ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 327
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТА педагогическим советом ГБОУ школы № 327 Невского района Санкт-Петербурга, протокол № 1 от «31» августа 2022 г. |
УТВЕРЖДЕНА приказом от 01.09.2022 г. № 376/2 Директор ГБОУ школы № 327 Невского района Санкт-Петербурга ____________ Е.А. Богородицкая
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бисероплетение»
Возраст учащихся: 8-11 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик-
Порошина Светлана Геннадьевна
педагог дополнительного образования
Содержание
Пояснительная записка |
3-7 |
Ученый план 1-го года образовательной деятельности |
8-10 |
Ученый план 2-го года образовательной деятельности |
10 |
Календарный ученый график |
10 |
Рабочая программа |
10-18 |
Методические и оценочные материалы |
18-27 |
Список литературы |
28 |
Миссия образовательной программы состоит в приобщении подрастающего поколения ценностям культурного достояния человечества. Концептуальным подходом в разработке программы является раннее формирование духовной культуры ребёнка, его личности.
Актуальность программы заключается в том, что, обучаясь по ней, у учащихся формируются нравственно-эстетическая отзывчивость, высокая коммуникативная культура, направленные на развитие осознанного позитивного отношения детей к окружающему миру.
Кроме того, программа создаёт условия для проявления созидательного начала человека, для его творческого самопознания, самовыражения и развития в художественной деятельности, что особенно важно в условиях инфицированности общества и доминирования репродуктивной педагогики, обеспечивающей ребёнку лишь опыт потребления продуктов чужого труда. Содержание программы ориентировано на общечеловеческие культурные ценности и нацелено на развитие любознательности как основы познавательной активности учащихся и их коммуникативной активности, что определяет педагогическую целесообразность данной программы.
Вся организация работы в детском объединении должна помощь школьникам осознать, что занятия – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у обучающихся стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
· Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273)
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196»
· Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
· Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа адресована всем тем, кто собирается попробовать свои силы в прекрасном виде рукоделия – бисероплетения. Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почете. Бисероплетение, как одни из видов декоративно-прикладного искусства являются увлекательным занятием, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Бисероплетение очень древнее и вечно юное искусство.
Обычно под термином «Бисероплетение» понимают все виды ручного плетения. Простота исполнения, оригинальная форма изделий, интересна и привлекательна для начинающих. Работа с бисером, стеклярусом, пайетками доставляют удовольствие.
Бисероплетение отражала жизнь конкретного народа, украшало одежду, жилище и быт. Искусство бисероплетения имеет многовековую историю. Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило большое развитие и стало одним из любимейших занятий рукодельниц. Бисероплетение можно назвать ювелирной работой. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея плести из бисера. Изделия, сплетенные из разных видов бисера, восхищают своей красотой и изяществом. Они могут быть различными: ожерелья, браслеты, броши, серьги для взрослых и детей, чехлы для телефонов, кошельки и сумочки, а также отделка изделий, сшитых из ткани.
Научиться бисероплетению несложно. Это и привлекает девочек заниматься этим увлекательным видом декоративно-прикладного искусства. Важно заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в оформлении вашего интерьера, будут стильным дополнением к любому костюму. Такое обучение делает занятия серьезными, практически значимыми, необходимыми.
Подбор бисера, стекляруса, паеток, выбор вида плетения, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно развивает творческие способности, художественный вкус, приучает к аккуратности, усидчивости, терпению, вниманию. Занятия по бисероплетению, изучение особенностей традиций техники плетения из бисера, знакомство с секретами этого мастерства помогут многим учащимся открыть новые пути в жизни, в их дальнейшей профориентации, а творческий потенциал их поможет возрождению искусства бисероплетения.
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, что одновременно с обучением практическим навыкам владения бисером, изучаются народные традиции и культура жизни родного края, что непосредственным образом связано с формированием гармонично развитой личности, воспитывает чувство гордости за свою Родину. Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.
Обучение детей и подростков по программе «Бисероплетение» способствует их формированию эстетического вкуса, развитию трудовых умений и навыков, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к истории создания народного ремесла и традициям народного промысла – бисероплетения. Через овладение народного промысла – бисероплетение, учащиеся изучают историю своего народа, особенности народного костюма, красоту старинных украшений.
Отличительная особенность данной образовательной программы: Работа по данной программе способствует формированию у детей новых знаний, умений и навыков в изготовлении современных украшений из бисера. Они учатся самостоятельно изготавливать и художественно оформлять различные изделия. Педагогическая необходимость программы заключается в повышении мотивации учащихся к изучению и освоению старинных промыслов, познанию окружающего мира через традиционные виды искусства. Искусство бисероплетения начинается с изучения различных видов и приемов работы с бисером. Чтобы научиться выполнять сложные изделия, необходимо сначала освоить простые навыки.
Образовательная программа «Бисероплетение» составлена с учетом требований современной педагогики, адаптирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся-подростков с учетом современной жизни.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психологических, педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с учащимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.
Программа предусматривает дистанционное обучение с использованием информационных технологий по выбору педагога. Форма организации дистанционных занятий предусматривает самостоятельное выполнение заданий в дистанционном режиме, чередующееся с дистанционным общением с педагогом.
Время проведения дистанционных занятий:
· самостоятельное выполнение заданий - по выбору учащегося;
· общение с учителем посредством электронной почты – по мере необходимости.
Применение информационных и компьютерных технологий в учебном процессе позволяет:
Адресат программы: Программа составлена для учащихся 8-11 лет (2-4) классов общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением является комплексный подход к получению учащимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в творческом объединении) на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в школе.
Цель программы: Основной целью программы является создание условий для творческой самореализации личности ребенка, развитие трудовых умений и навыков средствами рукоделия, а также осуществление психологической и практической подготовки подростков к трудовой деятельности, к выбору профессии.
Задачи программы
образовательные
· углубить и расширить знания об истории и развитии различных видов творчества;
· познакомить с различными направлениями народного творчества
воспитательные
· формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной и мировой культуры
· активизировать умственную и развивающую творческую деятельность
· формировать коммуникативные навыки при работе в группах
развивающие
Условия реализации программы: Программа «Бисеропетение» адресована учащимся 8 -11 лет. В объединение принимаются учащиеся 1-4 классов с учетом их интересов. Наполняемость в группах: первый год образовательной деятельности — 15 человек; второй год - 12 человек. Уменьшение числа обучающихся в группе на втором году образовательной деятельности объясняется увеличением объема сложности программного материала.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 2 года образовательной деятельности. 1 год образовательной деятельности – 72 часа, 2-й год – 72 часа.
