Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естетвеннонаучной направленности « Экономика в жизни»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естетвеннонаучной направленности « Экономика в жизни»

Оценка 5
doc
24.01.2021
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естетвеннонаучной направленности « Экономика в жизни»
до программа (2).doc

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

 

Принято

на заседании

методического совета

протокол №1

от 31.08.2017 года.

Утверждаю

Директор МБОУ

«Первомайская средняя

общеобразовательная школа»

______________А.Ю.Самохвалов

Приказ №133 от 31.08.2017 г.

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естетвеннонаучной направленности

« Экономика в жизни»

 

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

Автор-составитель:

Смоленцева Г.В.,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               п. Первомайский 2017 года

 

 

 

Краткая информационная справка

 

Сведения об авторе:                           

Смоленцева Галина Владимировна – учитель математики

Информация о программе:

Тип программы – модифицированная

Направленность – естественнонаучная

Уровень освоения – долгосрочный

Возрастной диапазон –средний школьный возраст.

 

 

 

Контактный телефон: 8 (47548) 22063

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная обще-развивающая программа

естетвеннонаучной направленности

« Экономика в жизни»

3.  Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Смоленцева Галина Владимировна – педагог дополнительного образования

4.  Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

·     Закон РФ «Об образовании»;

·     Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года;

·     Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 1251-03 (зарегистрированного в Минюсте 27.05.03 г. № 4594);

·      Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655;

·      СанПиН 2.4.1.2660 – 10;

·     Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утвержденных научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003 г.);

·      Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

естетвеннонаучная

4.4. Тип программы

модифицированная

4.5. Целевая направленность программы

образовательная

4.6. Возраст учащихся по программе

14-16 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

5. Рецензенты и авторы отзывов:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                                      к общеразвивающей программе дополнительного образования детей                           «Экономика в жизни» (далее программа)

   Дополнительная образовательная программа «Экономика в жизни» имеет  естественнонаучную направленность.

  Актуальность данной программы в том, что реальность нашего времени требует, чтобы каждый школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся материальное состояние человека, семьи, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

  Направленность  программы  – естественнонаучная.

  Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что применение технических средств и ИКТ, игровых методик на занятиях способствует формированию критического и аналитического мышления учащихся, развитию их предпринимательских способностей, формированию чувства ответственности за свои действия, активизирует их самостоятельную деятельность.

     Новизна данной программы состоит в том, что она направлена на отработку умений и навыков, компетентностей, которые позволят в дальнейшем молодым людям решать такие жизненные проблемы, например, как составление семейного бюджета, повышение собственной производительности труда, определение уровня инфляции и т.п. В основу программы положена идея социализации учащихся, подготовки их к освоению социальных ролей (семьянина, труженика, менеджера, финансиста) и базовых экономических, социальных, коммуникативных компетенций. В программе конкретизируются следующие идеи: создание основы для осознанного выбора и последующего освоения программ высшего профессионального образования выпускниками школы, адаптация обучающихся к жизни в обществе.

     Цель: формирование  у школьников общего представления об основах экономики, ее основных понятиях и закономерностях, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению таких социальных ролей как потребитель, производитель, гражданин.

Задачи:

Обучающие:

обучить основам финансовых расчетов, вычислений;

сформировать базовые умения анализа экономических альтернатив;

привить навыки решения повседневных экономических задач;

показать многообразие альтернатив в решении практических экономических задач.

Развивающие:

развить интерес к изучению экономики;

сформировать исследовательский подход к оценке экономических явлений.

Воспитательные:

способствовать формированию активной общественной позиции; способствовать формированию ответственности за принятие своих решений;

сориентировать учащегося в объеме повседневных практических задач, стоящих перед взрослым жителем государства.

Отличительные особенности программы

Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых программ  научно- познавательной направленности, с учетом использования различных методов и технологий, а также основана на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.

Возраст детей, участвующих в реализации программы от 14 до 16 лет.

Срок реализации Программы – 1 год.

Формы занятий:

1.                 Занятие – объяснение.

2.                 Занятие – путешествие.

3.                 Дискуссия.

4.                 Тестирование.

5.                 Занятие - игра.

6.                 Защита творческих работ.

7.        Викторина.

8.        Конкурсная программа.

9.                  Итоговые занятия.

