Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Принято на заседании методического совета протокол №1 от 31.08.2017 года. |
Утверждаю Директор МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» ______________А.Ю.Самохвалов Приказ №133 от 31.08.2017 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естетвеннонаучной направленности
« Экономика в жизни»
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Смоленцева Г.В.,
педагог дополнительного образования
п. Первомайский 2017 года
Краткая информационная справка
Сведения об авторе:
Смоленцева Галина Владимировна – учитель математики
Информация о программе:
Тип программы – модифицированная
Направленность – естественнонаучная
Уровень освоения – долгосрочный
Возрастной диапазон –средний школьный возраст.
Контактный телефон: 8 (47548) 22063
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области |
2. Полное название программы |
Дополнительная общеобразовательная обще-развивающая программа естетвеннонаучной направленности « Экономика в жизни» |
3. Сведения об авторах: |
|
3.1. Ф.И.О., должность |
Смоленцева Галина Владимировна – педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: |
|
4.1. Нормативная база: |
· Закон РФ «Об образовании»; · Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года; · Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 1251-03 (зарегистрированного в Минюсте 27.05.03 г. № 4594); · Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655; · СанПиН 2.4.1.2660 – 10; · Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утвержденных научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003 г.); · Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844; |
4.2. Область применения |
дополнительное образование |
4.3. Направленность |
естетвеннонаучная |
4.4. Тип программы |
модифицированная |
4.5. Целевая направленность программы |
образовательная |
4.6. Возраст учащихся по программе |
14-16 лет |
4.7. Продолжительность обучения |
1 год |
5. Рецензенты и авторы отзывов: |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Экономика в жизни» (далее программа)
Дополнительная образовательная программа «Экономика в жизни» имеет естественнонаучную направленность.
Актуальность данной программы в том, что реальность нашего времени требует, чтобы каждый школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся материальное состояние человека, семьи, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Направленность программы – естественнонаучная.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что применение технических средств и ИКТ, игровых методик на занятиях способствует формированию критического и аналитического мышления учащихся, развитию их предпринимательских способностей, формированию чувства ответственности за свои действия, активизирует их самостоятельную деятельность.
Новизна данной программы состоит в том, что она направлена на отработку умений и навыков, компетентностей, которые позволят в дальнейшем молодым людям решать такие жизненные проблемы, например, как составление семейного бюджета, повышение собственной производительности труда, определение уровня инфляции и т.п. В основу программы положена идея социализации учащихся, подготовки их к освоению социальных ролей (семьянина, труженика, менеджера, финансиста) и базовых экономических, социальных, коммуникативных компетенций. В программе конкретизируются следующие идеи: создание основы для осознанного выбора и последующего освоения программ высшего профессионального образования выпускниками школы, адаптация обучающихся к жизни в обществе.
Цель: формирование у школьников общего представления об основах экономики, ее основных понятиях и закономерностях, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению таких социальных ролей как потребитель, производитель, гражданин.
Задачи:
Обучающие:
обучить основам финансовых расчетов, вычислений;
сформировать базовые умения анализа экономических альтернатив;
привить навыки решения повседневных экономических задач;
показать многообразие альтернатив в решении практических экономических задач.
Развивающие:
развить интерес к изучению экономики;
сформировать исследовательский подход к оценке экономических явлений.
Воспитательные:
способствовать формированию активной общественной позиции; способствовать формированию ответственности за принятие своих решений;
сориентировать учащегося в объеме повседневных практических задач, стоящих перед взрослым жителем государства.
Отличительные особенности программы
Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых программ научно- познавательной направленности, с учетом использования различных методов и технологий, а также основана на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 14 до 16 лет.
Срок реализации Программы – 1 год.
Формы занятий:
1. Занятие – объяснение.
2. Занятие – путешествие.
3. Дискуссия.
4. Тестирование.
5. Занятие - игра.
6. Защита творческих работ.
7. Викторина.
8. Конкурсная программа.
