроверки, дебаты, дискуссии и т.д. |
6. |
Рефлексивная деятельность (контрольно-оценочная деятельность) |
Практическая работа. Проект |
7. |
Совместно-распределенная учебная (образовательная) деятельность |
Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: работы с текстами учебных пособий (составление разных видов планов, таблиц,и т.д.) беседы, работа в малых группах, мастерские, экскурсии, практикумы и т.д.). |
8. |
Игровая деятельность |
Игра с правилами, ролевая игра, работа с электронно-образовательными ресурсами |
9. |
Коммуникативная деятельность |
Беседа, дискуссия |
Тематическое планирование
5-9 класс
№ |
Тема |
Кол-во |
Дата |
||
план |
факт |
||||
1 |
Географическое положение Великобритании. |
2 |
|
|
|
2 |
Что такое Union Jack? |
2 |
|
|
|
3 |
Порты Великобритании. |
2 |
|
|
|
4 |
Английский фунты. |
2 |
|
|
|
5 |
Символика Канады. |
2 |
|
|
|
6 |
Банк: пункт обмена валют(канадский доллар) |
2 |
|
|
|
7 |
Нация изобретателей. От мусорного пакета до телефона. |
2 |
|
|
|
8 |
Американские школы. |
2 |
|
|
|
9 |
Национальный вид спорта – бейсбол. |
2 |
|
|
|
10 |
Как работает английская почта |
2 |
|
|
|
11 |
Государственный флаг Америки. |
2 |
|
|
|
12 |
История королевской семьи. |
2 |
|
|
|
13 |
It’s five o’clock или традиции британского чаепития. |
2 |
|
|
|
14 |
Национальный праздник День президента. |
2 |
|
|
|
15 |
Нации и народы США. |
2 |
|
|
|
16 |
Народы Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. |
2 |
|
|
|
17 |
Кемпинг по-американски. |
2 |
|
|
|
18 |
Национальная кухня. |
2 |
|
|
|
19 |
Разыгрывание диалогов «В кинотеатре». |
2 |
|
|
|
20 |
Лас- Вегас – город огней! |
2 |
|
|
|
21 |
Мистика Винздорского замка. |
2 |
|
|
|
22 |
Голливуд – колыбель американской кинематографии. |
2 |
|
|
|
23 |
Семейный уикенд. |
2 |
|
|
|
24 |
Великий Шекспир. |
2 |
|
|
|
25 |
Чарльз Диккенс. |
2 |
|
|
|
26 |
Гарри Поттер ученик школы Хогвардс . |
2 |
|
|
|
27 |
День в английской школе. |
2 |
|
|
|
28 |
Интересные факты об английской школе. |
2 |
|
|
|
29 |
Праздник воздушных змеев.. |
2 |
|
|
|
30 |
Магазин или уличный рынок. |
2 |
|
|
|
31 |
Подготовка проектов. |
2 |
|
|
|
32 |
Подготовка проектов. |
2 |
|
|
|
33 |
Защита проектов. |
2 |
|
|
|
34 |
Рефлексия. |
2 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.