При проведении, занятий учитывается:

·                   уровень ЗУН учащихся, их индивидуальные особенности;

·                   самостоятельность ребенка;

·                   индивидуальные особенности;

·                    особенности мышления, познавательные интересы.        

        По данному курсу обучается одна группа детей.

      Занятия экономикой требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группа состоит из 15 человек.

      В коллектив принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного отбора, которые имеют желание заниматься по данному профилю.

       Режим занятий:  36 рабочих недель 3 часа в неделю.

Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми.

      Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 1 года детьми 14 – 16 лет.

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу обучения по данной Программе учащиеся должны

Знать/ понимать:

смысл основных теоретических положений экономической науки;

основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений.

Уметь:

приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;

описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок

труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закона спроса; причины неравенства доходов; роль  минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

сравнивать/ различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых,

организационно –правовые формы предприятий, акции и облигации;

вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения

формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету, бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения ценна факторы производства, товары – заменители и дополняющие товары;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исполнения типичных экономических ролей;

решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

Приобрести навыки:                                                                                                                              получения и оценки экономической информации;                                                                                              составления семейного бюджета;                                                                                                                         оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Виды и формы контроля ЗУН учащихся:

·                   Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование.

·                   Текущий контроль  - беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.

·                   Итоговый контроль (итоговая и промежуточная аттестация) – зачетная работа по теме, участие в районных, областных и всероссийских выставках, защита творческих проектов.

·                   Тематический.

·                   Предварительный.

·                   Устный.

·                   Письменный.

·                   Фронтальный.

·                   Индивидуальный.

Способы проверки ЗУН учащихся

·                   Начальная диагностика проводится с детьми в начале учебного года, чтобы выявить уровень  ЗУН, которые имеют дети.

·                   Промежуточная аттестация  проводится в декабре.

·                   Итоговая аттестация проводится в конце учебного года. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, игры, кроссворда, практическую часть в виде защиты мини-выставки или самостоятельной работы.

Формы подведения итогов реализации

·                   участие в конкурсах;

·                   защита творческих работ и проектов.

Условия реализации

·          заинтересовать детей содержанием программы и ее конечным

      результатом;

·          организация процесса обучения в интересной доступной форме.

Техническое оснащение

·                    проектор;

·                    экран;

·                    видео – диски;

·                    компьютер.

Дидактическое обеспечение

·                   Методические разработки по темам программы.

·                   Подборка информационной справочной литературы.

·                   Сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся.

·                   Наглядные пособия по темам.

·                   Карты индивидуального пользования по темам.

·                   Новые педагогические технологии в общеобразовательном процессе (сотрудничество педагога с учащимися, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей – активизация творческого самовыражения).

·                   Видео и фото материалы.

Методы и приемы обучения

 Объяснительно – иллюстративный (беседа, рассказ, экскурсия, объяснение, показ иллюстраций).

 Репродуктивный (решение задач по образцу, по схеме, демонстрация приемов работы с графиками).

 Проблемно – поисковый (наблюдение, анализ и синтез объекта или сюжетной композиции, индукция – дедукция)

 Исследовательский (творческие проекты, самостоятельная работа).

 

Инновационные технологии, используемые и предусмотренные программой.

Образовательные технологии.

Технология развивающего обучения – активизация памяти, внимания, мышления.

Технология эффективности организации и управления образовательным процессом – качество освоения программного материала.

Технология интенсификации и активной познавательной деятельности – создание ситуации успешности, поддержки, способствует творческому развитию личности.

      Образовательные технологии направлены на развитие важнейших 

      компетенций обучающихся для современной жизни.

Здоровьесберегающие технологии

Индивидуально – дифференцированный подход, снятие эмоциональной нагрузки, напряжения, закрепощенности.

Дыхательная гимнастика – укрепление физического здоровья.

Игровые динамические паузы – снятие перегрузок, снятие утомляемости глаз (упражнения).

Наблюдения за учащимися показывают, что использование  

здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет

детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном

пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Санитарно – гигиенические требования

Для реализации общеразвивающей программы необходимо иметь:

Светлое просторное помещение.

У каждого ребенка есть место за партой и набор необходимых принадлежностей.