9. Итоговые занятия.
При проведении, занятий учитывается:
· уровень ЗУН учащихся, их индивидуальные особенности;
· самостоятельность ребенка;
· индивидуальные особенности;
· особенности мышления, познавательные интересы.
По данному курсу обучается одна группа детей.
Занятия экономикой требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группа состоит из 15 человек.
В коллектив принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного отбора, которые имеют желание заниматься по данному профилю.
Режим занятий: 36 рабочих недель 3 часа в неделю.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 1 года детьми 14 – 16 лет.
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения по данной Программе учащиеся должны
Знать/ понимать:
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений.
Уметь:
приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок
труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закона спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
сравнивать/ различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых,
организационно –правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения
формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету, бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения ценна факторы производства, товары – заменители и дополняющие товары;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Приобрести навыки: получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Виды и формы контроля ЗУН учащихся:
· Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование.
· Текущий контроль - беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.
· Итоговый контроль (итоговая и промежуточная аттестация) – зачетная работа по теме, участие в районных, областных и всероссийских выставках, защита творческих проектов.
· Тематический.
· Предварительный.
· Устный.
· Письменный.
· Фронтальный.
· Индивидуальный.
Способы проверки ЗУН учащихся
· Начальная диагностика проводится с детьми в начале учебного года, чтобы выявить уровень ЗУН, которые имеют дети.
· Промежуточная аттестация проводится в декабре.
· Итоговая аттестация проводится в конце учебного года. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, игры, кроссворда, практическую часть в виде защиты мини-выставки или самостоятельной работы.
Формы подведения итогов реализации
· участие в конкурсах;
· защита творческих работ и проектов.
Условия реализации
· заинтересовать детей содержанием программы и ее конечным
результатом;
· организация процесса обучения в интересной доступной форме.
Техническое оснащение
· проектор;
· экран;
· видео – диски;
· компьютер.
Дидактическое обеспечение
· Методические разработки по темам программы.
· Подборка информационной справочной литературы.
· Сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся.
· Наглядные пособия по темам.
· Карты индивидуального пользования по темам.
· Новые педагогические технологии в общеобразовательном процессе (сотрудничество педагога с учащимися, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей – активизация творческого самовыражения).
· Видео и фото материалы.
Методы и приемы обучения
Объяснительно – иллюстративный (беседа, рассказ, экскурсия, объяснение, показ иллюстраций).
Репродуктивный (решение задач по образцу, по схеме, демонстрация приемов работы с графиками).
Проблемно – поисковый (наблюдение, анализ и синтез объекта или сюжетной композиции, индукция – дедукция)
Исследовательский (творческие проекты, самостоятельная работа).
Инновационные технологии, используемые и предусмотренные программой.
Образовательные технологии.
Технология развивающего обучения – активизация памяти, внимания, мышления.
Технология эффективности организации и управления образовательным процессом – качество освоения программного материала.
Технология интенсификации и активной познавательной деятельности – создание ситуации успешности, поддержки, способствует творческому развитию личности.
Образовательные технологии направлены на развитие важнейших
компетенций обучающихся для современной жизни.
Здоровьесберегающие технологии
Индивидуально – дифференцированный подход, снятие эмоциональной нагрузки, напряжения, закрепощенности.
Дыхательная гимнастика – укрепление физического здоровья.
Игровые динамические паузы – снятие перегрузок, снятие утомляемости глаз (упражнения).
Наблюдения за учащимися показывают, что использование
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет
детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном
пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации общеразвивающей программы необходимо иметь:
Светлое просторное помещение.
У каждого ребенка есть место за партой и набор необходимых принадлежностей.
Расстояние от глаз до работы должно составлять 35 – 40см. При меньшем расстоянии может развиться близорукость.
Кабинет оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий.
В наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей программой.
В ходе реализации программы, возможна консультативная помощь психолога, для выявления скрытых способностей детей.