Форм и режим занятий: Форма занятий групповая, малыми звеньями, парная. индивидуально. Основой учебного процесса является сочетание коллективного и индивидуального обучения.
Занятия групп образовательной деятельности проводятся:
1-го года – 1 раз по 2 часа, т.е. 2 часа в неделю (72 часа в год)
2-го года - 1раза по 2 часа, т.е. 2 часа в неделю (72 часа в год)
На основании нормативных документов:
- Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов»;
- Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями и дополнениями на момент проведения занятий);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», в целях безопасной реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в ОДОД ГБОУ школы № 327 в 2021-2022 учебном году , предполагается деление смешанных групп учащихся творческого объединения на подгруппы и составление модульного расписания занятий в очно-заочном режиме с использованием дистанционных образовательных технологий.
Материально-техническое оснащение занятий
Важное условие для работы кружковой работы по программе «Бисероплетение» - оснащение кабинета всем необходимым, правильная организация рабочего места, комфортные условия для занятий. Каждое рабочее место должно быть хорошо освещено в соответствии с санитарными нормами. При выполнении ручных работ, работ с ножницами, иглами, обязательно проводится беседа и инструктаж по правилам безопасных приемов работы. В кабинете должна быть аптечка с набором медикаментов, необходимых для оказания первой медицинской помощи: йод, бинты, вата, нашатырный спирт, пластырь.
Техническое оснащение: помещение - кабинет, в общее оборудование кабинета входят столы, стеллажи (шкафы), классная доска, компьютер, мультимедиа-проектор, экран.
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий
Для выполнения коллективных работ в кабинете должны быть наборы игл для бисера и нитей для плетения; набор ножниц; проволока разного диаметра; канцелярские принадлежности (миллиметровая бумага, калька, карандаши мягкие и цветные, линейки).
Каждый учащийся должен иметь (самостоятельно приобрести) необходимые для работы инструмент и материалы: для бисероплетения: набор игл для плетения; разнообразные нитки для вязания; ножницы, канцелярские принадлежности, тетрадь для конспектов, альбом для схем, рисунков и разработки новых изделий.
Дидактические материалы
Таблицы, схемы, книги с иллюстрациями по всем разделам программы
Комплект образцов по всем разделам программы
Выставочный фонд работ учащихся
Методические пособия:
Для проведения занятий по программе «Бисероплетение» имеются все необходимые методические пособия, материалы и инструменты: альбомы с образцами по бисероплетению, готовые изделия по темам; книги, журналы, альбомы по темам.
Демонстрационный материал:
Виды бисера.
Виды нитей.
Виды прволоки.
Образцы фурнитуры.
Образцы изделий.
Образцы видов подплетений
Образцы готовых изделий.
Методические рекомендации:
Методический материал педагога (тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации и т.п.).
Занятия по программе «Бисероплетение» проходят в виде практической работы, бесед, творческих встреч, экскурсий, консультаций, и т.п. При работе по данной программе желательно посетить тематические выставки и экскурсии: «Народные костюмы» - Этнографический музей, регулярные выставки декоративно-прикладного творчества в «Манеже», выставочных залах и выставки в дома творчества юных.
Особое внимание уделяется практическим занятиям. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений. Занятия могут быть как коллективными, групповыми, так и индивидуальные. Форму проведения занятия в зависимости от темы и цели занятия выбирает и устанавливает педагог.
Шефство старших над младшими, сотрудничество педагогов и учащихся дает отличные результаты трудовой деятельности. Программа «Бисероплетение» вариативна и может быть скорректирована по желанию обучающихся и их родителей.
В процессе занятий используются различные формы проведения занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
· наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Необходимое кадровое обеспечение программы
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.
Планируемые результаты
Предметные
учащиеся научатся:
правильно выбирать и применять основные технологические приемы в работе;
· различным приемам работы с бисером;
· использовать терминологию и инструментарий при обучении;
учащиеся получат возможность научиться:
· создавать изделия из бисера;
· основным знаниям по основам композиции, цветоведения;
· использовать в работе инструкционные схемы и карты.
Метапредметные
интеллектуальные:
учащиеся научатся:
· выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
· формирование способности к проектированию.
учащиеся получат возможность научиться:
· определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
· осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
· выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
· пользоваться методами научного познания: проводить наблюдения, планировать и выполнять задания.
коммуникативные:
учащиеся научатся:
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
· работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
учащиеся получат возможность научиться
· координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
учебно-организационные:
учащиеся научатся:
· работать с информацией: поиск, запись, восприятие в том числе средствами ИКТ;
· применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
· понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
· использовать технологические модели, знаки, символы, схемы;
· формулировать полно и точно свои мысли в соответствии с задачей и способами коммуникации.
учащиеся получат возможность научиться:
· устанавливать причинно-следственные связи;
· планировать корректировать, оценивать свои действия;
· планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение творческих задач.
Личностные
у учащихся будут сформированы:
· готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
· формирование способности активно побуждать себя к практическим действиям
· способность адекватно оценивать себя реальным достижениям.