Расстояние от глаз до работы должно составлять 35 – 40см. При меньшем расстоянии может развиться близорукость.

Кабинет оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий.

В наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение

       Реализация программы и  подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.   

      Педагог осуществляет дополнительное  образование учащихся в соответствии со своей   программой.

      В ходе  реализации программы,  возможна консультативная помощь  психолога, для  выявления скрытых способностей детей.

Ожидаемые результаты

овладение обучающимися первичными умениями анализа рынка труда своего города и коррекции пути построения своей профессиональной карьеры с учётом проведенного анализа;

формирование способности к принятию активной позиции на рынке труда, в процессе профессионального становления и адаптации на будущем рабочем месте;

знакомство с основами предпринимательской деятельности и спектром профессий в сфере бизнеса;

использование полученных при изучении курса знаний и опыта для 

  успешной  социализации в условиях рыночной экономики.

 

    

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Учебно - тематический план

« Экономика в жизни»

п/п

Тема

 

Кол – во часов

теор

практ

Всего

1

Введение в курс программы.

1

 

1

2

 

2

Что изучается в курсе «Экономика семьи».

3

4

7

 

«Домашняя экономика».

 

 

31

3

Семья в экономической структуре общества.

1

2

3

4

Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества.

1

3

4

5

Бюджет семьи.

3

5

8

6

Расходы на питание и жильё.

2

2

4

7

Рациональные вещевые потребности.

1

3

4

8

Семейный менеджмент.

3

4

7

 

"Математика и экономика".

 

 

43

9

Нахождение процентов от числа и обратная задача.

2

5

7

10

Повышение и понижение величины на х%.

2

5

7

11

Определение характера изменения цены и процент этого изменения.

2

4

6

12

Основные положения банковского процента.

1

3

4

13

Формулы сложных процентов.

1

4

5

14

Понятие спроса и предложения.

1

1

2

15

Сравнение прироста капитала при различных условиях помещения.

1

2

3

16

Задачи экономического содержания на производительность труда.

1

3

4

17

Издержки, затраты и прибыль.

2

3

5

 

«Математика в экономике и банковском деле».

 

 

26

18

Экономико-математические методы.

1

3

4

19

Элементарная математика и логика в экономике

5

10

15

20

Системы уравнений и рыночное равновесие

1

2

3

21

Реализация планов

1

3

4

Всего

36

72

108

Методическое обеспечение

 

п/п

Название разделов и тем

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

Введение в курс программы

1

Вводное занятие «Экономика в жизни».

Беседа, занятие объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

2

Входной контроль.

Анкетирование. Мини-сочинение на тему «Почему я хочу стать экономистом (менеджером, банкиром, предпринимателем…)»

Что изучается в курсе «Экономика семьи»

3

Что такое экономика.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективная рефлексия

4

Что такое экономика.

Занятие – игра

Частично – поисковый, игровой, метод контроля

Наглядный иллюстративный материал

Опрос, тренировочное упражнение

5

Основные проблемы экономики.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективная рефлексия

6

Семья глазами экономиста.

Занятие - путешествие

Словесный, наглядный, практический

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

7

Хозяйственная деятельность семьи.

Занятие – игра

Частично – поисковый, игровой

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

8

Потребности человека и семьи.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

9

Потребности человека и семьи.

Занятие – игра

Частично – поисковый, игровой, метод контроля

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

Домашняя экономика.

Семья в экономической структуре общества.

10

Что такое семья. Цели и задачи семейной экономики.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективная рефлексия

11

Семья и её потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

12

Семья и её потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство.

Практическое занятие

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества.

13

Цели и функции семьи. Становление семейных отношений.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

14

Цели и функции семьи. Становление семейных отношений.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

15

Внутренняя и внешняя среда семейного хозяйства.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

16

Внутренняя и внешняя среда семейного хозяйства.

Практическое занятие

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

Бюджет семьи

17

Доходы и расходы семьи.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

18

Доходы и расходы семьи.

Беседа

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

19

Понятие бюджета.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

20

Понятие бюджета.

Беседа

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

21

Финансовая документация семьи.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

22

Финансовая документация семьи.

Беседа

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

23

Бюджет школьника.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

24

Бюджет школьника.