Ожидаемые результаты
овладение обучающимися первичными умениями анализа рынка труда своего города и коррекции пути построения своей профессиональной карьеры с учётом проведенного анализа;
формирование способности к принятию активной позиции на рынке труда, в процессе профессионального становления и адаптации на будущем рабочем месте;
знакомство с основами предпринимательской деятельности и спектром профессий в сфере бизнеса;
использование полученных при изучении курса знаний и опыта для
успешной социализации в условиях рыночной экономики.
Учебно - тематический план
« Экономика в жизни»
№ п/п |
Тема
|
Кол – во часов |
|||
теор |
практ |
Всего |
|||
1 |
Введение в курс программы. |
1
|
1 |
2
|
|
2 |
Что изучается в курсе «Экономика семьи». |
3 |
4 |
7 |
|
|
«Домашняя экономика». |
|
|
31 |
|
3 |
Семья в экономической структуре общества. |
1 |
2 |
3 |
|
4 |
Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества. |
1 |
3 |
4 |
|
5 |
Бюджет семьи. |
3 |
5 |
8 |
|
6 |
Расходы на питание и жильё. |
2 |
2 |
4 |
|
7 |
Рациональные вещевые потребности. |
1 |
3 |
4 |
|
8 |
Семейный менеджмент. |
3 |
4 |
7 |
|
|
"Математика и экономика". |
|
|
43 |
|
9 |
Нахождение процентов от числа и обратная задача. |
2 |
5 |
7 |
|
10 |
Повышение и понижение величины на х%. |
2 |
5 |
7 |
|
11 |
Определение характера изменения цены и процент этого изменения. |
2 |
4 |
6 |
|
12 |
Основные положения банковского процента. |
1 |
3 |
4 |
|
13 |
Формулы сложных процентов. |
1 |
4 |
5 |
|
14 |
Понятие спроса и предложения. |
1 |
1 |
2 |
|
15 |
Сравнение прироста капитала при различных условиях помещения. |
1 |
2 |
3 |
|
16 |
Задачи экономического содержания на производительность труда. |
1 |
3 |
4 |
|
17 |
Издержки, затраты и прибыль. |
2 |
3 |
5 |
|
|
«Математика в экономике и банковском деле». |
|
|
26 |
|
18 |
Экономико-математические методы. |
1 |
3 |
4 |
|
19 |
Элементарная математика и логика в экономике |
5 |
10 |
15 |
|
20 |
Системы уравнений и рыночное равновесие |
1 |
2 |
3 |
|
21 |
Реализация планов |
1 |
3 |
4 |
|
Всего |
36 |
72 |
108 |
||
Методическое обеспечение
№ п/п |
Название разделов и тем |
Формы занятий |
Приемы и методы |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Формы подведения итогов |
Введение в курс программы |
|||||
1 |
Вводное занятие «Экономика в жизни». |
Беседа, занятие объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
2 |
Входной контроль. |
Анкетирование. Мини-сочинение на тему «Почему я хочу стать экономистом (менеджером, банкиром, предпринимателем…)» |
|||
Что изучается в курсе «Экономика семьи» |
|||||
3 |
Что такое экономика. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективная рефлексия |
4 |
Что такое экономика. |
Занятие – игра |
Частично – поисковый, игровой, метод контроля |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос, тренировочное упражнение |
5 |
Основные проблемы экономики. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективная рефлексия |
6 |
Семья глазами экономиста. |
Занятие - путешествие |
Словесный, наглядный, практический |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
7 |
Хозяйственная деятельность семьи. |
Занятие – игра |
Частично – поисковый, игровой |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
8 |
Потребности человека и семьи. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
9 |
Потребности человека и семьи. |
Занятие – игра |
Частично – поисковый, игровой, метод контроля |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
Домашняя экономика. Семья в экономической структуре общества. |
|||||
10 |
Что такое семья. Цели и задачи семейной экономики. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективная рефлексия |
11 |
Семья и её потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
12 |
Семья и её потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство. |
Практическое занятие |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества. |
|||||
13 |
Цели и функции семьи. Становление семейных отношений. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
14 |
Цели и функции семьи. Становление семейных отношений. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
15 |
Внутренняя и внешняя среда семейного хозяйства. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
16 |
Внутренняя и внешняя среда семейного хозяйства. |
Практическое занятие |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
Бюджет семьи |
|||||
17 |
Доходы и расходы семьи. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
18 |
Доходы и расходы семьи. |
Беседа |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
19 |
Понятие бюджета. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
20 |
Понятие бюджета. |
Беседа |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
21 |
Финансовая документация семьи. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
22 |
Финансовая документация семьи. |
Беседа |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
23 |
Бюджет школьника. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
24 |
Бюджет школьника. |
Занятие – игра |
Репродуктивный, игровой |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
Расходы на питание и жильё. |
|||||
25 |
Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию. |
Беседа |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
26 |
Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию. |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