у учащихся могут быть сформированы:
· коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности;
· критичность мышления, умение воспринять общественные дела как свои собственные
Учебный план 1-го года образовательной деятельности
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
Формы контроля
|
Интернет-ресурсы |
||
Всего |
теория |
практика |
||||
1 |
Вводное занятие. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности |
2 |
2 |
- |
|
Презентация «История Бисероплетения, материалы и инструменты для работы» https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/16/ist |
2 |
Плетение на проволоке: Плетение цветов, животных из паеток. |
4 |
1 |
3 |
Индивидуально-групповой |
Видео фильм «Плетение на проволоке из пайеток» https://www.youtube.com/watch?v=CLcTNwH-vrs |
3 |
Плетение цветов, животных из бисера, фигурок из сказок |
16 |
4 |
12 |
Видеофильм «Плетение на проволоке из бисера» https://www.youtube.com/watch?v=yIpWRECb_gA |
|
4 |
Композиция по замыслу |
8 |
2 |
6 |
Изготовление цветов из бисера и пайеток, подробные схемы плетения и мастер-классы. Фото красивых и разнообразных цветов https://biserok.org/category/cveti-iz-bisera-shema/page/2/ |
|
5 |
Плетение на леске: Плетение одной иглой. Способы соединения цепочек. Обработка навыков закрепления и соединения цепочек. Способы крепления фурнитуры (замков) |
10 |
4 |
6 |
Индивидуально-групповой |
Видеофильмы: «Использования иглы для плетения из бисера на нитях» https://www.youtube.com/watch?v=hRtEbKEo-aA
Плетение одной иглой. Способы соединения цепочек. https://www.youtube.com/watch?v=hVCbBhbNvWg |
6 |
Плетение на капроновых нитях: Плетение двумя нитями. Цепочка крестик. |
8 |
3 |
6 |
Индивидуально-групповой |
Видео фильм «Плетение на капроновых нитях:» https://www.youtube.com/watch?v=P9pfcFtJteU |
Виды подплетений. |
6 |
2 |
4 |
|||
Выбор ожерелья, работа над изделием. |
8 |
2 |
6 |
|||
Плетение ажурной цепочки одной иглой. |
6 |
2 |
4 |
«Плетение ажурной цепочки одной иглой» https://www.youtube.com/watch?v=uMYAbldy0IU |
||
Плетение ажурного полотна (сетки) двумя иглами. |
8 |
3 |
5 |
Мастер – класс «Плетение ажурного полотна (сетки) двумя" https://biserok.org/category/uroki-biserpleteniya/page/5/ |
||
Техника низания мозаикой |
6 |
2 |
4 |
Видео фильм «Мозаичное плетение»https://www.youtube.com/watch?v=9Rq6F75fh-w |
||
Техника косого плетения |
6 |
2 |
4 |
Мастер - класс «Техника косого плетения» https://biserok.org/kosoe-pletenie/ |
||
Техника выполнения плетения «волна» |
6 |
2 |
4 |
Видеоурок «Мозаичное плетение»https://www.youtube.com/watch?v=9Rq6F75fh-w |
||
Комплект украшений |
18 |
4 |
14 |
Видеоурок Комплект украшений из бисера и бусинhttps://www.youtube.com/watch?v=Rt3XupFEwwY |
||
7 |
Элементы ручной вышивки: Вводное занятие. Технология ручной вышивки. Пять простейших швов Швы на основе перекрещенной строчки и тамбурного шва |
4 |
2 |
2 |
Индивидуально-групповой |
Видеофильм Как вышивать бисером?https://www.youtube.com/watch?v=419OjXIY8KI
|
8 |
Вышивка монограммы бисером |
6 |
2 |
4 |
Мастер – класс «Вышивка монограммы бисером» http://nacrestike.ru/publ/monogramma_i_drugie_sposoby_ukazanija_avtorstva/5-1-0-415 |
|
9 |
Вышивка бисером броши |
14 |
5 |
9 |
Видеофильм Техника брошь из бисера» https://xn--b1agjdzfh7a3a.xn--p1ai/blog/tehnika-vyshivanija-biserom-dlja-nachinajushhih.html « |
|
10 |
Выставки и экскурсии |
6 |
- |
6 |
Виртуальная выставка «Весенняя красота» Изделия из бисера удивят своей красотой и высокой техникой исполнения, так как бисероплетение – один из любимых видов творчества https://vk.com/public193818090 Выставка цветов и деревьев из бисера "Весенние грёзы"https://www.youtube.com/watch?v=Fq5F1pZGfKQ |
|
11 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Фронтальный |
|
|
Итого: |
144 |
44 |
100 |
|
|
Учебный план 2-го года образовательной деятельности
№ |
Тема или раздел |
Количество часов |
Формы контроля |
Интернет-ресурсы |
||
1 вариант- 144 часа |
||||||
Всего |
теория |
практика |
||||
1 |
Вводное занятие. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
2 |
- |
Фронтальный |
Презентация «История Бисероплетения, материалы и инструменты для работы» https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/ |
2 |
Плетение на проволоке: Объемное плетение цветов, животных |
10 |
4 |
6 |
Индивидуально-групповой |
Видео уроки «Объемное плетение цветов» https://www.youtube.com/watch?v=GhDZZxK4h2A Объемное плетение животных» https://www.youtube.com/watch?v=yRoYkcyeFYk |
3 |
Бонсай |
10 |
4 |
6 |
Индивидуально групповой |
Мастер класс «Бонсай из бисера»https://www.youtube.com/watch?v=Qs0qw2-0Qtg |
4 |
Плетение на нитях: Объемное плетение. Техника плетения жгуты: жгут, сплетенный на пяти нитях; жгут «спираль»; жгут спираль с круглыми бусинами; жгут «спираль» со стеклярусом |
22 |
9 |
13 |
Индивидуально -групповой |
Видеофильм «Техника плетения жгута» https://www.youtube.com/watch?v=PA-jcRZSkjw |
5 |
Оплетение пасхального яйца |
8 |
2 |
4 |
Видеурок «Оплетение пасхального яйца» https://www.youtube.com/watch?v=UWchJ8tVU40 |
|
6 |
Комплект украшений |
8 |
2 |
6 |
Видеофильм «Плетение браслета «Ромашка» https://www.youtube.com/watch?v=_LWUAeCY8wk Видеофильм «Плетение ожерелья» https://www.youtube.com/watch?v=IMciaF4wQSU
|
|
8 |
Элементы ручной вышивки бисером |
9 |
2 |
7 |
Индивидуально-групповой |
Мастер – класс «Ручная вышивки https://art-fashn.ru/podelki/obemnaya-vyshivka-biserom- |
7 |
Выставки и экскурсии |
2 |
- |
2 |
Индивидуально-групповой |
Виртуальная выставка «Весенняя красота» Изделия из бисера удивят своей красотой и высокой техникой исполнения, так как бисероплетение – один из любимых видов творчества https://vk.com/public193818090 Выставка цветов и деревьев из бисера "Весенние грёзы"https://www.youtube.com/watch?v=Fq5F1pZGfKQ |
9 |
Заключительное занятие |
2 |
- |
2 |
Фронтальный |
|
Итого часов |
72 |
23 |
49 |
|
|
Год обучения |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год |
10.09.2023 |
31.05.2024 |
36 |
72 |
1 занятие в неделю по 2 часа |
2 год |
01.09.2023 |
25.05.2024 |
36 |
72 |
1 занятие в неделю по 2 часа |
«Бисероплетение»
Срок реализации: 2 года
Возраст учащихся: 8-11 лет
Задачи программы
образовательные:
· познакомить учащихся с историей развития искусства бисероплетения;
· научить правильно выбирать и применять основные технологические приемы в работе;
· формирование знаний по основам композиции, цветоведения;
развивающие:
· пробудить и развить творческие способности, эстетический вкус, аккуратность, дисциплинированность;
· научить планировать этапы своей работы, корректировать их;
воспитательные:
· привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
· научить бережно и уважительно относиться к народным традициям;
· воспитывать способность учащихся к индивидуальной и коллективной форме работы;
· научить бережному отношению к материалам и инструменту;
· научить оценивать свои изделия и изделия других.