Занятие – игра

Репродуктивный, игровой

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

Расходы на питание и жильё.

25

Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию.

Беседа

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

26

Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию.

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

27

Способы удовлетворения потребности в жилье. Правила рационального интерьера и требования к жилью.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

28

Способы удовлетворения потребности в жилье. Правила рационального интерьера и требования к жилью.

Занятие – игра

Репродуктивный, игровой

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

Рациональные вещевые потребности.

29

Разнообразие семейных потребностей. Норма рационального потребления.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

30

Разнообразие семейных потребностей. Норма рационального потребления.

Беседа

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

31

Уровень жизни и потребительская корзина.

Практическое занятие

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

32

Уровень жизни и потребительская корзина.

Практическое занятие

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

Семейный менеджмент.

33

Понятие о семейном менеджменте.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

34

Понятие о семейном менеджменте.

Беседа

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

35

Организация труда в семье.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

36

Организация труда в семье.

Практическое занятие

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

37

Организация труда в семье.

Практическое занятие

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

38

Семейное законодательство. Семья и государство.

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

39

Семейное законодательство. Семья и государство.

Практическое занятие

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

"Математика и экономика".

40

Нахождение процентов от числа и обратная задача.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

41

Нахождение процентов от числа и обратная задача.

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

42

Нахождение процентов от числа и обратная задача.

Диспут

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

43

Нахождение процентов от числа и обратная задача.

Практическое занятие

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

44

Нахождение процентов от числа и обратная задача.

Комбинированное занятие

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Коллективная рефлексия

45

Нахождение процентов от числа и обратная задача.

Диспут

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

46

Нахождение процентов от числа и обратная задача.

Беседа, итоговое занятие

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

47

Повышение и понижение величины на х%.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

48

Повышение и понижение величины на х%.

Практическое занятие

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

49

Повышение и понижение величины на х%.

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

50

Повышение и понижение величины на х%.

Беседа, практическое занятие

Словесный, практический

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

51

Повышение и понижение величины на х%.

Диспут

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

52

Повышение и понижение величины на х%.

Беседа, практическое занятие

Словесный, практический

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

53

Повышение и понижение величины на х%.

Беседа, итоговое занятие

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

54

Определение характера изменения цены и процент этого изменения.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

55

Определение характера изменения цены и процент этого изменения.

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

56

Определение характера изменения цены и процент этого изменения.

Диспут

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

57

Определение характера изменения цены и процент этого изменения.

Беседа, практическое занятие

Словесный, практический

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

58

Определение характера изменения цены и процент этого изменения.

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

59

Определение характера изменения цены и процент этого изменения.

Беседа, итоговое занятие

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

60

Основные положения банковского процента.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

61

Основные положения банковского процента.

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

62

Основные положения банковского процента.

Диспут

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

63

Основные положения банковского процента.

Беседа, итоговое занятие

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

64

Формулы сложных процентов.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

65

Формулы сложных процентов.

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

67

Формулы сложных процентов.

Диспут

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

68

Формулы сложных процентов.

Беседа, практическое занятие

Словесный, практический

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

69

Формулы сложных процентов.

Беседа, итоговое занятие

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

70

Понятие спроса и предложения.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

71

Понятие спроса и предложения.

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

72

Сравнение прироста капитала при различных условиях помещения.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

73

Сравнение прироста капитала при различных условиях помещения.

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

74

Сравнение прироста капитала при различных условиях помещения.

Диспут

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

75

Задачи экономического содержания на производительность труда.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

76

Задачи экономического содержания на производительность труда.

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

77

Задачи экономического содержания на производительность труда.

Беседа, практическое занятие

Словесный, практический

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

78

Задачи экономического содержания на производительность труда.

Диспут

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

79

Издержки, затраты и прибыль.

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

80

Издержки, затраты и прибыль.

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

81

Издержки, затраты и прибыль.

Беседа, практическое занятие

Словесный, практический

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

82

Издержки, затраты и прибыль.

Беседа, итоговое занятие

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ И БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ»

Экономико-математические методы.