27 |
Способы удовлетворения потребности в жилье. Правила рационального интерьера и требования к жилью. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
28 |
Способы удовлетворения потребности в жилье. Правила рационального интерьера и требования к жилью. |
Занятие – игра |
Репродуктивный, игровой |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
Рациональные вещевые потребности. |
|||||
29 |
Разнообразие семейных потребностей. Норма рационального потребления. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
30 |
Разнообразие семейных потребностей. Норма рационального потребления. |
Беседа |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
31 |
Уровень жизни и потребительская корзина. |
Практическое занятие |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
32 |
Уровень жизни и потребительская корзина. |
Практическое занятие |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
Семейный менеджмент. |
|||||
33 |
Понятие о семейном менеджменте. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
34 |
Понятие о семейном менеджменте. |
Беседа |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
35 |
Организация труда в семье. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
36 |
Организация труда в семье. |
Практическое занятие |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
37 |
Организация труда в семье. |
Практическое занятие |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
38 |
Семейное законодательство. Семья и государство. |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
39 |
Семейное законодательство. Семья и государство. |
Практическое занятие |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
"Математика и экономика". |
|||||
40 |
Нахождение процентов от числа и обратная задача. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
41 |
Нахождение процентов от числа и обратная задача. |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
42 |
Нахождение процентов от числа и обратная задача. |
Диспут |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
43 |
Нахождение процентов от числа и обратная задача. |
Практическое занятие |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
44 |
Нахождение процентов от числа и обратная задача. |
Комбинированное занятие |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективная рефлексия |
45 |
Нахождение процентов от числа и обратная задача. |
Диспут |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
46 |
Нахождение процентов от числа и обратная задача. |
Беседа, итоговое занятие |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
47 |
Повышение и понижение величины на х%. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
48 |
Повышение и понижение величины на х%. |
Практическое занятие |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
49 |
Повышение и понижение величины на х%. |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
50 |
Повышение и понижение величины на х%. |
Беседа, практическое занятие |
Словесный, практический |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
51 |
Повышение и понижение величины на х%. |
Диспут |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
52 |
Повышение и понижение величины на х%. |
Беседа, практическое занятие |
Словесный, практический |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
53 |
Повышение и понижение величины на х%. |
Беседа, итоговое занятие |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
54 |
Определение характера изменения цены и процент этого изменения. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
55 |
Определение характера изменения цены и процент этого изменения. |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
56 |
Определение характера изменения цены и процент этого изменения. |
Диспут |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
57 |
Определение характера изменения цены и процент этого изменения. |
Беседа, практическое занятие |
Словесный, практический |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
58 |
Определение характера изменения цены и процент этого изменения. |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
59 |
Определение характера изменения цены и процент этого изменения. |
Беседа, итоговое занятие |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
60 |
Основные положения банковского процента. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
61 |
Основные положения банковского процента. |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
62 |
Основные положения банковского процента. |
Диспут |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
63 |
Основные положения банковского процента. |
Беседа, итоговое занятие |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
64 |
Формулы сложных процентов. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
65 |
Формулы сложных процентов. |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
67 |
Формулы сложных процентов. |
Диспут |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
68 |
Формулы сложных процентов. |
Беседа, практическое занятие |
Словесный, практический |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
69 |
Формулы сложных процентов. |
Беседа, итоговое занятие |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
70 |
Понятие спроса и предложения. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
71 |