· воспитать терпение на трудном пути постижения мастерства.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
будут знать
– основные технологические приемы в работе;
– основы композиции, цветоведения;
будут уметь
– создавать композиции с изделиями, выполненными в технике бисероплетения;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
научатся
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- бережно и уважительно относиться к народным традициям;
- оценивать свои изделия и изделия других.
Особенности 1 года образовательной деятельности:
Во время 1 года образовательной деятельности познавательная активность учащихся выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высокомотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, учащиеся получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности.
Особенности 2 года образовательной деятельности:
Программа 2 года образовательной деятельности направлена на обеспечение персонального жизнетворчества учащихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний. Ключевой характеристикой программы является познание через творчество и игру.
Календарно-тематическое планирование
1 год образовательной деятельности (144 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
Форма контроля |
||
теория |
практика |
по плану |
факт |
|||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
2. |
Тб |
1 |
- |
|
|
нблюдение |
3. |
Основные приёмы плетение цветов из пайеток |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
4. |
Основные приёмы плетение цветов из пайеток |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
5. |
Техника выполнения серединки, лепестков, листиков. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
6. |
Плетение цветов из пайеток |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
7. |
Основные приемы плетение цветов из бисера. |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
8. |
Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
9. |
Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
10. |
Изготовления фигурок животных и жителей подводного мира на плоской основе. |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
11. |
Основные приемы плетение жителей подводного мира из бисера |
1 |
- |
|
|
нблюдение |
12. |
Плетение жителей подводного мира |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
13. |
Основные приемы плетение фигурок животных из бисера |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
14. |
Изготовления фигурок животных на плоской основе. |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
15. |
Изготовления фигурок животных на плоской основе. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
16. |
Техника выполнения туловища, крылышек |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
17. |
Техника выполнения глаз, усиков, лапок |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
18. |
Соединение деталей |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
19. |
Работа над изделием |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
20. |
Плетение фигурок из сказок |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
21. |
Плетение фигурок из сказок |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
22. |
Проплетённые героев сказок |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
23. |
Способы создания композиций из сказочных героев |
1 |
- |
|
|
нблюдение |
24. |
Способы создания композиций из сказочных героев |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
25. |
Композиции по замыслу, проработка идеи. |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
26. |
Композиции по замыслу, проработка идеи. |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
27. |
Выполнение эскиза композиции |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
28. |
Выполнение эскиза композиции |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
29. |
Работа над композицией |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
30. |
Работа над композицией |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
31. |
Сборка коллажа |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
32. |
Сборка коллажа |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
33. |
Отделка композиции с использованием разных приемов плетения. |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
34. |
Отделка композиции с использованием разных приемов плетения |
- |
1 |
|
|
Выставка работ |
35. |
Основные приемы плетения одной иглой. |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
36. |
Основные приемы плетения одной иглой. |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
37. |
Техника низания колечками |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
38. |
Техника низания змейкой |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
39. |
Техника низания змейкой |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
40. |
Знакомство с техникой низания ажурных сеток |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
41. |
Соединение цепочек для изготовления браслета. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
42. |
Способы крепления фурнитуры (замков) |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
43. |
Способы крепления фурнитуры (замков) |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
44. |
Способы плетение двумя иглами |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
45. |
Способы плетение двумя иглами |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
46. |
Последовательность выполнения цепочки «крестик». |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
47. |
Последовательность выполнения цепочки «крестик». |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
48. |
Разновидности цепочек крестик. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
49. |
Разновидности цепочек крестик. |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
50. |
Плетение по схемам цепочки «крестик». |
1 |
1 |
|
|
наблюдение |
51. |
Плетение по схемам цепочки «крестик». |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
52. |
Плетение по схемам цепочки «крестик». |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
53. |
Плетение по схемам цепочки «крестик». |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
54. |
Способы соединение в цепочках бисера и стекляруса. |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
55. |
Соединение в цепочках бисера и стекляруса. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
56. |
Виды фурнитуры |
1 |
- |
|
|
нблюдение |
57. |
Способы крепления фурнитуры
|
- |
1 |
|
|
Выставка работ |
58. |
Виды отделки изделий с использованием вышивки бисером, бусинами |
1 |
- |
|
|
нблюдение |
59. |
Виды отделки изделий с использованием вышивки бисером, бусинами |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
60. |
Использование укрощающих швов для выполнения вышивки бисером |
1 |
- |
|
|
нблюдение |
61. |
Использование укрощающих швов для выполнения вышивки бисером |
- |
1 |
|
|
нблюдение |
62. |
Виды монограмм |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
63. |
Работа над эскизом вышивки монограммы |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
64. |
Вышивание монограмм |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
65. |
Вышивание монограмм |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
66. |
Приемы вышивки бисером броши |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
67. |
Вышивка бисером броши |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
68. |
Окончательная отделка изделия |
- |
1 |
|
|
Выставка работ |
69. |
Экскурсия на выставку декоративно- прикладного творчества. |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
70. |
Экскурсии в музеи, выставочные залы. |
- |
1 |
|
|
ннаюлюдение |
71. |
Встреча с мастерами ДПИ |
- |
1 |
|
|
|
72. |
Итоговое занятие |
- |
1 |
|
|
тест |
Итого |
22 |
50 |
|
|
|
Содержание программы 1-го года образовательной деятельности
Тема 1. «Вводное занятие»
Теория: Знакомство с разделом программы, планом работы. Сведения об истории бисероплетения. Инструменты и материалы для работы. Свойства и выбор материала. Организация рабочего места. Безопасные приемы труда при работе.