83

Понятие о математических моделях, экономических методах

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

84

О проблемах экономической теории

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

85

Рентабельность и вычисление налогов на прибыль

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

86

Рентабельность и вычисление налогов на прибыль

Беседа, итоговое занятие

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

Элементарная математика и логика в экономике

87

Дроби, доли, пропорции и основные действия арифметики и алгебры

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

88

Дроби, доли, пропорции и основные действия арифметики и алгебры

Беседа, практическое занятие

Словесный, практический

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

89

Дроби, доли, пропорции и основные действия арифметики и алгебры

Практическое занятие

Репродуктивный

Наглядный иллюстративный материал

Тренировочное упражнение

90

Функции и графики в экономике

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

91

Функции и графики в экономике

Беседа, практическое занятие

Словесный, практический

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

92

Функции и графики в экономике

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

93

Функции и графики в экономике

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

94

Функции и графики в экономике

Занятие - путешествие

Наглядный, практический, игровой

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

95

Прогрессии и комбинаторика в экономических задачах

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

96

Прогрессии и комбинаторика в экономических задачах

Беседа, практическое занятие

Словесный, практический

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

97

Прогрессии и комбинаторика в экономических задачах

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

98

Прогрессии и комбинаторика в экономических задачах

Творческая работа

Частично поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

99

Прогрессии и комбинаторика в экономических задачах

Занятие - путешествие

Наглядный, практический, игровой

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

100

Логические задачи и задачи на смекалку

Занятие -объяснение

Словесный, наглядный

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

101

Логические задачи и задачи на смекалку

Беседа, практическое занятие

Словесный, практический

Наглядный иллюстративный материал

Опрос

Системы уравнений и рыночное равновесие

102

Спрос, предложение и равновесие.

Беседа

Словесный

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

103

Встреча с местными предпринимателями

Беседа

Словесный

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

104

Примеры нахождения рыночного равновесия

Коллективная творческая работа

Частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

Реализация планов

105

Выполнение проекта.

Коллективная творческая работа

Игровой, частично - поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Коллективный анализ работ

105

Выполнение проекта.

Творческая работа

Игровой, частично – поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Отзыв

106

Защита проекта.

Коллективная творческая работа

Игровой, частично - поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Защита творческих работ

108

Итоговое занятие.

Коллективная творческая работа. Итоговое

Игровой, частично - поисковый

Наглядный иллюстративный материал

Презентация творческих работ

 

Информационные ресурсы

Для педагога:

1. Абчук В.А. Экономико-математические методы: Элементарная математика и логика. Методы исследования операций. – СПб.: Союз, 1999

2.Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-Пресс, 1999.

3. Башарин Г.П. Начала финансовой математики. М.: Инфра-М, 1998.

4.Бочарова О.В. Математика в экономике: Программа элективного курса для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и пере-подготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2003.

5.Вигдорчук Е.В., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. М.: Вита-Пресс, 1995.

6.Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2004.

7.Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. СПб.: Специальная литература, 1997.

8.Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. М.: Вита-Пресс, 2011.

9.Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. М.: – Вита-Пресс, 1997.

10.Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики // Математика в школе, 1997. № 5.

11.Симонов А.С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономике // Математика в школе, 1998. № 3.

12.Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе, 1998. № 4.

13.Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. М.: Начала-Пресс, 1995.

14.Шевкин А.В. Текстовые задачи. М.: Просвещение, 1997.

 

Для детей:

1.     М.Л.Галицкий и др. «Сборник задач по алгебре», 8-9 кл.

2.     М.Л. Галицкий и др. «Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа».

3.     Г.П. Башарин «Начала финансовой математики».

4.     Быков А.А. «Решение задач по математике в тестовой форме». Государственный университет-высшая школа экономики.

5.     И.В.Липсиц «Экономика без тайн»

6.     Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина «Уроки экономики в школе»(книга 2,пособие для учителя).

7.     «Математика ЕГЭ-2012» (учебно-тренировочные тесты) под редакцией Ф.Ф.Лысенко.

8.     А.С.Симонов «Проценты и банковские расчеты»(Математика в школе.-№4-1998.

9.     Е.Вигдорчик,Т.Нежданова «Элементарная математика в экономике и бизнесе».

 

Способы проверки ЗУН

·        Начальная диагностика.

·        Промежуточная диагностика.

·        Итоговая аттестация.

Виды и формы контроля ЗУН воспитанников

Входной контроль – собеседование, анкетирование.

Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы в форме викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.

 

Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период: четверть, полугодие или материал по разделу.

Итоговый(проверяется на кануне перевода на следующую ступень обучения) – основная форма подведения итогов обучения; участие в районных, областных и Всероссийских выставках, а так же зачётная работа по заданной теме или  по выбору.

Способы организации контроля

·        индивидуальный;

·        фронтальный;

·        групповой;

·        коллективный.

Формы подведения итогов

·        соревнования;

·        зачётные занятия по теме;

·        защита творческих проектов.

 

Краткое содержание изучаемого материала.

  Введение в курс Программы

Вводное занятие «Экономика в жизни».

1.  «Домашняя экономика»

Теория:

Практика:

2. "Математика и экономика"

Теория:

История появления процентов. Решение основных задач на проценты: а)нахождение процента от числа; б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процентного отношения двух чисел.

Практика:

Актуализация знаний об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Решение задач на последовательное изменение цены. Использование схем при решении задач. Решение задач на выбор наилучшего варианта прироста капитала при различных условиях помещения вкладов в разные банки.

3. «Математика в экономике и банковском деле».

Теория:

Рентабельность и вычисление налогов на прибыль. Понятие рентабельности. Прибыль - важный показатель финансовой деятельности предприятия. Различные формы прибыли в экономике. Прибыль, облагаемая налогом. Себестоимость производства. Налог на прибыль. Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике. Линейная функция. Примеры в экономике. Квадратичная функция. Чем выше стоимость товара, тем меньше приобретают его. Дробно-линейные и некоторые другие, тесно с ними связанные функции. Какую цену на товар должна установить фирма для того, чтобы выручка от его реализации была наибольшей? Функции спроса и предложения. Исследование графиков функций спроса и предложения некоторого товара.

Практика:

Примеры нахождения рыночного равновесия. Решение задач на нахождение рыночного равновесия, сводящиеся к решению линейных, некоторых нелинейных уравнений и систем уравнений.

 

               


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Краткая информационная справка

Краткая информационная справка

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Экономика в жизни» (далее программа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Экономика в жизни» (далее программа)

Развивающие: развить интерес к изучению экономики; сформировать исследовательский подход к оценке экономических явлений

Развивающие: развить интерес к изучению экономики; сформировать исследовательский подход к оценке экономических явлений

Режим занятий: 36 рабочих недель 3 часа в неделю

Режим занятий: 36 рабочих недель 3 часа в неделю

Виды и формы контроля ЗУН учащихся: ·

Виды и формы контроля ЗУН учащихся: ·

Новые педагогические технологии в общеобразовательном процессе (сотрудничество педагога с учащимися, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей – активизация творческого самовыражения)

Новые педагогические технологии в общеобразовательном процессе (сотрудничество педагога с учащимися, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей – активизация творческого самовыражения)

Кабинет оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий

Кабинет оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий

Учебно - тематический план «

Учебно - тематический план «

Методическое обеспечение № п/п

Методическое обеспечение № п/п

Домашняя экономика. Семья в экономической структуре общества

Домашняя экономика. Семья в экономической структуре общества

Бюджет школьника. Занятие – играРепродуктивный, игровойНаглядный иллюстративный материалОтзыв

Бюджет школьника. Занятие – играРепродуктивный, игровойНаглядный иллюстративный материалОтзыв

Коллективная творческая работа

Коллективная творческая работа

Повышение и понижение величины на х%

Повышение и понижение величины на х%

Словесный, наглядный Наглядный иллюстративный материал

Словесный, наглядный Наглядный иллюстративный материал

Рентабельность и вычисление налогов на прибыльБеседа, итоговое занятиеСловесный, наглядныйНаглядный иллюстративный материалТренировочное упражнение

Рентабельность и вычисление налогов на прибыльБеседа, итоговое занятиеСловесный, наглядныйНаглядный иллюстративный материалТренировочное упражнение

Логические задачи и задачи на смекалку

Логические задачи и задачи на смекалку

Симонов А.С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономике //

Симонов А.С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономике //

Формы подведения итогов · соревнования; · зачётные занятия по теме; · защита творческих проектов

Формы подведения итогов · соревнования; · зачётные занятия по теме; · защита творческих проектов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2021