Понятие спроса и предложения. |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
72 |
Сравнение прироста капитала при различных условиях помещения. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
73 |
Сравнение прироста капитала при различных условиях помещения. |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
74 |
Сравнение прироста капитала при различных условиях помещения. |
Диспут |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
75 |
Задачи экономического содержания на производительность труда. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
76 |
Задачи экономического содержания на производительность труда. |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
77 |
Задачи экономического содержания на производительность труда. |
Беседа, практическое занятие |
Словесный, практический |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
78 |
Задачи экономического содержания на производительность труда. |
Диспут |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
79 |
Издержки, затраты и прибыль. |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
80 |
Издержки, затраты и прибыль. |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
81 |
Издержки, затраты и прибыль. |
Беседа, практическое занятие |
Словесный, практический |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
82 |
Издержки, затраты и прибыль. |
Беседа, итоговое занятие |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ И БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ» Экономико-математические методы. |
|||||
83 |
Понятие о математических моделях, экономических методах |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
84 |
О проблемах экономической теории |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
85 |
Рентабельность и вычисление налогов на прибыль |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
86 |
Рентабельность и вычисление налогов на прибыль |
Беседа, итоговое занятие |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
Элементарная математика и логика в экономике |
|||||
87 |
Дроби, доли, пропорции и основные действия арифметики и алгебры |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
88 |
Дроби, доли, пропорции и основные действия арифметики и алгебры |
Беседа, практическое занятие |
Словесный, практический |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
89 |
Дроби, доли, пропорции и основные действия арифметики и алгебры |
Практическое занятие |
Репродуктивный |
Наглядный иллюстративный материал |
Тренировочное упражнение |
90 |
Функции и графики в экономике |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
91 |
Функции и графики в экономике |
Беседа, практическое занятие |
Словесный, практический |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
92 |
Функции и графики в экономике |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
93 |
Функции и графики в экономике |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
94 |
Функции и графики в экономике |
Занятие - путешествие |
Наглядный, практический, игровой |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
95 |
Прогрессии и комбинаторика в экономических задачах |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
96 |
Прогрессии и комбинаторика в экономических задачах |
Беседа, практическое занятие |
Словесный, практический |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
97 |
Прогрессии и комбинаторика в экономических задачах |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
98 |
Прогрессии и комбинаторика в экономических задачах |
Творческая работа |
Частично поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
99 |
Прогрессии и комбинаторика в экономических задачах |
Занятие - путешествие |
Наглядный, практический, игровой |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
100 |
Логические задачи и задачи на смекалку |
Занятие -объяснение |
Словесный, наглядный |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
101 |
Логические задачи и задачи на смекалку |
Беседа, практическое занятие |
Словесный, практический |
Наглядный иллюстративный материал |
Опрос |
Системы уравнений и рыночное равновесие |
|||||
102 |
Спрос, предложение и равновесие. |
Беседа |
Словесный |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
103 |
Встреча с местными предпринимателями |
Беседа |
Словесный |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
104 |
Примеры нахождения рыночного равновесия |
Коллективная творческая работа |
Частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
Реализация планов |
|||||
105 |
Выполнение проекта. |
Коллективная творческая работа |
Игровой, частично - поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Коллективный анализ работ |
105 |
Выполнение проекта. |
Творческая работа |
Игровой, частично – поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Отзыв |
106 |
Защита проекта. |
Коллективная творческая работа |
Игровой, частично - поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Защита творческих работ |
108 |
Итоговое занятие. |
Коллективная творческая работа. Итоговое |
Игровой, частично - поисковый |
Наглядный иллюстративный материал |
Презентация творческих работ |
Информационные ресурсы
Для педагога:
1. Абчук В.А. Экономико-математические методы: Элементарная математика и логика. Методы исследования операций. – СПб.: Союз, 1999
2.Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-Пресс, 1999.