«Плетение на проволоке»
Тема 2. «Плетение цветов из паеток»
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Техника выполнения серединки, лепестков, листиков.
Практика: Выполнение отдельных элементов цветов, сборка элементов в цветок.
Тема 3. «Плетение фигурок животных из паеток »
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.
Практика: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Зарисовка схем Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Тема 4. «Плетение цветов из бисера»
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практика: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
Тема 5. «Плетение фигурок животных из бисера »
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.
Практика: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Зарисовка схем Составление композиции. Прикрепление элементов композиции.
Тема 6. «Плетение фигурок из сказок»
Теория: Выбор сказок. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов, фигурки животных и сказочных героев. Выбор сказки.
Практика: Плетение героев сказок
Тема 7. «Композиции по замыслу»
Теория: Плетение фигурок и цветов из бисера и паеток. Способы изготовления коллажа.
Практика: Выполнение эскиза композиции по замыслу. Сборка коллажа, отделка композиции с использованием знаний и навыков из раздела – «Бисероплетение - плетение на проволоке».
Тема 8. «Плетение на леске» ( Плетение одной иглой)
Теория: Эскизы, знакомство с приемами бисероплетения одной иглой. Понятие условного декоративного цвета. Равновесие в композиции. Техника низания колечками, змейкой. Знакомство с техникой низания ажурных сеток. Правила соединения цепочек.
Практика: Выполнение элементов плетения различных цепочек. Выбор понравившегося вида плетения. Соединение цепочек для изготовления браслета.
Тема 9. «Способы крепления фурнитуры»
Теория: Ознакомление с видами фурнитуры: застежками для изделий, крепления для брошей и серёжек. Последовательность крепления застежек к изделиям».
Практика: Выполнение крепления застежек.
Тема 10. «Технология ручной вышивки» (пять простейших швов. Швы на основе перекрещенной строчки и тамбурного шва, способы вышивания бисером)
Теория: Историческая справка. Классификация вышивок. Инструменты и материалы. Инструктаж по техники безопасности. Классификация вышивок - швы выполняемые по одной линии: вперед иголку; вперед иголку дважды; стебельчатый или назад иголку; за иглу и тамбурный. Начало и закрепление швов. Использование швов на основе перекрещенной строчки для выполнения декоративных линий. Вариации использования в вышивке бисера, стекляруса, паеток. Способы вышивания.
Практика: Организация рабочего места. Подбор и подготовка ткани к вышиванию. Правила заправки ткани в пяльцы. Выполнение швов без счета нитей на образце, подготовленной ткани. Выполнение декоративных швов с использование м бисера, паеток и стекляруса.
Тема 11. «Вышивка монограммы »
Теория: Виды монограмм. Материалы и инструменты. Подготовка ткани к вышиванию .
Практика: Выполнение монограммы на изделиях с подвернутым краем, окаймление бахромой изделий.
Тема 12. «Вышивка бисером броши»
Теория: Виды отделки изделий с использованием вышивки бисером, бусинами Цветовой круг, сочетания цветов. Подбор бисера для вышивки. Подбор рисунка. Законы композиции. Способы перевода рисунка на ткань.
Практика: Подбор рисунка для вышивки брошки. Подготовка ткани. Перевод рисунка. Приемы вышивки бисером. Секреты мастерства.
Тема 13. «Выставки и экскурсии». Посещение выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Экскурсии в музеи, выставочные залы. Проведение занятий в залах краеведческих музеев. Встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества, дизайнерами.
Тема 24. Заключительное занятие. Подготовка работ к выставке. Отбор наиболее удачных, по мнению учащихся и учителя работ. Выбор лучших работ. Награждение победителей.
Календарно-тематическое планирование
2 год образовательной деятельности (72 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
Формы контроля |
||
теория |
практика |
по плану |
факт |
|||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
2. |
Тб |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
3. |
Основные приёмы, используемые для изготовления объемных фигурок животных. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
4. |
Чтение схем изделия. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
5. |
Техника выполнения туловища. |
|
1 |
|
|
наблюдение |
6. |
Техника выполнения крылышек, глаз. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
7. |
Техника выполнения усиков, лапок |
|
1 |
|
|
наблюдение |
8. |
Основные приёмы, используемые для изготовления объемных цветов |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
9. |
Техника выполнения лепестков цветов |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
10. |
Техника выполнения листьев цветов |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
11. |
Техника соединения лепестков, листьев в цветов |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
12. |
Способы оформления цветка |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
13. |
Оформление цветка |
- |
1 |
|
|
Выставка работ |
14. |
Понятие «бонсай». |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
15. |
Исторический экскурс. |
1 |
|
|
|
наблюдение |
16. |
Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай |
|
1 |
|
|
наблюдение |
17. |
Цветовое решение изделия |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
18. |
Цветовое решение изделия |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
19. |
Создание комбинациций плетения бонсая |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
20. |
Создание комбинациций плетения бонсая |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
21. |
Создание комбинациций плетения бонсая |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
22. |
Комбинирование приёмов. |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
23. |
Комбинирование приёмов. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
24. |
Работа над изделием |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
25. |
Оформление композиции бонсай |
|
1 |
|
|
Выставка работ |
26. |
Ознакомление с техникой объемного плетения на нитях |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
27. |
Последовательность выполнения. |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
28. |
Условные обозначения на схемах плетения. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
29. |
Выполнение образцов плетение жгута, сплетенный на пяти бусинках |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
30. |
Выполнение образцов плетение жгута, сплетенный на пяти бусинках |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
31. |
Работа над образцом |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
32. |
Работа над образцом |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
33. |
Выполнение образцов плетение жгута «спираль»; |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
34. |
Выполнение образцов плетение жгута «спираль»; |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
35. |
Выполнение образцов плетение жгута спираль с круглыми бусинами |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
36. |
Выполнение образцов плетение жгута спираль с круглыми бусинами |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
37. |
Выполнение образцов плетение жгута «спираль» со стеклярусом |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
38. |
Выполнение образцов плетение жгута «спираль» со стеклярусом |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
39. |
Плетение по выбранной схеме |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
40. |
Плетение по выбранной схеме |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
41. |
Работа над изделием |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
42. |
Работа над изделием |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
43. |
Способы соединения бисера и стекляруса |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
44. |
Соединения бисера и стекляруса |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
45. |
Способы прикрепления фурнитуры |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
46. |
Прикрепление фурнитуры |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
47. |
Исторический экскурс оплетения пасхальных яиц. |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
48. |
Приемы оплетения яиц |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
49. |
Оплетение центральной части, |
1 |
|
|
|
наблюдение |
50. |
Оплетение центральной части, |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
51. |
Оплетение острого конца |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
52. |
Оплетение тупого конца |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
53. |
Работа над изделием.
|
- |
1 |
|
|
Выставка работ |
54. |
Украшение пасхального яйца |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
55. |
Комплект украшений |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
56. |
Цветовое решение комплекта |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
57. |
Выполнение украшения по замыслу. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
58. |
Сборка украшения, |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
59. |
Окончательная отделка украшения. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
60. |
Виды отделки изделий с использованием вышивки бисером.. |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
61. |
Виды отделки изделий с использованием вышивки бисером.. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
62. |
Плоская гладь |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
63. |
Рельефная гладь |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
64. |
Техника выполнения настила. |
1 |
- |
|
|
наблюдение |
65. |
Техника выполнения настила. |
|
1 |
|
|
наблюдение |
66. |
Подбор бисера для вышивки. |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
67. |
Работа над изделием |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
68. |
Работа над изделием |
- |
1 |
|
|
Выствка работ |
69. |
Посещение выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
70. |
Встреча с мастерами ДПИ |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
71. |
Итоговое занятие |
- |
1 |
|
|
наблюдение |
72. |
Подведение итогов года |
- |
1 |
|
|
тест |
|
Итого |
22 |
49 |
|
|
|
Содержание программы 2-го года образовательной деятельности
Тема 1. «Вводное занятие»
Теория: Знакомство с программой, планом работы, творческими работами прошлых лет. Историческая справка. Инструменты и материалы. Основные приемы бисероплтения. Инструктаж по техники безопасности.
Тема 2. «Плетение на проволоке» (Объемные цветы и фигурки животных)
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных цветов и фигурок животных. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практика: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Тема 3. «Бонсай»
Теория: Понятие «бонсай». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов бонсай. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практика: Выполнение отдельных элементов бонсай. Составление композиций. Сборка и закрепление бонсай в вазе. Использование бонсай для оформления интерьера.
Тема 4. «Плетения на нитях»
Теория: Ознакомление с техникой объемного плетения. Последовательность выполнения. Разновидности плетения этой техникой: жгут, сплетенный на пяти нитях; жгут «спираль»; жгут спираль с круглыми бусинами; жгут «спираль» со стеклярусом
Практика: Выполнение образцов объемного плетения. Условные обозначения на схемах плетения. Плетение по схемам.
Тема 5.«Оплетение пасхального яйца»
Теория: Исторический экскурс. Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно “в крестик, “полоски”, ажурное плетение, “колечки”, вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, “от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.
Практика: Подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца.
Тема 6. «Комплект украшений»
Теория: Выбор бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем для выполнения украшений.
Практика: Выполнение украшения по замыслу. Сборка украшения, окончательная отделка украшения.
Тема 7. «Элементы ручной вышивки бисером»
Теория: Виды отделки изделий с использованием вышивки бисером. Плоская и рельефная гладь. Техника выполнения настила. Цветовой круг, сочетания цветов. Подбор бисера для вышивки. Подбор рисунка. Законы композиции. Способы перевода рисунка на ткань.
Практика: Подбор рисунка для вышивки изделия. Подготовка ткани. Перевод рисунка. Приемы вышивки бисером. Секреты мастерства. Возможные изделия: открытка, салфетка, панно и др.
Тема 8. Выставки и экскурсии. Посещение выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Экскурсии в музеи, выставочные залы. Проведение занятий в залах краеведческих музеев. Встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества, дизайнерами.
Тема 9. Итоговое занятие. Подготовка работ к выставке. Отбор наиболее удачных, по мнению учащихся и учителя работ. Выбор лучших работ. Награждение победителей.
Методические разработки педагога:
Планы и конспекты занятий по темам программы:
«Плетение на проволоке», «Плетение нитями», «Элементы ручной вышивки бисером», «Бонсаи»,
«Оплетение яйца».
для детей: «Подводный мир», «Цветы для любимых мам»
для педагогов: «Вышивка паетками», «Цветочная фантазия», «Пасхальные украшения»
для родителей и детей: «Маленькие сувениры из бисера», «Ажурная фантазия».
DVD диски лицензионные:
«Бисероплетение для девчонок и мальчишек» Новый диск, 2009 .
«Цветное мастерство», «Астель», 2007.
«Все секреты бисероплетения Светланы Телегеной»; 2012
«Бисероплетение для детей», «Учитель» 2011
Презентации, созданные педагогом:
«История бисероплетения»,
«Техника плетения одной иглой»,
«Техника плетения двумя иглами»,
«Техника плетения волной»,
«Сказочные герои»,
«Виды украшений».
«Бонсай».
Презентации, созданные учащимися:
«Подарок классному руководителю»
«Символы Восточного календаря»
Раздаточный материал:
Схемы плетения по всем темам программы.
Таблица сочетание цветов в бисероплетении,
Технологические карты изготовления по всем разделам программы
Работа с родителями: организация родительских собраний с целью совместного решения проблем воспитания учащихся, развития творческих способностей ребенка привлечение родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Такая работа способствует формированию общности интересов детей, родителей и педагога, служит эмоциональной и духовной близости.
Тестовые задания для проверки знаний по бисероплетению
по итогам (полугодие) 1 года обучения
1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...?