3. Башарин Г.П. Начала финансовой математики. М.: Инфра-М, 1998.
4.Бочарова О.В. Математика в экономике: Программа элективного курса для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и пере-подготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2003.
5.Вигдорчук Е.В., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. М.: Вита-Пресс, 1995.
6.Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2004.
7.Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. СПб.: Специальная литература, 1997.
8.Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. М.: Вита-Пресс, 2011.
9.Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. М.: – Вита-Пресс, 1997.
10.Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики // Математика в школе, 1997. № 5.
11.Симонов А.С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономике // Математика в школе, 1998. № 3.
12.Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе, 1998. № 4.
13.Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. М.: Начала-Пресс, 1995.
14.Шевкин А.В. Текстовые задачи. М.: Просвещение, 1997.
Для детей:
1. М.Л.Галицкий и др. «Сборник задач по алгебре», 8-9 кл.
2. М.Л. Галицкий и др. «Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа».
3. Г.П. Башарин «Начала финансовой математики».
4. Быков А.А. «Решение задач по математике в тестовой форме». Государственный университет-высшая школа экономики.
5. И.В.Липсиц «Экономика без тайн»
6. Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина «Уроки экономики в школе»(книга 2,пособие для учителя).
7. «Математика ЕГЭ-2012» (учебно-тренировочные тесты) под редакцией Ф.Ф.Лысенко.
8. А.С.Симонов «Проценты и банковские расчеты»(Математика в школе.-№4-1998.
9. Е.Вигдорчик,Т.Нежданова «Элементарная математика в экономике и бизнесе».
Способы проверки ЗУН
· Начальная диагностика.
· Промежуточная диагностика.
· Итоговая аттестация.
Виды и формы контроля ЗУН воспитанников
Входной контроль – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы в форме викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.
Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период: четверть, полугодие или материал по разделу.
Итоговый – (проверяется на кануне перевода на следующую ступень обучения) – основная форма подведения итогов обучения; участие в районных, областных и Всероссийских выставках, а так же зачётная работа по заданной теме или по выбору.
Способы организации контроля
· индивидуальный;
· фронтальный;
· групповой;
· коллективный.
Формы подведения итогов
· соревнования;
· зачётные занятия по теме;
· защита творческих проектов.
Краткое содержание изучаемого материала.
Введение в курс Программы
Вводное занятие «Экономика в жизни».
1. «Домашняя экономика»
Теория:
Практика:
2. "Математика и экономика"
Теория:
История появления процентов. Решение основных задач на проценты: а)нахождение процента от числа; б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процентного отношения двух чисел.
Практика:
Актуализация знаний об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Решение задач на последовательное изменение цены. Использование схем при решении задач. Решение задач на выбор наилучшего варианта прироста капитала при различных условиях помещения вкладов в разные банки.
3. «Математика в экономике и банковском деле».
Теория:
Рентабельность и вычисление налогов на прибыль. Понятие рентабельности. Прибыль - важный показатель финансовой деятельности предприятия. Различные формы прибыли в экономике. Прибыль, облагаемая налогом. Себестоимость производства. Налог на прибыль. Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике. Линейная функция. Примеры в экономике. Квадратичная функция. Чем выше стоимость товара, тем меньше приобретают его. Дробно-линейные и некоторые другие, тесно с ними связанные функции. Какую цену на товар должна установить фирма для того, чтобы выручка от его реализации была наибольшей? Функции спроса и предложения. Исследование графиков функций спроса и предложения некоторого товара.
Практика:
Примеры нахождения рыночного равновесия. Решение задач на нахождение рыночного равновесия, сводящиеся к решению линейных, некоторых нелинейных уравнений и систем уравнений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.