· стеклярус; · бисер; · бусинка;
2. К началу какого века в России начался настоящий бисерный бум?
· 15; · 17; · 19; · 20;
3. России наибольшее развитие бисероплетение получило в...?
· 18 веке; · 13 веке; · 14 веке; · 16 веке;
4. Откуда привозили бисер в Россию?
· из Ливии; · из Египта; · из Венеции и Богемии; · из Англии;
5. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить...?
· Ломоносов; · Менделеев; · Толстой; · Мессинг;
6. В каком году М.В.Ломоносов создал первую фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла?
· в 1700; · в 1674; · в 1854; · в 1754;
7. Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити это...?
· бусины; · бисер; · стеклярус;
8. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине...?
· 15 века; · 16 века; · 17 века; · 18 века;
9. Самый необходимый материал для плетения бисером...?
· игла; · схема; · нить; · бисер.
Тестовые задания для проверки знаний по бисероплетению
по итогам (полугодие) 2 года обучения
Задание: Прочитайте и выбери и подчеркните правильный ответ!
1. Из чего изготавливают бисер?
- Бумага; - Дерево; - Стекло; - Железо; - Пластмасса; - Пластилин; - Керамические материалы; - Ягода
2. Какого вида бисера НЕ существует?
- Рубка (рубленный бисер); - Резка (резанный бисер); - Стеклярус
3. Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:
- Швейные нитки; - Нитки мулине; - Проволока
4. Форма стекляруса:
- Круг; - Трубочка; - Звездочка
5. Что еще используют для плетения бисером вместо проволоки?
- Трос; - Леску; - Провод
6. Бисер применяют для:
- Украшения одежды; - Игры маленьких детей
Контрольные задания текущего контроля знаний по теме «Плетение на леске»
(2 год обучения)
1. Способы закрепления и наращивание нитей.
2. Какими бывают техники объёмного плетения на леске?
3. В чем особенность отличия техники плетения браслета «сетка с наложением» от «сетки с выступом»?
4. В чем особенность техники плетения «Волна»?
5. Способы прикрепления фурнитуры.
Контрольный тест по итогам 1 года обучения
Задание: Прочитайте и подчеркните правильный ответ!
1. Чем украшали себя люди в глубокой древности? (кости и зубы животных; семена растений, камни)
2. Из какого материала изготавливают бисер? (стекло, камень)
3. От какого слова появилось название бисер? (бусра или бусера – фальшивый жемчуг по-арабски)
4. Что везли финикийские купцы из Африки? (природную соду, песок)
5. Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские купцы? (стекло, золото)
6. Назовите родину бисера (По одной версии родиной бисера является древний Египет, по другой – Сирия).
7. Назовите техники работы на проволоке («Параллельное плетение», «игольчатая» техника, «петельная» техника).
8. Назовите техники плетения на леске.
9. Виды техник ажурного плетения.
10. Основные способы плетения для изготовления деревьев из бисера.
11. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов
Контрольный тест по итогам 2 года обучения
Задание: подчеркни правильные ответы
1. «Бусра» с арабского языка означает: А) фальшивый жемчуг; Б) стекло; В) бусы.
2. Из какого материала сделан бисер? А) бумага; Б) дерево; В) стекло; Г) железо;
Д) пластмасса; Е) пластилин; Ж) керамические материалы; З) ягода.
3. Бисер – это: А) мелкие многоцветные бусинки со сквозным отверстием; Б) шарики с отверстием разной формы; В) круглые или граненые шарики .
4. Какого вида бисера не существует? А) матовый; Б) глянцевый; В) зеркальный; Г) перламутровый.
5. Стеклярус - это: А) короткие трубочки; Б) крупные бусинки различной формы; В) трубочки, круглые или многогранные, длиной 0,5 см. и более.
6. Какая из техник плетения на проволоке соответствует данной картинке? А) параллельное плетение; Б) игольчатая техника; В) петельная техника.
7. Выполнение изделия начинается: А) с выбора бисера; Б) с разработки конструкции изделия; В) с разработки технологии изготовления изделия; Г) с разработки схемы изделия.
8. Легенда рассказывает, что финикийские купцы из Африки везли: А) природную соду, Б) серу; В) стекло.
9. Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские купцы? А) смолу; Б) стекло; В) камень.
10. Родиной бисера является: А) Россия; Б) Древний Египет; В) Китай.
11. Центр стеклоделия в Европе находится? А) в Германии; Б) в Испании; В) в Венеции.
12. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить? 20 А) А.Н. Толстой; Б) Д.И. Менделеев; В) М.В. Ломоносов; Г) В. Мессинг.
13. Основными правилами техники безопасности являются: А) не вкалывать иголку в одежду; Б) ни в коем случае не брать иголку в рот; В) хранить иголки в определенной месте (в специальной коробочке, подушечке и т.п.); Г) не держать ножницы лезвием вверх, близко к лицу, не размахивать; Д) все ответы верны.
Критерии оценки:
Оптимальный уровень - 12-13 ответов;
Удовлетворительный - 8-10 ответов;
Критический уровень - 5-7 ответов;
Неудовлетворительный уровень – 3-4 ответа.
Правильные ответы:
1. А 2. В, Г, Ж 3. А, Б, В 4. В 5. А, В 6. Б, В, А 7. Б 8. А 9. Б 10. Б 11. В 12. В 13. Д
Педагогическая диагностика
Карта умений и навыков учащихся детского творческого объединения «Волшебный мир оригами»
ОДОД ГБОУ школы № 327 Невского района ____группа _____год образовательной деятельности
Педагог дополнительного образования ____________________
№ п/п |
Фамилия имя обучающегося |
Представление о работе компьютера и способах его применения
|
Элементар-ные приемы работы на компьютере |
Развитие творческого воображения средствами изобразитель-ного искусства |
Умение работать в мини-группе |
Культура общения, ведения диалога |
Первые навыки ведения здорового образа жизни |
Уровень развития творческого воображения |
Итого – в % |
||
+ |
* |
- |
|||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения: + - умеет и делает хорошо ______ %, * - делает недостаточно хорошо _____ %, - - не умеет делать ____%
Карта учета результатов освоения образовательной программы
Название творческого коллектива «Волшебный мир оригами» группа ____
Педагог дополнительного образования __________
№ |
Фамилия Имя обучающегося |
Теоретическая подготовка |
Практическая подготовка |
Учебно-интеллектуальные умения |
Учебно- коммуникативные умения |
Учебно-организационные умения |
% освоения |
||||||
полугодие |
полугодие |
полугодие |
полугодие |
полугодие |
полугодие |
||||||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слабый уровень: 1-2 балла; средний уровень: 3-4 балла; хороший уровень: 5-7 баллов; высокий уровень: 8-10 баллов
Итоги за год: слабый уровень освоения ДООП - ____%, средний уровень освоения ДООП - ______%, хороший уровень освоения ДООП -_____%, высокий уровень освоения ДООП - _______%
Карта педагогического мониторинга 20__ - 20___ учебного года
Педагог дополнительного образования ________________________________________________________ ___________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ___________________________________________
№ п/п |
Фамилия имя учащегося |
Результаты освоения ДООП (предметные знания, умения и навыки) |
Результаты развития универсальных способов деятельности (метапредметные) |
Результаты личностного развития детей в процессе освоения программы |
|||||||||||||||||||||
Теорети-ческая подго-товка |
Практи-ческая подго-товка |
Предмет-ные до-стижения учащегося |
Итого в % |
Учебно-интеллек-туальные умения |
Учебно-коммуни-кативные умения |
Учебно- организа-цирнные умения и навыки |
Итого в % |
Организа-ционно-волевые качества |
Ориента-ционные качества |
Поведен-ческие качества |
Итого в % |
||||||||||||||
полугодие |
полугодие |
полугодие |
полугодие |
полугодие |
полугодие |
полугодие |
полугодие |
полугодие |
полугодие |
полугодие |
полугодие |
||||||||||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способ проверки результатов по дополнительной образовательной программе
Параметры |
Учебный период |
Критерии |
Степень выраженности показателей оцениваемого качества |
Методики |
Обучающие Теоретические знания. |
Декабрь Май |
Знание терминологии, используемую при обучении, знание кратких исторических сведений о возникновении и развитии бисероплетения |
Высокий уровень – отвечает самостоятельно, Средний уровень – отвечает с помощью педагога или товарищей, Низкий уровень – не может ответить.
|
Наблюдение
|
Практические умения и навыки в выполнении работ
|
декабрь Май |
Умение подбирать инструмент и материал для данного вида рукоделия и выполнения изделия; самостоятельно выбрать вид изделия; иметь понятия о цветовом круге, гармонии в цвете. Умение соединять изделие с фурнитурой.
|
Высокий уровень – делает самостоятельно, Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, Низкий уровень – не может сделать.
|
Творческая работа |
Развивающие 1. Интерес
|
Декабрь Май |
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. |
Низкий уровень – продиктован учащемуся извне. Средний уровень – периодически поддерживается самим учащимся. Высокий уровень – постоянно подтверждается учащимся самостоятельно. |
Наблюдение |
2. Интеллектуальные и творческие способности |
Декабрь Май |
Умение научатся следовать устным инструкциям, уметь планировать этапы своей работы и корректировать их; умение читать схемы и выполнить образцы по схемам. Умение планировать этапы своей работы и корректировать их. Знание критериев качества и оценки готового изделия.
|
Низкий уровень – без педагога не способен привнести в процесс новое, создать, самостоятельный продукт. Косность мышления. Средний уровень – с помощью педагога находит новые пути решения поставленных задач. Высокий уровень – самостоятельно, неординарно решает задачи, способен сам найти свой путь решения. |
Контрольное задание |
Воспитательные Организация учебной деятельности |
Сентябрь Январь Май |
Воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий. |
Низкий уровень - развиты волевые черты характера, испытывает трудности в организации учебной деятельности. Средний уровень – иногда затрудняется в завершении начатого дела. Высокий уровень – волевой, настойчивый, ответственный, способен организовать и завершить процесс работы на занятии. |
Наблюдение |
1. Конышева Н.М. Методика трудового обучения школьников. Основы дизайнообразования. М., 1999.
2. Стебунова С.Ф. Комплексная программа «Культура быта». // В помощь учителю http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001621
3. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
4. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.
5. Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
6. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
7. Журнал “Школа и производство”.
8. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
9. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001
10. Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
11. Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
12. Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
Для учащихся:
1. Н.Н. Михайлова. Низание бисера от А ДО Я. Санкт - Петербург. 2000.
2. Л.В. Якимолвская , А.А. Свиридова. Уроки бисероплетения. Санкт – Петербург КОРОНА принт ВЕЛЕНА. 1998.
3. Л.А. Божко. Бисер для девочек. - Мартин 2004.
4. Бисероплетение для девочек. – Внешсигиа. Москва 2001.
5. Секреты красоты для девочек. Модные фенечки. Внешсигиа. Москва 2001
6. Божко Л. Бисер. – М., 2000.
7. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
Специальная литература:
«Низание бисером», методическое пособие Н.Н. Михайлова Санкт- Петербург 2005.
Набор учебных пособий по бисероплетению. И.Н. Котовой «МиМ» Санкт- Петербуг.1998.
«Бисероплетение для девочек», Л.Н. Божко, «Никола – Пресс» 2009 .
«Аксессуары, подарки из бисера». Д. Криститиннии, «КОНЭНТ» 2006.
«Бисероплетение». Энциклопедия. «АРТ- Родник».2009.
«Бисерное дело» , Рукотворец. Москва, 2009.г
«Волшебство бисера», И.А. Раееква, «Сигма» 2006.
«Кабашоны бисером» М.Н. Федорова «Культура и традиции» 2008.
«И дивный видится узор», Э.Н. Литвинец, «Молодая гвардия» 1998г.
Подборка журналов:
«Бисероплетение», редакция г. Дзержинска. А.А. Буланов.2009-2014г.
«Вышивка бисером», редакция г. Дзержинска. А.А. Буланов.2009-2014г.
«Все сама», Diana Креатив, 2013-20014.
«Подарки своими руками», редакция г. Дзержинска. А.А. Буланов.2010-2014 г.
«Школа и производство». Москва. 2008 г.
«Игрушки из бисера», Москва, «Мир Книги, 2013 г.
«Бисерные узоры», «Мир Книги, 2013г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.